Статья

10 лет в киберспорте — редакторы Cybersport.ru рассказали, как командный сайт стал крупнейшим киберспортивным медиа в СНГ

55

В 2021 году наша редакция празднует сразу два дня рождения — десять лет с момента появления сайта Virtus.pro и пять лет с запуска Cybersport.ru. За это время мы прошли длинный путь от небольшого командного портала с результатами матчей до крупнейшего русскоязычного медиа о киберспорте. В этом материале наши бывшие и нынешние сотрудники вспомнили, как все начиналось, и рассказали несколько интересных историй о своей работе.

Virtuspro.org | Новый «дом» для фанатов Counter-Strike

В начале 2010-х большая часть российских фанатов Counter-Strike базировалась в группе Iron Will во «ВКонтакте». Там публиковали результаты матчей, выкладывали ролики с хайлайтами и другой развлекательный контент. Именно в этой группе сформировался костяк комьюнити будущего сайта Virtuspro.org.

В 2011 году команда Iron Will вернула тег Virtus.pro на профессиональную сцену Counter-Strike, и одновременно с этим объединением появился и первый новостной ресурс команды. 18 апреля состоялся запуск сайта, которым занимались всего три человека — программист Юрий Norton Тимофеев, редактор Кирилл gurkie Овсянников и Антон Sneg Черепенников, выступавший как инвестор и идейный вдохновитель.

Сообщество Virtus.pro во «ВКонтакте» дало сайту не только первых посетителей, но и первых сотрудников. Многие модераторы группы впоследствии перешли работать в редакцию сайта, но в первое время все делалось на голом энтузиазме силами волонтеров. На тот момент мало кто вообще верил в командный сайт как в бизнес-проект, способный приносить прибыль или хотя бы самоокупаться.

Кирилл gurkie Овсянников
Кирилл gurkie Овсянников

«Наверное, в тот момент, кроме Sneg, никто вообще не думал, насколько важной была роль медиа, то есть группы и сайта. Даже я, человек из этой сферы с профильным образованием, недооценивал важность этой истории. Никто не ходил к Sneg и не говорил, что нужно найти копирайтеров хотя бы на удаленку. Тогда всё это казалось историей из другой реальности. <…> Мы проводили различные конкурсы, чтобы найти модераторов в группу или дизайнеров, просто людей, которые смогут написать какой-то короткий пост с отчетом после матча. Так мы и искали людей, которые могли работать в штате. Некоторые так попали в стафф и потом многие годы работали даже в Virtus.pro».

Ситуация изменилась к концу 2011 года. Руководство Virtus.pro решило отойти от концепции командного портала и превратить его в информационный киберспортивный ресурс общей направленности. В качестве референса смотрели в сторону популярных в то время ProPlay.ru и CyberFight.ru. Сначала сайт стал освещать результаты других турниров, где не выступали игроки VP. Позже на главной странице появились новые дисциплины и разделы, такие как блок с матчами, расписание чемпионатов и страница с гайдами. Переломным моментом стал приход первого серьезного спонсора — компании BenQ. Она требовала каждый месяц предоставлять отчеты по интеграциям в различные материалы, поэтому именно под работу с BenQ в штат сайта набирались новые сотрудники, отвечающие за видеоконтент, графику, статьи и интервью. В частности, в проект перешел редактор ProPlay Андрей FUki Кирюкин, ставший в 2015 году главным редактором Virtus.pro.

Кирилл gurkie Овсянников
Кирилл gurkie Овсянников

«Тогда изменился подход у многих, изменилось видение проекта и его масштабов. Мы поняли, что это бизнес. Небольшой и очень рискованный, но все-таки бизнес. Тогда это уже стало всем очевидно».

Параллельно с развитием сайта расширялась и организация. В Virtus.pro открылись подразделения по StarCraft II, Rage of Titans и War Inc., из бывших игроков mousesports сформировался женский состав по CS 1.6.

С появлением новых дисциплин и с выходом StarCraft II постепенно начала расти и аудитория сайта. Самый большой прирост пользователей случился за счет фанатов World of Tanks, пришедших за модпаками Jove, которые в то время пользовались большой популярностью. В дни их релиза сайт постоянно падал из-за нагрузки.

