i

«В СНГ вообще сложно что‑либо выстроить». Интервью с бывшим CEO HellRaisers

90494_vm78.jpg

Максим Беднарский (слева) после подписания контракта с bondik в апреле 2016 года | Фото: HellRaisers


Примечание: беседа состоялась 21 июля.

— Ты говорил, что уходишь из HellRaisers не из-за неудач состава по CS:GO. А почему?

— Я строил организацию практически с нуля, и за эти годы немного перегорел, так как не добился целей, которые перед собой ставил. Это частично связано с командными результатами, но не на одном турнире, а за все два с половиной года. 

— Думаешь, Алексей «xaoc» Кучеров справится с обязанностями СЕО? Он ведь еще аналитикой занимается.

— Думаю, он сможет выполнять большинство операционных задач без особых проблем. Леша занимается аналитикой только во время крупных чемпионатов, например, «мейджоров». Это его хобби. 

Я считаю, что Леша очень толковый и хороший парень. Уверен, что если он подтянет английский и походит на курсы, то уверенно сможет выполнять все задачи CEO и ни у кого не возникнет вопросов, справляется ли он.

— А у тебя уже есть какие-то предложения?

— Да, есть. Мне предложили создать новую организацию и либо купить команду, либо создать ее с нуля. Эти инвесторы из Украины и из России. Было еще одно предложение из Португалии. Но пока я хочу рассмотреть предложения от организаций, где команды уже есть. Желательно, успешные. 

Я вижу несколько вариантов развития событий. Один из них — я стану спортивным директором или CEO в какой-то существующей организации либо буду создавать свою с нуля. Но я в отпуске, ничего еще не решил и выслушиваю все предложения.

Kwr5F1j.jpg

Максим Беднарский, Алексей Кучеров, Алексей Слабухин (руководитель отдела маркетинга в HR) и Амиран Рехвиашвили (аналитик состава по CS:GO) | Фото: HellRaisers


— Какие организации тебе нравятся больше всего? Куда бы ты хотел пойти?

— Так как я в Киеве, я бы, конечно, из грандов в первую очередь рассматривал бы  Natus Vincere, но предложений от них у меня не было, и не думаю, что будут.

 Gambit Gaming тоже базируется в Киеве. Я работал с ними, когда был в  HellRaisers, мы расстались в дружеских отношениях. Но в любой существующей организации уже есть те, кто ею занимается. И в таких организациях, как Gambit, это сам собственник бизнеса. Поэтому для него большим шагом было бы взять туда человека со стороны. 

Из европейских команд мне импонируют скандинавские команды —  North,  Astralis. У них профессиональный подход, в том числе и к менеджменту. Но скандинавы неохотно работают с иностранцами.

Мне было бы интересно поработать с любой командой из топ-15 рейтинга HLTV либо из топ-20 по Dota. У организаций из СНГ есть проблемы со спонсорами, есть проблемы с выплатами. В этом плане европейцы более привлекательны. Но тогда нужно уезжать в Европу, а я хотел бы остаться в Киеве — у меня здесь бизнес, которым занимается моя девушка. Плюс у меня в Киеве живут родители, близкие и друзья. И я знаю, что в Киеве достаточно профессионалов, которых можно набрать в организацию и они не будут уступать европейцам.

— Насколько сложно выстроить полноценный мультигейминг в СНГ?

— В СНГ вообще сложно что-либо выстроить, ведь нет регламентирующих процессов. В России признали киберспорт спортом, в Украине об этом даже речи не идёт. То же самое можно сказать про Беларусь и другие страны СНГ.

Россия киберспорт хорошо продвигает. Мне кажется, что все к этому придут, государство будет хоть как-то регламентировать рынок или дотации для спортсменов введет, и тогда станет намного легче. Пока же всё построено на чистой любви игроков и людей, которые этим занимались в прошлом. Они отдают все свои силы и деньги, чтобы заниматься любимым делом. Кому-то это принесло успех и прибыль, Na’Vi вон были чемпионами мира, это очень успешная организация. Другие держатся на среднем уровне, но не исчезают. Это значит, что есть спонсоры, есть поддержка, и она растет с каждым годом.

