Статья

«Как будто его жизнь — аниме». Что рассказывают в интервью Торину ppd, EternaLEnVy, GuardiaN и другие звезды киберспорта

Данкан Thorin Шилдс известен как аналитик Counter-Strike: Global Offensive, чьи заявления нередко вызывают массу споров и возмущений. Также он называет себя киберспортивным историком, и это на самом деле так: Шилдс пишет о киберспорте с начала нулевых и был свидетелем многих важных событий. В свободное от турниров и споров в твиттере время он ведет канал на YouTube. В серии интервью под названием Reflections («воспоминания») звезды киберспорта вспоминают вместе с Торином про конфликты и большие турниры прошлого, делятся нереализованными планами и просто рассказывают много интересного. Мы собрали лучшие фрагменты интервью Торина.

GuardiaN. Ноябрь 2017 года

Про русский язык

«Я вообще не говорил по-русски, когда присоединился к VP в 2013-м. Когда мы начали тренироваться, Сергей Fox Столяров постоянно учил меня русским словам, цифрам — в CS почти на всех картах есть позиция, которую на русском обозначает какая-нибудь цифра. <...> Каждый раз, как мы тренировали новую карту, он водил меня по карте и рассказывал, как называются те или иные точки. Это были мои первые уроки русского, и со временем я стал говорить лучше».

Про роспуск VP в 2013 году

«На самом деле я даже не знал, что VP хотела оставить меня в команде. Я узнал об этом только несколько лет спустя. <...> Я очень сильно верю в CS, я был готов учить новый язык, чтобы играть в команде. Если бы они обратились ко мне, я бы попытался выучить польский. Но я об этом не знал».

Почему NaVi долгое время не выигрывали ни одного турнира с призовым больше $250 тыс.?

«Другие команды относились к таким турнирам серьезнее, чем мы, и поэтому их подготовка была эффективнее нашей. Кроме того, на тот момент не так много команд устраивали буткемпы [речь идет о конце 2015-2016 гг. — прим. ред.]. Если ты готовишься к чемпионату из дома, ты в комфортной обстановке. Да, на буткемпах команда. Но я предпочитаю не проводить слишком много буткемпов. Потому что дома ты можешь тренироваться когда хочешь и сколько хочешь, в комфорте. Мы часто устраивали их в NaVi, и иногда это нам вредило. Мы сидели в одном помещении часами, играли и постепенно уставали друг от друга. Групповую стадию мейджора в Катовице мы проиграли, потому что почти месяц провели в одной комнате. Это было проблемой, мне кажется, потому мы и проигрывали на чемпионатах, что утомляли друг друга».

Почему GuardiaN плакал после победы на ESL New York?

«Я играю в CS уже больше 16 лет. Это был первый турнир, который был так важен для меня. Я проиграл так много финалов, проиграл два финала мейджоров, проиграл много полуфиналов на крупных чемпионатах за $250 тысяч. <...> Это много для меня значило, выиграть этот турнир было важнее всего на свете. Все другие игроки уже побеждали на подобных чемпионатах. Ведь если начинать вспоминать, в голову приходят турниры, на которых ты был сильнее соперников, но все равно не выигрывал — а у них получалось. Например, я думаю, что на DH Cluj-Napoca мы были сильнее Team Envy, но у нас не получилось победить. И ты думаешь — как это возможно, ты лучше, но все равно проигрываешь. Вот почему я был эмоционален. Это то, ради чего ты играешь, ради таких титулов».

Про конфликт с s1mple и пропущенный буткемп

«Если честно, я бы не хотел говорить о личных качествах игроков. <...> Не могу сказать, что он был плохим тиммейтом, [но] у нас были разные взгляды на игру. Он был очень сильным игроком с очень хорошими идеями, но он был тиммейтом, который иногда пытался выиграть матч самостоятельно. CS так не работает. Иногда он пытался помогать, но не так много, как стоило бы члену команды. Ты никогда не должен возмущаться из-за того, какие команды раздает капитан. Если ты хочешь победить, ты должен верить в лидера. И я не думаю, что кто-то из нас не верил. Возможно, он просто показывал это иначе. Мы не можем изменить его, это его ответственность, и это ему решать — хороший он тиммейт, или нет. <...>

В прошедший [2017] год я тоже был не очень хорошим тиммейтом, я не уделял команде достаточного внимания. Но вообще, я и s1mple могли бы работать вместе, хотя ему пришлось бы многое изменить. Ему было бы нужно научиться понимать тиммейтов, слушать их. <...> Если говорить про буткемп, конечно, это было моей ошибкой — то, что меня там не было. Правда, я не полетел на него не потому, что я не хотел. Он был за неделю до моей свадьбы. У меня не был готов костюм, возникла куча других проблем, и у меня в голове был полный хаос. Все, что я мог сделать — это сказать NaVi, что я не могу отправиться на тренировку. В моей голове была одна мысль: я не могу оставить невесту дома одну за неделю до свадьбы разбираться с этими проблемами за меня. Огромная ошибка с моей стороны — то, что я не сказал команде раньше, что я не смогу прилететь. Так что да, это моя ошибка, я подвел коллектив».

