Статья

Cypher: «Новичку в Quake Champions будет безумно сложно»

В 2006 году, когда Янушевскому было всего 16 лет, он попал в организацию  Fnatic. На тот момент он уже был одним из сильнейших игроков в Quake — причем как в третью, так и в четвертую части. До 2014 года  Cypher продолжал зарабатывать себе на жизнь игрой в Quake. По его словам, отставание Quake от прочих киберспортивных дисциплин стало ощутимо только в 2011 году, когда анонсировали первый The International.

Последние полтора года Cypher выступал в Overwatch, а с выходом бета-версии Quake Champions переключился на эту игру — и победил в первом же онлайн-турнире.


Фото: личная страница Cypher во «ВКонтакте»

— После 2014 года ты взял перерыв. Чем ты занимался после карьеры в Quake 4 и QuakeLive?

— Да, я начал заниматься своими личными делами, и у меня был выбор — пойти по другому пути или остаться в киберспорте. У меня просто такое отношение к жизни: если я чем-то занимаюсь, то делаю это 24/7, иду до конца, потому что хочу быть в чем-то жестким профессионалом. Но мне хотелось играть, соревноваться, и я чувствовал в себе силы играть во все FPS. В 2015-м пробовался в Counter-Strike. Играл год, общался с профессионалами, спрашивал советов, много играл на FACEIT. А в конце 15-го анонсировали Overwatch, и встал еще один выбор: играть в него или развить уже накопленное за год в CS. В CS мне оставалось только начать получать турнирный опыт, играть за команду на tier-3. Посоветовавшись с парой людей, решил попробовать себя в Overwatch.

— И как сложилось в Overwatch?

— С самого начала я был на хайпе, очень-очень много играл, как в старые добрые. И мне казалось, что в техническом плане я не уступал TF-ерам [игроки в Team Fortress 2 — прим. ред.], но понимание игры у меня было немного заторможенное. Мне было сложно, потому что у меня мало опыта командной игры. Был год в CS, но тот командный опыт, который я получил в Overwatch, ни с чем не сравним. Школа жизни! С самого начала я хотел создать команду. В итоге у меня получилось объединить TF-еров и квейкеров, и этим составом —  ANOX — мы прошлым летом вышли в европейский топ. Но команда распалась, и с тех пор что мне, что Кулеру было довольно-таки сложно найти себе новую, в которую мы могли бы влиться и в которой было комфортно и нам, и нашим тиммейтам. И в конце 2016 — начале 2017 года я начал плотно пробовать себя в американских командах. Уже обо всем договорился, уже должен был ехать в Америку, но в последний момент вышло иначе. Я начал играть с Кулером и командой Sekta, но тут анонсировали Quake Champions, и я сказал, что попробую себя там. А там посмотрим, как будут развиваться обе игры.

— У Overwatch есть будущее как у киберспорта?

— Что такое киберспорт? Это турниры. Если есть турниры с деньгами, тем более большими, то есть и будущее. Неважно, что это, Rocket League, «танки», CS, Overwatch или Quake. Если ты знаешь, что у игры есть будущее, ты будешь сидеть и тренироваться.


Состав ANOX по Overwatch

—Тем не менее, ты быстро переключился с Overwatch на Quake Champions. Quake тебе ближе?

— Overwatch мне очень нравится как игра, благодаря ей я познакомился со множеством людей. Мы ездили с «Аноксами» в Атланту на Overwatch Open, не очень успешно, но завели кучу знакомств, с кем-то общаюсь до сих пор.

Мне в какой-то степени даже жалко, что Quake вышел сейчас, потому что повторяется та же история, что и в CS. Только я набрал форму чтобы показать, на что способен, — а мне снова нужно делать выбор и, очевидно, менять направление.

— Какие были первые впечатления от Quake Champions?

