Статья

lurppis: почему в Counter-Strike нет ничего важнее «мейджоров»

Craft
12

С тех пор как новые фанаты Counter-Strike заполонили сцену после выхода Global Offensive, по-настоящему крупными турнирами считают только «мейджоры» от Valve. И, кажется, это воспринимается как единственно верное мнение. Фанаты, которые не следили за сценой до Global Offensive, не принимают всерьез турниры без стикеров или внутриигровой опции для просмотра, — что сейчас является большой редкостью, — и им тяжело избавиться от предрассудков по этому поводу.

Надо признать, что и я сам много говорил о приоритетности «мейджоров». Не думаю, что Valve от чистого сердца заботят интересы соревновательного сообщества. Более того, не сомневаюсь, что компания бы предпочла, чтобы в CS:GO играли в основном «казуалы» и никто бы не выискивал в игре все эти «субъективные» (по ее мнению) недостатки, что характерно для любой киберспортивной дисциплины. За разработчиками пристально следят, и за некоторые решения их ругают на reddit и других сайтах.

Но пока фанаты считают «мейджорами» лишь турниры от Valve, — и нравится нам это или нет, тенденция идёт от игроков, — важно соответствующе оценивать именно результаты «мейджоров».

Почему? По одной причине: «мейджоры» — единственные ивенты, где ничто не может привести к появлению неправильных стимулов.

Для некоторых команд выход в плей-офф и заработок с продажи стикеров — уже достижения, но для коллективов вроде  Astralis и  SK Gaming нет ничего важнее титулов. Чаще всего на «мейджорах» самые высокие призовые, игроки много зарабатывают на продажах стикеров, а матчи собирают наибольшее количество зрителей. У всех есть стимул, чтобы держать себя в лучшей форме. Все это стоит внимания отчасти из-за стойкого убеждения внутри сообщества, что все команды всегда прикладывают максимум усилий, чтобы победить. Но это не так.

Если под «максимумом усилий» подразумевается то, что может показать любая команда в конкретный момент времени без учёта подготовки к турниру, на которую ушли недели и месяцы, тогда это правда. Но, несмотря на то, что все говорят, будто хотят победить, мало кто действительно готов приложить достаточно усилий. Естественно, все хотят выиграть в день турнира, но в действительности самая значимая подготовка проходит за несколько недель, а то и месяцев до начала турнира.

Все уже привыкли к тому, что  Virtus.pro G2A — команда, которая не может всегда находиться на пике формы. Обычно она вырывается вперед в нужный момент, зачастую достигая своего пика на крупнейших турнирах и выступая хуже, когда на кону стоит что-то менее значимое. Но в соревнованиях есть два активных участника: важны усилия не только поляков, но и их соперников.

В качестве противоположного примера возьмем команду  BIG на DreamHack Open в Лейпциге. Отправляясь на свой первый турнир, новый коллектив  Фатиха «gob b» Дэйка должен был быть мотивирован на хорошее выступление. Турнир проходил на их родной земле — в Германии — и мог повлиять на то, какие спонсоры заинтересуются командой. Кроме того, для BIG это был единственный важный турнир в обозримом будущем. Возможно, для них он случился рановато, но это был единственный ивент, на котором им нужно было играть в то время. С другой стороны, их противники в гранд-финале —  FlipSid3 Tactics — буквально через несколько дней после Лейпцига направлялись в Атланту на ELEAGUE Major 2017 и не могли отдать приоритет своей первой остановке перед «мейджором».

Это классический случай, когда все мотивационные факторы оказались на стороне аутсайдеров. Уже тогда главной целью FlipSid3 был выход в плей-офф на «мейджоре». И если бы вы их спросили, они наверняка бы ответили, что предпочли бы проиграть в финале, лишь бы это повлияло на их выступление в Атланте. Например, чтобы не раскрывать свои новые тактики и заготовки.

Более того, фокус на небольших турнирах — хороший ход для команд второго эшелона.

