Интервью

«Не приглашаете напрямую? Окей — мы приедем с заменой и все равно выиграем». Интервью с генеральным менеджером Virtus.pro

Генеральный менеджер Virtus.pro Роман Дворянкин подвел итоги года в интервью Cybersport.ru. Он также рассказал, что сам предложил Алексею Solo Березину взять отпуск, и поделился планами на 2018 год.

Я читал в одном интервью, что у команды были задачи-минимум. Например, топ-8 мейджора по CS:GO, топ-6 The International, выход в финал LCL и т.д. Были ли задачи-максимум? На сколько процентов они выполнены?

— Когда я пришел в Virtus.pro летом прошлого года, одной из моих первых задач была подготовка финансовой стратегии на 2017 год. Я думаю, что сейчас мы уже можем это озвучить. Задача была выиграть не менее пяти турниров, и была определенная цель по призовым. По CS:GO или по «Доте» — неважно. Сразу скажу, что все задачи мы перевыполнили.

Без учета мелких или локальных турниров, мы выиграли DreamHack Masters Las Vegas 2017, весенний сплит LCL, DOTA Summit 7 и 8, ESL One Hamburg 2017 и турнир по дисциплине Paladins. На последнем были собраны сильнейшие коллективы, и мы его сразу выиграли. Мне особенно приятно, что мы сразу добивались успехов в дисциплинах, в которые только входили. Не стоит забывать и про Adrenaline Cyber League 2017, который мы выиграли в CS, Кубок России, Mr. Cat Europe Invitational по Dota 2. Кроме побед, которых было больше, чем запланировано, мы дважды играли в финалах мейджоров. Причем по CS:GO мы впервые с 2014 года вышли в финал мейджора, а на летнем мейджоре зашли в топ-4. Было несколько финалов, где мы проиграли сильным соперникам. Так что с этой точки зрения все задачи были выполнены.

Если говорить о локальных вещах, то, я думаю, все понимают, что для этого состава топ-5-6 The International 2017, по сути главного турнира для нас, — это очень хороший результат. Мы добились того, за чем туда ехали. То же касается PGL Major Kraków 2017, где было очевидно, что в том состоянии, в котором находилась команда этим летом и до сих пор находится, это успех. То есть, топ-4 мейджора — это отлично, но учитывая то, кто играл в финале, очевидно, что мы могли выступить лучше.

— Начнем с «Доты». В прошедшем году роль тренера стала чуть важнее, чем раньше. ArtStyle, кажется, скорее тренер-мотиватор, так же как и XBOCT в NaVi. Такой тип тренера подходит команде по «Доте»? Или же ей нужен тренер-стратег, как какие-нибудь 7ckingMad или Kips?

— Мы давно поняли, что команде необходим тренер. И очень здорово, что когда Valve разрешила тренерам быть с командой при драфтах. Ваня уже влился в коллектив и плотно в этом участвовал. Безусловно, на первых стадиях его роль была больше психологически-мотивационной. Все видели это на примере True Sight по итогам Киева, когда Ваня говорил ребятам: «Все нормально, играйте в свою "Доту", все будет хорошо». Со временем его роль эволюционировала, и последние турниры, на которых он выступал в роли игрока, показали, что он не только мотиватор.

Мотиватор или стратег нужен в зависимости от того, какая команда пользуется услугами тренера и для чего. На днях я был во Львове, где разговаривал с нашим аналитиком Яном. Он чувствует, что он может давать команде намного больше, но команде это не требуется. Просто потому что игроки у нас скилловые. И он рассказал, что было, когда Леши не было и капитаном был Ваня. Он был более востребован, Ваня запрашивает у него очень много информации, Ян дает ему кучу всего, Ваня тут же все применяет. Просто у Вани в силу естественных причин чуть меньше опыта. Я не хочу сравнивать его с Алексеем, но реальность такова, что Ваня дольше не играл и он не так тонко чувствует современную «Доту». Поэтому если мы говорим про ту же Kips, то при всем уважении к нашим коллегам из Vega Squadron, я не думал, что она каким-либо образом пригодилась бы составу Virtus.pro. А 7ckingMad — ну, он такой один. Я абсолютно уверен, что он мог бы сейчас играть в одной из топ-10 команд мира.

Все по-разному, и мы видим это же в футболе. Есть средние команды, которые могут стать тренерскими. Тот же Жозе Моуринью не сразу добился успеха, сначала у него была «Порту», сильная локальная команда, которая феерила в Лиге Чемпионов, следуя его идеям. Переходишь в «Реал Мадрид» — и у тебя немножко другие задачи. У тебя сильные персональные игроки, и тут уже больше вопрос мотивации, решения внутренних конфликтов. У разных команд — разные требования к тренерам.