GeT_RiGhT. Апрель 2014 года

Про Deathmatch

«Мне кажется, что я не провожу за этим режимом так много времени, как раньше, но я возвращаюсь к этому количеству [часов]. Мне Deathmatch нравится. Да, бывает скучно постоянно играть Dust2, но все равно мне это нравится, новая игра и все такое. Когда люди говорят, что я использую его только для разминки, они, может, и правы, но только отчасти. Потому если ты играешь, например, два часа, то под конец ты уже будешь только спреить. Я же игрок, который постоянно спреит, я постоянно играю в таком стиле, так что для меня это идеальная тренировка. Я могу поупражняться на дальней дистанции, на средней, в ближнем бою».

Почему он так долго играет с f0rest? Они договорились играть вместе?

«Честно говоря, мы с Патриком f0rest Линдбергом не то чтобы лучшие друзья. Я думаю, у нас профессиональная дружба, мы много говорим о проблемах из жизни, разных вопросах. Мы оба понимаем, что мы хорошие игроки, которые отлично подходят друг другу, несмотря на разные стили. Наш дуэт будет хорош по-своему. Никаких соглашений мы не заключали, это получилось само собой. Мы просто держались вместе и не ломали то, что работает».

Flusha. Декабрь 2017 года

Про скандал с бустом на Overpass

«Мы думали так — они нашли буст [Team LDLC тоже использовала подсадку на этой карте — прим.ред.], у нас есть буст получше. Раз они могут использовать свой, то и мы пустим в ход этот. Кажется, это был одинаковый баг в обоих случаях. Но мы не знали о том, что с некоторых углов игрока нельзя застрелить».

Про обвинения

«Я нормально отнесся к обвинениям. Хотя люди не жали мне руки или говорили что-то при встрече и все такое, я не особо слушал их, не чувствовал ничего из-за того, что они думали обо мне плохо. Хотя во время первой игры на DreamHack я сильно нервничал. Она была против Bravado, команды из Южной Африки — и хорошо, что мы играли первый матч против нее. <...> Обвинения в чем-то повлияли на мою игру. Я не думал: “О нет, люди подумают, что я читер, если я прострелю куда-то”. Скорее наоборот — я хотел наводиться по звукам, чтобы люди и дальше продолжали делать гифки и думали, что я читер. Почти все клипы были сделаны по моментам, когда я слышал соперников. Я какое-то время делал так: если слышал что-то, наводился туда. Таким образом я понимал, в каком направлении двигается игрок.

<...> Я думаю, что другие профессионалы относились ко мне грубее, чем я того заслуживал, но это потому, что я был не очень дружелюбным, много молчал, не подходил здороваться со всеми. Так что я был легкой мишенью: меня никто не знал, никто не разговаривал со мной. Но остальная публика — мне кажется, она обошлась со мной так же жестко, как и с другими игроками. <...> У меня не было проблем с тем, что нас не любили. Я всегда был молчаливым парнем, мало говорил, не показывал своих эмоций, так что это помогло мне и моей карьере. Раз люди ненавидели меня, они хотя бы знали обо мне. И любили бы они меня, или ненавидели — неважно».

Про клип, с которого начались обвинения

«Я услышал то, как соперник использовал прицел при подъеме. Под действием адреналина во время серьезных матчей игроки реагируют очень быстро, и я в том числе. Просто у меня клавиатура лежала на коврике, и мышка ударилась об нее. Я довольно часто ударял клавиатуру».

Почему TSM выигрывала Fnatic

«Во-первых, у нее были хорошие лидеры с четким планом на игру. Она была единственной, кто полагался на это, кто постоянно играл в своем стиле. Нам это доставляло много проблем, потому что мы выигрывали за счет скилла, за счет того, что мы были лучше оппонентов и легко ломали их боевой дух. Все боялись играть против нас, и чем больше невероятных раундов мы выигрывали по ходу матча, тем сильнее опасался соперник, что придавало нам уверенности. Датчане же были не такими, они постоянно придерживались плана, они всегда играли, как на тренировке. И играть с ними было сложно. Мы были особенно хороши в своем стиле, когда ломали мораль команд и заставляли их защищаться, чтобы они боялись проявлять инициативу».

