i

Михаил Olsior Зверев отработал комментатором WCS Spring 2019 по StarCraft II, который прошел с 17 по 19 мая в Киеве. На турнире мы пообщались с ним о популярности дисциплины, а также подвели итоги квалификации к EPICENTER Major 2019 для СНГ по Dota 2.

Olsior в паре с Alex007 | Фото: StarLadder
Olsior в паре с Alex007 | Фото: StarLadder

О работе на турнире по StarCraft II

«Ностальгические чувства есть, но они не превалирующие. Это в CS 1.6 или в старом Quake нет сцены как таковой, людей, которые соревнуются на постоянной основе. В SC куча молодых и старательных игроков. Эта дисциплина изменилась с тех пор, как я был её мейнером.

На мой взгляд, StarCraft совершенно не в вымирающем положении. Я в этой игре разбираюсь: не могу сказать, что круто или плохо — где-то посредине. Когда я много тренировался, я разбирался в ней хорошо. Сейчас я неплох, если у меня есть в паре аналитик, например, Alex007. Бывают всякие косяки в силу того, что я не постоянно в ней тренируюсь.

Я готовился к турниру, как и к любому эфиру по любой дисциплине. Не бывает такого, что я просто пришел, сел, и понеслась. Я смотрел игры, сам играл. Я потренировался за террана, взял Мастер Лигу — это 4,5-4,6 тыс. MMR. Не у всех активных комментаторов в СНГ есть такой рейтинг! Я не могу сказать, что он [высокий рейтинг] заслуженный, потому что я его заабузил олл-инами, чизами. В “Доте” каждые 100 MMR мне даются очень сложно, а в “Старкрафте” до какого-то уровня я пробираюсь любыми стратегиями, которыми играю, просто за счет скорости и опыта.

На WCS приехало почти 80 игроков, и ты не можешь посмотреть историю встреч каждого. Но чем дальше по турниру, тем проще. Из восьмерки лучших я по каждому могу что-то рассказать, чего многие не знают».

О слабой популярности StarCraft II в сравнении с другими дисциплинами

«У меня нет ощущения, что любой игре нужно стремиться к тому, чтобы быть самой популярной. Потому что это ставит её в рамки. У тебя не может снукер или боулинг быть популярнее футбола — какие бы ты бабки ни вгрохал, как бы ты ни популяризировал. Наверное, пример со StarCraft аналогичен примеру с большим теннисом. Топовые старкрафтеры зарабатывают больше, чем почти все дотеры и почти все лолеры, кроме самой верхушки — чемпионов The International. Но первая двадцатка старкрафтеров, наверное, идет наравне со второй или третьей двадцаткой дотеров и лолеров».

Фото: StarLadder
Фото: StarLadder

О месте проведения WCS Spring 2019

«Будем реалистами: мало где StarCraft может собрать стадион на 5 тыс. человек. Поэтому нет разницы — проводить турнир на стадионе на тысячу человек или в зале на 300-400.

Киев очень радушный, очень дешевый город. Сейчас нет никаких проблем, все русские спокойно могут проезжать. Провести ивент в Киеве стоит недорого, и ты можешь за счет этого освободить ресурсы и вложить их в призовой фонд или в условия для комфорта игроков. Есть турнир в Стокгольме. Цена за два номера для игроков в неделю сопоставима с ценой за восемь номеров в Киеве.

По-моему, “Киев Киберспорт Арена” — это идеальное место для такого турнира. Конечно, приятно, когда мероприятие ездит, пробует, экспериментирует по разным регионам, но в этом тоже есть риски. Выбираешь, например, Сантьяго или Чили. Круто, приехали: “Ребята, а у вас есть компы? Нет. А интернет? Нет. А сервера удобные для Blizzard? Тоже нет”. В Киеве хороший интернет, пинг, еда, невысокие цены. Много факторов, которые делают Киев классным городом».

