Статья

С правильной стороны экрана

Оценивать фильм можно ровно двумя способами: сравнивая его с тем, что делалось на тему киберспорта ранее, и пытаясь оттолкнуться от драматургии и технического исполнения, опираясь на лучшие образцы подобного рода кинотворчества.

Для киберспорта такого рода произведение, безусловно, является украшением, удачной попыткой журналиста и документалиста Дёмкина показать ту часть самого яркого киберспортивного турнира The International, которая была скрыта от миллионов болельщиков по всему миру и даже от аккредитованной на турнире прессы. Название фильма «Обратная сторона экрана» отсылка к тому, что скрывается от взора, но без чего видимая часть не могла бы существовать.

В основе фильма лежат истории трёх дотерских команд из СНГ, которые летом 2014 года приехали в Сиэтл, чтобы побороться за титул сильнейших геймеров на планете, а вместе с тем и внушительный призовой фонд в 10 миллионов долларов.

Завязка как в русской сказке: два сына (команды) умных, приглашены в заморскую страну загодя, исходя из своих заслуг в течение года, третий сын – дурак, который на «на дурака» проскочил на турнир. И если для сказок данный пример невероятной удачи является зачином для всей истории, то в нашем случае для Virtus.pro, которые выступают в такой незавидной роли, на приезде в США всё и заканчивается.

Второй брат, тот что не валял дурака целый год, пробивается чуть дальше, однако точно также, а может быть, и ещё больше, несчастен: как никак старался, а результат, что у него, что у дурного младшего брата, такой же. Понятно, что в этой роли – команда Empire.

Третий брат – самый опытный и повидавший многое на своём веку (чего стоят хотя бы 3 предыдущих турнира The International) – команда Natus Vincere. Ребята прошли по сетке дальше других и даже оказались в стадии плей-офф, но и им хеппи-энда от режиссёра по имени Жизнь не досталось.

Истории команд рассказаны не только через фрагменты матчей «из» и «вне» игры. Сюжеты геймерских битв перемежаются с интервью игроков и тех, кто больше двух недель прожил с ними в Сиэтле – с комментаторами и аналитиками. В фильме присутствуют известные геймеры: Ярослав Кузнецов, Данил Ишутин, Александр Дашкевич, Виталий Волочай и многие другие.

С технической точки зрения, «Обратная сторона экрана» - это шаг вперёд для режиссёра Дёмкина. Уровень монтажа уже куда более серьёзный, чем в фильме годичной давности, инфографика аккуратна и уместна, музыка подобрана практически идеально. Часовой фильм смотрится довольно легко за счёт равновесия между батальными игровыми сценами и сокровенными диалогами.

Единственное «но» (даже не минус), которое возникает – это всё-таки некоторая шаблонность заложенной драматургии. Зритель десятки раз мог видеть что-то очень похожее в спортивных или иных сюжетах по ТВ или в кинотеатре. Команда-герой выигрывает – их соперники потирают мокрые от бессильной злобы и разочарования лица, команда-герой проигрывает – следует сожалеющий комментарий полный самобичевания и, откровенно говоря, для зрителя выдохшийся за давностью произошедшего.

На правах заявки режиссёру на будущее – хотелось бы уйти от шаблонного «виктори» или «фэйлор-муви». На турнирах подобном этому рвутся человеческие отношения, всё пространство накаляется и становится игольчатым. Тиммейты, ещё час назад имевшие огромные амбиции, а ныне даже не разговаривающие друг с другом, разбитые и усталые – намного больше расскажут о жизни, чем раздосадованное «Джи-джи» от комментатора.

Но это будет (ведь будет же?) высший пилотаж. А пока наслаждаемся достойной и в своём роде уникальной работой Ивана Дёмкина. Приятного просмотра!

Комментарии