JW. Декабрь 2014 и январь 2016 года

Про буст. 2014 год

«Мы сохраняли подсадку специально для DreamHack Winter, и, думаю, мы бы использовали ее, даже если бы были впереди по счету. <...> Как нам сказал админ, буст был нелегальным не из-за пиксельволкинга. По какой-то причине в игре есть несколько позиций, например, воздушные шары на overpass или что-то в этом духе, где ты мог видеть голову игрока, но не мог застрелить его. Он бессмертен с определенных углов. То же распространялось и на буст LDLC, с некоторых углов их игрока тоже нельзя было убить. <...> Мы не знали об этом баге, как и не знали о том, что… некоторые парни, ну… на некоторых скриншотах видно, что с этой позиции через какую-то щель можно увидеть спавн террористов. Об этом мы тоже не знали. Если посмотреть запись, люди на подсадке никогда не смотрели туда. Мы не знали о позиции почти ничего, кроме того, что туда можно подсадить человека. Мы попробовали ее на собственном сервере, но никогда не использовали ее против других команд на тренировках или что-то такое.

<...> Я не думаю, что буст должен был выиграть нам матч. Меня удивило то, что они так и не поняли, как убить игрока там. Ведь они могли просто купить AWP и застрелить его со спавна террористов. Поэтому мы не думали, что он сильно ломал игру, мы рассчитывали, что он сработает на паре раундов с закупом, после чего игрока там можно будет убить практически с любой точки карты. <...> Думаю, что другие команды не знали про подсадку. Возможно, одна команда, но она так и не сыграла… О да, я знаю точно, что Cloud9 была в курсе. И если я не ошибаюсь, хотя я могу быть неправ, игроки собирались использовать его. Но они так и не сыграли на overpass. Потому что я знаю, что Джордану n0thing Гилберту прислали этот буст в ЛС, или что-то такое, он показывал нам это. <...> Это очень сложно понять с позиции игрока, легальна ли подсадка, особенно когда она настолько хороша; так что ты не можешь использовать ее на тренировке и посмотреть, как она работает в игре. Если бы ее пустила в ход другая команда, не думаю, что историю раздули бы так сильно».

Про уход игроков Fnatic из CS после скандала. 2016 год

«Больше половины команды хотели уйти из CS. У нас был запланирован LAN-турнир в Америке [ESEA Season 17: Global Invite — прим.ред.], от которого мы отказались, так как участники команды не хотели продолжать играть. Но в какой-то момент Патрик cArn Саттермон убедил нас сыграть еще один турнир, а потом уже взять перерыв и решать, что дальше. Так что я думаю, то, что мы поехали на этот чемпионат и выиграли его, сыграло большую роль. Думаю, если бы мы проиграли, ситуация стала бы еще хуже. Но даже если бы мы не поехали, не знаю, продолжили бы мы играть, или нет. <...> Я был одним из игроков, которые рассматривали такой вариант. Это был действительно сложный момент, меня ненавидели большую часть моей карьеры в CS:GO. На меня и других навалилось столько всего. <...> Но в итоге мы все-таки сохранили состав. Ситуация была особенно сложной для Фредди KRiMZ Йоханссона и Олофа olofmeister Кайбьера, они недавно ворвались в топ, все восхищались ими, а тут после одной игры их все ненавидят. Так что больше всего этого хотели именно они, ну и я раздумывал».

Про отношение других игроков. 2014 год

«Большая часть игроков была против нас. Единственными, кто поговорил с нами, кто хорошо о нас отзывался, были участники Virtus.pro. TaZ и другие подошли к нам, пожелали оставаться сильными. Я был сильно удивлен поведением некоторых. Помню, мы ели завтрак в отеле во время DreamHack, еще до первой игры на турнире. Игроки Cloud9 сидели и шептались друг с другом о нас, а потом flusha пошел брать завтрак, где пересекся с Semphis, и тот ему говорит: «Ну ты и говноед». Мы были сильно удивлены тем, как ведут себя другие про-игроки».

Правда ли JW планировал уйти из Fnatic в 2015-м. 2016 год

«Я был очень близок к этому, но в итоге остался в коллективе. Думаю, я доволен своим выбором, ведь это было за две-три недели до мейджора в Катовице, который мы выиграли. А потом победили на следующем мейджоре и на других турнирах. <...> У меня был плохой период, мне казалось, что я перестал вписываться в команду. Поэтому когда пришло предложение, было разумно попробовать и взять на себя новую задачу. Я хотел чего-то нового, ведь я играл в команде с ее основания, три года. Это была главная причина. У меня не было каких-то конфликтов, они уважали мое желание и поддержали меня в этой идее, за что я им бесконечно благодарен. Думаю, в моей жизни просто была черная полоса, я не был уверен в себе, и это совпало с желанием покорить новую вершину».

