Новость

RubTheRob: «Скилл нужен, обязательно, но командная игра выше этого»

 Владимир «RubTheRob» Савадов-Сенченко, капитан команды  RoX.KIS, дал обширное интервью, в котором рассказал не только о танковом киберспорте, взгляде на новый формат и своем отношении к нему, но также о жизни вне World of Tanks, отдыхе и работе. 

― Привет, Вова, для начала поделись с фанатами, чем ты занимаешься в свободное время за пределами киберспорта, как проводишь свободное время, где-то учишься или работаешь?

― Привет! Касательно свободного времени, его почти нет. Прогулка с собаками, работа, дом, тренировка, прогулка с собаками, кровать - это мой обычный день с понедельника по пятницу во время танкового сезона. Работа у меня классная! Являюсь создателем небольшой компании, занимающейся VFX в кино или простым языком - визуальными эффектами. Мы добавляем то, чего нет в кадре, и убираем то, что есть, но не нужно видеть зрителю. Это, кстати, тоже накладывает сильный отпечаток на мое время. Работа достаточно нервная и часто вылезает за стандартные «в 9 пришел, в 6 ушел». Если отвечать на вопрос о себе в виртуальном мире, то я, конечно, геймер с большим стажем. Мне сейчас почти 30, но свой первый игровой опыт я получил, когда мне было 4 года. С этого момента меня многие потеряли (улыбается). Что касается времяпровождения вне монитора, у меня есть моя любимая жена Маша и две отличные собаки породы хаски, Шаман и Бубен. Если бы не они, я бы уже давно врос руками в клавиатуру и мышку и не видел света белого. Собаки своим существованием обязывают меня выходить на улицу, а жена всегда возвращает меня в реальность, за что ей я крайне благодарен. Когда позволяет время, мы стараемся путешествовать, почти всегда на машине и вместе с собаками. Я думаю, умея держать фломастер в лапах, очень мало четвероногих смогли бы закрасить зеленым цветом на глобусе столько стран, сколько смогли бы мои. И еще меньшее количество, наверное, могло бы похвастаться часовой экскурсией в гондоле по Венеции вместе с хозяином. Свое вечное сидение за монитором я часто стараюсь компенсировать на отпуске. Если это лето, то море и экстрим. Дайвинг, водные мотоциклы и прочие активные развлечения. Если зима, то обязательно горы, сноуборд и собаки в упряжке. Ладно, давайте ближе к танкам.

― Совсем недавно прошел целый сезон WGLeague, как тебе дались игры и удивлен ли ты победителям, которые прервали серию побед Na'Vi?

― Начало сезона было очень неудачным. Первые две команды наших оппонентов были новичками из Silver Series и были нами недооценены. Мы не успели набрать форму, и, в совокупности с неприятными обстоятельствами использования соперником запрещенных в игре модов, мы отдали очки победы. Победители же этого сезона, на мой взгляд, не удивительны. Конечно, я не мог предсказывать или гарантировать победу Unity, но это уже давно напрашивалось. Формат 7/42 как таковой уже не первый сезон показывал свою тупиковость и не позволял топовым командам развиваться выше определенного порога. Произошло то, что изначально было неизбежно. Ближайшие по уровню игры команды начали подкрадываться к этому порогу неразвития и в конце концов подперли чемпионов. Никто не может выигрывать вечно. В танках это и так затянулось на слишком длительное время в связи с множеством факторов. Хотя теперь, с серьезными миграциями игроков в топовых лайнапах дисциплины, возможно, Na'Vi возобновит свою тотальную монополию.

― Как дается роль капитана в команде, с трудом или для тебя это уже обыденно?

― Никак не дается. Я никогда не стремился быть капитаном, просто так получилось. Я не капитан в стандартом танковом понимании, на данный момент в бою командует Ренадер. В нашей команде за время ее существования сменилось много игроков, и мне приходилось не без помощи остальных ребят постоянно решать вопросы состава, финансовые вопросы, тренировки, интервью и прочие организационные моменты, так за мной капитанство и сложилось. В последнее время я достаточно сильно отошел от многих вопросов, распределив разного рода обязанности по ребятам. Так как танки, на данном этапе своего развития, не способны иметь такую финансовую отдачу, при которой можно серьезно сместить акценты в пользу киберспорта, приходится делать все на энтузиазме и мысли о светлом танковом будущем. Жизнь не стоит на месте, вот и пришлось немного сместить приоритеты.

― Недавно вы вступили в одну из самых опытных организаций RoX.KIS, под знаменем которой вы заняли 5 место, как команда относится к организации?

