Киберспортивные контракты в РФ

Tweet

Проблема контрактов с развитием киберспорта становится всё острее. Я только недавно пришёл работать в киберспортивный проект, коим и является Virtus.pro. До недавнего времени я слабо понимал, почему это так сложно - составить контракт таким образом, чтобы игрок был обязан выполнить прописанные в нём обязательства. Разобраться в этом мне помог лидер нашего проекта Антон «Sneg1» Черепенников.

contract.jpgВарианты есть всегда

Проблема контрактов с развитием киберспорта становится всё острее. Я только недавно пришёл работать в киберспортивный проект, коим и является  Virtus.pro.

До недавнего времени я слабо понимал, почему это так сложно - составить контракт таким образом, чтобы игрок был обязан выполнить прописанные в нём обязательства. Разобраться в этом мне помог лидер проекта Virtus.pro  Антон «Sneg1» Черепенников. 

После неприятного случая с CS командой ему пришлось детально разбираться, как можно исключить такие проблемы в будущем и как создать легитимную базу для работы с игроками.

Он сразу заметил, что описанные варианты достаточно сложные и несут немалые издержки, но это в любом случае лучшее, что можно сейчас сделать.

При разработке контрактов задачи перед организацией были следующие:

  1. Создать полностью легальную киберспортивную организацию
  2. Сделать практичные контракты, чтобы удерживать игроков на срок договора
  3. Проработать налоговую базу
Для начала нужно понимать, что игроков в компьютерные игры устроить по профессии нельзя. Если ухитриться и оформить этих игроков как сотрудников на должности программистов или тестеровщиков компьютерных игр, составить хотя бы штатное расписание (не формальное, а которые действительно отражает суть) стоит титанических усилий. И все равно это не решает главной проблемы: нельзя удержать игрока больше двух недель. В Российской Федерации трудовой кодекс -  против работодателя, если рассматривать его с точки зрения удержания специалистов, поэтому соблюдать его и решать обозначенные нами задачи пока не представляется возможным. В будущем, возможно, официальная федерация и статус настоящих спортсменов даст организациям дополнительные варианты, но сейчас их нет. Остается только один вариант, где каждый игрок должен быть самостоятельной юридической единицей, который оказывает услуги киберспортивной организации для достижения определенных целей в обозначенный период времени или попросту выполняет договор подряда. Такой схемой пользуются большинство шоуменов, звезд кино и эстрады. Минус этого варианта в том, что игроки разбросаны по стране и миру и сами не умеют не то чтобы зарегистрировать себя как индивидуального предпринимателя (далее ИП), но и просто заполнить налоговую декларацию.

Можно идти следующим путем: для каждого гражданина России приходится оформлять это отдельное ИП и нанимать компании, которые эти ИП будут обслуживать. После организации таких ИП киберспортивные организации могут заключать с ними (ИП) договора, где будут прописаны все условия работы и, естественно, штрафы и премии, и такие договора позже можно действительно использовать в суде. Для иностранных игроков можно делать то же самое, главное - учитывать, какие налоговые ставки работают в этой стране, и получить консультации местных юристов. Такой вариант не только решает задачи организации, но и позволяет игрокам получать трудовой стаж, официальный доход и пенсионные отчисления. При средней ставке игроков в 30 000 рублей (1000$) организации дополнительно будут платить от 15 до 40 процентов (зависит от страны и ее налоговых ставок) от этой суммы сверху, которые уйдут на налоги и обслуживание. Важно, чтобы все платежи были осуществлены через расчетный счет организации, чтобы потом доказать факт этих выплат в суде в случае конфликтных ситуаций. Для стримеров, вододелов и прочих творческих людей продюсерские договора также подходят.

contr.jpg
Продюсерские контракты - одно из решений

Конечно, это решение достаточно затратное, особенно для крупных организаций как Virtus.pro, где много игроков, и пришлось открывать более 15 ИП и делать более 5 видов разных контрактов, так как деятельность, например, игроков и стримеров сильно отличается. Также, пока игроку открывают это самое ИП, его уже могут попросить выйти из состава, и потом еще надо заниматься закрытием этого ИП. С другой стороны этот вариант дает реальную работу, где игрок может быть уверен в своих правах и получать трудовой стаж. В Европе опыт работы с контрактами намного больше, но Антон высказал надежду, что в ближайшие год-два многие российские организации придут к этому, что очень сильно поспособствует развитию направления в целом. В скором времени он обещал выложить некоторые из этих договоров (без сумм и конкретики), чтобы молодые организации смогли изучить их и, возможно, использовать как базу в будущем.

Своё мнение так же высказал  Vspishka, который является стримером по World of Tanks в проекте Virtus.pro:

У данного перехода нет ни одного минуса, а только очевидные плюсы: Во-первых, семьи игроков и медийщиков будут спокойны, так как это в их понимании это - работа, а не просто страдание фигней с периодическими прибылями (несмотря на то, что для нас это полноценный труд, которому мы себя посвящаем с куда большим рвением, чем многие менеджеры в офисах). Так же стоит уточнить тот факт, что организация берет на себя очевидные дополнительные расходы, связанные с обслуживанием ИП. Во-вторых, это создаст настоящий симбиоз между организацией и игроком или медийной персоной. Учитывая, что я сам человек из бизнес сферы и до VP принимал участие в вычитывании и правках договоров, мне было крайне важно совместно с Антоном создать документ, который отражал справедливое (!) и взаимовыгодное сотрудничество организации и игрока/медийной персоны. В-третьих, для настоящих и потенциальных спонсоров такая схема взаимодействия внутри организации привлекательна, как никакая другая, так как в случае возникновения вопроса закрывающих документов по нестандартным проектам никаких трудностей не возникает.

Как вы видите, контракты не только необходимы для защиты прав организации, но и так же будут полезны для самих игроков. Неизвестно, когда киберспорт станет официальным, и до тех пор киберспортивные организации вынуждены использовать право как обычные коммерческие компании. Но временное решение есть, остается только ждать, когда ФКС наконец-то сможет решить давнюю проблему с официальным признанием киберспорта.
Tweet

Читайте также

Комментарии (0)

    C
Что вы об этом думаете?