Karrigan. Март 2017 года

Про выбор карт

«Я думаю, что мы проиграли Ninjas in Pyjamas на DreamHack Open Cluj-Napoca 2015 отчасти из-за меня. Я взял Train, я настоял, чтобы мы играли с NiP именно на этой карте. Эта команда не так много на ней играла, а мы победили Fnatic и VP на Train двумя неделями ранее. Но моей команде было не очень комфортно там играть. Возможно, мы не так провели выбор карт. Или я не послушал коллектив. Но я правда думал, что статистика на нашей стороне. Если посмотреть на результаты, мы выиграли семь карт на Train подряд. Я думал, мы были лучшей командой в мире на этой карте. Но мы не отыграли так, как должны были. <...> История с Train против NiP сильно подкосила мою уверенность в умении выбирать карты. После этого я начать включать в процесс голосования всех игроков. <...> Я старался сделать так, чтобы все члены Astralis чувствовали себя комфортно. Если они говорят, что нам не стоит играть на этой карте, мы не играем, и так было все время после матча с NiP. Когда я пришел в FaZe Clan, я использовал такую же систему, но они просто сказали мне: “Выбирай те карты, которые хочешь, мы верим в тебя”».

Почему он ушел из Astralis

«Под конец моего срока в Astralis там был конфликт из-за того, как мы хотим играть. Я пытался играть так, как хотел коллектив. После ELEAGUE Season 1 [июль 2016 года — прим.ред.], где мы проиграли MOUZ, у нас был долгий разговор, после которого я две недели играл с AWP. Но проблемы возникали чуть ли не каждую неделю. Думаю, отчасти это происходило из-за того, что мы сомневались друг в друге. Они ставили под сомнение мое лидерство, я сомневался в стиле, в котором они хотели играть. В конце концов это зашло слишком далеко, вот мы и разбежались. <...> Перед ESL New York [октябрь 2016 года — прим.ред.] мы несколько месяцев пробовали играть в очень жестком и структурированном стиле, который сильно выводил меня из зоны комфорта. Мне приходилось во время тренировок ограничивать себя и свои идеи, чтобы так играть. Я не мог вписаться в такой подход к управлению. <...>

В какой-то момент я обратился к Дэнни zonic Соренсену, сказал, что раздумываю над тем, чтобы покинуть команду, что я бы хотел управлять по-своему, и попросил его поверить в меня и мой стиль. <...> Я попросил команду дать мне шанс, это позволило мне бы вырасти как капитану, я хотел улучшить их стиль, добавить в него свободы. Игроки отказались. <...> После выступления на турнире в Киеве [Финал европейской квалификации на WESG, Astralis заняла 9-12 место — прим.ред.] я понял, что меня скоро исключат. Все из-за того, что я хотел бы руководить в своем стиле, а не следовать тому пути, который желала видеть команда. <...> Если я не могу ложиться спать счастливым, если я раздражен каждый вечер когда мы играем, моя мотивация падает. Месяц или два я не придумывал новые стратегии, я не мог расти, если играл том в стиле, которого они от меня ждали. Я как игрок чувствовал себя несчастным, не ощущал себя в безопасности, мне было некомфортно, хотя прошлые два года были замечательными. Я сказал, что если мы не можем играть так, как мне бы хотелось, нам надо разойтись. Потому что я считаю, что быть счастливым важнее, чем играть ради денег. Они не имели для меня значения, в конце концов, у нас была неплохая зарплата. Я был готов отказаться от половины, но иметь команду, в которой мне было хорошо, в которой меня бы слушали, в меня бы верили».

Maikelele. Ноябрь 2017 года

Про изначальный состав Kinguin

«Это были я, Адиль ScreaM Бенрлитом, Спенсер Hiko Мартин, Тайлер Skadoodle Лэтем и вроде бы Ховард rain Найгард; кажется, он был частью плана, но я точно не помню <...> Hiko и Skadoodle должны были переехать в Европу, так хотели я и ScreaM, поскольку мы не хотели переезжать в Америку. Сначала Hiko был согласен, но потом он просто вдруг отказался. Он не хотел переезжать, так что у нас не получилось собрать состав. После этого мы со ScreaM стали думать о других игроках и в итоге собрали первый состав Team Kinguin [Maikelele, SKYTTEN, rain, ScreaM и fox — прим.ред.]».