— Существует мнение, что киберспортсмены неплохо живут, хорошо получают, ни в чем себе не отказывают и т.д. Это может влиять на дисциплину. В Virtus.pro есть штрафы, применяются ли какие-то санкции к игрокам в случае нарушений?

— Если подтекст вопроса в том, что игроки являются неуправляемыми, потому что они знают, что у них и так все будет хорошо, так как они хорошо играют в «Доту» и на них сложно воздействовать, — то это абсолютно не так. Я во многом за тем и пришел, чтобы выстроить систему, при которой мы добиваемся нужных нам результатов без каких-то агрессивных мер. Но при этом мы не говорим: «Ты главное играй в "Доту", а все остальное не так важно». Это абсолютно не так. Факт: за последние полтора года доходы игроков очень сильно выросли. И в плане зарплаты, и в плане призовых. Да, это позволяет ребятам покупать квартиры, заканчивать в них ремонт, но не надо думать, что они улетели в стратосферу. Ребята абсолютно приземленные в плане своих потребностей.

Если говорить о каких-то мерах воздействия, то у нас есть моменты, когда игроки могут в чем-то подвести. Например, RAMZES666 на The Boston Major 2016 некомфортно чувствовал себя перед камерами и во всех видео сказал два слова. А уже в интервью на DreamLeague Season 8 Рома хорошо говорит — в том числе потому, что мы проводим большую работу, чтобы объяснить ему, как это важно. Я сторонник того, что санкции нужны, но ими не добьешься какого-то сильного эффекта. Игроков в составе по Dota 2 мы не штрафовали, но были серьезные предупреждения за определенные действия.

— А в CS:GO?

— В CS:GO были прецеденты, связанные с некорректным выполнением спонсорских обязательств, но они не связаны с игроками напрямую.

— Когда Solo принял решение об отдыхе? Это случилось после игры с EG или раньше? В спорте сложно представить себе ситуацию, когда футболиста посреди сезона отпускают отдохнуть на месяц.

— Когда после The International стал понятен календарь на этот год, я сказал ребятам, что нужно будет очень избирательно подходить к турнирам и не ездить на все миноры. При этом нужно также понимать психологию ребят: они видят турнир с призовым фондом в размере $300 тыс., и это реально очень много. Им было тяжело смириться с мыслью о том, что мы дропаем такой турнир. Мы сознательно не торопились с возвращением из отпуска и не играли квалификации на первый минор в Киеве. Мы прямо из отпуска играли квалы на PGL Open Bucharest 2017. И очень здорово, что мы не поехали на первые два минора. А дальше случилось то, что случилось. В сентябре мы вернулись из отпуска и с тех пор игроки дома не были. Кроме Паши и Ильи, так как они живут в Подмосковье. Но и они выбирались лишь на несколько дней. А Леша уехал в середине сентября из дома и все время проводил либо на буткемпе, либо на турнирах. При этом все турниры были достаточно сложные. Очень эмоциональная победа в Гамбурге, потом Dota Pit. Напомню, как выглядел последний месяц: выходит новый патч, ребята круглыми сутками сидят и играют, дальше у них Adrenaline Cyber League 2017, сразу после турнира в 6 утра они улетают в Барселону, причем еле успевают — организаторы пошли нам навстречу и перенесли игры. Из Барселоны они летят в Швецию, потом — в Макао, а потом — в Лос-Анджелес. Это практически кругосветка.

Я давно знал, что Леше было тяжело и что он морально истощен. Я эту ситуацию мониторил. Не секрет, что игра Virtus.pro во многом держится на нем, на его коллах. Мы были очень хорошо готовы к DreamLeague. Даже лучше, чем к ESL One Hamburg — на наш взгляд, там не очень хорошо сыграли соперники. К сожалению, некоторые индивидуальные ошибки не позволили нам выиграть. Я видел, что Леше очень тяжело. Через пару часов после игры [с Evil Geniuses] я отвел его в сторону, мы поговорили. Он сказал, что очень устал, и я предложил ему взять отпуск. На что он ответил: «А что, так можно?». Я ответил, что да: у нас впереди два минора, которые, по сути, ничего не решают, и за осень мы набрали как минимум столько очков, сколько планировали. Все хорошо, ничего от этого не изменится. После этого мы поговорили с Ваней, объявили о решении команде. Я отвез Лешу на вокзал, он сел на поезд и уже утром был дома.

