advertisement banner
i
C

Наши на WCG и IEM: «Без намерения победить»


В прошедший уик-энд крупных мировых финалов российские старкрфатеры не остались в стороне:  LiveZerg и   BratOK отправились на грандфинал WCG в Китай, а   Happy сыграл на IEM в Сингапуре. Поговорим о результатах.

Как мы уже знаем, ни один из троих не смог выйти из группы. Само по себе это не было бы чем-то сенсационным, ведь на дворе уже на 2010 год, и наличие в плейофф любого крупного турнира хотя бы одного-двух некорейцев уже считается успехом. Вот только конкретно в эти выходные все сильнейшие корейцы собрались далеко от Китая с Сингапуром - в шведском Йончепинге, на фестивале DreamHack Winter, где призовые были вдвое выше, чем на WCG и IEM вместе взятых.

World Cyber Games

Чем отличается WCG по StarCraft'у от любого другого турнира? Тем, что его отборочные турниры строго разделены по национальному признаку, то есть, на грандфинале может быть максимум три корейца. И если до 2010 года это был главный и единственный турнир, где мы могли оценить, как же «наши» смотрятся в битве против «ихних», то теперь это просто самый лёгкий из относительно крупных турниров, ведь на нём только три представителя сильнейшей нации, плюс куча игроков из таких старкрафтерских держав, как Иордания, Коста-Рика и Иран.

Каждый раз группы на WCG выглядят таким образом, что в каждой есть явный фаворит (как правило, один из тройки корейцев), и несколько претендентов на второе место, в число которых и попадают старкрафтеры из СНГ. В группе LiveZerg'а фаворитом был действующий чемпион   PartinG, а на второй слот претендовали  Sen и сам LZ, в группе Братка - фаворит  Jim и целых пять соискателей на второй слот: BratOK,  SuppyDayshi desRow, и, как оказалось по факту, ранее неизвестный нам филиппинец EnDerr.

И со времён Brood War мы привыкли ждать от WCG вызова, который бросают наши игроки мировым топам. Группы известны заранее, к матчапам и картам можно подготовиться. Мы помним великолепные заготовки Advokate против  Jaedong'а, сумасшедшие страты Android'а и подготовку Братка к Sen'у. Помним, как рассуждал   Bruce, что невозможно убить  Bisu гидрапушем, и готовил под него ол-ин с проталкиванием люркеров через минерал. Их соперники - не год ничего не показывающий PartinG или выстреливший первый раз в жизни игрок «Code B»  Sora, это были прогеймеры, которые возьмут сто из ста макро-игр у любого некорейца, и всё же ребята готовились и выходили на сцену с намерением победить. И вот со стороны показалось, что именно этого намерения, которое иногда ещё называют огнём в глазах - мы на прошлой неделе не увидели.

RoX.KIS.LiveZerg - WCG, Группа А, Третье место


Андрей Гульдяшов aka RoX.KIS.LiveZerg

LiveZerg - в прошлом достаточно средний по высоким российско-украинским меркам игрок в Brood War, ставший одним из топов ладдера в ранней бете StarCraft II. В сущности, LiveZerg никогда не выигрывал ни одного крупного или даже среднего турнира: Liquipedia помнит его выход в плейофф на ESWC и золото на «Битве четырёх», которая до громкого звания турнира явно не дотягивает, а российские болельщики времён беты и релиза вспомнят ещё бронзу на MSI Freedom League, когда LZ сенсационно - нет, не выиграл турнир, а взял одну карту у Братка, а затем проиграл  Neytpoh'у. Именно тогда LiveZerg получил приглашение от Bruce и сменил команду   Empire на   RoX.KIS.

Казалось бы, и нет оснований ждать от LiveZerg'а блестящих результатов, но дело в том, что многие российские топы, кому пришлось поиграть против него на тренировках или побывать вместе на буткемпе, отмечали его высочайший уровень игры. Наверное, он, по аналогии с  CJ_herO являет собой тот случай, описанный Coach Park'ом, когда игрок, обладающий объективно высоким уровнем игры, странным образом не имеет результатов на турнирах. Но, если herO прервал эту тенденцию и выиграл на этих выходных IEM, то LiveZerg не смог выбраться из группы на WCG.

В сущности, к LZ, пожалуй, претензий как раз меньше всего. Жаль, конечно, что его Bo3 серия с PartinG'ом закончилась за пятнадцать минут. Тем более, так хорошо всё начиналось в первой игре, когда удалось без существенных потерь отбить атаку корейца, в которую тот серьёзно вложился. Но что случилось дальше? Неужели не знают зерги из Европы, в каком стиле играют PvZ с более слабыми оппонентами корейские протоссы? PartinG просто доварпал юнитов, окончательно перейдя в двухбазовый ол-ин, и пробил зерга, который без задней мысли заказал раунд рабов.

