Почему мы НЕ верим в киберспорт от Blizzard

Дмитрий «Craft» Мурр

Blizzard постепенно теряет киберспортивный рынок, отказываясь от работы над ошибками и игнорируя просьбы комьюнити. В преддверии фестиваля Blizzcon ситуация лишь усугубилась: CyberSport.ru рассказывает, почему у Blizzard не все в порядке с киберспортом.


Ранее мы рассказали, почему Blizzard все-таки может догнать Valve и Riot. Прочесть об этом можно здесь.

Blizzard и MOВA

Поклонники Blizzard до сих пор задаются вопросом, как корпорация умудрилась прозевать зарождение MOBA-тренда. Первые намёки на новую моду появились с пользовательской картой Aeon of Strife, которая была создана с помощью редактора StarEdit для StarCraft: BroodWar. Это был первый прототип современных Dota 2 и League of Legends.



История Aeon of Strife нашла продолжение в пользовательской карте DotA: Allstars, созданной в программе World Editor для Warcraft 3. Со временем популярность DotA: Allstars выросла настолько, что начала привлекать больше игроков, чем сама игра от Blizzard. Вокруг карты сформировалась киберспортивная сцена с профессиональными командами и лигами. В 2012 году DotA: Allstars стала рекламной дисциплиной чемпионата мира World Cyber Games, что стало знаковым событием для фанатов.



Пока Blizzard игнорировала зарождение MOBA, её рассеянностью воспользовались Riot Games и Valve. Первая выпустила в 2009 году игру League of Legends, самую популярную киберспортивную дисциплину в мире. А Valve сделала ставку на уже раскрученный бренд. Осенью 2009 года она приняла на работу создателя DotA: Allstars — IceFrog, а уже через год анонсировала выход Dota 2, официальный релиз которой состоялся 9 июля 2013 года.



Во время этой «гонки вооружений» между Blizzard и Valve возник конфликт, но в итоге право на коммерческое использование названия «Dota» осталось за Valve. Последним, правда, пришлось изменить имена и образы некоторых персонажей, так как они копировали героев из игр Blizzard. Например, Windranger раньше была Windrunner, а Wraith King назывался Skeleton King.



Когда весь мир уже играл в Dota 2 и League of Legends, Blizzard наконец-то решила зайти на рынок MOBA и сделала Heroes of the Storm. Главной фишкой игры было то, что персонажи не получали индивидуальный опыт. Весь заработанное в бою шло на общий счёт команды.

Несмотря на интересную задумку, Heroes of the Storm получилась слишком скучной для закалённых геймеров. Blizzard отказалась от внутриигровых предметов, а механика распределения опыта просто свела на нет усилия более опытных игроков. Все участники команды получают уровень одновременно, чтобы никто не выделялся из общей массы.



В Heroes of the Storm нельзя «затащить игру в одиночку», как, например, в Dota 2 или League of Legends. Тут если кто-то из игроков играет плохо, то от этого страдает вся его команда. При таком строгом требовании к подбору участников Blizzard совсем не озаботилась их рейтинговым распределением, из-за чего в одной команде нередко оказываются игроки разных уровней мастерства. Все эти факторы не пошли на пользу геймплею, что, в свою очередь, негативно отразилось на зрелищности.

Неудивительно, что Heroes of the Storm так и не смогла составить конкуренцию более динамичным Dota 2 и League of Legends. Пока компания Blizzard проигрывает битву за MOBA, хотя главный козырь с самого начала был у неё в руках.

Blizzard и игры

Микроплатежи изменили подход компаний к созданию игр. Теперь одна игра может долгие годы кормить разработчика за счёт продажи внутриигровых бонусов или атрибутов. Именно это мы наблюдаем в Dota 2, Counter-Strike: Global Offensive и League of Legends.



Упустив жанр MOBA, Blizzard одной из последних пришла к новой модели монетизации. После частичного перехода на free-to-play у компании изменился подход к разработке игр. Сейчас разработчики отказываются от хардкора, стремясь сделать игры проще и казуальнее. При этом Blizzard очень не любит исправлять ошибки и редко отзывается на нужды комьюнити.

StarCraft: BroodWar всегда считалась эталоном баланса в RTS, но сохранить эту традицию не удалось. Каждый аддон к StarCraft II добавлял в игру новых юнитов, которые перекраивали баланс. Геймеры просто уставали подстраиваться под новые патчи и теряли интерес к игре. Многие поклонники франшизы купили дополнение Legacy of the Void только для того, чтобы поиграть в кампанию и узнать финал истории.