Кирилл gr1nder Русаков:

Кирилл gr1nder Русаков
Кирилл gr1nder Русаков

«Когда выходил новый патч для World of Tanks, команда Jove выкатывала обновление для модпака к нам на сайт. В такие дни о работе можно было забыть на час, а иногда и больше, — сайт лежал просто намертво. Больше года понадобилось на то, чтобы нарастить серверные мощности и забыть об этих проблемах. Но к тому времени киберспортивная аудитория нашего сайта уже стала достаточно большой, чтобы убивать сайт во время топовых событий и без участия Jove. Однако по сравнению с атакой пользователей его модпаков в 2013-2014 годах отключения длились недолго — буквально несколько минут».

Сайт Virtuspro.org образца 2011 года
Сайт Virtuspro.org образца 2011 года

Virtus.pro | Переход от командного сайта к модели СМИ

Решение развивать Virtuspro.org как полноценный информационный ресурс о киберспорте привело к полной смене дизайна сайта и его структуры. Разработка началась еще в 2011 году, но официальная презентация состоялась в ноябре 2013-го, в честь десятилетнего юбилея клуба. Тогда же сайт переехал на новый домен — www.virtus.pro.

Главной особенностью нового медиапортала стала собственная база игроков и турниров, которая на тот момент насчитывала почти 2 тыс. профилей киберспортсменов и около тысячи профилей команд. Появились удобные репортажи и страницы матчей, а к традиционной новостной ленте добавилась лента твитов. Большое обновление получили разделы «Блоги», «Стримы» и «Обучение».

Андрей FUki Кирюкин
Андрей FUki Кирюкин

«Свой сайт мечты мы делали почти два года. Нас было мало, мы были разбросаны по разным городам, однако регулярно приезжали в Москву, где встречались в кафе либо в офисе с Антоном Черепенниковым и Юрой Тимофеевым (нашим главным разработчиком). На листках бумаги мы рисовали будущее нашего сайта...  У нас было желание сделать самую крутую базу статистики, сравнимую по размаху с Liquipedia. И пока админка сайта еще не была готова, все вводные по командам, игрокам, организациям и турнирам я заносил в Word. На момент запуска сайта это были сотни страниц с базовой информацией и описанием. В конце 2013 года всё было готово к запуску».

Постепенно начала расширяться и редакторская команда сайта. На Virtus.pro пришли работать авторы с GoodGame, ProPlay, Gameinside и других ресурсов. Увеличился охват освещаемых дисциплин — к «традиционным» для сайта CS:GO, Dota 2 и StarCraft II добавились League of Legends, Warface, Heroes of the Storm и другие игры.

Кирилл gr1nder Русаков
Кирилл gr1nder Русаков

«Примерно в это время я как раз и пришёл работать на сайт. Будучи олдовым дотером до мозга костей, я часто спорил с ребятами, которые освещали LoL, о перспективах этой дисциплины. Одной из главных причин начала таких споров были моменты, когда ребята игнорировали очередь из важных новостей по другим дисциплинам, при этом писали абсолютно незначительные материалы по LoL конвейером.  Тогда меня это очень злило, но сейчас я понимаю их мотивацию. Видя, насколько успешна LoL в мире, немногочисленные фанаты этой игры воодушевились приходом Riot Games в наш регион, и они действительно искренне верили, что это стало переломным моментом. Могу точно сказать, что Virtus.pro (который уже тогда становился флагманом киберспортивных СМИ), а точнее, его авторы по LoL сделали всё от них зависящее, чтобы вывести эту дисциплину в топ в СНГ. Но по целому ряду причин их усилия были тщетны — даже спустя много лет League of Legends так и не смогла составить конкуренцию дисциплинам CS:GO и Dota 2 в СНГ. Аналогичную историю я могу рассказать про StarCraft II, только там события развивались наоборот — некогда флагманская дисциплина стремительно теряла популярность. Эти примеры наглядно показывают, что если аудитории что-то неинтересно, то будет очень сложно изменить эту ситуацию. То, что говорил Николай про Rainbow Six Siege в АМА-сессии, мы на практике осознали задолго до его прихода. Поэтому можете не сомневаться: если что-то действительно востребовано, мы это точно не пропустим, ведь от этого сами только потеряем. Мы любим киберспорт не меньше вашего. В редакции у нас есть люди, которые пристально следят и за другими дисциплинами вроде R6, LoL или Quake и очень хорошо знакомы с этими сценами».

Сайт Virtus.pro образца 2015 года
Сайт Virtus.pro образца 2015 года

В таком виде сайт Virtus.pro просуществовал два с половиной года, пока не началось новое реформирование в современный медиапортал. Сейчас некоторые пользователи ругают нас, что мы пишем не только о киберспорте, но и об играх. Но это явно ньюфаги, ведь настоящие олды должны помнить, о чем мы писали раньше.

