Статья

Одна голова хорошо, но лучше — одиннадцать: почему EA Sports стоит подумать о командных турнирах по FIFA

Несмотря на всю свою популярность, FIFA давно пребывает на периферии киберспорта. Даже любовь традиционного спорта к дисциплине, особенно заметная в последние годы, не компенсирует её отставание от других дисциплин. В такой ситуации стоит попробовать что-нибудь новое — например, соревнования 11х11. Cybersport.ru рассказывает, насколько развита командная сцена сейчас и почему EA Sports стоит обратить на неё внимание.

Соревновательная FIFA менее популярна, чем сама игра в целом. С осени 2017 года было продано более 24 млн копий FIFA 18; турниры по ней в пике смотрели до 155,7 тыс. человек — это было на FUT Champions Cup Barcelona 2018. Цифра неплохая, но от истинной аудитории турниров по FIFA она далека. На трансляциях соревнований этой серии и чемпионата мира можно получить очень дорогих игроков и наборы для режима Ultimate Team. Разница колоссальна — без раздач онлайн турниров составляет от силы 25 тыс. человек. Раздача плюшек — обычная и эффективная практика, но в случае с FIFA её влияние слишком велико. Для сравнения: в CS:GO мейджоры с кейсами собирают около миллиона зрителей, но при этом десятки сторонних соревнований привлекали больше 300 тыс. Вот как эта разница выглядит в FIFA — награды на стримах были только на первых четырёх турнирах:

У сторонних организаторов дела идут ещё хуже. McDonald's Virtual LaLiga eSports за счёт сразу двух громких спонсоров набрала 22,2 тыс. чел. в пике, но средний показатель составил всего 3 тыс. Максимальное количество зрителей на Gfinity Elite Series Season 3 и двух этапах ESWC — от 3 до 4,8 тыс. человек.

Низкое количество зрителей контрастирует с призовыми — та же EA Sports прилично вкладывается в свои турниры. В сезоне 2017/2018 компания разыграла $800 тыс. на трёх крупных соревнованиях и помогла провести ещё несколько небольших.  Это меньше, чем инвестировала в киберспорт в 2018 году компания Ubisoft — французы вложили $1,184 млн в призовые фонды ключевых офлайн-соревнований по Rainbow Six Siege. Но и эффект был другой: на трёх турнирах по R6 было до 321,3 тыс. в пике и порядка 140 тыс. зрителей в среднем. Кроме того, площадки на 1-2 тыс. человек для R6 наверняка обошлись дешевле, чем O2 Arena в Лондоне для чемпионата мира по FIFA 18.

Чем живёт 11x11

Режим 11х11 впервые появился на ПК в FIFA 13 — до этого можно было играть только 5x5. На консолях он появился ещё раньше, но именно на компьютерах стал популярным. Главное отличие от классической FIFA — каждый пользователь управляет одним футболистом. Это делает игровой процесс более интуитивным — и менее зависимым от местных алгоритмов и даже характеристик футболистов.

Своего игрока нужно прокачивать с помощью заданий вроде «забейте пять голов». Квесты не превращаются в гринд: топовые команды обычно тратят на эту прокачку первые несколько дней, а затем перестают гнаться за квестами и фокусируются на главном — матчах. Определиться со стилем в новой FIFA и наладить командное взаимодействие после межсезонья намного важнее, чем получить +1 к ударам. Хорошее позиционирование и механический скилл играют большую роль, чем атрибуты. И даже если нужно что-то срочно раскачать — некоторые тактики это допускают, — на это практически всегда есть время.

Соревновательный 11x11 практически воспроизводит настоящий футбол. На сцене преобладают региональные онлайн-лиги. В России соревнования под разными названиями, но с теми же участниками проходят с конца 2012 года. Крупнейшим турниром на сегодня является Российская Киберфутбольная Профи Лига. На ПК там соревнуются 48 команд в трёх дивизионах. Практически у всех в составе больше 11 игроков — запасные есть, пусть их и нельзя выпустить посреди матча. Масштабные региональные соревнования также проводят в Германии, Польше и Италии — всего их около 20.