После мы записали мой видеокомментарий на эту тему, где я очень подробно говорю о том, что это организация и команда предоставила Алексею отпуск и это было совместным решением в интересах коллектива. К сожалению, у нас внутри произошел небольшой сбой и новость об этом вышла раньше, чем должна была. Мы не хотели, чтобы это выглядело как спонтанное решение после поражения от EG. Подводку к этой новости писал сотрудник SMM, который использовал формулировку «Solo взял отпуск». Это наша вина, что в сознании людей это отложилось таким образом, но еще раз подчеркну — игрок не может просто взять отпуск. Я видел, что происходит внутри, и хотел предотвратить потенциально более серьезные проблемы, когда ребята будут уставшие и, не дай бог, начнут друг другу предъявлять претензии. Чтобы до этого не доходило, я отправил Лешу домой.

Не секрет, что есть ряд игроков, которые могли заменить Алексея на его позиции. Мы сознательно этого не делали, так как у нас нет намерений его менять. Нам нужно было просто отыграть нашим составом оставшиеся два турнира, у которых был не такой высокий приоритет. Ваня подходил на эту роль. Ему было очень тяжело, так как он очень сильно переживал и очень сильно нервничал, но он собрался и принес очень хороший результат. Абсолютно рабочая схема, я в ней никаких проблем не вижу. В январе Соло вернется и все будет как раньше.

— Не было мысли сняться с двух оставшихся турниров и уйти в отпуск вместе? Команда сама захотела играть с заменой?

— До MDL Macau оставалось слишком мало времени, чтобы организаторы успели найти адекватную замену. Мы с большой теплотой относимся к этому турниру и сам турнир показал, что это взаимно. Мы не хотим подставлять организатора.

С The Summit была примерно следующая история. Если бы мы дропнули этот турнир в последний момент, комьюнити и сами организаторы могли бы подумать, что это некая месть за то, что нам не дали прямой инвайт. Мы знали, что это не так. Понимали, что это решение могут неправильно воспринять. Мы с уважением относимся к тем обязательствам, которые на себя взяли. Такие вещи — они возвращаются. Несмотря на всю ситуацию с «Саммитом», мне кажется, мы лучшим способом ответили на все вопросы по инвайту. Не приглашаете напрямую? Окей — мы приедем, приедем с заменой и все равно выиграем.

— ArtStyle в итоге выступил более чем достойно. Как восприняли это в команде? Нет опасений, что он вновь захочет выступать как игрок?

— Ребята восприняли это с юмором. Напомню, что незадолго до DreamLeague Ваня играл на WESG в составе Team Ukraine. Вообще, на WESG ребятам было здорово играть против друг друга. Было много разных шуток и подколов. Ситуация абсолютно рабочая и никаких подводных течений нет. На Ване была огромная ответственность. Он профессионал, который умеет справляться с этой ответственностью. Понятно, что с прошлой осени у него не было нормальной соревновательной практики, за вычетом прошлогоднего WESG. Понятно, что у него не наиграно много часов, особенно на последнем патче. Поэтому он сыграл в меру своих текущих возможностей. Все прошло нормально. У нас с Ваней очень открытые и доверительные отношения. Если потом он решит возобновить карьеру игрока, я буду только рад. Но сейчас есть договоренность, что этот цикл он работает с нами. Со своей стороны мы дали ему все условия, чтобы он фокусировался на том, что делает сейчас.

— В спорте проблемы с насыщенным календарем решаются ротацией состава, которая в киберспорте практически отсутствует. Только сейчас мы наблюдаем в командах по Overwatch по 10-12 игроков, но это абсолютная новинка. В очень немногих командах есть возможность кого-то поменять. В том же CS:GO очень странная ситуация со стендинами, где зачастую вынужден играть тренер. Учитывая то, что календарь становится плотнее и плотнее, стоит задуматься о какой-то скамейке?

— Я бы не стал переоценивать плотность текущего календаря. Очень здорово, что кейс Соло случился с нами в декабре, а не в апреле-мае. Сейчас ребята наконец-то поняли, что я имел в виду под плотным календарем. Мы не участвовали в отборах на Captains Draft 4.0, мы не участвуем в отборах на SL i-League. Уже сейчас мы точно знаем, что мы не будем играть так много турниров, как мы играли в первой половине этого сезона. И глобально для нас плотность календаря не сильно вырастет. И другие команды начинают понимать, что в таком потогонном режиме не очень продуктивно работать. Так что проблема не стоит так остро.

