Международная консалтинговая компания Odgers Berndtson, специализирующаяся на поиске и рекрутинге управляющих кадров для различных компаний, провела исследование киберспортивных клубов в США, Океании, Европе и СНГ. Эксперты выяснили, какая структура управления командами наиболее распространена в мире киберспорта, а также назвали примерные зарплаты ведущих специалистов в этой области. Cybersport.ru публикует выдержки из исследования.
Участниками опроса от Odgers Berndtson стали киберспортивные клубы, которые, по словам компании, входят в топ-25 мирового рейтинга. Как позже аналитики объяснили Cybersport.ru, топ составлялся по суммам выигранных призовых. Это позволяет предположить, что исследование касается большинства топ-клубов из ключевых дисциплин: Team Secret, Team Liquid, Virtus.pro и др.
В ходе исследования аналитики обнаружили, что в подавляющем большинстве команд используется похожая модель работы: в таких организациях все ключевые бизнес-функции (операционные, финансовые, HR, продажи) выполняются различными отделами внутри клуба, имеющими собственных руководителей, а они, в свою очередь, подчиняются CEO. Такой формат избрали 81% опрошенных клубов. В Odgers Berndtson отметили, что такой формат близок корпоративному миру.
В 19% других команд все ключевые функции распределены между двумя руководителями — CEO и COO (операционным директором). В отдельных случаях продажи и маркетинг такие клубы отдают на аутсорс сторонним агентствам. В исследовании указано, что в 57% ответственность за спортивные результаты команды несет спортивный директор, но в других 43% — почти половине случаев — эта функция ложится непосредственно на ключевых руководителей, то есть CEO или COO. Аналитики отмечают, что второй формат оказался так распространен, поскольку многие руководители имеют непосредственный опыт киберспортивных соревнований.
Эксперты также подсчитали среднюю зарплату руководителей киберспортивных клубов. В исследовании отмечают, что диапазон получился очень широким из-за разницы в уровне жизни в рассматриваемых регионах. Кроме того, для представления более объективной картины эксперты убрали по 10% от максимальных и минимальных значений.
При этом аналитики отметили, что в ряде клубов только часть этих сумм представляет собой фиксированный оклад. Около 40% организаций используют стимулирующую систему, подразумевающую выплату бонусов за выполнение KPI и достижение долгосрочных целей. В случае с топ-менеджментом такими целями могут быть увеличение количества подписчиков в социальных сетях, рост зрителей на трансляциях матчей команд (или рост просмотров на командных каналах на YouTube), привлечение новых партнеров.
Спортивные директора (или CEO в тех клубах, где ответственность за результат лежит на высших звеньях) получают бонусы за победы или высокие места на турнирах. Это отличает киберспорт от традиционного спорта, поскольку там победы клуба в большинстве случаев гарантируют дополнительные выплаты всей команде топ-менеджеров, как отметили аналитики.
В итогах исследования представители Odgers Berndtson отметили, что медийные и коммерческие отделы стали обязательными атрибутами современных киберспортивных клубов, и это позволяет говорить о том, что киберспорт сегодня стал полноценной частью рынка развлечений. При этом организации по-прежнему остаются компактными структурами и не стремятся раздувать штат сверх меры: только у 21% опрошенных команд более 50 сотрудников. Это разнится с традициями спортивного мира — в футболе даже скаутские отделы могут включать больше людей.
Odgers Berndtson указала, что ключевой задачей 75% киберспортивных клубов сегодня является поиск баланса между расходами и доходами. Для многих этот вопрос стоит остро и требует поиска решений в самые короткие сроки. Одной из мер, направленных на поиск баланса, стало увеличение доли призовых, получаемых командами. Наконец, участники исследования отметили, что за последние годы в киберспорте изменилась структура контрактов с игроками: они стали продолжительнее, и в них стали включать KPI по спортивным результатам.