На сайте РКПЛ доступна подробная информация о всех командах и статистика игроков
На сайте РКПЛ доступна подробная информация о всех командах и статистика игроков

Лучшие участники региональных соревнований квалифицируются в аналоги Лиги чемпионов и Лиги Европы. Помимо клубных турниров есть чемпионаты среди сборных. В отличие от традиционного футбола, Чемпионат Европы и Чемпионат мира проходят ежегодно. Россия постоянно проигрывает Польше или Германии в поздних раундах плей-офф, но всё же победила на ЧЕ-2016. Тогда России и Испании попросту удалось не выпустить Германию из группы.

На PS4 и ПК турниров для сборных больше, чем в реальном футболе
На PS4 и ПК турниров для сборных больше, чем в реальном футболе

В любительском 11х11 поменьше развлечений. Здесь на первом плане — рейтинговый матчмейкинг клубов. Игроки объединяются в команды и играют сезоны по десять матчей. По итогам можно подняться на ступеньку выше в иерархии из десяти дивизионов. По выходным проходят кубки вроде Battle Cup в Dota 2: чем ближе клуб к первому дивизиону, тем выше уровень кубка. Призов здесь нет.

Помимо клубного матчмейкинга есть публичный. Его в основном используют для прокачки, да и 22 человека там набирается редко. Оставшимися футболистами управляет либо ИИ, либо игрок, который согласился переключаться между всеми ботами. К счастью, EA давно решила проблему пустующих пабликов. Игроки могут создавать команды с доступом для всех желающих — и быстро врываться в клубный матчмейкинг.

It’s in the Game

Сцена 11х11 имеет ряд преимуществ, которыми могут похвастаться даже не все киберспортивные дисциплины с большим бюджетом. Вот некоторые из них.

В 11х11 есть чёткая иерархия турниров. Команда может проделать путь через несколько дивизионов, подняться в высший, выйти в Лигу чемпионов и победить в ней. Несмотря на то, что комьюнити 11х11 относительно небольшое, на полный цикл в зависимости от региональной лиги уйдёт до года. Зато это придаёт сцене стабильности. Сильные команды не рискуют в одночасье потерять всё, слабые — видят чёткий путь к чемпионству.

Организаторы и участники соревнований не забывают о медийке. Почти все команды высших дивизионов выкладывают записи матчей на YouTube, некоторые даже ведут странички в соцсетях. У РКПЛ есть небольшой штат контентщиков, которые пишут текстовые обзоры туров и устраивают ток-шоу. Их работу оплачивают из взносов команд (по несколько тысяч рублей каждые три месяца).

Соревновательная сцена очень стабильна. Турниры проходят уже более пяти лет; спад если и есть, то небольшой. В 2013 году на ПК было четыре дивизиона вместо трёх, зато с ростом популярности PlayStation 4 и Xbox One расширились консольные лиги.

По словам руководителя РКПЛ Алексея Шкарлета, среднее количество игроков за сезон составляет по тысяче человек на ПК и PS4. За 2 тура 19-го сезона (начался 28 октября) в трёх компьютерных дивизионах сыграли 552 человека, в двух дивизионах на PS4 — 476.

Относительно небольшое комьюнити пока позволяет решать серьёзные проблемы мирным путем. Например, вот как сцена саморегулируется: в 2013 году Россия дошла до финала Чемпионата мира с парой мелких читеров. Они с помощью программы убрали лимит на количество перков вроде закрученных пасов (каждый игрок может выбрать лишь пять штук). Сборная сама снялась с соревнования, когда обнаружила нарушителей.

Основным читом в 11х11 остаётся хак, который позволяет разогнать все атрибуты футболиста до 128 — таких чисел не достичь без жульничества. Но его легко обнаружить, если открыть профиль клуба в клиенте FIFA. А в апреле 2018 года FVPA (проводит лиги в нескольких странах Европы) подготовила собственный античит, который не допускает вмешательства в характеристики игроков и геймплей.

Режим 11х11 уже пытались продвигать в киберспорт. В ноябре 2017 бывший участник Английской Премьер-лиги «Куинз Парк Рейнджерс» отличился на фоне десятков других ФК — вместо приглашения одного-двух игроков открыл подразделение по командной FIFA. Коллектив победил в одном розыгрыше Лиги чемпионов и потом дошёл до финала. Состав существует до сих пор: в октябре прошли трай-ауты к FIFA 19. Правда, прочие команды все еще предпочитают идти легким путем, и подписывать одного игрока.

В 2018 году MediaMarkt проводила турниры серии City Battles: участники собирались в магазинах разных городов. Компания устроила соревнование по FIFA 11x11 между Москвой и Санкт-Петербургом.