Если говорить о заменах, то у нас есть пример Китая, где за счет большого притока молодых игроков организации могут позволить себе иметь молодежный состав. Что-то подобное есть у Red Bull в F1, где ты можешь десять раз быть Даниилом Квятом, но если у тебя что-то идет не так, то есть Макс Ферстаппен — и ты уходишь в младшую команду. А если у тебя и в младшей что-то не так, то на твое место есть еще десять претендентов. В Китае это очень хорошо работает. К сожалению, в СНГ, в Европе, да и в остальных регионах такого большого притока нет. А хорошему игроку самому будет неинтересно сидеть на замене. Он лучше будет играть в условной Vega Squadron или Team Spirit, чем в составе VP на замене. И это экономически нецелесообразно.

В СНГ, да и в Европе сформировалось достаточно устойчивая система, которая есть в футболе, где клубы уровня той же «Порту» или «Удинезе» выступают как «доноры». Когда молодые игроки приходят в эти клубы — они раскрываются и показывают себя, а клубы с большими финансовыми возможностями уже приобретают не «зеленого» игрока, а более опытного, который поиграл на высоком уровне.

Если мы посмотрим на селекцию Virtus.pro, Natus Vincere или даже Team Empire за последние полтора-два года, то здесь происходит ровно то же самое. Игрок приходит, раскрывается, а дальше он уходит — как RodjER в NaVi. Или как Resolut1on в Америку, или как RAMZES666 в VP. Таких примеров очень много, а система работает стабильно, так как в ней заинтересованы и мы, которые аутсорсят академии, и они, которые получают за это деньги. «Империя», при всем уважении, может хорошо раскрывать игроков. В долгосрочной перспективе наверняка будет найдено какое-то [другое] решение, но пока я не вижу, как это будет работать.

— А что значит «аутсорсить академии»?

— На примере Fnatic в CS:GO. У них была своя академия. Они отлично играли, но очевидно что они играли на уровень ниже, чем основная команда. Руководители Fnatic понимали, что они не готовы рисковать перформансом основной команды, чтобы просто взять человека из академии и туда его перевести [на самом деле один игрок был — Golden перешел в основную команду из академии — прим. ред.]. Академия не могла перерасти свой уровень. Никакого медийного и спонсорского выхлопа от этого нет — и они просто ее распустили.

Может ли Virtus.pro позволить себе академию? Условно говоря, снять дом, где будет тренировать молодых игроков. А что с ними будет дальше? У нашего текущего состава все хорошо. Что делать с этими игроками? Это гарантированные затраты, которые ложатся на наш бюджет. Скажу прямо, нам проще купить у Empire Рамзеса и не иметь этих костов. Natus Vincere действовали по смешанной схеме: они купили готового игрока у «Империи», а с Crystallize сделали чуть по-другому — все понимали, что это некоторый риск. Но он оправдался.

— Недостаток молодых талантов виден хотя бы по тому, как собирался текущий состав Virtus.pro. И как Natus Vincere пытались найти новых игроков. Получается, что если кто-то попытается создать команду по Dota 2 в СНГ, то ему будет очень тяжело кого-то выбрать, и, возможно, если у него есть деньги, то он попытается сделать предложение кому-нибудь, например, из Virtus.pro. Тебе известно что-нибудь о таких предложениях?

— На текущий момент в киберспорте в силу отсутствия института агентов и в силу того, что не все организации представляют собой полноценные бизнес-структуры, все еще очень важно общение между игроками. После Бостона к одному из наших основных игроков приходила одна из организаций, у которой были проблемы с игроком на этой позиции. Я не могу сказать, что они делали предложение. Они звали. И чтобы «звали» превратилось в какие-то конкретные переговоры, у каждого игрока есть выкупная стоимость. У игроков Virtus.pro по Dota 2 она составляет несколько сотен тысяч долларов. Я не вижу ни одной организации в СНГ, которая была бы готова заплатить эти деньги.

— Поговорим о CS:GO. Мы не знакомы с внутренней кухней, но внешне было заметно, что команда переживает кризис. Заметно не только по статистике, но и по всплывающим время от времени сообщениям, как dark days от Snax или странные посты про ингейм-лидеров. Кризис был, или нам показалось?

— Кризис есть. Никого не должны вводить в заблуждение два финала подряд на EPICENTER 2017 и на SL i-League Invitational Shanghai. Нам внутри понятно, с чего он начался, и я могу сказать, что у нас есть понимание того, что нужно сделать. И необходимые шаги будут сделаны.

