Статья

Press R to restart — обзор фильма «День курка» с Мэлом Гибсоном и Фрэнком Грилло

В прошлом Рой Палвер жил интересной, но не безумной жизнью. Из-за постоянных командировок в горячие точки от бывшего спецназовца в свое время ушла жена, и теперь он топит одиночество в алкоголе и интрижках на одну ночь. Все меняется, когда после очередной встречи с бывшей супругой он неожиданно для себя попадает во временную петлю: теперь каждое его утро начинается с нападения маньяка с мачете, а заканчивается бесславной смертью — от взрыва, пули в голове, автокатастрофы или еще какой незадачи. На счастье, после «перезагрузки» день начинается заново и Рой может вновь попытаться выбраться из ловушки, в которую попал.

В фильме также есть Мэл Гибсон, сыгравший начальника супруги Роя. Кадр из фильма «День курка»
В фильме также есть Мэл Гибсон, сыгравший начальника супруги Роя. Кадр из фильма «День курка»

Русское название отсылает к более понятному «Дню сурка», в котором герой Билла Мюррея тоже был вынужден снова и снова переживать один и тот же день — там, правда, взрывов и погонь было на порядок меньше. А вот оригинальное название Boss Level как раз понятно заходит на территорию видеоигр, к которым почему-то привязались авторы. Привязка довольно старательная: титры стилизованы под ретроигры с пиксельными шрифтами и изображением, а фильм демонстрирует «выбор» персонажа в самом начале. Сам Рой тоже упоминает, что чувствует себя героем игры, а каждая его смерть сопровождается небольшой «загрузкой» с крутящимся колесом в центре экрана. Позже, правда, можно узнать истинную сущность этой «загрузки», но какая-никакая привязка авторам все же удалась. Тем не менее решительно непонятно, для чего это сделано.

Странный и интересный нюанс в том, что Рой, по собственному признанию, не то чтобы любитель провести вечерок за консолью или ПК в очередной катке. А с учетом того, что повествование ведется именно от его имени, окончательно теряется смысл в этой стилизации. Самое интересное, что привязку все же можно было бы сделать органично во второй половине фильма — но об этом чуть позже.

Кадр из фильма «День курка»
Кадр из фильма «День курка»

«День курка» — честная «бэшка», которая не стесняется своего происхождения. С первых же кадров фильм наполняется безумным экшеном: вот Рой просыпается от удара мачете, который едва не сносит ему голову. Затем довольно буднично одевается, ловко уворачиваясь от нападающего (супостат с мачете никуда не пропал), заваривает чашку кофе и в конце концов ловко подталкивает неприятеля под огонь из минигана — за окном как раз удачно подоспел вертолет. Сам Рой буднично шутит, что проделывал все это больше сотни раз, поэтому с закрытыми глазами убивает стрелка метким броском ножа, после чего, правильно расставляя паузы, проходит мимо выстрелов к дивану, чтобы взять фото своей бывшей. Вскоре на наручных часах запищит будильник, и бывший спецназовец не только увернется от вертолета, который врезается в здание, но и вовремя десантируется через окно — прямиком на грузовик, способный смягчить падение. На все про все — что-то около пяти минут.

В такие моменты фильм действительно напоминает условную Hotline Miami, когда уровень уже изучен от и до, а все действия производятся почти автоматически. И будь у фильма такой темп с редкими короткими пояснениями, он бы, пожалуй, со своей задачей справился. Увы, есть большое но, имя которому — флешбэки.

Кадр из фильма «День курка»
Кадр из фильма «День курка»

Дело в том, что после зубодробительной (пусть и низкобюджетной) сценки, наполненной экшеном с перестрелками, погонями на авто и непременным взрывающимся вертолетом герой начинает вспоминать, что же произошло за день до того, как он попал в петлю. Воспоминания мало того, что сами по себе затянуты, так еще и сопровождаются все тем же заунывным монологом героя. Спасибо хоть «хайлайты» лучших смертей из предыдущих циклов воткнули — можно насладиться тем, как спецназовца тащат по улице, пронзенного гарпуном, или взрывают с помощью бомбы-липучки, прикрепленной к куртке.

«День курка» регулярно меняет темп, перескакивая от безумного экшена с отрубанием голов к плохонькому ромкому, а от мелодрамы (да-да, здесь даже такое есть!) — обратно в безудержное безумие с вырыванием зубов с помощью плоскогубцев. Постоянно возникает ощущение, что сценарист попросту не понял, что же вообще стоит делать с материалом: герой то и дело теряет мотивацию, чтобы следом ее обрести вновь, тратит кучу «попыток» на странные решения и в целом ведет себя далеко не как самый умный парень на свете. От героя экшена, конечно, никто и не ждет блестящей дедукции, но в лучшие моменты Рой способен неприятно удивить даже тех, кто не привык искать логические дыры в сюжетах фильмов.

Еще одним упущением может показаться нераскрытость второстепенных злодеев истории, а именно — наемных убийц, преследующих спецназовца снова и снова. Придираться к этому кажется глупой затеей: дело в том, что для их раскрытия попросту не хватает времени — не экранного, а внутреннего. Как можно раскрыть тех, кого видишь буквально пару секунд до собственной (или их, если повезет) смерти? Впрочем, одна из лучших шуток фильма, до ужаса неполиткорректная, звучит именно в момент диалога Роя и одной из преследовательниц.

Кадр из фильма «День курка»
Кадр из фильма «День курка»

Наконец, стоит сказать пару слов и о смысловой нагрузке картины. В который раз Голливуд рассказывает историю о ценности семьи и о том, что стать лучшей версией себя никогда не поздно. Последнее буквально отсылает к «Дню сурка», а первое — примерно к любому современному американскому мейнстримному фильму. Во второй половине картины герой, например, тратит чуть ли не полсотни «попыток» на то, чтобы получше узнать сына, которого до этого почти не видел. Здесь, кстати, и выстреливает ранее обещанная привязка к играм: чтобы наладить связь с сыном, Рой учится играть в Street Fighter II и другие ретроигры, понимая суть заветного «Continue?» и концепции рестартов в видеоиграх. Если бы именно здесь вояка впервые сказал, что вся его жизнь напоминает игру, придраться к «игровой» логике уже никак бы не вышло. Увы, на деле все совершенно не так.

Впрочем, совсем списывать со счетов «День курка» не стоит. Все же это разудалое действо, пусть и прерываемое флешбэками и ненужными вставками — в лучшие моменты местный драйв легко может схватить зрителя за шкирку и хорошенько встряхнуть или вызвать смех очередной «черной» шуткой с нелепой смертью Роя. Ощущения сходны с теми, что испытываешь, глупо умирая в той же Hotline Miami.

Комментарии