Небольшой турнир в 2018 году также приняла Бельгия:

Почему именно 11х11?

Командные соревнования по спортсимам интереснее, чем одиночные. Больше игроков — больше сторилайнов (и драмы, конечно). У этого формата есть схожий пример в виртуальном баскетболе. NBA 2K League смотрели более 60 тыс. человек — при том, что одиночная сцена дисциплины была очень маленькой, а 5x5 — только зарождалась.

11x11 убирает многие недостатки FIFA как дисциплины. Под контролем участников находятся все игроки, поэтому не возникает ситуаций, когда ИИ защитников компенсирует ошибки людей. Геймплей уходит от ежегодной меты вроде «забрасывай на Роналду» или «навешивай на Косту», поскольку характеристики футболистов играют меньшую роль.

Первый сезон лиги по FIFA 13 среди игроков из СНГ выиграла команда Amity, которая отлично играла по мете с постоянными забеганиями. А второй и ещё несколько последующих сезонов выиграли Insistence и Fallen Angels. Ключевую роль там сыграл Виталий twin Бурлак — выпускник кафедры «Теория и методика футбола» РГУФКСМиТ — он прививал командам по 11x11 тактики из реального футбола. Чаще всего они оказывались сильнее любой меты.

Сцена в 11x11 едва ли требовательна к призовым. Даже турнир на условные $50 тыс. сильно подстегнул бы интерес к 11х11. Для примера, администратор EVPA обещал около $100 победителю последнего турнира, но ничего не выплатил и исчез. На City Battles разыгрывали лишь девайсы, а в СНГ-лигах часть взносов участников. Любой достойный призовой фонд от EA вернёт в 11х11 ветеранов и привлечёт внимание тех, кто никогда не играл в него.

Формат 11х11 лучше подходит для интеграции с традиционным спортом. NBA 2K League создали при поддержке Национальной баскетбольной ассоциации. Команды платили игрокам пятизначные зарплаты, за что получили доступ к очень молодой аудитории. Одни клубы подошли к этому осторожно и придумали абстрактные бренды для киберспорта, другие — использовали практически такие же названия и форму.

Режим 11x11 можно отлично монетизировать. Не у всех есть время прокачивать футболистов, да и хардкорные игроки предпочли бы начинать сразу с максимальными характеристиками. Логичное решение — продавать бусты. Похожая модель была в Battlefield 3, и её приняли намного спокойнее, чем злополучные лутбоксы.

***

В русскоязычном комьюнити 11x11 понимают, что у режима есть шансы стать киберспортом, но не всё так просто. Проблема может быть и в самих игроках — у энтузиазма есть своя цена.

«Чтобы сдвинуться с мертвой точки как киберспорт, нужно отказаться от чемпионатов, которые проводятся по 2-3 месяца, — говорит Иван Volyna Волынкин, капитан сборной России. — Это убьёт весь вайб, поскольку речь всё-таки о футболе, но добавит соревновательного духа и увеличит интерес. Однако сейчас это невозможно сделать. У нас в сообществе очень много странных личностей, которые не готовы даже к малейшим переменам, чего уж говорить о глобальных».

Но главной проблемой остаётся равнодушие EA Sports.

«Можно было бы добавить несколько интересных фишек. Например, замены игроков, автоматическое сохранение записей матчей со свободной камерой, — считает глава РКПЛ Алексей Шкарлет. — Если провести хорошую рекламную кампанию и добавить всеми любимые косметические сундуки, то режим станет намного более привлекательным для игроков. Сами канадцы относились бы к режиму с большим трепетом, поскольку он стал бы приносить больше денег».

Одиночный киберспорт в FIFA сейчас выживает только благодаря вложениям Electronic Arts — и нельзя сказать, что процветает. Комьюнити 11х11 выстроилось без разработчиков и состоит из тысяч игроков со всего мира. Режим настолько готов к киберспорту, насколько это вообще возможно для дисциплины, построенной на чистом энтузиазме. Раз так — почему бы не попробовать взять хотя бы $20 тыс. из призовых FUT Champions и направить их на европейский турнир по 11x11? Эксперимент 2K Sports с виртуальным баскетболом 5х5 удался — не стоит ли EA перенять опыт своих коллег? Всяко лучше, чем ещё один дуэльный турнир, где призовых будет больше, чем зрителей на трансляции.

Комментарии