Статья

Ubisoft изменила формат сезона в Siege — разбираем фишки, перспективы и киберспортивные планы игры

Rainbow Six Siege — очень необычная дисциплина, по крайней мере, в плане того, как разработчик выстраивает ее соревновательную сцену. В 2020-м Siege, как и все, столкнулась с проблемами из-за всеобщего карантина, но Ubisoft к этому, по-видимому, оказалась готова. Компания тут же представила новый формат турниров, который будет действовать в следующем сезоне — и это похоже не на кризисную меру, а на осознанный шаг вперед для игры. О том, как будет работать новая «Радуга», расскажем в материале.

Rainbow Six Siege
Rainbow Six Siege

Игру создавали с прицелом на киберспорт

Первые официальные турниры по Siege прошли под эгидой ESL в январе 2016 года — практически сразу после релиза игры. Немецкий ТО запустил еженедельные фанатские лиги, а затем стал прощупывать почву локальными соревнованиями с минорными призовыми фондами в несколько тысяч евро.

Полноценную лигу при поддержке разработчиков запустили только в апреле 2016-го — спустя несколько месяцев после релиза шутера. Это было частью заранее подготовленного плана — Ubisoft изначально рассчитывала сделать Siege популярной киберспортивной игрой. Для этого разработчики даже советовались с вице-президентом ESL Дэвидом Хилтшером перед релизом, чтобы внести необходимые правки в баланс. Тогда же Ubisoft решила отказаться от разнообразия режимов и сосредоточиться на добавлении оперативников — на это компанию вдохновил успех Dota 2. Но дисциплина еще долгое время оставалась на Twitch в тени.

Финалы крупных турниров по Rainbow Six Siege всегда показывали приличные аудиторные показатели — завершающую стадию десятого сезона ESL Pro League, например, в среднем смотрели 60 тыс. зрителей. Это сопоставимо с майнорами по Dota 2. А пиковый онлайн Six Invitational 2020 составил 300 тыс. человек. С такими показателями Siege можно было бы записать в разряд ведущих киберспортивных дисциплин, но проблема в том, что подобных результатов шутер достигает только во время крупнейших чемпионатов, которые происходят четыре раза в год (а в 2020-м — три, всё из-за пандемии).

Даже в условиях всеобщего карантина, который дал прирост зрителей практически всем онлайн-каналам, показатели чемпионатов по Siege остаются скромными. Например, финальный матч между Team Empire и новым ростером Virtus.pro на Russian Major League Season 4 в пике смотрели 6,4 тыс. человек.

Просмотры Russian Major League 2020. Источник: Esports Charts
Просмотры Russian Major League 2020. Источник: Esports Charts

Ubisoft нашла выход

В марте 2020 года Ubisoft и ESL отменили финал Pro League Season 11 и поставили игровой сезон на паузу. Это позволило организаторам пересмотреть подход к организации профессиональной сцены, не дожидаясь конца года. В результате в мае зрителям представили обновленный регламент соревновательной системы.

Изменения коснулись всей сцены: вместо четырех разрозненных супертурниров, между которыми проходили непопулярные лиги, Ubisoft представила модель единого рейтингового сезона. Теперь все участники про-сцены весь год будут бороться за очки, которые позволят им претендовать на слот в основной стадии самого крупного чемпионата года — Six Invitational.

Организаторы выделили четыре региона, которые получат собственные рейтинговые лиги: Европа, Северная Америка, Латинская Америка и Азия. Команды будут сражаться только с представителями своего региона, наиболее успешные получат слоты на мейджорах, где смогут побороться с конкурентами из других стран. К подобной модели единого сезона длиною в год постепенно приходят все дисциплины: Valve уже ввела аналогичную рейтинговую модель в Dota 2, а соревнования по Overwatch сразу запускались в таком формате. У всех регионов будут выделенные тайм-слоты для показа матчей каждую неделю, что позволит Rainbow Six сформировать у зрителя привычку регулярно смотреть киберспорт, а не включаться в игру пару раз за сезон. Теперь все матчи будут важны, поскольку даже стартовые встречи смогут повлиять на финальное распределение слотов.

Тем, кто регулярно смотрит спортивные состязания, такая модель будет привычной, однако киберспорт долгое время игнорировал стандартные форматы, и в этом разрезе переход на регулярный сезон — удачное решение. Мейджоры показали, что Siege интересна аудитории, но организаторам пока не удавалось удержать заинтересованного зрителя дольше чем на один турнир. Для Ubisoft новая модель — шанс это исправить, а для команд — выйти из тени и привлечь спонсоров.