— Учитывая то, насколько сплоченная эта пятерка Virtus.pro, вы задумывались о заменах?

— Ни в каком из наших составов нет запретов на замену. Это касается Dota 2 и CS:GO. Как я уже говорил, сила состава по CS в его опыте и сплоченности. У них всегда была возможность решать проблемы без перестановок.

Мы все понимаем каким гегемоном была SK Gaming на протяжении всего года. На мой взгляд, сейчас это лучшая команда мира. С большим отрывом. И она была ей на протяжении всего года. Думаю, тот факт, как мы играли с ней и в феврале в финале DreamHack, и в январе, когда мы обыгрывали их в полуфинале мажора, и в октябре, когда мы играли с ними на Epicenter, [говорит о том, что] наши игроки могут выступать на одном уровне с SK Gaming и побеждать их. Вопрос в том, чтобы это происходило не два-три раза в год, а постоянно. Над исправлением этой истории мы сейчас работаем. Ну а про замены — от них не застрахован никто.

— У команды периодически были проблески в игре — на краковском мейджоре, «Эпицентре». После этих турниров болельщики и эксперты предполагали, что тяжелый период позади. А что сами игроки чувствовали после этих турниров? Они обсуждали это с тобой?

— Краковский мажор сами игроки оценивают как провал. Конечно, от лица организации я могу говорить, что топ-4 — это хорошо, и это действительно нормальный результат. Но сами игроки понимают, с кем и как они играли, и иначе как провалом турнир не считают. То же самое можно сказать про ACL, когда, по мнению ребят, в большей степени проиграли соперники, чем выиграли мы.

Чисто с психологической точки зрения важно иногда выигрывать, чтобы понять, что есть еще порох в пороховницах. Но даже тот же «Эпицентр» показал, за счет чего мы можем выигрывать и за счет чего мы проигрывали. И такие турниры в большей степени оттеняют то, что происходит внутри команды с точки зрения игры и с точки зрения взаимоотношений. Зная ситуацию изнутри, мы не оцениваем это как проблески. Так складывались обстоятельства.

— Тот «Мерседес», подаренный TaZ после победы в Вегасе, — он как-то повлиял на дальнейшие выступления команды? Потому что статистика говорит о том, что повлиял: кроме Вегаса команда за год выиграла один турнир — причем скорее выставочный.

— «Мерседес» не мог повлиять на игру, потому что не «Мерседес» сидит на сервере. Но на сервере сидят живые люди, у которых есть эмоции. А эмоции повлиять на игру могут.

— Все команды из WESA взяли составы по Paladins. То есть в одночасье сколотили новую дисциплину, и десяток топовых организаций должны были распределить между собой весьма узкий рынок профессиональных игроков. Как это происходило?

— Очевидно, что Paladins, особенно для организации из СНГ, не является приоритетной дисциплиной. Тем не менее мы на это смотрели как на шанс показать издателям возможности WESA выступать единым фронтом и быть точкой входа для крупных партнеров. И для издателей, и для спонсоров, и для кого угодно. Также это был важный момент для Facebook, который вышел на рынок трансляций, и несмотря на то, что у многих команд есть взаимоотношения с Twitch (а это и наш приоритетный партнер), мы приветствуем конкуренцию на рынке и для нас это был важный тест — как работает FB с точки зрения трансляций.

У нас были положительные впечатления от работы с издателем. Всем командам предоставили список топовых игроков — отдельных или готовых составов. Там были подробные данные, вплоть до личностных качеств каждого. Безусловно, была некоторая борьба. Мы собрали игроков с открытого рынка и использовали тот же самый подход, что и в LoL за девять месяцев до этого. Тогда мы взяли сильного тренера, которому и доверили сбор состава. Здесь это был сильный капитан, взявший себе молодых и перспективных игроков, которые нигде не засветились и были голодны до побед. Этот подход два раза подряд очень хорошо себя показал.

Не скрою, что первоначальный вариант предполагал выступление в американском дивизионе, но, к сожалению, там не все сложилось: не договорились о свапе слотов с другой командой. Поэтому выступаем в Европе. Переговоры с игроками заняли порядка недели. Мы очень быстро обо всем договорились и рады, что мы пришли к такому хорошему результату. Посмотрим, как все пойдет на ЧМ, который начинается в январе [Virtus.pro на нём не вышли из группы — прим. ред.].

— О «Лиге Легенд». Планирует ли VP возвращение в дисциплину? И что ты думаешь о конфликте Likkrit и Riot Games?

