Статья

Подводим итоги. Самые громкие покупки года

В мире компьютерного спорта одна из ключевых составляющих — это трансферная политика. Организации и команды приобретают игроков, руководители крупнейших компаний, не связанных с компьютерным спортом, вкладывают в киберспортивные организации свои деньги. Предлагаем вспомнить самые громкие сделки, покупки и трансферы уходящего года.

Компьютерный спорт — это такой же бизнес. Здесь, как и везде, все продается и покупается. Вопрос только в цене. Конечно, с большим спортом киберспорт в трансферных сделках тягаться пока не может. За футбольных или хоккейных звезд предлагают по несколько миллионов долларов. В киберспорте эти цифры немного меньше — трансферы измеряются в тысячах. Но инвестиции и покупки киберспортивных организаций сравнимы с аналогичными сделками в спорте. Этот год для киберспортивной индустрии стал самым успешным и плодотворным в плане совершения крупных сделок.

Трансферы года

Купили за 81 000 долларов, а продали за 320 000:

  1. Игрок: Xiao8
  2. Дисциплина: Dota 2
  3. Когда перешел: 16 марта 2015 года
  4. Из какой команды: из Newbee в LGD
  5. Стоимость трансфера: 320 000 долларов

В марте этого года Newbee наглядно показали другим организациям как заработать на одном определенном игроке. В феврале 2014 года они приобрели Xiao8 из LGD за 81 000 долларов. Как известно, Xiao8 знаменит не за свои игровые качества. Суть не в том, что он сильнее всех и показывает чудеса в игре. Его ценят за другое. Во всяком случае, лучшего координатора и капитана в Китае не найти. Куда бы не приходил этот игрок, он брал самые престижные награды с любой командой. Судите сами: он становился двукратным бронзовым призером The International, а с Newbee сумел поднять над головой главный титул в своей игровой карьере — чемпионский Аегис. Это ли не показатель. Остальные титулы перечислять бесполезно — их очень много.

После чемпионского сезона в Newbee Xiao8 еще больше вырос в цене. Им заинтересовался его бывший коллектив LGD. Руководители LGD захотели вернуть своего бывшего капитана, но Newbee оказались упертой командой. Даже изначально поставленная цена в размере 160 000 долларов не устроила Newbee. После утомительных недельных переговоров Newbee вынудили LGD увеличить стоимость игрока в два раза — до 320 000 долларов. Годом ранее LGD продавали игрока за 81 000 долларов, а вернули за 320 000 долларов. Newbee оказались хитрее своего противника. Победив на The International 2014, они не только отбили прошлогодний трансфер с лихвой, но и сумели при этом неплохо подзаработать. Мы не знаем, за сколько приобретают остальных игроков, ведь озвучивают стоимость переходов только в редких случаях, но то, что этот трансфер стал одним из самых дорогих в истории киберспорта, мы не сомневаемся.

Когда-то умел стрелять лучше всех? Тогда заберем его за 150 000 евро:

В сентябре 2015 года Titan приобрели Адиля «ScreaM» Бенрильтома — некогда одного из самых метких стрелков на про-сцене. Как сообщил тогда источник, близкий к организации Gamers2, где играл Адиль до перехода в Titan, этот трансфер обошелся сингапурской организации в 150 000 евро. Но стоит ли бельгиец таких денег? Многие болельщики окрестили этот трансфер слишком дорогостоящим. Мол, подобная сумма денег оказалась завышенной для игрока подобного уровня. Каждый день на сайте HLTV.org обновляется рейтинг лучших игроков про-сцены. В нем бельгийский игрок расположился на 20-25 местах, но среди первых десяти стрелков его как не было, так и нет. Если за не самых сильных игроков предлагают такие деньги, то страшно подумать, сколько стоят, например, звездные игроки fnatic или Team EnVyUs.