— Меня позвали на тестирование в Катовице, там был турнир IEM. Я потестил, игра прилично отличалась от того, что сейчас есть. Все было какое-то кривое, необычное — и в то же самое время показалось, что нет какой-то новизны. Тогда я все время играл в FFA и не видел, из-за чего люди останутся в игре надолго.

Например, в Overwatch есть постоянная интрига. Там все размеренно: пока игра начнется, у тебя есть время десять тысяч раз подумать, где ты встанешь, что ты будешь делать, какого героя возьмешь. В тех же Counter-Strike и Dota ты не постоянно находишься в экшене. А в Quake проблема в том, что ты не успеваешь расслабиться; постоянно должен жать на кнопку, стрелять, стрелять, стрелять. Если ты не видишь противников, то это буквально на пару секунд. Это для брутальных, хардкорных людей, которые любят круто стрелять.

— Можно сказать, что сейчас Quake Champions — слишком аркадная игра?

— Она стала в разы проще. В этой игре нельзя отожраться, как в предыдущих версиях Quake; нельзя себе накопить большой стек, при котором ты будешь просто постоянно циркулировать по уровню и убивать всех подряд. Поэтому раньше игра получалась в одну сторону: один парень убивает всех подряд и развлекается. Тут все построено немного иначе. В общем замесе есть абилки, и плюс ко всему у каждого героя есть максимальное количество здоровья, которое нельзя превысить. Сколько бы ты не ел «мегахелсов» и брони, получил один выстрел из рейлгана — и со второго уже умираешь, если ты не какой-то супертолстый танк. А если ты супертолстый танк, то в тебя очень легко попадать.

Они сбалансировали игру под новичков. В третьем Quake после респауна у тебя есть один машинган, 125 здоровья и ноль брони. И если ты не возьмешь нормальную пушку и более-менее нормальный броник, то фрага не сделаешь. Здесь ты из этого машингана можешь сразу убить чувака c полным здоровьем. Тебя невозможно прогнать [по респавнам]: абилки, инвизы, орбы, телепорты — они все делают для того, чтобы топовые игроки не насиловали нубов и чтобы нубы не проигрывали 45:0.

— Многие старые игроки опасались, что классы и их способности сломают игру. Сильно ли они ее изменили?

— Ну, стало интереснее. В этом-то, собственно говоря, все и дело. Мы говорим об интересе играть в эту игру человеку, который уже прошел не один год в профессиональном Quake, или как новичку? Новичку, как по мне, тут будет безумно сложно. Ты можешь что-то сделать, но, по сути, времени на изучение всего этого нужно очень много.

Что касается абилок и героев, то стало интересно в том плане, что появились метовые герои. Сейчас есть один метовый герой — Nyx, и он пикается в каждой игре. При этом я заметил, что у всех игроков есть классовое разделение на тех, кто считает, что Anarki – это абуз и вообще самый сильный герой, как и вообще все герои с передвижением а-ля CPMA (банни-хоппинг — прим. ред.), и тех, кто играет за остальных.

Сейчас очень рано говорить о каком-то там большом скилле игроков. Но я уже сейчас вижу, что все крутится не вокруг того, как много фрагов ты сделаешь, а что ты сделаешь для хотя бы одного фрага. И после этого фрага игра не сноуболится, а начинается заново. Когда твой противник умирает, он возрождается с другим чемпионом и способностями, которые дают ему возможность ухватить один из больших предметов. Каждый фраг достается кровью и потом.

Соответственно, начинаются всякие обманные движения с использованием абилок, все контрят ими друг друга. В этом есть что-то от MOBA. Лично я сейчас использую чемпиона, чтобы контрить своих соперников. Если против меня играют определенные чемпионы, у меня в голове есть определенная схема того, как я буду контрить их другими чемпионами. Мои соперники сейчас этого не делают — они больше используют чемпионов, которых просто очень хорошо натренировали.

Невидимость Nyx сделала ее одним из самых востребованных героев в Quake Champions

— Возможно, старые игроки в Quake не очень хорошо понимают систему с пиками и банами и поэтому не заостряют на этом внимание?