— Не помню, говорил я публично или нет, но в конце августа, когда мы еще определялись с нашим будущим в «Лиге Легенд», мы общались с Ликкритом. И с если бы мы оставались, то он и еще несколько его ребят с высокой долей вероятности играли бы в VP. У меня была и есть уверенность, что он один из тех игроков, которые символизируют регион, а мы одна из организаций, которая символизирует регион. Не только с точки зрения медийки, но и с точки зрения скилла и умения строить команды это был тот человек, который нам нужен. Понятно, что часто в нагрузку к таланту идут дополнительные элементы — Кирилл всегда был известен своей словоохотливостью и иногда с пренебрежением относился к устоявшимся правилам игры. Но в итоге мы приняли решение в дисциплине не оставаться.

На текущий момент я не вижу условий, при которых мы можем вернуться в LoL в СНГ. Главная проблема заключается в том, что, по сути, игроки по полгода сидят без дела. Это очень аритмичный календарь, и NaVi руководствовались той же логикой при роспуске состава по «Танкам». Эта же проблема есть в HS, и вроде как ее не будет в Quake Champions. В следующем году мы будем внимательно за этим смотреть.

Мы не можем полгода держать игроков на контрактах. Когда на рынке говорят, что VP взорвали трансферный рынок и пилят какие-то безумные зарплаты, я могу сказать две вещи. Первая: когда мы разговаривали с Ликкритом, он спрашивал: «А правда, что вы летом платили сумму...», — и назвал сумму, которую мы платили одному из наших молодых игроков, которого он хотел видеть у себя в составе. Но в реальности сумма была в полтора раза меньше, и он еще очень долго сокрушался, что если бы он знал реальную зарплату игрока, то постарался бы его переманить.

Второй момент заключается в том, что в отличие от большинства команд мы не распускали состав после окончания сплита. Как действуют большинство ростеров в СНГ: заканчивается весенний сплит, дальше есть полтора-два месяца перерыва. И ты игроку говоришь: «Дружок, ты как бы с нами останешься, но деньги мы тебе платить не будем». Мы так не делали, потому что дорожили нашими игрокам. Мы хотели быть уверенными, что они с нами останутся, поэтому мы во все эти перерывы продолжали платить. Мы платили деньги до момента объявления о роспуске состава в начале октября. Большинство команд сразу после вылета тут же разрывают контракты и игрокам не платят. Да, безусловно, мы могли этого не делать, но наша позиция и наша ответственность в том, чтобы приводить регион к более цивилизованному виду. Понятно, что это то, к чему игроки привыкали и что другим командам это могло не нравиться.

В ситуации, когда мы видим цифры просмотров и замечаем, что шесть месяцев игроки ничего не делают, я не очень понимаю, как это может работать. Поэтому мы приняли решение. Здесь нет никаких личных моментов с Riot, такие же решения мы принимаем и будем принимать по отношению к другим дисциплинам, если они не будут работать так, как мы это видим.

— Кто прав в ситуации с Likkrit?

— Я думаю, что формально правы Riot. Я не хочу переходить на личности. Думаю, что в целом они могли отыграть эту ситуацию с гораздо меньшими репутационными потерями для себя. А Likkrit был абсолютно откровенен с самого начала. Рассказывал, что он встречался с Riot и говорил им: «Ребят, во благо вам и мне попробуем это обставить, как будто я имел в виду что-то другое». Ему сказали нет. После этого он на стриме и выдал: «Да, я пытался договориться с Riot». Слава богу, что он находится в той позиции, когда он может позволить себе это делать. Я разговаривал с ним уже после всей этой ситуации и сказал, что если ему будет интересно еще попробовать себя в киберспорте, то двери VP для него всегда открыты.

— В этом году кроме VP всего несколько топовых организаций открыли составы по Quake Champions. Как оцениваешь подписание cYpheR и av3k? Все ли себя оправдало? Не беспокоит отсутствие анонсов на следующий год?

— Беспокойство есть. Мы на DreamHack в Швеции встречались с представителями id Software. Они подробно рассказали о планах на 2018 год. К сожалению, сейчас я их не раскрыть не могу. Могу только сказать, что я обрисовал нашу озабоченность, привел им в пример LoL. Если у издателя не будет понятной стратегии, которая работает в обе стороны, то мы не будем инвестировать свои средства в развитие игры. Те прогнозы, которые нам дали на первое полугодие, меня удовлетворяют. Будем смотреть, как они реализуются.