О причинах отсутствия командных лиг по StarCraft II

«Я думаю, из-за сложности. Я, конечно, чувствую себя олдом, который немного ворчит насчет старых времен, но мне очень нравились командные форматы. Но тут нужно понимать: если ты хочешь выигрывать на командных лигах, тебе нужен хороший состав. Тогда в ростере нужны несколько крутых игроков и несколько “так себе” игроков, чтобы у тебя был состав на bo5, а лучше на bo7. Тебе нужно шесть игроков, чтобы одного выпустить, скажем, на первую — седьмую карты, а остальных — на каждую отдельно. Это довольно много, организации не готовы это тянуть.

Будем откровенны: StarCraft не собирает каких-то суперкрутых чисел на трансляции, чтобы спонсоры, когда им говорят: “У нас есть состав по StarCraft”, отвечали: “Берите все мои деньги”. Такого, наверное, не происходит. Многим людям просто нравится инвестировать в киберспорт какие-то умеренные деньги. Для кого-то не проблема потратить условные $20-30 тыс. в год на киберспорт. Кто-то за счет этого отбивается, находит конкретного спонсора под конкретного игрока. А когда у тебя есть команда, тебе уже нужен тренер, буткемп, а это сложности. Когда у тебя есть отдельные игроки, уже существует возможность для коллаборации.

Плюс эти бренды команд так и не прижились. Очень сложно объяснить игрокам, зачем играть в командных турнирах. Если бы в той же “Доте” был успешный соло-режим, то условный No[o]ne сказал бы, что не пойдет играть в команде, потому что на соло-турнирах может заработать больше. Справедливо — зачем тебе выполнять какую-то медийку, носить тег, ездить на турниры, которые тебе не нравятся. В командных дисциплинах это подразумевается. А в индивидуальных это уже немного искусственная надстройка, которая исторически сложилась в Корее. Там у них были команды, тим-хаусы, они так играли. Потом во втором “Старкрафте” это чуть-чуть продолжилось, но быстро загнулось».

Фото: Virtus.pro
Фото: Virtus.pro

О результатах квалификации на EPICENTER Major 2019 для СНГ по Dota 2

«То, что Gambit Esports прошли на мейджор, — это круто. Пройдут ли, например, Natus Vincere на майнор и покажут там результат, который сопоставим с тем, чтобы взять условные две серии у Virtus.pro, — не факт.

Вот Winstrike Team удивили. И что? Они не выиграли квалификацию на мейджор, и теперь либо Winstrike, либо NaVi не пройдут на майнор. Кого они будут дальше удивлять? На онлайн-турнирах в СНГ? Ну пусть удивляют. Нужно понимать, что сцена в Dota 2 организована таким образом, что либо ты выходишь на мейджор и что-то там показываешь, либо же выйти на мейджор и два-три раза занять топ-16 — все равно будет какой-то решафл. Игроков такой результат не устраивает. Все хотят на TI.

Gambit сейчас самая вероятная команда, которая, помимо VP, может получить инвайт на TI9. Может быть, кто-то из майнора поборется, но я, если честно, в это не верю. Все выдохнут, если Gambit получится пройти через очки».

О шансах других команд из СНГ получить инвайт на The International 2019

«Да, должно произойти чудо. У кого больше всего очков? У Natus Vincere. Им на мейджоре нужно взять как минимум топ-8. Нет гарантий, что они выиграют квалификацию на майнор, нет гарантии, что они выиграют или возьмут топ-2, и нет гарантии, что они выиграют хотя бы одну карту на мейджоре.

Меня никто из команд в СНГ не впечатлил. Тут [в регионе] никто уже не впечатляет давным-давно. Потому что ты знаешь, чем это все заканчивается: они приезжают на мейджор и занимают там топ-16. Впечатляет ли это? Впечатляет стабильность, которую показывают команды на мейджоре. Я ни в коем случае не флеймю и не говорю, что они бездарные менеджеры или игроки или что-то в этом роде. Я не хейчу их, но и не вижу смысла хайпить команды, которые на международной сцене особо не котируются. Они приедут на майнор, те же NaVi, в статусе второго-третьего фаворита. А ведь это лишь майнор».

Комментарии