Про G2 и NiP во время того, когда GeT_RiGhT планировал уйти в Cloud9

«Эти слухи [что может появиться состав с игроками из G2 и NiP] были правдой. Я помню, что NiP и G2 Esports сражались за то, за кого мы бы играли. Мы были уверены, что будем играть друг с другом — f0rest, Ричард Xizt Ландстрём, Деннис dennis Эдман, я и rain. Но потом f0rest вдруг сказал, что он не хочет, что он создаст команду с Адамом friberg Фрибергом и Робертом RobbaN Дальстрёмом, они в свою очередь позвали меня. И такие новые составы и планы возникали в этот период постоянно, но в итоге ничего не произошло, NiP продолжили играть в старом составе. Думаю, это была странная ситуация для всех».

Про исключение из FaZe Clan

«Мы столкнулись со сложностями, проиграли много турниров, вылетали в групповых этапах и так далее. Когда мы были на MLG Columbus, FaZe Clan наняла нового парня следить за командой, не буду называть его имени. После того как мы проиграли Fnatic, он позвал меня и сказал: “Нам нужно провести встречу с тобой, тренером Robban, менеджером zbM и несколькими владельцами FaZe”. Там у меня спросили: “Кого ты хочешь исключить, себя или Рикардo fox Пачеку?”. На что я сказал, что никого не хочу кикать. Они сказали: “Но ты должен выбрать. Если ты должен выбрать, а ты должен выбрать, то кого ты выберешь?”. Я сказал: “Ну, я хочу играть, так что, наверное, fox”. Но на тот момент я не считал, что я или fox были проблемой в команде. У нас был один игрок, которого стоило бы заменить. Но они спросили — я или fox. И я помню, как я вернулся в отель, я жил в номере с zbM, нашим менеджером, с которым мы хорошие друзья, и я сказал ему, что уйду из команды, потому что это полная чушь. И я позвал rain, он пришел, мы поздоровались, и я сказал, что ухожу из состава. Он сказал: ”Да, наверное, сейчас так будет лучше всего”. Мы решили, что обдумаем это вместе, и если игроки хотят, чтобы я остался, то я останусь.

Но после этого fox перестал со мной разговаривать, потому что этот новый парень сказал, что я хотел исключить fox, что я умолял о том, чтобы его исключили. Но это было неправдой: я сказал, что никто из нас не был проблемой. Но этот парень начал рассказывать много фигни обо мне, он хотел, чтобы все авторы FaZe на YouTube говорили обо мне гадости, мешали меня с дерьмом. Когда же я пришел к нему с вопросами, он сказал, что просто шутил. И там было много всяких глупых вещей, мне было довольно грустно, потому я чувствовал, что этот парень испортил все. Но во многом в этой ситуации виноват был я сам. Если бы мы остались в G2, этого бы не произошло».

Ppd. Январь 2017 года

Почему китайские команды отстали

«Я не знаю, что именно изменилось. Я думаю, серьезное влияние оказало появление стриминговых сервисов, из-за которых все игроки стали воспринимать тренировки и режим не так серьезно — а именно этим были знамениты китайские киберспортсмены. Раньше это было два best-of-5 в день, десять часов игры, постоянная разработка стратегий, практика, просмотр реплеев. Думаю, они сместили фокус на трансляции, на развлечение для фанатов, из-за раздутых зарплат, которые они получали от стриминговых сайтов».

Почему EG так часто выигрывали из нижней сетки

«Думаю, одна из причин — мы команда из Северной Америки. Так что у нас в основном очень слабые оппоненты на тренировках. Мы приезжали на турниры, так как у нас сильные игроки, показывали кое-что, но не блистательное. В какой-то момент нас кто-нибудь разносил без шансов. Как раз это нам и нужно было для понимания, как все играют на этом турнире. Я думаю, мы были очень хороши в том, чтобы учиться и делать выводы из поражений. Я хорошо понимал, почему именно мы проиграли, и мог придумать стратегию, которая против этого работала. Wings Gaming на The International 2016 была из тех команд, против которых такое не удавалось — даже после побед она постоянно что-то меняла. Это была одна из причин ее успеха».

Про блог, в котором ppd объяснил кик Aui_2000

«Мы заметили несколько серьезных ошибок Кёртиса Aui_2000 Линга на The International 2015. Хотя мы и выиграли турнир, это были очень крупные косяки, о которых знали все. Но мы не стали заострять на них внимания, отнеслись с позитивом, и в итоге победили. Я не пытаюсь вернуться к этой теме сейчас, [но] я сильно сожалею о некоторых вещах, которые я тогда написал и сказал о нем. Все они были основаны на фактах, но кое-где я преувеличил, чтобы лучше донести свою точку зрения. И, думаю, даже если я был крайне раздражен как лидер, мне стоило держать свой рот на замке. Но я взбесился: сообщество обвиняло меня, а не уважало наше командное решение не выступать с игроком».