― Команда относится к организации крайне положительно. Пока мы только на первой ступеньке развития отношений, но лично мое мнение крайне позитивно. Я очень рад дружественной обстановке в общении с представителями организации и очень надеюсь на дальнейшее развитие команды под брендом RoX.KIS. А вот вопрос про пятое место я даже не знаю, как комментировать. На самом деле, мы заняли четвертое место онлайновой части, но при этом не поехали на финалы. Вместо нас поехала команда, которая еще пару раундов назад была на грани вылета из высшего дивизиона. Меня всегда удивляли организационные решения компании Wargaming, и это одно из них. Ты стараешься, потеешь весь сезон, тренируешься, не покладая рук, берешь четвертое место в онлайновой части, а потом тебе организаторы в пятницу вечером сообщают о том, что плей-офф, причина существования которого вообще не ясна, пройдет весь за субботу и воскресенье.

У некоторых игроков куплены билеты на поезд домой. У кого-то уже запланированы всякие дни рождения и прочие вещи, которые крайне сложно либо невозможно перенести. В итоге, мы никак не готовимся к плей-оффу. Два игрока, запыхавшись, прибегают прямо с поезда к мониторам за 15 минут до старта матча, один игрок разрывается между днем рождения жены и игрой... Короче, да. Вот так мне видится наше пятое место в этом сезоне. И никто из организаторов не может дать вразумительный ответ, зачем вообще плей-офф, если до этого был весь сезон. Видать, разброс в 25% процентов в обе стороны от изначального значения при всех калькуляциях повреждений и пробитий - это слишком мало рандома для этой игры. Надо еще плей-офф устроить.

― В скором времени выйдет обновление, которое, по мнению многих игроков, должно очень сильно изменить стратегию команд, согласен ли ты с игроками или у тебя есть отдельное мнение по этому поводу?

― Да, глобально! Я однозначно согласен. Все изменения в новом формате к лучшему. Я никогда не думал, что буду радоваться на чьих-то похоронах. Но, как оказалось, танцевать на крышке гроба 7/42, ритмично забивая в нее молотком гвозди под приятно качающий бас бумбокса, оказалось не такой и плохой идеей.

― Уже идет третья стадия теста обновления 0.9.4, «любителей рандома» смутило наличие двух баз на карте, ведь это кардинально изменит все позиции, какую пользу, по твоему мнению, это принесет?

― Всю пользу! В своем вопросе ты только что озвучил корень зла танков. «Любителей рандома смутило». Это то, что вечно связывает Wargaming, они боятся смущения «Алёшек» из рандома. Они боятся потерять лишнюю копейку. Они думают, что люди не поймут. Любое нововведение или идея проходит через призму среднего игрока, который либо под пивко с лозунгом «ДЕДЫ ВАИВАЛЕ», либо с соской во рту и с криками про то, как он всех мамок других игроков в кино водил, нажимает одну кнопку и едет прямиком в ангар. С одной стороны, перед WG стоит тяжелая, но осуществимая задача. Сесть двумя стульями на одну игру. Как говорится, и рыбку съесть, и рыбку съесть. Рандом доить и смочь в киберспорт. С другой стороны, стоит их полное нежелание быть гибкими, мобильными и работать как хорошо отлаженный механизм. Танки изначально игра про рандом. Балансится она тоже под рандом. При твикинге техники учитывается срез рандомной статистики, а не реальный потенциал техники, который может из нее выжать хороший игрок. А именно такие игроки принимают участие в высших дивизионах ВГЛ. У них все крутится вокруг рандома, и не дай бог ему что-то повредит. Про киберспорт никто никогда не задумывался изначально, да и сейчас не особо думают. Все эти рассказы про «у нас мини-компания для киберспорта внутри большой компании», это все одни разговоры. По сути, нет ни одного здорового признака существования такого киберспортивного организма внутри этого гигантского завода танкостроения. Качественный продакшн/видео отдел не в счет. Это всего лишь красивая обертка для конфеты. Один раз купишь, откроешь, а внутри начинка из кирпичей, которыми потом неделю приходится удивлять белого друга. Второй раз такую конфету уже покупать не будешь. Так и зрители. Один раз посмотрят, а потом шарахаются от киберспорта всю оставшуюся танковую жизнь. И попробуй их переубеди рассказами про то, что там формат поменялся или еще что-то. Варгеймингу не хватает реального отдела киберспорта, а не некого мифически-иллюзорного. С реальными полномочиями и реальным финансовым ресурсом, который не будет направлен на пятизвездочные отели для игроков, что само по себе является чистой позолотой для все той же конфеты, а будет устремлен в развитие формата и прививание его обычному игроку. А пока что есть только определенные личности, которые хотят чего-то, но, по сути, ничего не могут и разводят руками, так как на личной харизме не попрешь против такого механизма, как ВГ, шестеренки которого покрыты ржавчиной СНГ-стайл бизнеса и менеджмента. Как говорила сама компания, этот уходящий год был «годом киберспорта». По сути, для киберспорта за год ничего революционного не было сделано. И только сейчас, скрипя зубами, родился новый формат, который мы даже еще не видели в действии. Хотя все ответы на поверхности лежали очень давно. Недавно ответственные лица со стороны разработчика заявили в интервью, что следующий год будет годом Рандома. Если честно, мне страшно представить, что это может означать для киберспорта, если в год киберспорта почти ничего не происходило.