Да, я знаю, что такое корейский тосс, и помню  Stork'а, который с двух гейтов убивал Mondragon'а, игравшего в контр-билд, практически без потерь по зилотам. И не верю, что в StarCraft II механическое исполнение значит столько же, сколько 6 лет назад в Brood War. Теперь вопрос не столько в исполнении, сколько в принятии решений, а значит, недоразведал, недопонял - и не отбился. Во второй игре не прокатил «чиз», потому что соперник разведал и понял.

Ну а в другом матче было 0:2 в зеркалке от Sen'а, потому что он тоже много лет как не тот игрок, которого можно занести в графу «фривин». Других матчей LiveZerg не отдал, всухую обыграв всех, в том числе и обладателя наилучшей статистики эквадорского террана Babysky, ник которого так и подмывало прочитать, как «Бабуську». Одним словом, LZ не опозорился - и опять не взлетел, так и оставшись для иностранных зрителей средне-непонятным зергом из России, а для нас - вроде бы талантом, который, авось, выстрелит когда-нибудь потом.

BratOK - WCG, Группа B, Шестое место


Павел Кузнецов aka BratOK

Строго говоря, Павел Кузнецов уже почти полгода как не прогеймер. И всё же после его победы на российском WCG подумалось: BratOK решил выстрелить в последний раз! И вообще, кто его знает, может, возьмём его в  VP, и взлетит снова звезда когда-то сильнейшего игрока Питера и России! И вот Паша едет в Китай и играет 1:5.

Вроде бы, сложно обвинить игрока, которому никто не платит за тренировки, в том, что он не тренировался. Непонятно другое: но ведь была на этом WCG самая реальнейшая возможность занять место и выиграть денег! Когда, расскажите, шансы были выше? В 2009, когда от Кореи приехали Jaedong, Bisu и Stork, когда   White-Ra был на пике формы,  IdrA тренировался в Корее, а в Европе свирепствовал 14-летний mouz.kolll? В 2010, когда отобрались действующие топ-3 KeSPA - Jaedong,  Flash и KaL, снова был White-Ra, приехали готовые бороться Sen и китайцы   f91 и legend? К тому же BratOK попал в единственную группу без корейцев.

Я готов поверить в то, что игроку, не являющемуся фулл-тайм прогеймером, не под силу обыграть Jim'а, который в данный момент действительно силён, и в полуфинале чуть не выбил самого Soulkey. Но в то, что Паша, хоть немного подготовившись к турниру, не может обыграть BLord'а и EnDerr'а (кто это вообще) - я поверить, извините, не могу. Само собой, в такой форме не по зубам Братку оказались и откровенные середнячки Suppy с Dayshi. И ещё я не могу понять, зачем было обыгрывать   sLivko и   Verdi в Москве, чтобы потом вот так поехать и отбыть номер на грандфинале. Пусть Паше хотелось ещё раз стать чемпионом страны - почему не отдать слот постфактум, когда стало ясно, что тренироваться не получится или просто нет желания? Какого уровня игроками бы ни были сейчас эти двое, я убеждён, что для них выступление за свою страну и за свою команду ещё пока что-то значит. Для Братка всё это, очевидно, уже не значит ничего, и единичка в графе победы за desRow, которого обыграли все шестеро, никак не меняет эту ситуацию.

Empire.Happy - IEM, Группа B, Третье место


Дмитрий Костин aka Empire.Happy

Существует мнение, и не только моё, что Happy сейчас не просто «Топ1-СНГ», но и яркий кандидат на неофициальное звание лучшего некорейского террана. Поэтому на Intel Extreme Masters, турнире с самым низким призовым фондом из трёх на прошлой неделе, его шансы расценивались очень высоко. Конечно, просвящённый глаз сразу выхватывал в списке участников тройку игроков  CJ Entus, двое из которых находятся в числе лидеров по эффективности на Пролиге, а также  XiGua - игрока, который блеснул ярко, да и затерялся где-то в недрах китайской про-сцены пару лет назад. Конечно, приехали на турнир пусть теперь уже почти европейский терран, но всё-таки  MVP, пусть уже давно, но всё же чемпион GSL  DongRaeGu - и, конечно, любимец главного комментатора официальной русскоязычной трансляции,  Bomber. И всё же мы ожидали от Happy если не многого, то гарантированно малого - выхода в плейофф, к чему сам Happy уже успел нас приучить.

Был только один маленький нюанс - Happy попал в группу с тремя зергами. На самом деле, обычно прогеймеры считают это большой удачей, ведь перед групповым раундом нужно готовить только один матчап. Однако, боюсь, что в этот раз мы на примере нашего самого профессионального игрока увидели, насколько неэффективной является применяемая им и большинством других игроков система тренировок, заключающаяся в бесконечном ладдере.