EternaLEnVy. Октябрь 2015 года

Про роль капитана

«Я всегда пытался передать роль капитана кому-то еще. Мне она не нравится, на это уходит много времени. При этом мне не особо удавалось выигрывать турниры. Да, кое-что было, но не так много, как мне бы хотелось. Мне хочется большего. И я чувствовал, что это не мое — быть капитаном. Так что я всегда пытался сделать лидером кого-то еще, но в итоге жалел об этом. Потому что каждый раз, как кто-то другой становился капитаном, роль возвращалась ко мне неделю или две спустя. <...> Зачастую я вновь становился капитаном или жалел о том, что я не капитан, потому что игрок, который пикал — Йохан pieliedie Острем или Питтнер bOne7 Арманд — просто брал то, что я ему говорил. Они не задумывались над идеей, просто передавали мне мышь. После этого я решал, что проще самому с начала управлять процессом. Или мне приходилось внимательно следить за тем, что говорить, чтобы они не напрягались. С Клементом Puppey Ивановым же я просто говорю о “Доте”, что думаю. И не имеет значения, плохой или хороший день у него или у меня. В нужный момент все зависит от него, и он сделает все так, как надо. И это действительно радует меня. Неважно, что я ему говорю, какие идеи даю, он будет слушать меня, но он сделает эти идеи своими. И он сделает мои идеи лучше или хотя бы поймет их. А раньше люди просто делали то, что я хотел, не вникая в суть. Возможно, им не хватало опыта для того, чтобы понимать, о чем я говорю. Или, может быть, они просто не справлялись с давлением, что чаще всего и происходило, и они просто кликали на героев, которых я предлагал взять, или сами делали какие-то безумные вещи».

Про то, что он хочет выиграть TI, но не хочет присоединяться к команде, которая уже выигрывала

«Я все еще считаю так, да. Но я больше не могу следовать этому принципу. У меня было три шанса присоединиться к Evil Geniuses, но я решил не делать этого, потому что я не хотел играть в команде, которая уже выиграла [The International]. Думаю, я был неправ. Если бы я присоединился к коллективу и показывал бы хорошую игру, люди все еще считали бы, что я хорош.

Когда ты смотришь аниме, оно почти всегда про новичков, которые занимаются чем-то и побеждают. Я это уже делал: с No Tidehunter и на MLG. Мне нравилось это чувство. Я не хочу присоединиться к команде и чувствовать “meh”, а при этом коллектив выигрывал бы и дальше, потому что это он [сам по себе] хороший. Я не хотел так поступать, я хотел видеть цель. Я хочу смотреть на EG и мечтать победить их. Я не хочу думать “ну, я не могу обыграть их, лучше мне присоединиться” — и все, теперь мы непобедимы. Но, конечно, это неправда, “Дота” очень сложна даже для топовых коллективов. Но тогда, да и сейчас, я бы хотел придерживаться этого принципа. <...> Да, это необычный подход. В целом, я думаю, что другим так делать не надо. Да и сам я сейчас уже так не делаю. Раньше на сцене было достаточно сильных игроков, которые еще не выигрывали The International. Но после TI5 я понял, что победителей стало слишком много».

Про то, что Miracle- мог играть в Team Secret

«Я верю в игроков, у которых есть 8 тыс. MMR. Если подобрать “пятерку” с самым высоким MMR в мире, то команда будет просто ужасной. Потому что состав ничего не понимает про игру. Но если ты возьмешь одного такого, и при этом в твоей команде есть люди с мозгами, а ты контролируешь этого придурка, все будет замечательно. Так что нам стоило взять одного из этих парней. Мы выбрали Амера Miracle- аль-Баркави. Я не знаю, кто тогда был лучше — Аливи w33 Омара или Miracle-, но я выбрал Miracle- не потому, что он был лучше, а потому, что он был новичком на сцене. Это было интереснее — поиграть с кем-то, кто раньше нигде не выступал. Но он присоединился к monkey business. Поэтому мы взяли w33».

Aui_2000. Август 2015 года

Про поражения в финалах

«Игроки Cloud9 действительно “закидывали”, это так. Да и в целом не держали стабильный уровень игры. Вспоминая прошлое, могу сказать, что мы не очень хорошо подходили к тренировкам, да и наше отношение к финалам тоже было неправильным. Да, мы все “закидывали” в финалах, даже я. <...> Даже после того, как я покинул состав, я всегда считал, что Cloud9 — это команда, с которой ты хотел бы играть как можно позже по ходу турнира. Дело даже не только в том, что она плохо справлялась с давлением. У нее — у нас — был уникальный стиль, и по ходу турнира соперники привыкали к нему. У них появлялось все больше возможностей наблюдать за нами и находить способы противостоять этому. По ходу турнира мы становились все слабее».

Почему Cloud9 доходила до финалов, но редко выигрывала? Из-за bone7?