― Конечно же, одно из самых основных пунктов - это система атаки и защиты с двумя базами. Раньше мы не раз видели «стоялово», будет ли теперь игра интенсивнее?

― Однозначно будет. Мы уже проводим тренировки на тестовом сервере. Формат кардинально изменился в лучшую сторону. Последний сезон показал вершину анального мастерства всех команд. Это выглядело как негласный, естественный протест всех команд для окончательно свержения старого формата. Теперь стоять не имеет смысла. Атакующая сторона обязана предпринимать активные действия. Можно, конечно, и часто нужно немного похолдить и не ломиться вперед с зажатой кнопкой, но это нельзя назвать стояловом. Чуть больше постоишь, и с учетом раунда в 7 минут и более длительного захвата базы можно легко промахнуться по таймингу и не успеть взять базу даже в выигрышной ситуации, в то время как противник просто засейвится. Сейчас на тренировках есть постоянный экшн, перестрелки, движуха. Дэф команда также вынуждена теперь предпринимать активные действия. С двумя базами нельзя просто взять и стать в дэф в закрытом пространстве, как это, например, было популярно раньше на тех же Химках или Руине. Теперь теряешь контроль карты и тебя просто разводят между базами.

― Как ты относишься к тому, что теперь ничьи возможны только при одновременном уничтожении техники обеих команд?

― Это же хорошо. Слово ничья в танковом киберспорте вызывает рвотный рефлекс. Это не что-то захватывающее либо неожиданное. Это самое ужасное явление, которое снится игрокам, зрителям и комментаторам в кошмарах. С новым форматом ничья в раунде будет чем-то крайне необычным и выдающимся. Одновременное уничтожение двух последних танков из противоположных команд - явление крайне редкое. Это либо обоюдный таран, на что, скорее всего, оба игрока не пойдут в реальном бою, либо синхронный выстрел с дальней дистанции, когда снаряд летит достаточное время для того, чтобы оба игрока успели выстрелить, либо это обоюдный поджог. Я думаю, можно перечислить еще несколько вариантов, включая групповой суицид игроков от осознания бренности бытия и того, что все тлен, но в любом случае, все это скорее исключения из правил, что делает ничью чем-то интересным и неожиданным. Теперь это будет скорее почва для обсуждений между зрителями и комментаторами, нежели унылое «ну и очередная предсказуемая ничья, опытные команды решили не рисковать, бла.. бла.. бла..»

― Ну и самый интересный вопрос: после введения нового формата, уровни танков изменились, и теперь мы не увидим светляков 1 уровня, в бою будут только высокие уровни, твое мнение о ситуации в целом и какие стратегии будут выбирать команды?

― И снова, будет больше экшена. T1 порядком надоели. Это давно напрашивалось. С новыми сетапами можно организовывать более эффективные сплит пуши и зарубы. Появляется больше места для действий и маневра. Думаю, все это отлично зайдет в новый формат двух баз. Очень хорошо, что выбрали именно 7/54. Это не фулл восьмерки, но в то же время и не пять восьмерок + две калеки. По сути, варианты сводятся к 5х8+2х7 либо 6х8+1х6. Я, например, обожаю седьмые уровни. Т29 - один из моих любимых тяжей. Как визуально, так и функционально. Кстати, очень жду его обновленной модельки. Обещает быть красавчиком. Новые ЛТ также хорошо зайдут в турнирную технику как на восьмом, так и седьмом уровнях. Тренировки показали высокую общую актуальность немецкого RU251 на динамичных и открытых картах и ситуативную пригодность в определенных ситуациях американского T49. Второй используется с опаской, но, я думаю, игроки пока просто не научились открывать его полный потенциал. На седьмых уровнях цветет и пахнет новый американский бульдог. Замечательный танк. Я был его фанатом задолго до его появления в игре. Много про него читал и всегда хотел себе купить его радиоуправляемую и стреляющую модельку. Меня сильно удивляло, почему Варгейминг его никак не введет как продолжение линейки американских легких танков, и вот наконец-то свершилось! И сделали его, надо отдать должное, отменно, как визуально, так и по ТТХ. Отличная штука получилась, которая сможет как в рандом, так и в киберспорт. Еще и с выбором пушки под ситуацию и под стиль игры.