Население у нас не такое платежеспособное, как в европейских странах или в странах Северной Америки, но это особенность региона. И зарплаты у игроков ниже. Наш регион не особо открыт для нового бизнеса, здесь сложно что-то выстраивать с нуля, а у инвесторов очень большие риски. А они и так с опаской вкладываются в новые рынки. 

Нужно привлекать специалистов из других сфер, пока здесь работают в основном энтузиасты. Но это уже меняется: из другого бизнеса в киберспорт переманивают специалистов высокого уровня, топ-менеджеров. И это не может не радовать, конкуренция всегда ведет к улучшению рынка. Поэтому в СНГ строить бизнес сложно, но нужно. 

Найти спонсоров тоже сложно: они не всегда понимают, что команды интересны фанатам не каждый день, 24 часа в сутки, а лишь во время турниров. Но когда спонсоры начинают работать с киберспортом, они понимают, что самое важное — лояльность аудитории, которая следит за командами. Если команда говорит, что продукт хороший, то и у потребителя лояльность к продукту растет. 

Мы уже видим, как сотрудничают крупные бренды — Audi и Astralis, например. В России есть Yota и «Тинькофф», в Украине — Visa. Есть позитивная тенденция, но привлекать спонсоров пока сложно. Зарплаты у игроков высокие, а отбивать их на медийке трудно.

— HellRaisers активно сотрудничала с сайтами-рулетками. Насколько это оправданно? Сейчас их и в России, и в Европе стали активно закрывать.

— Финансово оправдано. В моральном плане, я считаю, что это плохо. Но это не запрещено и никем не регламентируется. Для того чтобы удержать команду с европейским составом на плаву в СНГ, приходится работать с разными партнёрами. И я не вижу в этом ничего зазорного. Но думаю, что в будущем это либо запретят, либо все команды откажутся с ними работать.

Я бы не хотел, чтобы игроки привлекали молодых людей к азартным играм. Игроки — эталон поведения для будущих спортсменов, они должны думать только про игру. Но сейчас очень мало спонсоров, которые готовы платить. Рулетки, к сожалению, зарабатывают очень много и могут себе это позволить. 

1498989541.5509 (1).jpeg

HellRaisers на PGL Major Kraków 2017 | Фото: HLTV.org

— Как ты думаешь, чего не хватило  HellRaisers, чтобы попасть на «мейджор»? Три месяца хорошо выступали, а тут провал какой-то.

— Провалом я бы это не назвал, это спад. Он после любого подъема происходит, это нормально. Мне кажется, что не хватило желания, уверенности в себе и немножечко удачи против соперников. 

У игроков все впереди. Я считаю, что нужны замены в составе — это хорошо для команды, потому что это как новая итерация продукта. Он может улучшиться. Да, может и ухудшиться, но если выбрать правильно, новый игрок принесет только свежие идеи и позволит иначе взглянуть на проблемы и ошибки. Этот состав играет с прошлого сентября, уже почти год. Я бы делал замены, но я уже не CEO, поэтому могу только рассуждать. 

— Сложно ли работать с интернациональным составом, «продавать» его и нашей, и западной аудитории?

— Нет, достаточно быть отзывчивым к фанатам. За последние месяцы я прочел в соцсетях много положительных отзывов по поводу нашей работы с аудиторией. Фанатам нравилось, как подавался контент, его качество и количество. Было приятно видеть, что люди понимают, как мы для них стараемся. 

А по поводу разграничения аудитории — не вижу больших сложностей, потому что в СНГ больше привыкли пользоваться ВК и YouTube, а европейцы — Facebook и YouTube. Поэтому в FB у нас были новости на английском, а «ВКонтакте» — на русском. 

 STYKO за два года работы в HR выучил русский на таком уровне, чтобы понимать его, говорить и даже шутить. Поэтому он вызывает положительные эмоции не только у европейских фанатов, но и у людей из СНГ.

— Какое главное отличие, на твой взгляд, между актуальным тренером команды —  Johnta — и прошлым —  lmbt? Как оцениваешь работу Сергея с  mousesports?