Blizzard гордится доступностью Hearthstone, ведь это одна из немногих киберспортивных дисциплин, в которую можно поиграть не только на компьютере, но также на телефоне и планшете. Кроме того, в Hearthstone ввели платные стартовые наборы карт для новичков, с помощью которых можно легко составить собственную колоду. Однако киберспортивная сторона игры до сих пор вызывает скептические оценки в комьюнити, так как исход матча во многом зависит от удачи. Баланс в Hearthstone тоже не идеален. В игре много разных классов, но некоторые из них почти не появляются в турнирных матчах.



В игры Blizzard приятно играть — в них красивая графика, интересный сюжет и интуитивно понятный геймплей, но на соревновательной сцене они стоят особняком. Ситуацию может изменить только Overwatch и только в том случае, если Blizzard наконец-то начнёт вести диалог с комьюнити.

Blizzard и комьюнити

Blizzard всегда избирательно работала с игровым комьюнити, но в вопросах киберспорта её менеджеры часто бывают глухи, слепы и катастрофически медлительны. Корпорация совсем не интересуется жизнью команд и игроков — в отличие от Riot Games, которая проверяет все условия контрактов и требует от организаций строгого соблюдения турнирных регламентов. Если руководство команды не выполняет обязательств перед игроками, то об участии в профессиональных турнирах не может быть и речи.



Valve в этом году ввела правило Roster Lock, которое заставляет команды вовремя формировать составы на мейджор-турниры. Появились такие понятия, как «межсезонье» и «трансферное окно». Игроки, которые пользуются читами или жульничают со ставками, получают баны.

Если Riot Games сама платит зарплаты участникам турниров, то Valve позволяет им заработать на продаже автографов и наклеек. Отдельно стоит отметить и турниры The International, которые каждый год ставят рекорды по размеру призовых.

А Blizzard с организаторскими обязанностями справляется лишь в Северной Америке. Там компания проводит турниры среди университетов, а раз в год устраивает фестиваль BlizzCon, который одновременно служит площадкой для чемпионатов мира и выставкой последних игровых новинок. За пределами США активность компании минимальна.



Внутриигровые проблемы Blizzard решает нехотя и долго. Компания несколько лет не могла ввести Region Lock в StarCraft II, из-за чего игроки из Южной Кореи выигрывали почти все крупные турниры, а также квоты европейцев и американцев на чемпионаты мира. В Heroes of the Storm до сих пор некорректно работает матчмейкинг, а функция переподключения к игре бесполезна. В Hearthstone отсутствует Observer Mode для турниров, а в Overwatch нет полной послематчевой статистики.

Вместо того, чтобы сосредоточиться на этом, Blizzard закидывает игроков деньгами. Уже в эти выходные чемпион мира по StarCraft II получит $200 тыс. К слову, победитель ELEAGUE Major 2017 по Counter-Strike: Global Offensive заработает всего $500 тыс. на пять игроков команды. Призовые фонды чемпионатов мира по Hearthstone и Heroes of the Storm были увеличены до миллиона долларов, но это не влияет на зрелищность игр и интерес зрителей. Blizzard собирается платить огромные зарплаты и профессиональным игрокам в Heroes of the Storm, вот только крупных организаций там почти не осталось. Со сцены ушли  Natus Vincere G2A,  G2 Esports,  mYinsanity,  Virtus.pro G2A,  Cloud 9,  Team Liquid,  Tempo Storm и многие другие. Большинство нынешних команд по HotS — это наспех собранные миксы для одного или двух турниров. Игра давно топчется на одном месте и не сдвинется с него без кардинальных изменений, сколько бы разработчики ни увеличивали призовой фонд. То же касается и Hearthstone, которая гораздо ближе к покеру, чем к киберспорту.



Сейчас самые лучшие киберспортивные перспективы у Overwatch. В октябре шутер вышел на отметку в 20 миллионов зарегистрированных пользователей. Компания постоянно выпускает новые патчи, работает над обновлением графики и даже приучает грубых пользователей к культурному общению в чатах. Недавно в Overwatch наконец-то добавили статичные камеры, что очень облегчило работу стримерам турниров. Пока у Overwatch нет прямых конкурентов. Он не похож на Dota 2, League of Legends или Counter-Strike: Global Offensive, поэтому у игры есть хорошие шансы застолбить место на киберспортивной сцене.

К списку новостей

Комментарии

Внимание!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.