Победа на небольшом турнире даёт возможность получить инвайт на более крупный турнир, придаёт уверенности благодаря победам над более сильными командами, пусть даже для них этот ивент менее значим. И самое важное — это куда более достижимо.  Gambit Esports может никогда не дойти до финала «мейджора», но она сфокусирована на tier 2, что заслуживает уважения. Немногие команды могут делать всё верно в погоне за более крупной рыбой — достаточно вспомнить  Team Dignitas (сейчас  North) на DreamHack Winter.

Если говорить про уверенность, на ум сразу приходит победа  VeryGames над  Ninjas in Pyjamas, которая стала началом целой серии побед. Всё началось именно тогда, в 2013 году, с отборочного матча на MSI Beat it!, где французы пошли ва-банк, в то время как в NiP между собой решили, что они не поедут на финалы даже в случае победы.

С другой стороны, именно неправильные стимулы примерно год назад помогли NiP выиграть DreamHack Masters Malmö — и одержать первую крупную победу с 2014 года. На прошедшем перед Мальме MLG Columbus за шведов играл  Бьёрн «THREAT» Перс — он заменил  Якоба «pyth» Моуруярви, у которого были проблемы с визой. Поэтому для NiP ивент в Мальмё, на их родине, по сути стал «мейджором», куда более важным турниром. Для всех остальных команд это был турнир, в котором они согласились участвовать несколько месяцев назад, даже не осознав, что он пройдёт почти сразу после MLG Columbus.

По этой же причине групповые стадии по круговой системе могут испортить и плей-офф, и итоговое положение команд. В ней возможны ситуации, когда команда, потерявшая шансы на выход из группы, играет против коллектива, который борется за место в плей-офф. Если бы матч пришёлся на другое время, результат мог быть абсолютно противоположным. И это происходило неоднократно на протяжении всей истории игры.

Такое случается и в онлайне — в NBA это очень метко называют «поражением из-за расписания». Обычно подобное происходит, когда после продолжительных перелётов и множества сыгранных матчей команда возвращается домой и должна сыграть по интернету против команды, которая всё это время находилась дома.

Всё указывает на победу команды, оставшейся дома. Не стоит обманывать себя и утверждать, что оба коллектива пребывали в равных условиях и имели равную мотивацию. Но «мейджоры» — как раз тот тип ивентов, где все эти факторы вообще не имеют значения. Конечно, команды могут оправдывать свои плохие выступления — например, те же NiP на Columbus с THREAT или SK на ELEAGUE Atlanta c  Рикардo «fox» Пачеку. Но вы никогда не услышите, как  Габриэль «FalleN» Толедо после поражения SK на «мейджоре» говорит, что на самом деле они готовились к следующему турниру.

Это ещё одна причина, почему спустя пару лет никто и не вспомнит про летние ивенты перед PGL Major. Команды хотят выиграть ESL Pro League Season 5, DreamHack Summer 2017, Esports Championship Series Season 3 и ESL One Cologne, но никто из них не предпочтет эти турниры «мейджору». Нынешняя команда номер один, Astralis, дошла до того, что отклонила приглашение в Кёльн, чтобы лучше подготовиться к «мейджору» — просто осознав, что это лучшая возможность получить второй титул чемпионов мира.

Плохо ли, хорошо ли это, но «мейджор» — тот турнир, победа на котором не оставляет ни у кого сомнений в том, что ты чемпион.

SK не виновата, что  Олоф «olofmeister» Кайбьер и  Ладислав «GuardiaN» Ковач были не в лучшей своей форме в 2016 году — у нее просто не было других противников. И вы знаете, что эти два игрока сделали всё, что было в их силах. Но в этом и есть суть соперничества.

Не у всех всё складывается так хорошо, как у SK, но вы знаете, что стимулы команд направлены на «мейджоры». Именно поэтому их так приятно смотреть.

Комментарии