Андрей FUki Кирюкин
Андрей FUki Кирюкин

«Мы были очень разносторонним сайтом! В поисках себя мы освещали чемпионат мира по футболу 2014 года и чемпионат Европы 2016-го, ЧМ по хоккею 2015-го и 2016-го. Пробовали даже освещать РПЛ, но дело как-то заглохло. Надо сказать, что футбол и хоккей на сайте неплохо зашли аудитории и народ активно комментировал результаты матчей и забитые голы. Пользовалось популярностью и освещение Евровидения. Мы в live-режиме вели текстовые трансляции в группе во «ВКонтакте». Какие там были жаркие обсуждения песен и турнирных раскладов! Еще у нас был лайфстайл-раздел. Но в отличие от «Канобу» мы писали там не про секс и проституток, а про вполне приличные вещи. Мы рассказывали про нанороботов, LEGO, фильмы, автомобили, мужские профессии и даже концерты. Может, пора и вернуть эти разделы…»

А вот эпоха некоторых других рубрик ушла безвозвратно (и слава богу!). Старожилы сайта наверняка помнят наши старые обзоры матчей дня, которые несколько лет ежедневно выходили с различными прилагательными в заголовках. Там были и «горячие» матчи дня, и «хрупкие», и «стеклянные»… Да каких только не было! Порой найти новое, не использованное ранее прилагательное было труднее, чем оформить саму таблицу с десятками матчей по нескольким дисциплинам. 

Дмитрий Craft Мурр
Дмитрий Craft Мурр

«Когда я только пришел работать на сайт, эта рубрика уже существовала и была неким внутренним мемом в редакции — странным, но забавным. Из-за часового пояса моя смена обычно начиналась чуть раньше, чем у других сотрудников, поэтому каждое рабочее утро на сайте я начинал именно с матчей дня. Их нужно было оформить как можно раньше, ведь игры часто шли с самого утра. Если поначалу прилагательные хоть косвенно, но как-то соответствовали содержанию матчей — например, они действительно были “решающими” или “бесполезными”, — то со временем сохранять логические связи без повторения прилагательных становилось все сложнее. Не знаю точно, сколько таких матчей дня я оформил за всё время, — думаю, минимум пару сотен новостей, и практически никогда прилагательные не повторялись. Порой приходилось даже заглядывать в словарь за поиском подходящих вариантов для заголовка. Пользователи неоднозначно реагировали на эти странные прилагательные. Сначала они удивлялись, пытались найти логику, сомневались в умственном здоровье автора, но потом тоже начали относиться к рубрике с юмором и воспринимать ее как мем. Иногда люди предлагали свои варианты, а пару раз даже благодарили за “интересное слово, которое никогда не слышали”».

В январе 2018 года было объявлено, что холдинг ESforce будет куплен Mail.ru Group. Это подтолкнуло нас к большей ответственности. В том году вместе с новыми редакторами, пришедшими к нам из некиберспортивных сфер, были разработаны редакционные стандарты, а качество текстов заметно улучшилось. Сейчас крайне сложно читать материалы, которые выходили у нас до 2018 года.

Cybersport.ru | Крупнейшее русскоязычное медиа о киберспорте

4 апреля 2016 года сайт переехал на домен Cybersport.ru, который ранее принадлежал ФКС России. Руководство проекта решило сменить название и отказаться от связи с легендарным российским клубом, чтобы развиваться самостоятельно. Прежний адрес сайта еще работал некоторое время, пока пользователи не привыкли к новому дизайну. Позже он закрылся, а через некоторое время был перезапущен уже как страница команды Virtus.pro.

Андрей FUki Кирюкин
Андрей FUki Кирюкин

«Еще в 2012 году Virtuspro.org перестал быть исключительно командным сайтом. Нам было интересно писать обо всём, что происходит в индустрии, мы хотели стать крупным киберспортивным медиа. Домен VP сдерживал наш рост и не позволял получить новую аудиторию, которая не хотела связывать себя с какой-либо командой. Мы долго подбирали новый домен, пока нам не улыбнулась удача с Cybersport.ru. Это название идеально подходило к тому, чего мы хотели — писать про весь киберспорт».

Cybersport.ru получил полностью новый дизайн с четким разделением на блоки. Появился раздел Hot News (короткие новости одной строкой), а к результатам матчей добавили заглушки-спойлеры. В шапку сайта вынесли стримы и репортажи, а записи матчей, форум и блогосферу убрали в «подвал». Со временем от форума решили отказаться вообще.