— Возможно. А, возможно, и нет. Все зависит от времени: люди, которые играют очень много, придут ко всему этому и будут невероятно сильны. Может, сейчас общий уровень игры не очень высок, но матчи между людьми, которые сейчас тренируются, на QuakeCon и после него будут очень суровые.

— А тебе не кажется, что, оставляя больше возможностей отыграться после смерти, разработчики приблизили игру к настоящему спорту? В том же футболе пропущенный гол не меняет правил игры, он действует на соперника только морально, и он все еще может отыграться.

— Да, ты прав. Но есть такой момент, что если очень сильный тип играет против не очень сильного, то игра заканчивается мгновенно, она продолжается максимум 3-4 минуты. И в этом плюс: тебя не будут 10-15 минут насиловать со счетом 50:0, как раньше. Можно просто начать следующую игру и попробовать что-то новое.

Но такое может произойти и между двумя профессиональными игроками, поэтому зрелищность может резко упасть. Все зависит от человека. Я хоть и рискую в игре, но я позволяю себе это только тогда, когда у меня ситуация горит и я в крайне невыгодном положении. А большинство игроков из топа принимают любые риски. И если ты будешь принимать любой бой, который тебе навязывает такой игрок, то он будет заканчиваться через 3 минуты: либо он выиграл, либо ты. А если ты будешь от него бегать, «крысить» и тому подобное, то, конечно, игра получится более-менее цельной.

— Какие вообще впечатления от дуэльного режима в Champions? Не слишком ли стремительный?

— Эти три раунда могут идти довольно продолжительное время, до 15 минут. Все зависит от людей. Я стараюсь немного притормаживать и не лезу на рожон нон-стоп, поэтому со мной матчи получаются довольно долгие. Но если я чувствую кровь, я могу завершить игру прямо сейчас и не буду чего-то ждать. Так, например, произошло в финале с fazz.

Эта игра содержит кучу абузов, и тот игрок, который их находит и использует, и выигрывает.

— Можно ли сказать, что наличие кучи абузов также означает, что эти абузы доступны всем? Nyx выбирают из-за невидимости, а какие еще есть абузы?

— Невидимость — абуз для тех, кто не умеет против него работать. Например, если мой противник выбирает Nyx, я в любом случае могу выбрать Visor, который мне всегда поможет. Это не тонкий персонаж и не танк, но при этом он может нормально отожраться. При 150/175 можно нормально бегать. И играть против Nyx таким образом можно более чем достойно. А если играть агрессивно, заставлять Nyx уходить в инвиз, а затем использовать против нее wallhack, то она отойдет на второй план.

Первый машинган, с которым ты респавнишься — это сам по себе абуз, потому что он снимает восемь единиц здоровья. Ни один машинган ни в одной игре столько не снимал. А если ты подбираешь тяжелый машинган, он снимает девять, а в зуме — десять. Как было в финале турнира, который я выиграл: у fazz была Sorlag, а я знал, что у него нет шафта или чего-то такого — в общем, знал, что его можно расстрелять со среднего расстояния. И я расстрелял его из этого машингана через зум, попал 80% и убил практически здорового. Потом я падаю вниз, он появляется на шафте и бежит на этот шафт с героем, у которого тоже абуз — когда он стреляет из двух пушек вместо одной, и урон считается полуторакратным (B.J. Blazkowicz — прим. ред.). Он достает эти пушки, и я все равно умудряюсь его перемошнить с тем же машинганом в зуме и убить буквально за считанные секунды.

При большом желании это оружие можно использовать вместо шафта, особенно на картах, где нет рейлгана. Ты просто бегаешь с одним машинганом, и противник боится куда-то высунуться, потому-то урон действительно ужасный.

А вот тот абуз с двумя пушками — это просто нереально. Ты достаешь два шафта, и ничто не выживает под ними. Не важно, кто и как отожран — через секунду он просто разлетается на куски.