«Я думаю, что ты мог бы задать такой вопрос про любого игрока Cloud9. У нас не было так, чтобы только один отыгрывал плохо и не справлялся с давлением. Любой мог подвести коллектив. Поэтому получалось, что на каждом турнире кто-то из состава не справлялся. Или два человека не справлялись, или ошибки одного приводили к цепной реакции. Но, к примеру, на TI4 Bone7 великолепно отыграл основную часть турнира, он “тащил” команду, не ошибался, и это был самый крупный чемпионат, на котором мы играли. На других мероприятиях — пять смертей на офлейне за восемь минут, что-то в таком духе».

Про EternaLEnVy

«По-моему, EternaLEnVy смотрит на мир немного не так, как я... Я бы не хотел флеймить его и не знаю, как высказать это так, чтобы не флеймить. Потому что его представления о том, как с людьми общаться, сильно отличаются от того, что я считаю правильным. Мне кажется, он думает, если назвать кого-то дерьмом, это не обязательно оскорбление, как бы странно это ни звучало. Это скорее что-то в духе “ты дерьмо, ты должен стать лучше”. <...> После игры он может прямо назвать тиммейта дерьмом, и если команда его знает, она не должна на это обижаться. Он отлично понимает, как это звучит, так что он не будет делать этого посреди чемпионата. Вроде бы в первый раз что-то такое произошло на The International 2015, но вроде бы ничего особенного. Я даже не знаю, как описать его. Он просто уникальная личность. Как будто его жизнь — аниме»

Про исключение из EG

«То, что мы выиграли TI, ухудшило ситуацию. Я вообще не ожидал такого. Но я думаю, что они сделали это [кикнули его из EG — прим.ред.] настолько хорошо, насколько вообще можно кого-то хорошо исключить. Но это если говорить про сам кик. Если говорить про обстоятельства, это была полная чушь, ведь так? Команда выигрывает самый большой турнир в мире, и после этого исключает игрока? Это безумие, я уверен, это безумие. <...> Не буду говорить, что я идеальный игрок, у меня есть проблемы. Я мог бы над ними поработать в следующие несколько месяцев, ведь я не так уж долго выступал в EG. Сдается мне, я быстро расту в новом коллективе. <...> Не знаю, решение все равно было для меня странным. Думаю, одна из причин в том, что Артур Arteezy Бабаев — великолепный игрок. И если вы получите его, вы сделаете конкурентов слабее. Кроме того, думаю, состав хорошо ладит с ним, и они могут сработаться. Если Клинтон Fear Лумиз будет хорошим саппортом четвертой позиции… Давай по-другому, я думаю, что сейчас у них на четырех позициях находятся лучшие игроки в мире. Единственный, в ком я не уверен, это Fear. Но я убежден, что он может играть на этой роли. <...> Если они сработаются, то, я думаю, Fear лучше подойдет команде, чем я. Потому что он намного спокойнее меня. Тебе нужен кто-то вроде него, если у тебя в составе есть люди вроде Саида Самаила SumaiL Хассана и Arteezy — не такие спокойные. Хотя я работаю над тем, чтобы стать спокойнее, я ни разу не приблизился тут к Fear. Думаю, это его самая сильная сторона — он не только сам спокоен, но еще и может успокаивать других и делать так, чтобы они показывали свою лучшую игру. <...> Главное — Arteezy хотел в команду, они хотели Arteezy, он не хотел играть без Fear, значит, я должен был быть исключен. Вот суть произошедшего».

Fatal1ty. Ноябрь 2016 года

О тренировках

«Я всегда старался быть рядом с людьми, похожими на меня — с чувством юмора, которые любят прикалываться, живут позитивной энергией, всегда остаются оптимистичными. Я никогда не общался с людьми, которые настроены негативно, бежал от них. Я всегда старался смотреть на все с оптимизмом и думать только о хорошем. <...> Все тусили вместе, кто-то больше увлекался спортом, кто-то компьютерами, и был среди нас чувак — Иисакки Beam Ахонен, я еще называл его isuckee, вот он точно был больше по компьютерам, весил килограмм сорок. <...> Это был сумасшедший геймер из Финляндии. И в комьюнити Painkiller он был известен как игрок, который больше всех тренируется. И я говорю своему приятелю, шведу All*Aim: “Чувак, это невозможно, ты знаешь что я тренируюсь больше”. Но он сказал, что тот реально жестко тренируется. Я пригласил его к себе домой. Когда я сказал ему, что приглашаю его на буткемп, он был так рад. Лет 17 ему было. Он приехал, мы затусили, и я ему говорю: “Ну что, у нас тут вроде как схватка намечается?”. Он мне: “Ты о чем?”. Ну я и говорю: “Сейчас проведем тренировку, кто первый выйдет из игры — тот проиграл”. И вот мы играем 18 или 19 часов подряд. Я здоровый парень, занимаюсь спортом, все дела. Этот весит 40 килограмм, кожа и кости. Я смотрю на Исакки на 19-м часу игры, и он как будто при смерти, полностью выжат. Я говорю ему: “Просто знай, что я никогда не остановлюсь, я буду играть, сколько будет нужно”. И каждый раз, когда меня будут спрашивать, кто тренируется больше всех на свете, я всегда буду говорить, что второе место точно у Исакки!».