Если посмотреть, как идут дела у бывшей команды Адиля, то можно подумать, что Gamers2 словно и не заметили потери бойца. jkaem отлично вписался в состав, команда попадает на все основные турниры и доходит на них до четвертьфиналов, а в некоторых случаях и до полуфиналов. Например, на последнем major-турнире в Клуж-Напока G2.Esports смогли выйти из группы, обыграли Virtus.pro в четвертьфинале и были близки к победе в полуфинале против Team EnVyUs. Titan выступили намного хуже, расположившись лишь на третьем месте в своей группе. И спрашивается, зачем было переходить в Titan, где дела обстоят хуже? Об этом говорит и таблица рейтинга, в которой G2.Esports занимают восьмое место, а Titan только на двенадцатой строчке. По словам самого игрока, в G2 не было командного взаимодействия, а дополнительной проблемой являлся языковой барьер. В Titan Адиль как свой — бельгийцы и французы на одной волне, но результаты... Результаты пока не радуют ни игроков, ни болельщиков. Но шанс на то, что «титаны» с Нового года прибавят, остается.

Покупки года

ESL, DreamHack и ESEA теперь принадлежат MTG:

Шведская медиакомпания стала настоящим монополистом на зарубежной киберспортивной сцене. За этот год компания, владеющая группой телевизионных каналов Viasat, без особой шумихи выкупила 74% акций корпорации Turtle Entertainment GmbH, которая владеет правами на Intel Extreme Masters и ESL One, а спустя три месяца и прибавила к ним 100% акций DreamHack и ESEA. В первом случае MTG потратили 78 миллионов евро, во втором значительно меньше — 28 миллионов долларов. За сколько была приобретена лига ESEA мы не знаем. После покупки трех активов MTG заставляет с собой считаться. Только за 2015 год они взяли под свое крыло американский и европейский киберспортивный рынок. Осталась нетронутой только Азия. 

С момента сделки перехода к MTG представители ESL стали действовать более агрессивно. В апреле 2015 года ESL, Vulcun и Twitch собрались в Сан-Франциско, чтобы обсудить создание эксклюзивной лиги по Counter-Strike: Global Offensive на 18 миллионов долларов. Главное условие ESL было следующим: организатор предложил подписывать командам специальные контракты на участие в этом чемпионате. Документ содержал пункт о полном запрете на участие в онлайн и оффлайн-лигах от остальных организаторов. Проще говоря, было предложено создать один закрытый турнир со своими правилами и огромным по меркам CS-сцены призовым фондом. Само собой, все эти слухи о создании грандиознейшего турнира с участием ESL не понравились другим организаторам в числе MLG, CEVO, PGL, Gfinity, FACEIT и StarLadder. В свою очередь, они предложили свой турнир — так называемый Grand Prix, где было бы разыграно как минимум пять, а как максимум и все девять миллионов долларов. MTG навели в рядах конкурентов страх. Чем все это дело закончится, может быть, мы узнаем уже в ближайшие 12 месяцев. Мы не думаем, что профессиональным игрокам и болельщикам так важно, кто кого купил и кем будет организован глобальный турнир. 

Как стать миллионером, продав свой слот в LCS:

Если команда не в силах продолжать выступление в LCS из-за финансовых причин, либо из-за неутешительных результатов, то продать свой слот не составляет проблем. Организация, которая решает обзавестись составом по League of Legends, может купить освободившийся слот в LCS за установленный продавцом ценник. При этом необходимо иметь в своем составе как минимум трех игроков из одного региона, где покупаешь слот. Существуют и остальные нюансы, как, например, наличие тренировочного дома в своем регионе. За этот год свой слот в LCS продали Team Dignitas EU, Team Coast, Team 8, Team Impulse, Gravity Gaming и Gambit. Как можно заметить, организаций, испытывающих определенные проблемы, много. Попасть в LCS может не каждый, но легче всего продать свой слот и получить желаемое финансирование, чем выступать в LCS, не имея при этом ни денег, ни возможностей для улучшения игры.

Европейский состав Team Dignitas по League of Legends продали за 1 миллион долларов. Но это была вынужденная мера. За время выступления в этом сезоне второй состав организации также заполучил слот в LCS, а по правилам Riot Games запрещено иметь два состава в высших региональных лигах. Таким образом, руководители Team Dignitas были вынуждены выставить свой европейский состав на торги. Покупателем команды оказалась британская организация Follow eSports. 