— Серега молодец, смог подстроиться под стиль игры mouz. Их игра очень похожа на нашу годичной давности. Там есть очень крутые игроки —  ropz,  oskar. Ropz — это вообще чудо, которое за полгода из ноунейма выросло в участника «мейджора». Я всегда знал, что Сережа очень хорошо работает с молодыми игроками. Он знает, как подбодрить, он знает, как объяснить, и в то же время знает, когда нужно дать подзатыльник и удержать дисциплину. 

А с Johnta они очень разные тренеры в подходе к тренировочному процессу, но оба очень хорошие психологи, хорошие люди, которые качественно работают и трепетно относятся к общению в команде. Они умеют наладить микроклимат. Ведь когда кто-то из игроков не верит, что команда чего-то добьется, то у нее ничего и не выйдет. Поэтому такие люди, как Сергей и Ваня, просто необходимы, особенно молодым составам.

20150426_Helena-Kristiansson_WGLGrandFinals15_4892.jpg

Состав HR по World of Tanks после победы на 2015 Wargaming Grand Finals | Фото: Хелена Кристианссон


— Почему вы закрыли состав World of Tanks?

— Создатели игры недостаточно развивали ее киберспортивную составляющую. Они постарались сделать свою систему, очень с ней заморочились, но через пару лет там начали меняться люди, а, значит, и идеи. Они перестали так активно развивать киберспорт, не было прироста аудитории. «Танки» любят люди, которые старше обычной игровой аудитории, смотреть киберспортивные матчи по WoT им неинтересно. 

Киберспорт от обычной игры отличает количество болельщиков и тех, кто хочет стать профессиональным игроком. Из этого и появляются новые возможности, люди, спонсоры, трансляции, турниры и так далее. В World of Tanks я этого не увидел, поэтому подразделение и закрыли. Сами парни здорово играли, быть топ-2 в мире — отличный результат. Они и первые места занимали на турнирах. Я благодарен за то, что мы смогли поработать вместе, но, к сожалению, игра не развивается так быстро, как заявлялось.

— А что с Dota 2? HellRaisers «заморозила» подразделение в апреле 2016 года. Что было дальше?  Resolut1on говорил, что вы связывались с его командой, когда она ушла из DC.

— Первый раз я попытался подписать новый состав по Dota 2 в августе 2016 года. Это была команда  Ad Finem, которая сейчас выступает как  mousesports. Тогда я предложил ребятам неплохие условия, мы долго общались. На их командном голосовании три человека были за то, чтобы остаться Ad Finem, а два хотели уйти к нам. И в итоге остались до следующего «мейджора». Я долго следил за этой командой и понимал, что они вот-вот могут выстрелить. Чуть позже я еще раз пытался их подписать, но они уже договорились с mouz. Те предложили более выгодные контракты, плюс ребятам было принципиально, чтобы организация находилась в Европе. 

Потом я пытался подписать состав из СНГ. Контактировал со многими ребятами, с  Funn1k, который в итоге играет в  M19. Общался с игроками из топовых организаций на тему возможного создания новой команды. Но дальше разговоров дело не зашло. Поэтому я решил вернуться на международный трансферный рынок и попытался подписать  Digital Chaos.

Произошло это как — они начали общаться не со мной, а с одним из инвесторов. После этого я подключился к переговорам. За пару дней до киевского «мейджора» мы встречались в Киеве. Мы не сошлись в некоторых вопросах, и они решили не подписываться под наш тег на турнир. Мы решили, что еще раз поговорим после киевского «мейджора». Но тогда они уже вели переговоры с  Planet Odd

Я вел переговоры и с действующими DC — с  BuLba и компанией. Там играет  Abed, который в будущем, мне кажется, станет одним из самых скилловых спортсменов в мире. Но там тоже возник вопрос технического характера. Потребовалось в срочном порядке для Abed сделать рабочую визу в США. Мы тогда это сделать не смогли, поэтому ребята присоединились к DC.

