Статья

Все побежали, и я побежал. О «зеркальном» обучении в Dota 2

Если вам когда-нибудь преподавали психологию, то вы наверняка слышали о «теории социального научения». Ее выдвинул в 1977 году Альберт Бандура. Согласно теории, человек может учиться у окружающего мира, а конкретнее — у людей, вовлеченных в его мир. Исследования показали, что у обезьян есть особый тип мозговых клеток, так называемые «зеркальные нейроны», которые активируются при наблюдении за другой обезьяной, когда она чем-нибудь занята. На это намекает и глагол «обезьянничать», а подражание другим стали называть «зеркальным обучением».

Этот эффект наблюдается и в Dota 2. Допустим, вы смотрите трансляцию игры и стример говорит, что герой «создает пространство», пропушивая волну крипов или вышку. «Создание пространства» у вас начинает ассоциироваться с чем-то хорошим: если так делают профессионалы, значит, это верный план действий. Позже вы сами решаете «создать пространство» — и терпите жутчайший провал. Можно списать это на то, что вы не профессиональный игрок, но есть и другой нюанс: вы не понимаете, что, собственно, означает этот термин.

У меня самого раньше была такая проблема. Я играл на керри, и когда меня начинали прессовать, я говорил команде, чтобы она отправлялась в другое место и начинала пушить. Выходило немного лучше: я себе представлял, что такое «создавать пространство», но до конца это понятие у меня в уме еще не сформировалось. Пока вы не понимаете суть процесса, у вас ничего не будет получаться. Если просто подражать действиям профессионала, когда он пропушивает боковую линию, то ничего не выйдет — особенно, если ситуации в его и вашей играх совершенно друг на друга не похожи.

Что значит создавать пространство? Dota — игра, которая строится вокруг пуша на линиях, а для успешного пуша чрезвычайно важен обзор на карте. Обзор — это информация, а информация — это сила. Вот вам пример: представьте, что вы играете на Slark, и единственный противник, который вам угрожает, — Legion Commander. Вы хотите пропушить вражескую вышку на оффлейне.

Если вы видите, что Legion бьет крипов возле вышки на противоположной стороне карты, можно спокойно идти на линию за крипами, приносящими больше золота. Но герой появился на линии только затем, чтобы отогнать крипов от своей вышки T2. Важный урок: будь эти крипы не у ее вышки, а у вашей, дал бы обзор достаточно информации, чтобы можно было выйти из леса? Скорее всего, вы бы ничего не видели и вынуждены были оставаться в лесу, опасаясь дуэли, в которой были бы обречены.

Когда вы создаете пространство, вражеские герои становятся видны на карте, что дает вам информацию. Делается это через пуш вышки, убийство вражеского героя, а то и попросту отпушивание волны крипов. Все эти действия вызывают реакцию и вы получаете информацию. Но если вы будете лишь бездумно копировать — «JerAx отпушивает крипов, значит, так надо» — вы никогда не сможете понять последствия собственных действий и то, как они меняют ход игры. Если кто-то другой создает пространство, а вам непонятно, когда и для чего его создают, вы не извлечете из этого выгоды.

То же самое касается вардов. Люди порой замечают, что во многих профессиональных играх варды ставятся на одну и ту же точку, и думают: раз это такое популярное место, значит, оно хорошее. Но опять-таки важен вопрос — почему? Почему все эти игроки ставят варды именно там? Возможно, профессиональная команда решила забрать вышку неподалеку и ей нужны разведданные о ротации противника. Но если вы в пабе наугад воткнете вард в той же точке, вряд ли он даст вам то же преимущество, что и профессиональной команде, так как вы не понимаете, почему он там.

Наверно, со всеми из нас такое бывало. Sumail устроил что-то необычное на миде, а так как он «про» и команда у него «про», это сработало. Может, команда ему на миде помогла, может, весь драфт был выстроен вокруг него — так или иначе, все удалось, и они в той игре победили. И вот ваш мидер, у которого 4k и самомнения выше крыши, тут же берет Earthshaker, считая, что если Sumail смог, то и у него получится не хуже. Но вы проигрываете: пусть у мидера и неплохой скилл, но трудно ожидать в пабе тех же условий, при каких добился победы Sumail. Стоит еще раз повторить: важно понимать, почему Sumail на Earthshaker в миде блистал, а ваш мидер с 4k — нет.

Пики, закупы, билды скиллов и многое другое — все это часто копируется с других игроков. Однако в «Доте» никто не растет, всего лишь наблюдая и подражая. Надо понимать смысл собственных действий.

P.S. Blitz сделал два замечательных видео (1, 2) об обзоре на карте, отпушивании линий и создании пространства. Посмотрите их, если хотите больше узнать по теме, которую я затронул.

Оригинальный текст: Кори «Cart» Хоспес

Комментарии