На reddit появился разбор сервиса Dota Plus, который вышел с последним обновлением игры. Анализ сделал пользователь ShimmyZmizz, который шесть лет работал в free-to-play индустрии. Cybersport.ru перевел главные тезисы его публикации.
В условно-бесплатной сфере доходы распределяются между тремя категориями пользователей: очень малым количеством «китов» (которые тратят большие деньги), небольшим количеством «дельфинов» (которые тратят средние суммы) и большим количеством «рыб» (которые почти не тратят денег в игре). Большинству проектов free-to-play основную прибыль дают вложения «китов».
В контексте Dota 2 «китами» следует считать людей, которые бы докупили все уровни до конца каждого боевого пропуска. «Дельфины», вероятно, купили бы каждый из боевых пропусков и пару предметов. «Рыбы» бы могли взять один или два боевых пропуска в год.
«Киты» и «дельфины» видят в покупке Dota Plus выгодную сделку, для «рыб» это выглядит как рост цены на игру. Однако приоритетную аудиторию для разработчиков составляют первые две категории. Отчасти это люди, которые делают покупки импульсивно — отсюда все споры о лутбоксах в современных играх. Автор утверждает, что общался с большим количеством «китов», и у большинства из них действительно есть проблемы с самоконтролем.
В этом плане платная подписка Dota 2 значительно менее опасна. На нее невозможно потратить более 240 руб. в месяц. Однако Valve может добавить возможность покупать осколки, которые вымениваются на облики внутри игры — тогда у людей вновь появится мотивация тратить деньги.
Для рядовых пользователей подписка снижает возможные траты на игру. С предыдущей системой у Valve был соблазн размещать наиболее ценные награды на высоких уровнях боевых пропусков, таким образом вынуждая людей тратить деньги. С Dota Plus такой проблемы не будет, и разработчик будет стараться сделать новые задания максимально интересными для всех игроков.
Автор разбора настаивает, что Dota 2 не «умирает», но уже достигла своего пика. Цикл жизни условно-бесплатных игр состоит из трех этапов: появления, монетизации и удержания.
Первый этап идет до достижения пика популярности. В этот момент самый эффективный путь увеличения прибыли — расширение аудитории. В Dota 2 одним из примеров подхода можно считать фильм Free to play.
Во втором этапе рост аудитории замедляется и разработчик увеличивает прибыль, склоняя игроков тратить больше денег. Самый удачный опыт Valve в Dota 2 — боевые пропуски, но ранее разработчик пробовал и другие методы: сокровищницы с ключами, руны и т.д.
На третьем этапе приоритетной задачей является сохранение имеющейся прибыли, а не ее рост. Чтобы этого добиться, разработчики фокусируются на улучшении пользовательского опыта, мотивируя имеющихся игроков тратить деньги.
Очевидно, что Dota Plus — элемент из третьего этапа цикла. Valve жертвует большими тратами «китов», чтобы сохранить стабильную прибыль от игры. Скидки на покупку 6- и 12-месячных подписок — также часть стратегии. Если вы покупаете Plus на год, то, скорее всего, не бросите играть в это время.
Но не стоит считать это концом Dota 2. Для условно-бесплатных игр третий этап — самый продолжительный. Исключения бывают только в случае выхода сиквела или сильного конкурента. Для пользователей это, как правило, наиболее приятная и веселая пора. С другой стороны, вполне вероятно, что новых больших функций с этого момента игра не получит.