К сожалению, в игре Happy против зергов на этом турнире просматривалась полнейшая обречённость и явное непонимание того, как в принципе нужно обыгрывать эту расу. Ярче всего это было видно в матче против  KingKing'а, потому что DRG не оставил нашему террану совсем никаких шансов. KingKong же - игрок совсем не того уровня, поэтому с ним вышла борьба.


Лимит 196 на 136, апгрейды 3/3, зерга на карте почти нет. Игра давно выиграна, но продлится ещё около трёх минут.

Почему-то Happy, играя в технику, оказался не готовым идти в размен. Это странно, ведь техника, как немобильная, но ультимативно сильная армия, как раз и должна выигрывать разменом каждую игру, где соперник не умер или не сдался раньше. Однако на этом турнире мы видели от Happy игру, в которой от имел лимит или близкую к лимиту армию в апгрейдами 3:3 против зерга, который не мог сделать ей ничего, но бегал и убивал рабочих, добывающих минералы, сам терял добывающие локации - и каждый раз Happy, убив одну или две, разворачивался и снова давал зергу время. Непонятно, что мешало ему поднять здания и вместе с ними пойти и размазать зерга по карте - у того не было никакой и близкой по силе армии, чтобы защититься.

Второй момент, который в буквальном смысле вынес мозг - это постоянные сканы (с целью убить крип) прямо в то место, где висят равены. Я честно подумал, что что не знаю чего-то о StarCraft'е, и перечитал описания равенов и скана. Таки нет, равен - детектор, а скан не даёт ни ему, ни другим юнитам никаких бонусов. Банальный рефлекс: надо убить крип - кидаем скан. Не один, не два, а никак не меньше двадцать штук в каждой игре, где была техника. Как несложно посчитать, это обошлось ему более, чем в пять тысяч минералов за игру, ведь каждый мул приносит 270. А потом проигрываем макро KingKing'у. Такие дела.

В заключение

В последнее время модно говорить, что StarCraft умер. Похоже, что на практике это означает некий порочный круг, когда игра перестаёт быть интересной зрителям, потому что у игроков нет мотивации играть на пределе возможностей, а у игроков нет мотивации, потому что игра перестаёт быть интересной зрителям. Организаторы турниров пытаются мотивировать игроков размером призового фонда, руководители команд - размерами зарплат. В СНГ старкрафтеры являются чуть ли не самыми дорогими прогеймерами - и непонятно, кому и какой это приносит в конечном итоге профит.

Мне кажется, в эти выходные мы увидели две проблемы, которые ведут к неуклонному снижению популярности StarCraft'а, по крайней мере, в России. Первая - это нежелание игроков бороться за флаг. Во времена Brood War мы знали, что игроки, которые поедут на WCG, будут разрабатывать стратегии, изучать соперников, готовиться, и пусть даже они не выиграют, но приложат к этому все силы, и нам будет за них не стыдно.

Я считаю, что у игрока должна быть честь, не позволяющая поехать на турнир, не подготовившись. Как Happy не поехал на WCG, зная, что ему не интересно играть на победу за такие призовые. Как  Strelok отменил своё MLG - и дело не в том, что он красиво клялся перед этим на камеру, но в том, что он не поехал отбывать номер - а, в случае в WCG и Братком, ещё и занимать слот, который мог бы получить кто-то другой. Если игроки не ездят побеждать - нам неинтересно за них болеть. А если нам неинтересно за них болеть - им неинтересно играть.

Вторая проблема - это системы тренировок. Jaedong недавно в интервью заявил, что в EG нет тренера, но лично он вполне может без него обходиться. Что ж, перед этим Jaedong много лет провёл в команде KeSPA, и на его тренировки приходила посмотреть вся команда - он знает, как именно они должны быть построены. Happy тоже много лет был успешным - больше того, великим варкрафтером, и всё же его явные и пока неразрешимые проблемы в TvZ говорят о том, что с его методикой тренировок что-то не так. Я не верю, что грамотный тренер за месяц не поставил бы игроку с механикой и опытом Happy уверенные билд-ордеры и принятие решений в одном матчапе.

Вот только будут ли у нас когда-нибудь тренера? Ведь старкрафтеры и так самые дорогие, а пока они отбывают номера на турнирах, а мы «топим» за любимые корейские команды и игроков, в СНГ остаётся всё меньше и меньше резона вкладывать дополнительные средства в SC2. Этим, судя по результатам LiveZerg'а, не занимается уже даже RoX.KIS, когда-то настоящая академия чемпионов. Как это изменить, я, признаться, не знаю. Может быть, пора захватывать Южную Корею?

Ссылки по теме

Комментарии