Эти абузы везде есть, их просто нужно видеть.

— Как играть против Anarki?

— Я сидел и думал, что мне делать, когда меня обыгрывали на Anarki — на турнире это был Wicht, еще один был на тренировках. Как действует Anarki? Он нон-стопом бегает по всему уровню, и в этом его сила. Он помелькает у тебя перед глазами, сжирает весь уровень и в какой-то момент очень жестко нападает. Но есть такой чемпион, как Galena. У этого персонажа есть тотемы, которые снимают до 75 здоровья. Их можно ставить в таких точках, за углами, что Anarki не будет их замечать на поворотах. Если такой тотем его покоцает, он сразу теряет скорость. Плюс я узнаю, где он его покоцал. При этом Anarki очень чувствителен к попаданиям на 75 [здоровья] — то есть он не может принять даже один рейлган,  после него он уже не может драться, будет шкериться. И если грамотно все продумать и понять, где он бегает, не бояться и драться за некоторые предметы, использовать вместо ракетницы шафт, то Anarki легко поддается дрессировке.

— Ты говорил, что игроки разделились на два лагеря: одни предпочитают героев, которые, грубо говоря, двигаются как в Quake 3, другие — как в Promode и QuakeWorld. Кого выбираешь ты?

— Я за Sorlag и Anarki вообще не играю и не буду играть никогда. Мне не нравится. Это выглядит безумно красиво, некоторые игроки божественно двигаются на Anarki и Sorlag, смотришь — и рот открывается. Но при этом мне самому приятнее поиграть на Slash. Sorlag весьма маневренная, и яд у нее сильный, и сама она жирная, при этом есть другие классные герои.

— Какой герой твой любимый?

— Slash, наверное. Еще Galena. Еще Scalebearer, наверное. Я за них редко играю, но они мне больше всего нравятся. В первую очередь я ориентируюсь на карту, потом на самого противника, а затем на то, что он пикает. Стараюсь подстраиваться. Например, против AGENT я вообще не могу играть без Visor; без него мне у него никак не выиграть.

— Что скажешь про оружие, помимо машингана?

— Рейлган наиболее эффективен на данный момент. Вообще, здесь нормальный баланс между ракетницей, шафтом и рейлганом. Есть бесполезные пушки типа нейлгана. Новая пушка, которую они сделали, мне нравится («Тройник» в русской версии — прим. ред.), хотя все плюются. В ней есть определенная изюминка. В остальном все то же самое, что и в других Quake, прикопаться больше не к чему. Правда, ракета странно вылетает, но это исправится, скорее всего.

— В игре есть ремейки DM6 и ZTN. Какие еще старые карты ты хотел бы здесь увидеть?

— Вообще никакие.

— А как же Aerowalk?

— Тем более Aerowalk! Игра на этой карте в Quake Champions будет болью в заднице. Я же не играю за Anarki и Sorlag, а если против меня там будет кто-то такой? Я с ума сойду.

— Не думаешь, что нежелание играть за Anarki и  за Sorlag может стать проблемой?

— Нет.

— Какой-нибудь условный Ranger или Nyx смогут им противостоять?

— Ну, условно — да, но я думаю про других героев.

— С кем сейчас тренируешься из известных игроков?

— Особо ни с кем. У меня такая политика, что я с топами стараюсь особо не играть. На тренировках с сильными игроками ты очень сильно выматываешься и можешь проигрывать, если плохой день или еще какая-нибудь фигня. Это давит на «мораль» и потом мешает играть на турнирах.

Я стараюсь держать себя на позитивной волне, нон-стопом выигрывая свои игры. Не полных нубов гоняю, но играю со средними и сильными игроками, не с топами. Иногда могу с ними сыграть, просто чтобы меня кто-то по щекам пошлепал и я проснулся. Это может быть кто угодно, кто согласится.

Комментарии