Интервью

«Мы сейчас без инвестиций: окупаемся, но живём на свои средства». Евгений Золотарёв о новых дисциплинах, контрактах и спонсорах

CEO Natus Vincere Евгений Золотарёв поговорил с Cybersport.ru на презентации нового спонсора — OMEN by HP. Он сравнил дисциплину в составах по Dota 2 и CS:GO, рассказал об основных пунктах в контрактах и назвал игры, по которым NaVi могут открыть состав.

— Решафл в составе по Dota 2 будет после The International 2018. Контракты не помешают? Lil говорил, что у него соглашение до конца года.

— Мы всем ребятам оставили действующие контракты. У нас есть пункт, позволяющий переводить игроков в запас и при этом платить им ползарплаты. Мы не знаем, как сложится ситуация: может, кого-то захотят купить или мы захотим продать/обменять игрока. Рациональнее оставить текущие контракты.

— На что ориентируется организация при составлении контрактов? Сроки, возможность отправить в запас — что ещё?

— Это всегда происходило эволюционно. Ещё до того как я пришёл в NaVi, случилась история с KuroKy и Puppey: они покинули организацию из-за того, что подписи где-то не было. Потом оказалось, что у нас нет возможности «бенчить», потом мы заложили ребятам возможность брать личных спонсоров. Вполне возможно, что текущий вид контракта не финальный, и рынок потребует новые штуки.

[Ещё] для нас критично иметь перечень обязательств — хотя мы никого не штрафовали по контракту, лишь по внутренним договорённостям в составе.

— В контракте Лила есть пункты, связанные с его активностью в твиттере?

— Нет, [у него] абсолютно стандартный контракт. Ничего лишнего Lil и не говорит: я лично не всегда разделяю форму, в которой он излагает свои мысли, но с точки зрения юриспруденции он ничего не нарушает.

— Вы упомянули, что разрешаете игрокам заключать персональные контракты со спонсорами…

— Через NaVi.

— … Недавно бывший игрок Cloud9 Джордан n0thing Гилберт говорил, что игрокам в Америке не дают развивать собственный бренд. А вы почему это позволяете?

— Медиаправа игроков принадлежат организации, и исходя из контрактов мы можем запретить им личных спонсоров. Но это [новые] возможности для ребят, а также шансы для нас как для агентства попробовать себя в других кейсах — вне стандартного маркетинга NaVi. Игрок как посол бренда — это челлендж для нас, это хороший инструмент [повышения] лояльности со стороны игроков к Нави. Все в выигрыше, как мне кажется. Единственное условие: отсутствие прямого конфликта интересов. Например, мы не можем продать личное спонсорство нашего игрока Red Bull.

— Снятие NaVi с Adrenaline Cup как-то связано с этим?

— Нет, это только из-за графика. У нас нет запрета на участие в турнирах от спонсоров. Когда мы подтверждали инвайт, я написал в Monster Energy, и мне сказали, что никаких проблем нет.

— Даниил Zeus Тесленко — самая медийная личность нашего Counter-Strike, его влоги набирают очень много просмотров. Не обидно, что NaVi от этого ничего не получают?

— Нет, не обидно, потому что из каждого правила есть исключения. Zeus возвращался в NaVi с определёнными контрактами и обязательствами, и мы не хотели вмешиваться в это. Но если мы принесём ему сделку или он сам найдёт её, то у него будут такие же условия, как и у остальных ребят.

— Вы пробовали выступать в «Доте» интернациональным составом. Допускаете, что вернётесь к этой идее?

— Такая опция существует. В СНГ много свободных игроков, многие пишут сами и интересуются. Но получится ли что-то слепить из пяти отдельных игроков… Но и надо понимать, какое у нас комьюнити профессиональных игроков в Dota 2. Кто-то не поделил что-то в «пабе» — для них это веская причина не выступать вместе. Люди друг о друге что-то помнят, слышат, и это затрудняет сбор состава. На бумаге всё достаточно легко: определяешь роли, смотришь статистику, проводишь собеседования. Но в реальности всё немного иначе.

— Вы говорили, что самое важное для NaVi — дружелюбная атмосфера и отсутствие конфликтов между игроками и менеджментом. А это не мешает формировать профессиональную этику? То есть игроки понимают: нужно слушаться организацию, которая платит деньги; нужно забывать о конфликтах с теми, с кем приходится играть.

— Всё правильно говорите, но в реальности всё иначе из-за человеческого фактора. Нужно забыть всё, что произошло в игре, но забывают ли? Насколько серьёзно относятся к этому? К сожалению, есть проблемы.

Это [еще] зависит от дисциплины. В Counter-Strike у нас есть жёсткая иерархия, и всё работает на профессиональном уровне. Конфликты могут вспыхнуть после каждого неудачного турнира, каждой неудачной игры — но ребята делают выводы и критических последствий не наступает.

— То есть это проблема «Доты»?

— Не могу сказать. Наверное, проблема нашей «Доты» — NaVi.Dota. И костяк мы долго держали, и внешнее давление [было], и ребята могли делать выводы на основе чужих точек зрений. Всё весьма сложно, и я пока идеальной пилюли не вижу.

— Довольно распространена практика, когда игроки становятся акционерами своих клубов. Например, SumaiL в Evil Geniuses. А в NaVi есть такие игроки?

— Нет, это утопия. После карьеры — с удовольствием. Кто-то может получить долю, если отдал много лет организации, кто-то — должность. Новая или старая; спортдир, тренер, посол — не суть. Но, как показывает практика OG, Astralis и прочих, любой решафл ломает систему, и у клубов нет ответа. Где доли ppd и Fly? Они получили опцион — при том, что организации сначала надо было продать?

— На Украине появилась новая киберспортивная федерация. Крупные бренды вроде NaVi взаимодействуют с локальными органами?

— Мы не запрещаем это отдельным игрокам. Кто-то — вроде бы Yozhyk — уже член этой федерации. Но нам пока ни холодно, ни жарко. Если будут какие-то конкретные шаги и упрощения с точки зрения виз, статуса… Пока это анонсы и выдача футболок.

— На подходе Artifact, в Fortnite $100 млн разыгрывают — планируете расширять список дисциплин?

— Чтобы купить что-нибудь ненужное, нужно продать что-нибудь ненужное. Мы сейчас без инвестиций: окупаемся, но живём на свои средства. Нам нужно плотно считать, чтобы было выгодно с точки зрения бизнес-модели. Смотрим? Да, смотрим Artifact, R6 Siege, Fortnite. Всё вряд ли получится, но какие-то дисциплины появятся. В Fortnite громкие анонсы, но посмотрим на первые ивенты. Пока сложно сказать, что это киберспорт.

Мы довольны опытом в PUBG, пускай игра и просела из-за Fortnite. Ребята очень профессиональные, медийные, выигрывают турниры — нам грех жаловаться. Будем реагировать по мере развития ситуации.

— Брат Симпла [Алексей Костылёв — прим. ред.] часто общается с болельщиками во влогах. Насколько их мнения влияют на принятие решение в NaVi?

— Сложный вопрос. Любая мысль, любой месседж [влияют] — мы тоже живые люди, мы тоже воспринимаем информацию. Можно что-то воспринять как дельный совет или рекомендацию. Фидбек важен, [но] не могу сказать, что он на 100% влияет на принятие решений. Оценивается куча факторов, о которых обыватель даже не подозревает. Но опосредованно болельщики влияют.

Комментарии