В 2021 году наша редакция празднует сразу два дня рождения — десять лет с момента появления сайта Virtus.pro и пять лет с запуска Cybersport.ru. За это время мы прошли длинный путь от небольшого командного портала с результатами матчей до крупнейшего русскоязычного медиа о киберспорте. В этом материале наши бывшие и нынешние сотрудники вспомнили, как все начиналось, и рассказали несколько интересных историй о своей работе.
Virtuspro.org | Новый «дом» для фанатов Counter-Strike
В начале 2010-х большая часть российских фанатов Counter-Strike базировалась в группе Iron Will во «ВКонтакте». Там публиковали результаты матчей, выкладывали ролики с хайлайтами и другой развлекательный контент. Именно в этой группе сформировался костяк комьюнити будущего сайта Virtuspro.org.
В 2011 году команда Iron Will вернула тег Virtus.pro на профессиональную сцену Counter-Strike, и одновременно с этим объединением появился и первый новостной ресурс команды. 18 апреля состоялся запуск сайта, которым занимались всего три человека — программист Юрий Norton Тимофеев, редактор Кирилл gurkie Овсянников и Антон Sneg Черепенников, выступавший как инвестор и идейный вдохновитель.
Сообщество Virtus.pro во «ВКонтакте» дало сайту не только первых посетителей, но и первых сотрудников. Многие модераторы группы впоследствии перешли работать в редакцию сайта, но в первое время все делалось на голом энтузиазме силами волонтеров. На тот момент мало кто вообще верил в командный сайт как в бизнес-проект, способный приносить прибыль или хотя бы самоокупаться.
Ситуация изменилась к концу 2011 года. Руководство Virtus.pro решило отойти от концепции командного портала и превратить его в информационный киберспортивный ресурс общей направленности. В качестве референса смотрели в сторону популярных в то время ProPlay.ru и CyberFight.ru. Сначала сайт стал освещать результаты других турниров, где не выступали игроки VP. Позже на главной странице появились новые дисциплины и разделы, такие как блок с матчами, расписание чемпионатов и страница с гайдами. Переломным моментом стал приход первого серьезного спонсора — компании BenQ. Она требовала каждый месяц предоставлять отчеты по интеграциям в различные материалы, поэтому именно под работу с BenQ в штат сайта набирались новые сотрудники, отвечающие за видеоконтент, графику, статьи и интервью. В частности, в проект перешел редактор ProPlay Андрей FUki Кирюкин, ставший в 2015 году главным редактором Virtus.pro.
Параллельно с развитием сайта расширялась и организация. В Virtus.pro открылись подразделения по StarCraft II, Rage of Titans и War Inc., из бывших игроков mousesports сформировался женский состав по CS 1.6.
С появлением новых дисциплин и с выходом StarCraft II постепенно начала расти и аудитория сайта. Самый большой прирост пользователей случился за счет фанатов World of Tanks, пришедших за модпаками Jove, которые в то время пользовались большой популярностью. В дни их релиза сайт постоянно падал из-за нагрузки.
Кирилл gr1nder Русаков:
Virtus.pro | Переход от командного сайта к модели СМИ
Решение развивать Virtuspro.org как полноценный информационный ресурс о киберспорте привело к полной смене дизайна сайта и его структуры. Разработка началась еще в 2011 году, но официальная презентация состоялась в ноябре 2013-го, в честь десятилетнего юбилея клуба. Тогда же сайт переехал на новый домен — www.virtus.pro.
Главной особенностью нового медиапортала стала собственная база игроков и турниров, которая на тот момент насчитывала почти 2 тыс. профилей киберспортсменов и около тысячи профилей команд. Появились удобные репортажи и страницы матчей, а к традиционной новостной ленте добавилась лента твитов. Большое обновление получили разделы «Блоги», «Стримы» и «Обучение».
Постепенно начала расширяться и редакторская команда сайта. На Virtus.pro пришли работать авторы с GoodGame, ProPlay, Gameinside и других ресурсов. Увеличился охват освещаемых дисциплин — к «традиционным» для сайта CS:GO, Dota 2 и StarCraft II добавились League of Legends, Warface, Heroes of the Storm и другие игры.
В таком виде сайт Virtus.pro просуществовал два с половиной года, пока не началось новое реформирование в современный медиапортал. Сейчас некоторые пользователи ругают нас, что мы пишем не только о киберспорте, но и об играх. Но это явно ньюфаги, ведь настоящие олды должны помнить, о чем мы писали раньше.