Сайт Cybersport.ru образца 2016 года
Сайт Cybersport.ru образца 2016 года
Кирилл gr1nder Русаков
Кирилл gr1nder Русаков

«В формате нашего сайта форум был вообще не востребован пользователями. Суть в том, что условный Prodota.ru почти не публиковал новости и редко разбирал мелкие и средние инфоповоды, поэтому там форум был живой и все подробности обсуждались юзерами не в комментариях, а в соответствующих темах. Мы же активно заполняли ленту любыми мелочами, и все обсуждения комментаторов были именно там. На форуме же писали буквально два десятка человек, да и то время от времени. Кроме того, у нас была блогосфера, где каждый мог опубликовать свой большой материал, что тоже лишало смысла создавать какие-то темы на форуме. Поэтому он долго висел мёртвым грузом и занимал место на главной странице. И когда разрабатывался новый дизайн, форум уже окончательно и бесповоротно был удалён».

В октябре 2017 года состоялся выход текущей версии сайта. Общую новостную ленту разделили на две — для новостей и для больших материалов. По просьбам пользователей реализовали поиск, а в матчтикер стали выводиться только самые интересные игры. Большую работу провели над разделом блогов, а также пересмотрели систему оценок постов — вместо одной общей оценки сделали отдельные показатели для плюсов и минусов. 

Пожалуй, самым большим изменением в дизайне Cybersport.ru стало появление «телевизора» на главной странице. Сейчас туда попадают самые горячие и интересные новости или материалы, а не так давно стали появляться и матчи дня. Справа расположилась панель с трансферами, которая иногда заменяется на блок со стримами. 

Говоря о других изменениях, нельзя не упомянуть пандемию коронавируса, которая так или иначе затронула практически все сферы жизни. Нашей редакции повезло, что все сотрудники могут работать удаленно, но из-за этого возникает немало курьезных моментов. Впрочем, некоторые иностранные сотрудники прониклись этой темой намного раньше офисных коллег.

Дмитрий Craft Мурр
Дмитрий Craft Мурр

«Работа редактора на удаленке намного интереснее и разнообразнее, чем кажется на первый взгляд, но иногда со стороны она выглядит крайне странно. Особенно над этим смеется моя жена =) О, это неловкое чувство, когда она подходит переброситься парой фраз, а у меня на экране оформляется очередной косплей с милашкой в мини-юбке и бронелифчике, а однажды меня еще и Sneaky жестко подставил. Где-то в тот момент фраза “Это для работы” и стала нашим семейным мемом. “Да, дорогая, все эти красивые полуобнаженные девушки у меня в браузере нужны для работы — будем выбирать лучший косплей на Цири…” “Нет, у меня не выходной. Мне надо посмотреть первый сезон “Ведьмака”, чтобы потом написать рецензию…” “Во что играю? Да вот хочу освежить в памяти некоторые вещи. Это для статьи…” “Да, я смотрю эти аниме-сериалы, чтобы потом написать по ним материал…” Таких примеров довольно много, и я каждый раз радуюсь, что у моей супруги отличное чувство юмора».

Часть нашей редакционной команды работает для вас уже много лет, другие же пришли к нам совсем недавно. Но вместе мы хотим и дальше делать интересный контент для нашей четырехмиллионной аудитории.

Редакторский состав:

Главный редактор:

  • Андрей FUki Кирюкин (с 2011 года).

Редактор спецпроектов:

  • Екатерина a_bemol Семухина (с 2014 года).

Авторы: 

  • Кирилл gr1nder Русаков (с 2013 года),
  • Дмитрий Craft Мурр (с 2015 года),
  • Даниил Smacked Хвалев (с 2017 года),
  • Владислав Fesh Данилюк (с 2017 года),
  • Владислав Machinae Животнев (с 2018 года),
  • Юлия yulch1q Исковских (с 2019 года),
  • Анастасия allestron Висмут (с 2019 года),
  • Баир Vydar Модонов (с 2019 года),
  • Вячеслав PilotBaker Ипатов (с 2019 года),
  • Сергей Lampochko Сергиенко (с 2020 года),
  • Александр Flash1k Чербаев (с 2020 года),
  • Павел Wear2High Бобков (с 2021 года).

Корректор:

  • Евгения iLibra Штанько (с 2018 года).

Руководитель отдела статистики:

  • Ярослав 1010 Баштаников (с 2016 года).

Отдел статистики:

  • Александр ZN Посельский (с 2016 года),
  • Александр Apel5in Гейко (с 2017 года),
  • Роман icerazeonce Соколов (с 2018 года),
  • Константин kuzma Преображенский (с 2019 года).

Комментарии