Я смотрел и другие организации из СНГ и из Европы, но никому не делал официальных предложений. В течение полугода наблюдал за составом, который сейчас играет за нас. Где-то в апреле вышел на владельца той команды. Мы обсуждали возможность выкупа состава, но не сошлись по поводу цены и условий. 

Потом, когда появилась новость о том, что состав покинул  Prodota Gaming, я вышел на Алексея Липая ( j4), и 28 июня мы вступили в переговоры. Тогда они еще не вышли на The International, я был уверен, что команда может это сделать, поэтому и хотел их подписать. Но ребята решили, что нужно подождать до конца квалификации. Это логично и правильно, потому что в итоге они вышли на The International и потому могли запрашивать более выгодные условия. 

Одной из главных проблем было наличие буткемпа в Америке перед TI7. Мы долго обсуждали, как это сделать, обсуждали условия контрактов. На каком-то этапе вообще взяли паузу на неделю. Я дал ребятам возможность поговорить с другими организациями, чтобы они поняли, что не все так просто. В итоге они сами вернулись и сказали, что готовы обсуждать присоединение к HellRaisers. Тогда я передал их Алексею «хаос» Кучерову, который и закончил переговоры.


Смотреть

— Можешь рассказать, почему из организации ушел  Dread? В чем была суть конфликта? Каково, вообще, было работать с Dread,  ArtStyle и другими известными игроками?

— Конфликт возник внутри команды. Так часто бывает. И тут все зависит от того, насколько ты профессионален. Если ты не можешь совладать со своими эмоциями, работать сложно. Если кто-то из твоих тиммейтов в плохой форме, то тебя это сильно расстроит. Ну и это не может не бить по людям. Была ситуация, когда во время официального матча киберспортсмен покинул игру. Я считаю, это серьезное нарушение дисциплины, недопустимое поведение для игрока. Не буду раскрывать, что было дальше, но мы решили расстаться с Dread. После этого он на полгода остался у нас в команде как стример. В итоге он работает в аналитике, счастлив и отлично себя чувствует. Я очень рад, что у него все хорошо.

По поводу ArtStyle — мне не довелось с ним познакомиться. Когда я появился в организации, он уже ушел. Жаль, что так вышло. Мне кажется, он один из знаковых игроков в СНГ. Но думаю, мы еще встретимся.

Я бы не сказал, что у меня были проблемы с известными игроками. Я, как директор организации, пытаюсь относиться ко всем одинаково, всегда всех выслушивать, вникать в проблемы. Но если один человек пытается изменить судьбу всей команды, ни к чему хорошему это не приводит.

— А что с другими дисциплинами? Ты когда-нибудь хотел открыть состав по Overwatch? 

— Да, задумывались. Я даже вел переговоры с командой  Cooller, в которой играли  Av3k и  Cypher, но их в последний момент перехватили  Albus NoX Luna, в которую вкладывали деньги Game Show. Это все плохо закончилось. 

Overwatch — игра интересная, зрелищная, но её будущее туманно. Пока что непонятно, как отбивать деньги от Overwatch League, если делиться деньгами Blizzard планирует не раньше 2022 года. Не вижу, чтобы инвесторы были заинтересованы в том, чтобы на такой долгий период замораживать такие деньги.

— А что думаешь про Quake Champions?

— Игра нравится. Я не успел в неё поиграть, но смотрел несколько турниров и даже общался с Cypher по поводу его присоединения к HellRaisers. В тот момент он уже вёл переговоры с  Virtus.pro, поэтому мы не договорились. Я еще общался с командой, в которой играет  Xron. Они будут участвовать в отборочных на QuakeCon. 

У дисциплины есть будущее. Мне нравится, что они сохранили олдскульное оружие, попытались сохранить динамику передвижения. Сделали игру достаточно хардкорной, чтобы увеличить зазор между обычными игроками и профессионалами. Сейчас опытные игроки, которым 30 лет, доминируют. 

На Quake Champions стоит обратить внимание как на новую и потенциально сильную кибердисциплину. Очень интересно будет посмотреть, что будет с ней в течение года, и как пройдет следующий QuakeCon.

Комментарии