Руководитель Федерации киберфутбола России Юрий Сошинский
— Юрий, ты руководишь Федерацией киберфутбола России. Расскажи, что это такое.
— Мы абсолютно самостоятельная организация, которая находится в процессе формирования. Это затратное дело, ведь у нас нет глобальных спонсоров. Поддержку мы получили совсем недавно.
В последние полгода происходит серьезный бум в развитии нашей дисциплины. Это связано не только с нашей работой, но и с международными активностями в киберфутболе, а также с тем, что разработчик начал вкладывать деньги, начал поддерживать игру как киберспортивную дисциплину.
Участники «Кубка России 2016» по киберфутболу
— Кто является инициатором создания турниров под эгидой РФПЛ?
— К нам РФПЛ обратилась спустя несколько лет после того, как мы пытались с ней сотрудничать. Мы хотели запустить эту историю еще в 2012 году, как только начали развивать федерацию. Тогда никаких предпосылок к лиге не было. Но со временем киберфутбол стал активнее развиваться, футбольные клубы стали подписывать игроков, и наше сотрудничество стало намного реальнее. В прошлом году мы и РФПЛ нашли друг друга.
— Расскажи подробнее о формате проведения кубка и чемпионата РФПЛ.
— Кубок РФПЛ — это турнир, который пройдёт в Уфе с 24 по 26 февраля. Будут участвовать только представители футбольных клубов — их будет 16 человек, от каждого клуба по игроку. В течение трёх дней они выявят сильнейшего.
В середине марта в Казани пройдёт чемпионат РФПЛ. В нём будут участвовать 16 игроков футбольных клубов плюс 4 игрока, которые прошли отборочные. Победитель чемпионата РФПЛ будет представлять свой клуб и нашу страну на европейской квалификации турнира The Ultimate Team Championship Series , который проводит Electronic Arts. Европейская квалификация пройдет в Мадриде 6 мая, а финал турнира состоится в Берлине.
— В футболе под словом «чемпионат» подразумевают круговую систему. У вас это не так. Почему?
— На кубке должна быть сетка на выбывание, а чемпионат должен проходить на регулярной основе. Пока этого нет, но всё к тому идёт. Это лишь первые шаги в киберфутболе от РФПЛ. Планы глобальные, мы придём к тому, что чемпионат у нас будет играться параллельно реальному чемпионату в футболе.
— Все ли футбольные клубы обязаны иметь составы по FIFA? А если кто-то не хочет?
— Если не захотят, то ничего страшного. Да, для кубка РФПЛ это бы создало проблемы, но в чемпионате мы бы отдали больше квот на квалификации. В этом сезоне от футбольных клубов не было ни одного отказа.
— У вас уже есть глобальные планы по развитию лиг?
— У нашей организации это всё расписано. У нас есть свои мероприятия, кубок России, чемпионат России. Что же касается РФПЛ, она будет оценивать дальнейшие перспективы по итогам двух предстоящих турниров.
— Насколько FIFA интересна зрителям как киберспортивная дисциплина?
— Аудитория есть, но не такая большая, как у Dota 2 или CS:GO. Её и привлекать не так просто, потому что до недавнего времени футболом никто не занимался как киберспортивной дисциплиной. Призовые были меньше чем у других, а качество турниров отставало. С приходом EA и футбольных клубов ситуация должна измениться. В ближайшее время мы увидим скачок в количестве зрителей и качестве ивентов. Уже сейчас мы собираем всё больше и больше людей на трансляциях. Ивент в Париже собрал около 100 тыс. зрителей.
Участники чемпионата по FIFA на ESWC 2016
FIFA — это самая простая игра для людей, которые никогда не интересовались киберспортом и даже в компьютерных играх не разбираются. Графика в ней очень приблизилась к реальной жизни. Многие путают реальные матчи с играми. Часто мимо экрана проходят люди и спрашивают: «Кто с кем играет?», — хотя в этот момент проходит какой-то киберспортивный турнир или идёт трансляция. Это большой плюс, ведь раньше, когда бегали квадратики по полю, было сложно это популяризировать и рекламировать. Сейчас все знают, что такое футбол, надо лишь рассказать людям, за какую команду кто играет.
— В других странах клубы открывают составы и по другим дисциплинам. Почему у нас только по FIFA?
— Это только пока. FIFA — та дисциплина, с которой проще всего начать работать футбольному клубу в киберспорте. Болельщиков надо подготовить, не стоит им сразу показывать Dota 2 или LoL. Не все лояльны к тому, что реальный спорт связан с киберспортом. FIFA может сгладить эти моменты.
Наша страна не так развита в плане маркетинга, и не все наши футбольные клубы могут зарабатывать даже на футболе, не то что на киберспорте. Им проще взять одного игрока в соло-дисциплине, чем целую команду.
— Киберфутбол — часть большого киберспорта или нет?
— Мы никак не связаны с другими дисциплинами, у нас другая дорога, связанная с реальным футболом. Мы двигаемся в сторону спорта, потому что у нас одна аудитория. В некоторых интервью люди говорят, что у футбола есть инфраструктура, готовая для развития киберспорта. Это тоже причина, по которой я считаю, что киберфутболу лучше сотрудничать с реальным футболом, чем уходить в киберспорт и пытаться строить всё с нуля. Мы развиваем свою федерацию только по определенной дисциплине. Я считаю, что в будущем многие дисциплины пойдут по этому пути.
Победитель «Кубка России 2016» по киберфутболу — Роберт «Ufenok77» Фахретдинов
— Почему ваша приоритетная платформа — PS4?
— Мы выбирали платформу ещё 3-4 года назад, когда только начинали всё это развивать. Выбор пал на PS4, потому что она появилась в России и СНГ на год раньше Xbox One. Уже тогда было понятно, что консоли будут приоритетными платформами для проведения турниров, так как проводить LAN-турниры на PC затратно и сложно.
PS4 — самая популярная консоль в СНГ. У нас Xbox One совсем не имеет аудитории, ее используют примерно 10% игроков в FIFA.
— Федерация занимается проведением турниров по PES?
— Наша федерация называется «Федерацией киберфутбола». Мы не пытаемся зацикливаться только на FIFA, но у PES дела совсем плохи. Мы готовы сотрудничать с людьми, которые захотят проводить турниры по PES, но за всё время существования федерации таких было всего пара человек. Сам разработчик — даже не в России, а в мире — проводит очень мало мероприятий. И не видно, чтобы он был заинтересован в развитии дисциплины, да и самой игры в целом. Последнее что произошло в PES — это покупка лицензии на Барселону. Непонятно, зачем это было сделано, если игра популярна разве что в Южной Корее.