Статья

Первый титул в СНГ. За что мы запомним PGL Major

Zeus: как творить историю

8 июля 2016 года  Даниил «Zeus» Тесленко закрепил в Twitter запись: «Я не сдамся, пока не выиграю чертов “мейджор”». Через год и 15 дней лучший капитан в Counter-Strike в истории СНГ сдержал слово — стал чемпионом PGL Major Kraków 2017 в составе  Gambit Esports.

Пятерке из СНГ кубок достался впервые за 11 турниров серии. На чемпионате мира победила команда, которая занимает 11-е место в регулярном сезоне второго дивизиона ESEA для Европы. Команда, в чей выход в плей-офф верили не все. Команда, которая перед турниром проигрывала большую часть тренировочных игр, а в Краков добиралась порознь, потому что игроки захотели отдохнуть друг от друга. Своей победой Zeus и его товарищи создали важное наследие для своего региона, как это год назад сделал  Габриэль «FalleN» Толедо для бразильской сцены. Теперь очередь за молодыми игроками.

Gambit Esports долго шла к трофею: выступала на тир-2 чемпионатах от DreamHack, разбиралась с выкупом контракта  Абая «HObbit» Хасенова из  Tengri и пропускала крупные ивенты. Но это уже неважно. Есть пятерка чемпионов, их тренер и кубок, который впервые за время существования CS:GO отправится в СНГ.

Взлет Immortals

2 июля  Immortals встречались с  GODSENT в матче за право остаться на отборочных к «мейджору». После первой половины на Cobblestone шведы вели 12:3. Во время паузы тренер коллектива  Рафаэль «zakk» Фернандес обратился к игрокам — напомнил им о родных и о том, что они оставили все в Бразилии, чтобы добиться главной цели — попасть на «мейджор». И Immortals выиграли. Новичок команды  Вито «kNg» Джузеппе признался наставнику: во время второго пистолетного раунда он думал только о маме. Спустя пару недель kNg вышел в финал PGL Major, показывая невообразимую игру с AWP.

История Immortals на «мейджоре» трогает не меньше, чем путь Gambit Esports. Даже с учетом не самых сильных оппонентов в группе и плей-офф бразильцы показали отменную индивидуальную игру и умение держать себя в руках в важных моментах — будь то необходимость довести матч до уверенной победы или совершить камбек.

Immortals постепенно приближаются к тому уровню игры, который показывала  Luminosity Gaming с FalleN. Безусловно, команда остается эмоционально нестабильной, но, кажется, zakk постепенно учится тому, как это контролировать.

От коллектива определенно стоит ждать большего: хотя на «мейджоре» он и взял ранее недосягаемый уровень, но и до него существовал не в вакууме. В течение года состав  Лукас «Steel» Лопес обыгрывал тех, кого привыкли относить к грандам —  SK Gaming,  Astralis,  G2 Esports. Главный враг бразильцев — непостоянство, но если с этим удалось справиться FalleN, то почему то же самое не сделать steel вместе с zakk?

Проблемы швейцарской системы на major-турнирах

В английском языке есть термин fluke, означающий «счастливую случайность». В CS:GO им обычно описывают неожиданно успешные выступления темных лошадок или откровенно слабых команд. Как правило, это случается, когда для, скажем, выхода в плей-офф достаточно выиграть один-два матча best-of-1. А чаще всего это происходило при системе GSL. Чтобы минимизировать шанс таких «счастливых случайностей», с конца 2016 года Valve начала применять швейцарскую систему, где для выхода в плей-офф командам нужно выиграть трижды.

К ESL One Cologne 2017 стало ясно, что гранды CS:GO начали от этого уставать — за швейцарскую систему в групповой стадии проголосовало чуть больше половины команд-участниц.  Робин «ropz» Кул из  mousesports считает, что этот формат на руку андердогам, и он не одинок в этом мнении. Краковский «мейджор» показал, что швейцарская система не работает должным образом. Самый яркий пример: для выхода в финал Immortals понадобилось обыграть  Vega Squadron,  Natus Vincere G2A,  FlipSid3 Tactics,  BIG и находящихся явно не на пике формы  Virtus.pro G2A. В этом списке нет ни одной команды, которая выигрывала крупные LAN за последние месяцы.

Но главная проблема кроется не в самой швейцарской системе, а в том, что при посеве Valve учитывает только результаты прошлого «мейджора». Из-за этого первые пары получаются непропорциональными — G2 играет с Na’Vi, а Virtus.pro достается Vega Squadron. Не то чтобы система обязана поощрять «фаворитов», но вряд ли SK Gaming должна встречаться с Astralis и во втором раунде группового этапа, и в первом же матче плей-офф.

Комьюнити уже предложило, как можно улучшить систему. Капитан  North  Маттиас «MSL» Лауридсен заявил, что игры до одной победы нужно упразднить и проводить матчи до двух побед. А аналитик  Томи «lurppis» Кованен считает, что перепосев стоит осуществлять после каждого игрового дня. Прислушается ли Valve, узнаем на следующих отборочных.

Провал FaZe Clan

На «мейджоре» было много интересного и кроме победы Gambit. Там закончилась агония Natus Vincere: как сказал  Александр «s1mple» Костылев, в коллективе произойдут изменения. G2 Esports и mousesports показали, что еще не готовы бороться за такие титулы, а  Fnatic и Virtus.pro в очередной раз подтвердили, что major-турниры для них — особая территория: обе с боем, но вышли в плей-офф. И не менее значимым событием стал провал  FaZe Clan, которая не выиграла ни одной карты и бесславно покинула чемпионат.