Мы не принимаем скоропалительных решений, наш горизонт в таких ситуациях составляет от шести до двенадцати месяцев. В ноябре 2016 года мы вошли в LoL, а в сентябре 2017 — ушли. Я очень доволен теми ребятами, которые у нас есть. Безусловно, я надеялся на то, что хотя бы один кубок в копилке у нас будет. Пока не сложилось, но это не повод опускать руки.

— В этом году ваши игроки в Hearthstone не смогли пробиться на главные турниры. Какие перспективы у этой дисциплины? И куда пропал DrHippi? Его не было на последних командных играх.

— Мне удалось за последний месяц встретиться со всеми тремя игроками. Naiman приезжал в Москву, с BunnyHoppor мы виделись на «Дримхаке», а к DrHippi я на днях летал в Луцк. У него все хорошо.

C HS нужно учитывать два фактора. Первый — очевидно, что сейчас Blizzard очень сильно ориентированы на Overwatch, все ресурсы бросают именно туда. Недавно был анонс новой соревновательной системы по HS. Она движется в правильном направлении, мы ее внимательно изучаем. Решение о будущем состава вынесем на основании дополнительной информации о турнирной системе со сплитами-дивизионами.

Второй важный фактор заключается в ближайшем выходе игры Artifact — по сути, прямого конкурента HS. Я верю, что у этой игры очень большое будущее. Valve нужна следующая большая игра, которой у нее достаточно давно не было. Очень много людей играло в «Доту» раньше, но бросили, потому что «Дота» требует много времени. При этом карточная игра с героями «Доты» реально может понравиться людям.

Мы в очень плотном контакте с Valve: наши игроки в самом начале списка тех, кто получит доступ к альфа-тестированию. Я могу сказать, что в Artifact уже можно поиграть у них в офисе. В нее уже сыграли некоторые представители WESA, с которыми мы встречались на финалах ESL Pro League — и они в восторге. К сожалению, никто не может раскрывать деталей, только эмоции. Не скрою, что мы разговаривали с нашими игроками по поводу Artifact. Все сказали, что с удовольствием попробуют.

— В следующем году у VP появится состав по Artifact?

— Я могу сказать, что у VP точно в следующем году появится состав по Artifact. Это есть и в нашей стратегии, и в нашем бюджете на следующий год. И мы со своей стороны будем уделять ему максимальное внимание.

— Кроме Artifact, какие из новых киберспортивных дисциплин кажутся тебе перспективными? PUBG?

— Мы общаемся с рядом игроков в России и в Америке. Пока для меня не совсем понятна турнирная перспективность PUBG. Игра безумно популярна, у нее куча игроков, она отлична для стриминга. Но есть вопрос, сколько там живых игроков и сколько клонов из Китая. И состоится ли она как турнирная дисциплина. По большому счету, был один крупный турнир — IEM Oakland. Мы на связи с ESL, получим от них более детальные цифры и комментарии — будем смотреть.

Если говорить о каких-то других дисциплинах, то мы очень внимательно смотрим на мобильные игры. У нас и других команд летом была встреча с компанией Tencent, которая развивает несколько направлений как в Китае, так и на Западе. Внимательно следим, потому что это может вырасти в достаточно большую индустрию.

— Хотя бы минимальные возможности прихода в Overwatch вы рассматривали?

— Все, что сейчас происходит с OW, — это очень интересно. И у меня, и у многих людей, с которыми я разговариваю в индустрии, нет окончательной уверенности в том, что система однозначно будет успешной.

Мы сейчас в «Йота-Арене» сидим, а еще я был в компьютерных клубах в Северной Америке. Я знаю, во что люди играют там, и во что — здесь. И там реально многие играют в OW. И есть вариант, что OW станет важной локальной дисциплиной, по аналогии с американским футболом. Американский рынок достаточно велик для того, чтобы игра хорошо себя там чувствовала. Наиболее важным мне кажется тест франчайзинговой модели. Не стоит переоценивать размеры инвестиций — там $20 млн, которые вкладывают владельцы спортивных клубов. Это большие деньги для киберспортивной индустрии, но не такие большие для спортивной.

Огромная заслуга Blizzard в том, что они смогли это правильно продать. Этому всем стоит поучиться. Мы внимательно смотрим, как все это дело будет развиваться, но приоритет на 2018 год в плане новых дисциплин — это Artifact и мобильные игры.

— Это был твой первый полноценный год в киберспорте. У тебя как-то изменилось его восприятие?