Gambit испытывали проблемы с финансированием, результаты команды были хуже некуда — коллектив никак не мог выбраться с последних мест турнирной таблицы, а состав постоянно менялся. Организация решила не рисковать и продать свое место в LCS, чтобы на полученные от сделки деньги собрать новый состав. Team Impulse, в отличие от Gambit, держались на вершине. Они до последнего боролись за право поехать на главные игры. И только на финише сплита Cloud 9 сумели их опередить. Несмотря на в целом безоблачное будущее, Team Impulse была продана владельцем организации. Team Coast и Team 8 испытывали финансовые трудности, а Gravity Gaming не досчитались в это межсезонье трех игроков. Слот последних приобрел бывший игрок клубов Национальной Баскетбольной Ассоциации «Бостон Селтикс» и «Лос-Анджелес Лейкерс» Рик Фокс. 

Инвестиции года

Сто миллионов долларов в развитие российского киберспорта? Легко!

Алишер Усманов известен как в России, так и за пределами нашей страны. Один из самых богатых людей мира, крупнейший российский инвестор и миллиардер — совладелец «Металлоинвеста», «Мегафона», Mail.ru и «Одноклассников» в октябре 2015 года в очередной раз заставил о себе говорить. Новость о том, что его компания USM Holdings вложила в развитие Virtus.pro 100 миллионов долларов разлетелась за считанные минуты по всем основным новостным порталам, а позже и по центральным ТВ-каналам. Люди, которые до этого не интересовались индустрией киберспорта, были удивлены и немного шокированы тем, что компьютерный спорт сегодня — это очень перспективное и, прежде всего, популярное у молодых людей увлечение. Владелец Virtus.pro Антон «Sneg1» Черепенников получил весомую поддержку для продвижения и дальнейшего развития как Virtus.pro, так и киберспорта в России в целом. 

Инвестиции пойдут на создание полноценной киберспортивной инфраструктуры в России. Будет создана большая, современная киберспортивная арена, которая сможет принимать международные чемпионаты любого уровня. В планах возродить Кубок России, создать студенческие лиги и киберспортивные школы для талантливой молодежи. Только после этого киберспорт в России можно попытаться признать официальным видом спорта, разработав для этого достойный законопроект. Рынок Европы и Америки, по сравнению с российским, выглядит сейчас более целостным и развитым. Основная цель этих инвестиций — создать конкурентоспособный российский рынок, чтобы в дальнейшем выйти на перспективный европейский рынок. 

Как мы уже сказали в начале статьи, киберспорт — это, прежде всего, бизнес, а потом уже и развлечение, и соревновательный процесс. Алишер Усманов не пожалел 100 миллионов долларов на развитие киберспорта в России, чтобы со временем получить с этой инвестиции намного больше. Если посмотреть на стремительное развитие киберспорта в странах Европы, Северной Америки и, конечно же, Азии, то Алишер Усманов пошел правильной дорогой. В бесперспективное дело такие деньги не вкладывают. Да и сам по себе Алишер нежадный бизнесмен. Стоит хотя бы вспомнить, что отчасти благодаря ему РФС в конце июля пошел на досрочное расторжение контракта с Фабио Капелло. Бизнесмен выплатил бывшему тренеру сборной России около 700 миллионов рублей. Кроме того, на этой же неделе стало известно, что Усманов и Таврин (член правления Национальной ассоциации телерадиовещателей, акционер и руководитель нескольких медиакомпаний России) выкупят 75% акций «СТС Медиа» за 200 миллионов долларов. Можем ли мы после этого претендовать на включение киберспортивных программ в сетку вещания телеканалов? Всё может быть...