А вот эпоха некоторых других рубрик ушла безвозвратно (и слава богу!). Старожилы сайта наверняка помнят наши старые обзоры матчей дня, которые несколько лет ежедневно выходили с различными прилагательными в заголовках. Там были и «горячие» матчи дня, и «хрупкие», и «стеклянные»… Да каких только не было! Порой найти новое, не использованное ранее прилагательное было труднее, чем оформить саму таблицу с десятками матчей по нескольким дисциплинам.
В январе 2018 года было объявлено, что холдинг ESforce будет куплен Mail.ru Group. Это подтолкнуло нас к большей ответственности. В том году вместе с новыми редакторами, пришедшими к нам из некиберспортивных сфер, были разработаны редакционные стандарты, а качество текстов заметно улучшилось. Сейчас крайне сложно читать материалы, которые выходили у нас до 2018 года.
Cybersport.ru | Крупнейшее русскоязычное медиа о киберспорте
4 апреля 2016 года сайт переехал на домен Cybersport.ru, который ранее принадлежал ФКС России. Руководство проекта решило сменить название и отказаться от связи с легендарным российским клубом, чтобы развиваться самостоятельно. Прежний адрес сайта еще работал некоторое время, пока пользователи не привыкли к новому дизайну. Позже он закрылся, а через некоторое время был перезапущен уже как страница команды Virtus.pro.
Cybersport.ru получил полностью новый дизайн с четким разделением на блоки. Появился раздел Hot News (короткие новости одной строкой), а к результатам матчей добавили заглушки-спойлеры. В шапку сайта вынесли стримы и репортажи, а записи матчей, форум и блогосферу убрали в «подвал». Со временем от форума решили отказаться вообще.
В октябре 2017 года состоялся выход текущей версии сайта. Общую новостную ленту разделили на две — для новостей и для больших материалов. По просьбам пользователей реализовали поиск, а в матчтикер стали выводиться только самые интересные игры. Большую работу провели над разделом блогов, а также пересмотрели систему оценок постов — вместо одной общей оценки сделали отдельные показатели для плюсов и минусов.
Пожалуй, самым большим изменением в дизайне Cybersport.ru стало появление «телевизора» на главной странице. Сейчас туда попадают самые горячие и интересные новости или материалы, а не так давно стали появляться и матчи дня. Справа расположилась панель с трансферами, которая иногда заменяется на блок со стримами.
Говоря о других изменениях, нельзя не упомянуть пандемию коронавируса, которая так или иначе затронула практически все сферы жизни. Нашей редакции повезло, что все сотрудники могут работать удаленно, но из-за этого возникает немало курьезных моментов. Впрочем, некоторые иностранные сотрудники прониклись этой темой намного раньше офисных коллег.
Часть нашей редакционной команды работает для вас уже много лет, другие же пришли к нам совсем недавно. Но вместе мы хотим и дальше делать интересный контент для нашей четырехмиллионной аудитории.
Редакторский состав:
Главный редактор:
- Андрей FUki Кирюкин (с 2011 года).
Редактор спецпроектов:
- Екатерина a_bemol Семухина (с 2014 года).
Авторы:
- Кирилл gr1nder Русаков (с 2013 года),
- Дмитрий Craft Мурр (с 2015 года),
- Даниил Smacked Хвалев (с 2017 года),
- Владислав Fesh Данилюк (с 2017 года),
- Владислав Machinae Животнев (с 2018 года),
- Юлия yulch1q Исковских (с 2019 года),
- Анастасия allestron Висмут (с 2019 года),
- Баир Vydar Модонов (с 2019 года),
- Вячеслав PilotBaker Ипатов (с 2019 года),
- Сергей Lampochko Сергиенко (с 2020 года),
- Александр Flash1k Чербаев (с 2020 года),
- Павел Wear2High Бобков (с 2021 года).
Корректор:
- Евгения iLibra Штанько (с 2018 года).
Руководитель отдела статистики:
- Ярослав 1010 Баштаников (с 2016 года).
Отдел статистики:
- Александр ZN Посельский (с 2016 года),
- Александр Apel5in Гейко (с 2017 года),
- Роман icerazeonce Соколов (с 2018 года),
- Константин kuzma Преображенский (с 2019 года).