— Мне кажется, первые месяцы были самыми эмоциональными в том плане, что я много ездил по турнирам. Было осознание того, что от Киева до Нью-Йорка и от Бостона до Минска собираются стадионы, чтобы посмотреть какую-то игру. Потом ты сидишь на стадионе в Атланте и понимаешь, что англоязычный стрим пробил миллион. Я работал в российском спорте: там нашей главной проблемой было то, что аудитории он неинтересен, а те, кому интересен — это люди 40+ лет, которые не очень интересны рекламодателям. То, что киберспорт настолько стабилен в формате своей бизнес-модели, это очень здорово.

Мне очень повезло и я очень горжусь спортсменами, с которыми я работаю. Это касается составов и по «Доте», и по CS:GO. Я прилагаю очень много усилий, чтобы у наших ребят все было хорошо и чтобы наши болельщики продолжали радоваться. Но лично для меня главной эмоцией 2017 года — после того как я понял, что такое киберспорт — стало осознание того, что представляет собой Virtus.pro. Моя главная задача состоит в том, чтобы это продолжалось и дальше.

— Все уже поняли, что сравнивать киберспорт с большим спортом некорректно. Но тебя не смущает, например, финансовая непрозрачность киберспорта? В том же футболе известны зарплаты игроков, суммы трансферов.

— Я в корне не согласен с формулировкой вопроса. В футболе газеты сообщают стоимость игрока или его зарплату, но это никогда не объявляется официально. Это скорее вопрос к индустрии вокруг спорта и киберспорта. Я абсолютно уверен, что настанет момент, когда появятся бульварные издания о киберспорте, которые будут фокусироваться на личной жизни киберспортсменов. Я уверен, что появятся премии, которые будут называть лучшего киберспортсмена мира. «Золотая мышка» или «Золотой коврик», не знаю. То же самое касается и всех трансферных вещей. В начале года сообщалось, что NiKo перешел из mouz в FaZe за полмиллиона, но, по моим сведениям, реальная сумма в два с лишним раза меньше озвученной.

Поэтому я думаю, что каждый просто должен делать свою работу. Взять комментаторов. Пока что их не так много, потому что не так много игроков, которые закончили карьеру. Когда их станет больше, кто-то из них поймет, что у него не очень получается комментировать, но он знаком со всеми игроками и менеджерами команд и может стать Нобелем Арустамяном от киберспорта; давать инсайды о том, что условный fn недоволен своей зарплатой, а в Double Dimension предлагают в два раза больше.

В общем, все это естественный ход событий. Точно так же, например, в свое время киберспортсменов удалось заставить носить форменные футболки команды, а вот со штанами пока тяжело. Но это естественный процесс взросления индустрии.

— Но трансферные сделки — это не всегда достояние бульварных изданий.

— Есть условная английская газета The Sun, которая пишет, с кем переспал Руни или откуда он пересадил себе волосы, а есть газеты вроде Corriere della Sera и сайт Transfermarkt, которые занимаются оценкой стоимости игроков — и им доверяют. Часто эти данные утекают от агентов. В киберспорте института агентов пока нет, и слава богу — они не всегда положительно влияют на экономику, с учетом подъемных выплат и комиссий. Пока просто нет изданий, которые специализируются на оценке стоимости игроков, нет агентов. В киберспорте много пока чего нет.

Ни один футбольный или хоккейный клуб не говорит, за сколько купил игрока, и какую положил зарплату. Никто не говорит. Единственное, где это есть — в американских лигах, где это требование регламента и элемент системы c потолками зарплат, и где в принципе отсутствуют трансферы — там игроков меняют. В Америке это есть, в Европе — нет.

— Задачи-максимум на следующий год?

— В начале 17-го мы не раскрывали эти задачи, я бы воздержался от громких заявлений и сейчас. Отчасти потому что некоторые из них завязаны на финансовый результат. Но могу сказать, что мы настроены выиграть как минимум не меньше призовых, чем в 2017 году. Сумму можно посчитать по «Ликвипедии». По аналогии с прошлым годом, мы нацелены выиграть пять турниров. У нас было порядка 12 финалов в 2017 году, и я думаю, что пять турниров в год — это хорошая задача. Плюс у нас есть достаточно много медийных целей. Могу сказать, что во втором полугодии мы будем выходить в китайский интернет, их соцсети. Мы ведем переговоры на этот счет. Они непростые — рынок специфичный. Если нам удастся найти партнера, которому мы доверяем, то это будет наш основной медийный фокус в 2018 году.

 

Комментарии