Языковой барьер — непреодолимая преграда?

Tweet

Формула киберспортивного успеха состоит из многих компонентов. Победные составы рождаются отнюдь не по хлопку в ладоши, но путём долгой и упорной работы. Иначе никак. Большинство трудностей, возникающих на пути к вершине, можно преодолеть тренировками или специальными упражнениями, но не все. К таким проблемам относят и языковой барьер.

language.jpg

Сложно вспомнить ситуацию, когда после поражения интернациональной команды кто-то из комментаторов или аналитиков не пытался приплести к этому вопросу проблему языкового барьера. Однако всегда есть противники этой теории, которые без устали напоминают о распространённости английского языка и совместном времяпрепровождении игроков как о факторах, нивелирующих эту проблему.

Учитывая регулярность появления таких дискуссий, стоит рассмотреть эту проблему подробнее. Определить проблематику. Провести анализ. Вынести вердикт. Так, мы решили рассмотреть две дисциплины — Dota 2 и CS:GO.

Для сбора статистики были использованы данные вики-портала от Liquid, при этом в выборку попали только premier-, major- и minor-турниры. Временные рамки — с момента проведения первого турнира и по сегодняшний день.

Вся статистика разбита по годам, потому можно легко проследить, как рост общего уровня игры повлиял на «победность» мультиязычных команд. Все команды разделены на три группы — моноязычные (все пять игроков из одной страны), мультиязычные (как минимум два игрока говорят на разных языках) и «4+1» (только один игрок-иностранец). Это было сделано с целью лучшего определения влияния языкового барьера на результат. Итак, приступим?

В общей сложности было проанализировано больше 180 турниров с участием команд высочайшего класса. При этом не учитывались те соревнования, где не удалось полностью восстановить составы команд-победителей; те, где количество участников было равно 4 или меньше; те, которые проводились между сборными стран. После анализа я сделал следующие выводы.

В Dota 2 за всё время существования соревновательной сцены команды не особо замечали влияние языкового барьера. Моноязычные коллективы побеждали примерно в 52% случаев. Однако стоит отметить несколько нюансов. Первый — к командам «4+1» относятся не только такие составы, как текущий состав  Digital Chaos (четыре англоговорящих и  Resolut1on), первый состав  Natus Vincere (четыре представителя СНГ и  Puppey), а также команды вроде  Invictus Gaming (четыре китайских игрока и малазиец  ChuaN).

93f81346c0a123789a4e3a659bb8168c.jpg
Resolut1on сейчас довольно непросто найти общий язык с тиммейтами

Кроме того, нельзя не указать на явное превосходство моноязычных команд по количеству побед в 2013 году. Основная причина —  The Alliance. В том году шведы были на пике своей силы и побеждали практически везде. Забавно, но большая часть побед от команд «4+1» в 2013 году принадлежит Na`Vi.

И, пожалуй, последняя ремарка относительно крупнейших турниров по Dota 2. Если говорить о самых престижных соревнованиях, то среди победителей The International и Major’ов от Valve есть представители всех трёх категорий. Интернациональный состав  Team Secret, моноязычные The Alliance и iG из клуба «4+1» — все они принадлежат к разным группам нашей статистики, и все три команды были чемпионами турниров от Valve.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что среди команд высочайшего уровня по Dota 2 проблемы языкового барьера не существует. Успешность коллектива никак не связана с тем, какой язык является родным для его членов.

Понятно, что на одних топовых командах мы не остановились. Следующим шагом стал анализ почти 160 minor-турниров. После первичного сбора данных мы обнаружили значительное превосходство моноязычных команд над двумя другими типами. Команды, общающиеся на одном языке, побеждали на 66% турниров!

Может показаться, что это свидетельство наличия проблемы языкового барьера среди tier-2 команд. Однако дальнейший анализ опровергает эту гипотезу: дело в том, что на большинстве minor-турниров само количество моноязычных команд преобладало, просто потому что такие ростеры проще собрать.

Если из minor-турниров выделить те соревнования, где принимали участие мультиязычные команды, то итоговая статистика будет практически полностью совпадать со статистикой по premier- и major-турнирам. Таким образом, можно утверждать, что среди команд по Dota 2 языковой барьер отсутствует на любом уровне.

Второй подопытной дисциплиной стала CS:GO. После сбора статистики мы сравнили результаты команд на major- и minor-турнирах. Как и в случае с Dota 2, результаты обеих групп соревнований коррелировали, а потому мы решили не учитывать minor-турниры.

В отличие от Dota 2, в CS:GO моноязычные команды явно преобладают. На 77% турниров золото забирали команды, состоящие из представителей одной национальности. Такое весомое преимущество говорит о том, что в CS:GO языковой барьер есть, и он действительно влияет на результаты. Безусловно, преодолеть его влияние можно, но для этого нужно уделить больше времени во время тренировочного процесса, что удаётся далеко не всегда.

Впрочем, сказать, что моноязычные команды играют в CS:GO однозначно лучше, нельзя. Среди топ-20 команд по версии hltv.org есть сразу 7 коллективов, игроки которых разговаривают на разных языках. Если сократить выборку до топ-10, то мультинациональных команд будет всего две, что, впрочем, тоже неплохо.

Безусловно, эта теоретическая выкладка была бы бесполезной без взгляда изнутри. Бывший игрок и нынешний тренер  Natus Vincere Сергей «starix» Ищук рассказал нам о ситуации, которая сложилась в команде после прихода  Ладислава «GuardiaN» Ковача:

Особо не было проблем. Он знал основные названия позиций, так как он до нас играл в команде HR. Конечно, не всё было идеально, он не мог грамотно высказать свои мысли. Преодолевали преграду тренировками и количеством игр, и в итоге сейчас нет особых проблем с этим.

Безусловно, желательно, чтобы все игроки разговаривали на одном языке. Так намного легче общаться и объяснять свои идеи относительно игровых моментов. На профессиональном уровне этот фактор очень важен, и когда в команде есть уже два человека, которые не могут свободно общаться с другими членами команды, могут возникнуть проблемы, ведь коммуникация — это важно.

Вердикт. Суммируя вышесказанное, можно прийти к выводу, что так называемый «языковой барьер» в компьютерном спорте — это по большей части миф. Результат какой-либо команды, выступающей на major- или minor-турнирах, нельзя связывать только с этим фактором. Причины провала или победы стоит искать в других факторах, а вопрос языка стоит обсуждать лишь в исключительных случаях, ведь для команд, которые играют вместе хотя бы несколько месяцев, языкового барьера практически не существует.

Tweet

Читайте также

Комментарии (0)

    C
Что вы об этом думаете?