Если вы не  Алексей «yXo» Малецкий, то вас наверняка шокировало выступление команды  Финна «karrigan» Андерсена. Один из худших турниров за всю карьеру провел  Фабьен «kioShiMa» Фье, очень посредственно выступил  Ховард «rain» Найгард и, что самое главное, из игры выпал  Никола «NiKo» Ковач — главная ударная сила коллектива. FaZe Clan на равных играла только с mousesports, у которой нет ярко выраженного опытного координатора. Зато BIG и FlipSid3, которыми руководят ветераны сцены  Фатих «gob b» Дэйк и  Андрей «B1ad3» Городенский, выиграли «с запасом», что обнажило тактические проблемы команды.

Еще перед турниром игроки FaZe Clan заметили, что выступают хуже в групповых этапах с швейцарской системой. По мнению NiKo и karrigan, команды ниже классом меньше нервничают — они не боятся проиграть, а на фаворитов давит груз ответственности. В плей-офф ситуация радикально меняется. Последний чемпионат перед PGL Major это подтвердил — FaZe с трудом вышла из группы, зато потом разгромила  Team Liquid, завершившую групповой этап со статистикой 3:0. Если учитывать уровень конкуренции в современном CS:GO и удобные форматы групповых стадий, то такие результаты не кажутся удивительными.

Несмотря на поражение на «мейджоре», FaZe все еще одна из сильнейших команд мира. И сочувствовать надо не ей, а будущим соперникам состава.

Лучшие игроки

Natus Vincere вряд ли принесли кому-то радость своей игрой, но s1mple, как всегда, был на высоте: агрессивные выпады с AWP за защиту, клатчи из автоматов, эйс против G2 Esports, — украинский игрок определенно занес турнир в личный актив:


Во время матча с Astralis на групповом этапе  Марсело «coldzera» Давид напомнил, почему считается лучшим игроком планеты. Это просто надо видеть:

В групповой стадии  Даурен «AdreN» Кыстаубаев сделал немало, чтобы Gambit Esports не проиграла ни одной карты — в каждом матче он был первым в турнирной таблице. Особняком стоит Cache против G2, где AdreN взял много важных клатчей:

Как можно не влюбиться в снайперский дуэт  Вито «kNg» Джузеппе и  Энрике «HEN1» Телеса? Бразильцы не только эффективны, но и эффектны — не боятся играть агрессивно и радуют зрителей зрелищными фликшотами:

Отдельно стоит упомянуть  Рустема «mou» Телепова. С подачи Zeus молодой снайпер получил полную свободу действий на Overpass против Astralis и показал свою лучшую игру на турнире, завершив карту с 33 фрагами при 11 смертях.

Баг BIG

Уже ставший историей буст Fnatic в матче против Team LDLC на DreamHack Winter 2014 потряс всех — шведы первыми на про-сцене применили безумно дисбалансную подсадку на Overpass После долгого обсуждения администраторы признали ее багом, запретили использовать в последующих матчах и предложили командам переиграть карту. С тех пор участники турниров от Valve показывали немало инновационных решений на картах, но ни одно из них нельзя было назвать game breaking.

Но в матче первого тура группового этапа PGL Major между BIG и FaZe Clan просматривалась странная закономерность: игроки немецкого коллектива из раза в раз использовали «бесшумный прыжок», чтобы просматривать позиции, и когда видели противника — забирали его без сопротивления. BIG пользовалась приемом и раньше, но внимание к багу привлек именно «мейджор». Как оказалось, высота анимации этого прыжка в полтора раза меньше, чем у обычного подпрыгивания, поэтому игрокам противоположной команды невозможно увидеть соперника. И самое главное — баг можно применять на любой карте.

К удивлению многих, организаторы разрешили использовать это и дальше, но против оказались сами игроки. Все участники договорились так не делать и сдержали обещание. В ближайшем патче Valve обязана устранить недоработку. И, возможно, на Inferno появится новое граффити-отсылка.

PGL не справилась с организацией турнира

На чемпионате было очень много технических проблем, которые подпортили впечатления и зрителям, и игрокам. Спортсмены жаловались на PGL еще во время «майноров» и основной офлайн-квалификации на турнир. Тогда их не устроили неудобные игровые места, но это вряд ли можно сравнить с тем, что было на основном этапе. Игры часто задерживались, в арене пропадал интернет, компьютеры не были оптимизированы, а концовки двух матчей группового этапа вообще не транслировались. Из-за задержки во время плей-офф последняя карта между BIG и Immortals прошла без зрителей — арена закрылась и публику попросили разойтись.

 Джейк «Stewie2k» Йип,  Фернандо «fer» Альваренга,  Эпитасио «TACO» де Мело и  Энрике «HEN1» Телес были недовольны организаторами и этого не скрывали. Игровой лидер  Cloud9 не мог поверить, что на турнире такого уровня столько проблем, а саппорт SK Gaming заявил: «Этот мейджор — просто гребаная шутка». А вот так отозвались о PGL игроки Gambit Esports:

Несмотря на все инновации и достоинства, проблем у турнира куда больше. Поэтому PGL вряд ли стоит рассчитывать, что ей снова дадут провести «мейджор».

Но на чемпионате было и много крутых моментов, которые не смогли испортить никакие проблемы с техникой.  Виктор «TaZ» Войтас и  Кристиан «k0nfig» Винеке обменивались колкостями, steel давал уморительные послематчевые интервью, SK Gaming зрелищно проиграла в четвертьфинале, в матче BIG — Immortals было семь фрагов с ножа, а Zeus признался, что любит  Олофа «olofmeister» Кайбьера.

До конца августа все топ-команды взяли перерыв — крупных первенств ожидать не стоит. И если вам вдруг неинтересен The International 2017 по Dota 2, который начнется через несколько дней, — просто пересмотрите прошедший«мейджор» целиком, он того стоит.

Комментарии