KennyS. Февраль 2018 года

Про сложности в начале карьеры

«[В VeryGames] мне было трудно. Я был молод, меня никто не знал, у меня не было опыта — и вдруг я попал в команду с Кевином Ex6TenZ Дролансом, Натаном NBK Шмиттом, Cэдриком RpK Гойпуэ, Эдуардом SmithZz Дюбордо. Эти игроки были моими кумирами. Я очень уважал их, я был крайне впечатлен происходящим и не мог найти свое место в команде. То, что я почти не разговаривал под давлением, как-то очень разозлило Ex6TenZ. Он стал относиться ко мне крайне неуважительно, стал “ломать” меня. Сейчас между нами уже все ок, мы обсуждали это с ним не раз. Я помню буткемп в Бельгии перед, кажется, финалами ESEA. <...> Как я говорил, я почти не реагировал на происходящее в игре, постоянно молчал в ответ на все, что они говорили. И в какой-то момент Ex6TenZ начал сильно на меня наезжать, даже если я не делал ничего плохого. И на этом буткемпе он оскорблял меня, оскорблял мою маму, говорил, что я гребаный придурок. Ты бы видел мое лицо… Меня это очень огорчало, и я не знал, что сказать. В некотором смысле он перешел границу дозволенного, но с другой стороны, я могу это понять. Потому что я был очень стеснительным, очень тихим, и для них это было очень трудно — для них я был похож на стену. Они не знали, учусь ли я, прогрессирую ли я. Думаю, со временем это вывело их из себя.

В итоге я многому научился у Ex6TenZ — особенно после того, как меня кикнули из VeryGames. Это было похоже на пощечину, которая заставляет тебя становиться лучше и помогает понять, что было не так. Все то, что они просили меня делать — я начал это делать, но не во время игры в VeryGames, а сразу после».

Про Happy

«В плане личного скилла он был очень хорош в 2014 году. После присоединения к LDLC он стал меняться. Когда я играл с ним, он очень много трудился на команду. Помню, что он создавал много разных тактик. Это отличало его от Ex6TenZ — когда я присоединился к LDLC, я заметил, что выбор тактик там был намного более широким.

Знаю, что это странно, что это парадокс — казалось бы, должно быть наоборот. Но у нас было пять-десять подходов на каждой карте, и это работало для LDLC. Я был поражен, когда перешел туда после VeryGames. Мне кажется, что тогда он был более сильным лидером, чем сейчас. Сейчас мне кажется, что иногда эго Винсента Happy Шопенгауэра становится больше его самого. Так что да, тогда он был более изобретательным.

Он был другим, не таким уверенным, но сильно сфокусированным на игре, а не на том, что могут сказать люди. Он хотел побеждать, я помню его как великолепного тактика, он придумал многие вещи, которыми потом пользовались другие».

Про менеджера NiaK и возвращение к Ex6TenZ

«Я не был бы тут сейчас, не был бы профессиональным игроком, не попал бы в VeryGames безо всякого опыта, если бы не NiaK. Он в игре был для меня родительской фигурой. Благодаря ему я вырос как игрок и как человек. Он сделал так, чтобы я присоединился к VeryGames, он кикнул меня из VeryGames, и он же позвал меня обратно в Titan Esports. И он никогда не забывал про меня. 

Помню, когда я играл с Clan Mystik, он часто сидел у меня дома, ведь он всегда был моим другом. Он смотрел, как я играю официальные матчи с командой, и постоянно давал мне советы. Он не был обязан делать это, ведь я не был в его команде. Но он никогда не прекращал верить в меня и каким-то образом понимал мой потенциал. Всегда советовал, как расти, как становиться лучше в игровом и личном плане. Помню, когда Ришар shox Папильон ушел из Titan, этого никто не ожидал. И я помню, что первым они хотели взять кого-то другого, не меня. Вроде бы это был Happy, я точно не помню. Но я знаю, что я был не главным вариантом для Ex6TenZ и NBK, ведь они помнили меня по предыдущей попытке. Хотя я показывал намного лучшую игру, они не могли быть уверены в том, что я кардинально изменился. Но они поверили NiaK. Мое возвращение в команду — это все он».

Комментарии