Теперь составы по Siege смогут стать ценными активами

Подписание команд по новым дисциплинам — это риск для клубов, поскольку даже популярность игры среди геймеров не всегда означает, что в киберспорте она проявит себя так же удачно. Хороший пример — Apex Legends, которая превзошла все прогнозы издателя и собрала огромную базу игроков, но до сих пор, даже спустя год после релиза, не смогла выстроить рабочую турнирную модель. На Twitch жизнь дисциплины поддерживают шоу-матчи — Twitch Rivals и аналогичные соревнования, в которых участвуют не только киберспортсмены, но и приглашенные стримеры.

Ubisoft никогда не пыталась создать искусственный хайп вокруг игры за счет развлекательного контента. Издатель целенаправленно выстраивал серьезную киберспортивную дисциплину и сейчас сделал новый качественный шаг в этом направлении. Проблема в том, что такой постепенный рост сцены до сих пор не смог убедить спонсоров прийти в Siege, и это влияет как на самих организаторов, так и на киберспортивные клубы.

Скины организации G2
Скины организации G2

На профессиональной сцене Siege до сих пор выступали два типа составов. Одни принадлежат топ-клубам с развитыми соцсетями и большими фан-базами. Такие организации, как G2 Esports или Team SoloMid, могут себе позволить держать составы «на перспективу», не заботясь об их краткосрочной коммерческой успешности. Ведь у клубов и без того есть долгосрочные контракты с различными брендами благодаря успехам других ростеров.

Второй тип составов представляет небольшие клубы, которые делают ставку на спортивные результаты и могут функционировать за счет призовых и минимального спонсорского интереса. Например, команда DarkZero Esports, которая занимает четвертое место в мировом рейтинге по версии Siege.gg, — у нее нет официальных спонсоров, а канал на YouTube недавно преодолел отметку в 5 тыс. подписчиков.

Такие ростеры не могут самостоятельно привлечь крупных спонсоров и, соответственно, принести прибыль своим организациям. Единственный способ их монетизации постарались придумать сами разработчики и добавили в игру командные скины. Торговать виртуальной атрибутикой могут коллективы, участвующие в Pro League, — 30% от общей суммы продаж таких предметов делится между всеми участниками лиги. Проблема в том, что эти же скины конкурируют за кошелек пользователя с обычными некиберспортивными предметами. Это неплохая модель для поддержки более мелких клубов, однако в полной мере ситуацию не спасает.

Six Invitational. Фото: Ubisoft
Six Invitational. Фото: Ubisoft

Даже крупнейшие чемпионаты по этой дисциплине до сих пор получали поддержку только от эндемичных брендов — игровой серии Predator от Acer, производителя компьютерной периферии Corsair и прочих. На фоне CS:GO, Dota 2, LoL или Overwatch, в которые уже давно пришли такие гиганты, как Coca-Cola, Mercedes или Bud, спонсорский пул Siege выглядит очень скромным.

Аудиторные показатели Six Invitational и мейджоров достаточно высоки, чтобы турниры выглядели привлекательными в глазах потенциальных инвесторов. Как показала практика, франшизные лиги с регулярными матчами интереснее рекламодателям — в таком формате контакт бренда и аудитории длится дольше. И хотя Siege не стала франшизной, она намерена ввести аналогичный формат, и это может послужить сигналом даже для неэндемичных компаний вроде той же Mercedes, которая давно сотрудничает с ESL на сцене Dota 2.

2021 год станет определяющим для киберспортивной Siege

Парадоксально, но самым важным в истории Rainbow Six Siege станет пятый год с момента релиза. Именно в 2021-м организаторы намерены запустить полноценный сезон нового формата — с разделением на четыре подсезона, регулярными мейджорами и общей таблицей очков. Во второй половине 2020-го зрители смогут увидеть демоверсию будущих изменений — всего два подсезона и два тестовых мейджора, а также «лайт-версию» обновленной эфирной картинки. По словам организаторов, они построили в Париже новую студию для освещения матчей, однако та начнет действовать только в следующем сезоне.

Формат европейской лиги
1/3
Формат европейской лиги
Формат европейской лиги
2/3
Формат европейской лиги
Формат европейской лиги
3/3
Формат европейской лиги

Если эксперимент удастся, Siege действительно сможет закрепиться в большом киберспорте. До сих пор игре не хватало стабильности — именно на ее укрепление и нацелены предстоящие изменения. Они не только введут понятную систему отбора на Six Invitational и сезонные мейджоры, но и попробуют сохранить аудиторный интерес к игре на дистанции всего сезона, сделав дисциплину привлекательной для спонсоров и рекламодателей.

До сих пор путь Siege в киберспорте был очень романтичным: разработчики поставили себе цель сделать хардкорный соревновательный шутер и упорно шли к ней, не пытаясь заигрывать со стримерами, рэперами или представителями других дисциплин. Это принесло плоды — у Rainbow Six Siege есть лояльная аудитория, но теперь Ubisoft представила очень прагматичные меры по «монетизации» своих достижений. Приход Virtus.pro в эту дисциплину — еще одно подтверждение тому, что разработчик движется в правильном направлении.

Комментарии