Инвестиции Марка Кьюбана и Эштона Катчера в Unicrn:

Когда денег много и не знаешь во что их вложить — посмотри на компьютерный спорт. Лучшего девиза и не придумаешь, если смотреть на последние инвестиции в киберспорте. Ведь как-то Марк Кьюбан, президент баскетбольного клуба Даллас Маверикс, и Эштон Катчер, популярный американский актер, ведущий и продюсер, узнали о киберспорте. Они решили вложиться не в киберспортивного организатора, а в киберспортивный букмекерский сервис Unicrn, популярный в США. Американцы зарабатывают виртуальные деньги Unikoin, которые можно ставить на матчи. За угаданные ставки лучшие прогнозисты награждаются призами. Тут важно отметить, что пользователи не покупают деньги. Они получают виртуальные монеты, отвечая на вопросы и выполняя квесты.

Этот сервис стал популярным в США за короткое время. Но нам, если честно, не понять, чем это Unicrn так завлек звездных богачей. Однако, мы все чаще видим сообщения от разгневанных болельщиков, которые ставят на своих любимцев все свои деньги, скинчики и кейсы, но после проигрыша любимой команды начинают спамить в социальных сетях и ругать игроков за слитый матч. На киберспортивные матчи сейчас делают ставки очень много людей. Аудитория ставочников чуть ли не больше аналогичной аудитории в спортивной сфере. Это еще один перспективный рынок, на котором можно увеличить свои вклады. Марк Кьюбан пополнил инвестиционный бюджет киберспортивной букмекерской компании Unicrn на 7 миллионов долларов, а Эштон Катчер не пожалел и 10 миллионов долларов. На что пошли эти деньги мы не в курсе, но если компания помимо ставок будет акцентировать свое внимание на организацию чемпионатов, обзаведется командой и займется развитием североамериканской про-сцены — никто не будет против.

Cineplex вложили 15 миллионов долларов на развитие киберспортивной компании:

  • Когда: сентябрь 2015 года
  • Кто: сеть кинотеатров Cineplex
  • Инвестиция: 10 миллионов долларов в WorldGaming и 5 миллионов долларов на создание турниров
  • Пустующие между премьерами фильмов кинозалы можно занять просмотром киберспортивных мероприятий. А если попытаться получить от этого не меньше, чем от просмотра нового фильма, то можно вывести дело не только на самоокупаемость, но и на рентабельность. Cineplex решили первыми занять пустующее место под солнцем. Канадский медиагигант, известный своей сетью кинотеатров, в сентябре 2015 года инвестировал 10 миллионов долларов на приобретение компании WorldGaming для проведения киберспортивных чемпионатов. Эта компания уже известна некоторым поклонникам киберспорта. Несколько лет назад они пытались провести турнир по Battlefield 3 с общим призовым фондом в размере 1,6 миллионов долларов. Тогда это была рекордная сумма для турнира по такой игре. Но чемпионат так и не был организован. Теперь же с инвестицией от Cineplex у них появились шансы на реабилитацию в глазах игроков.

    Кроме того, к 10 миллионам долларов Cineplex решили вложить дополнительных 5 миллионов долларов на создание собственной киберспортивной лиги. Компания решила не торопить события и начать с малого. Создать небольшое мероприятие, которое, в конечном итоге, станет крупнейшим соревнованием в Северной Америке. Генеральный директор Cineplex Эллис Джейкоб объяснил, что эта инвестиция подарит компании уникальную возможность привлечь новых людей и расширить рыночную концепцию за пределами Канады. Просмотром киберспортивных мероприятий в кинотеатре уже никого не удивишь. Но это дело можно вывести на совершенно новый уровень, чем и пытаются заниматься в Cineplex. Как и многие другие компании, они решили заработать и раскрутиться на киберспорте. Что сказать, обычное дело.

    В киберспорте становится все больше денег. Известные бизнесмены и олигархи осознали, что компьютерный спорт — это новая площадка для перспективных сделок. Здесь уже не идет и речи о баснословных тысячах. Счет пошел на миллионы долларов. Когда мы говорим про чемпионаты, то уже не удивляемся призовым в несколько миллионов долларов. Но инвестиции в киберспорте — это явление еще не устоявшееся. Мы еще должны привыкнуть к новостям подобного рода. Вдвойне приятно осознавать, что российский киберспорт получает право на новую жизнь. Алишер Усманов и Virtus.pro стали главными действующими лицами этого года. Такие запредельные суммы для нашей индустрии пока еще редкость. 

    Комментарии