― Мы поговорили о многом, что касалось обновления, теперь я попрошу дать тебя небольшой совет начинающим танкистам о том, как же пробиться в киберспорт и попасть в хорошую команду?

― Это очень проблематичный момент. Функционал игры не позволяет игроку просто брать и прогрессировать в киберспортивном направлении, как это, допустим, возможно в той же Dota2 либо CS:GO. И самое грустное, что разработчики к этому идут очень медленно. Когда игроки смотрят трансляции матчей, они видят не то, во что они ежедневно играют. И это одна из самых больших проблем. Они не могут нормально в себе взращивать киберспортивный потенциал, даже если бы им этого хотелось. На данный момент, все слишком сложно и запутано для игрока, и, если ссылаться на мои ответы выше, где я писал о боязни ВГ отпугнуть обычного игрока, то это как раз тот случай, где компания, с точностью до наоборот, не предпринимает максимальных усилий для унификации того, во что играет игрок, и того, что он смотрит. Да, командный бой стал еще на шаг ближе к киберспорту. Но таких шагов нужно сделать еще очень много, ведь на данном этапе игроки даже не могут пикнуть технику под определенную карту в командном бою. О чем вообще можно тут говорить. Чему они могут научиться? Как им пробиться повыше? Это все очень непросто. Что я могу сказать однозначно, так это то, что им стоит как минимум продолжать ездить в рандоме, он никогда не помешает. Им необходимо смотреть трансляции турниров, так как на данный момент только в них можно понять, как лучшие игроки выстраивают стратегии и выбирают позиции. Этого до конца не понять в командном бою с унифицированным сетапом под все карты. Ну и, конечно, стоит начинать пробовать себя в турнирах. Есть, как минимум, викли капы, ведущие в бронзу. Также стоит понимать, что от ежедневных тренировок молодой команде никуда не деться, если она хочет чего-то добиться. Просто прийти и покатать изи каточку не получится. Под тренировками я подразумеваю именно тренировочную комнату, где есть возможность определиться с картой и с сетапом. Это, кстати, можно делать прямо сейчас на тестовом сервере, где вы не ограничены в серебре и золоте. И если я уже об этом заговорил, то это еще одно громадное упущение. Как можно пытаться навязать людям киберспорт, когда для тренировок им необходимо сливать если не золото, то миллионы серебра на одну тренировку каждому человеку. И это просто в тренировочной комнате. Все это достаточно потно, но я уверен, что найдутся те, кто готовы преодолеть все эти невзгоды и барьеры, чтобы достичь высокого уровня командной игры. Да, именно командной игры. Вы можете круто стрелять в рандоме, у вас может быть отличная стата, но это никак не гарантирует вам победы в турнирах. Турниры - это, в первую очередь, слаженная командная работа. Этим и сложен танковый киберспорт. Всю нашу рандомную жизнь мы учимся нагибать в рандоме, а потом приходит киберспорт, стучится к нам в дверь, и не каждый может ему открыть. Скилл нужен, обязательно, но командная игра выше этого.

― На этом все! Спасибо за интервью, передавай приветы и удачи!

― Я надеюсь, что не отнял много времени, и читать все это было хоть чуточку интересно. Приветы можно передавать очень долго, но, в первую очередь, я бы хотел высказать особую благодарность своей команде, за то, что мы вместе и с каждым разом показываем все лучший результат. Отдельный привет и спасибо моей жене за то, что она всегда меня поддерживала и никогда не шла по пути "мой муж - ребенок и играет в игры". Для меня это крайне важно - осознавать, что окружающие меня люди развиваются вместе со всем миром и понимают, что киберспорт - это не временное проявление инфантилизма особи, а такой же спорт, как и футбол, например. Ведь мало кто обвиняет людей в том, что они смотрят футбол. Это считается нормой, хотя можно применить все те же упреки, которые люди применяют к киберспорту. Просто принципы развития киберспорта немного другие, они более изменчивы и динамичны. Отдельная благодарность всем тем, кто следит за танковым киберспортом, поддерживает и болеет за нашу команду. Да и в целом, за любую другую команду. Это очень важно для нас всех. Чем больше вас, тем больше мотивации у нас. Ах да, еще привет моим двум собакам. Они лучшие!

Комментарии