i

Не словом, а делом. Искусство плохих манер: StarCraft и Warcraft III

В киберспорте эпизоды неспортивного поведения не редкость. Игроки часто выплескивают эмоции наружу, позволяя себе нелестные высказывания или действия в адрес соперников или тиммейтов. В профессиональных матчах такое случается реже, потому что турнирный регламент обычно предусматривает наказание за плохие манеры. Cybersport.ru вспоминает примеры неспортивного поведения. Для начала — в RTS от Blizzard.

Самый распространенный и очевидный пример неспортивного поведения в статье не рассматривается. Писать гадости в интернете — дело нехитрое и не новое.

Затянуть проигранный матч — самый распространенный способ достать соперника в RTS. В обеих частях StarCraft проигравший за терранов игрок мог поднять здания в воздух и улететь туда, где наземные войска противника не смогут их достать. В этом случае оппоненту приходилось тратить время на строительство воздушного флота, а игра затягивалась на лишних 10 минут.

В Warcraft игроки за Ночных эльфов действовали по аналогичной схеме. Когда поражение в матче становилось лишь вопросом времени, они выкапывали Tree of Life, проедали брешь в деревьях и прятали его в лесу. Соперник мог еще долго бегать по карте и искать скрытые экспанды, а тем временем игрок уходил заниматься своими делами.

Паузы это тоже неприятно. Иногда ими злоупотребляют, чтобы затянуть игру, а иногда просто отжимают паузы соперника, не позволяя тому отойти от компьютера даже на секунду.

Излюбленный прием хамов в StarCraft II — выйти из матча через паузу. Проигрывая, они останавливают игру и выходят — но другой игрок этого не видит и покорно ждет, когда соперник вернется к компьютеру. 

Мало кто потерпит чужие здания на своей базе: это верный способ позлить соперника или продемонстрировать ему свое превосходство. Для этого старкрафтеры берут рабочих и ведут их в последнюю атаку вместе с армией. Чаще всего на виду у оппонента строят командные центры и начинают добычу ресурсов прямо с вражеской базы. По аналогичной схеме действуют строители-хамы в Warcraft.

Иногда это можно наблюдать и в профессиональных матчах. Чаще — в играх принципиальных соперников. Например, в финале корейской квалификации WCG 2011 по StarCraft II молодой MarineKing провел удачный чиз против Mvp, а когда оборона соперника была сломана, начал строить командный центр прямо на вражеской базе.


Смотреть

В 2008 году в плей-офф турнира Arena MSL старкрафтер Much отомстил эпатажному FireBatHero за слишком бурное празднование победы над sAviOr. На решающей карте Much поиздевался над оппонентом, построив сердечко из пилонов. Позже такие сердечки вошли в моду, и их стали оставлять друг другу принципиальные соперники.


Смотреть

Со временем такие трюки стали общепринятыми стратегиями. Например, у протоссов есть такое понятие, как manner pylon — когда с помощью пилона можно закрыть в минералах одного или нескольких вражеских рабочих, тем самым замедляя противнику скорость добычи ресурсов. Другой вариант — построить пилон между гейзером Веспен и главной базой оппонента, чтобы его рабочие двигались по неоптимальной траектории во время добычи.


Смотреть

С помощью пилона также можно отложить строительство экспанда зергу. Его нужно построить рядом с минералами на том месте, которое предназначено для Hatchery. Терраны тоже используют эту стратегию, но для блокировки строят Engineering Bay. В основном от этого трюка страдают игроки за зергов, но иногда и они могут насолить оппонентам. Хороший способ отомстить показал TRUE в матче против Stork:


Смотреть

Использование некоторых стратегий в RTS считалось дурным тоном. Чтобы победить заведомо более сильного или просто неудобного соперника, игроки прибегали к рискованным билдам (чизам). На маленьких картах, где были проблемы с балансом или рельефом, отбиться от некоторых чизов было практически невозможно.

Например, еще во время беты StarCraft II игроки за терранов практиковали на карте Scrap Station десант Планетарной крепости. Выглядело это примерно следующим образом:


Смотреть

В Warсraft III похожая стратегия есть у Альянса на карте Turtle Rock — с первых же минут матча игрок бежал застраивать оппонента башнями и с большой вероятностью одерживал победу.


Смотреть

Само по себе использование чизов — обычное дело в киберспорте, но любителей вышеуказанных стратегий часто называли «бэдманнерами». Причина в том, что они побеждали не за счет мастерства и контроля, а за счет несбалансированной карты.

Особый случай проявления плохих манер — неуважение к зрителям и фанатам. Среди профессиональных киберспортсменов дальше других по этой «скользкой дорожке» зашел шведский старкрафтер NaNiwa.

В 2011 году NaNiwa отказывался играть с NesTea в групповом этапе Blizzard Cup, так как оба игрока потеряли математические шансы на выход в плей-офф турнира. Швед хотел покинуть стадион и отправиться домой, но судьи настояли на проведении матча ради зрителей. В итоге NaNiwa зашел в игру, а сразу после ее начала отправил всех рабочих на базу противника. NesTea быстро отбил эту «атаку», и NaNiwa вышел из игры. Увлекательное PvZ между топовыми игроками Европы и Южной Кореи продлилось меньше минуты. После этого инцидента канал GOMTV исключил NaNiwa из списка претендентов на инвайт в январский сезон GSL 2012 Code S.


Смотреть

Еще раз NaNiwa внезапно вышел из официального матча спустя пару лет. Во время матча с Polt на сцене Intel Extreme Masters 2013 в Катовице швед решил сыграть рискованную стратегию с прокси-гейтом, но Polt провел хорошую разведку и легко отбился от атаки. Швед подумал, что соперник услышал о его стратегии из-за плохой звукоизоляции на сцене, о чем написал в чат и вышел из игры — а затем покинул сцену под свист болельщиков. На турнире он больше не появлялся.


Смотреть

Комментарии