Статья

Девять кругов мейджоров. Как изменилась профессиональная Dota 2 в 2017 году

В 2017 году Valve полностью пересмотрела подход к киберспортивной части Dota 2 и запустила новую сезонную систему. Cybersport.ru вспоминает проблемы старых мейджоров и объясняет, как разработчики попытались их решить в Dota Pro Circuit.

Сезон и приглашения

Как было?

С самого дебюта Dota 2 в дисциплине все вертелось вокруг The International. По факту, сезон начинался со списка инвайтов в мае и заканчивался вместе с турниром в августе. Победы команд с сентября по апрель практически не влияли на приглашения, и все решалось на последнем отрезке игрового года.

В апреле 2015 года компания одумалась и анонсировала три крупных турнира в дополнение к The International. Valve поняла, что дисциплине не хватает размаха на протяжении всего сезона, а командам — промежуточных целей и мотивации играть дальше. На первый взгляд, мейджоры помогли решить эту проблему. Разработчики Dota 2 создали иллюзию лиги, где турниры между ивентами Valve были чем-то вроде группового этапа.

Но в целом ситуация стала только хуже. Сезон раздробили на несколько самостоятельных частей, а важны были только результаты последней. Даже призеры осеннего и зимнего мейджоров опасались не найти себя в списке приглашенных — до 2017 года никто не мог с уверенностью сказать, как Valve это определяет.

Что изменилось?

За месяц до The International 2017 Valve анонсировала принципиально новую структуру соревновательной Dota 2. На этот раз компания отказалась от субъективных инвайтов и трехчастного сезона. Разработчики опубликовали список мейджоров и майноров Dota Pro Circuit, где команды набирают очки в зависимости от статуса ивента и занятого места. Восьми наиболее успешным коллективам пообещали инвайты на The International 2018.

DPC сделал сезон фактически монолитным. Все победы обрели значение вне зависимости от времени года, репутации организаторов и именитости участников. Тем не менее Valve, кажется, немного перестаралась с количеством турниров и потенциальной ценностью каждого из них для команд.

Теперь коллективы не могут просто выиграть последний мейджор и гарантировать себе место на TI. Им придется играть чуть ли не на каждом чемпионате, чтобы вдруг не оказаться на строчку ниже в финальном рейтинге из-за пропущенного в феврале майнора. Наиболее успешные команды будут получать инвайты, но остальные и дальше будут раз за разом проходить по две-три квалификации в месяц. Уже после первых трех турниров игроки начали жаловаться на огромное количество игр с одними и теми же оппонентами. И их можно понять. Всего в DPC 24 чемпионата: 10 мейджоров и 14 майноров.

Решафлы

Как было?

В 2011-2014 годах трансферных окон как таковых не было. Команды могли свободно проводить решафлы и ни о чем не беспокоиться. Конечно, приглашения на турниры все же выдавались составу, а не организациям. Поэтому в таких случаях пара замен могла лишить коллектив места на чемпионате. Инвайты на The International и тогда публиковали за пару месяцев до ивента, и это был единственный ростер лок за год.

С введением мейджоров Valve заставила команды регистрировать составы каждые 2-3 месяца. Из-за этого сезон четко разделился на несколько частей, но главной целью разработчиков Dota 2 было прекратить перебежки игроков между командами посреди игрового года. Сначала казалось, что система мейджоров и ростер локи сняли вопрос — но не в случае Артура Arteezy Бабаева. За сезон 2015/16 его фанатам пришлось пару раз сменить футболки «любимой» команды, а Team Secret и Evil Geniuses оказались в открытых отборочных The International 2016.

Тем не менее у организаций появился стимул работать с одним и тем же составом хотя бы несколько месяцев. В конце концов, чемпионат с призовым в $3 млн — хорошая цель для команды.

Что изменилось?

Ростер локи успешно перекочевали и в сезон 2017/18, хоть и в измененном формате. С введением очков DPC у Valve появился способ штрафовать команды за несвоевременные замены одного или более игроков. Если коллектив приедет на LAN с запасным, то основной состав получит 75% очков, а пятый игрок — 50%. Если же в команде останется меньше четырех заявленных киберспортсменов, то она сможет заработать лишь 25% от выигранных очков.

Помимо этого, Valve дала организациям лишний повод дважды подумать перед тем, как менять состав. Дело в том, что очки DPC получает не коллектив, а отдельные игроки. В таблице команд учитываются показатели трех лучших членов состава. Получается, что во время решафла организации должны учитывать еще и набранные игроками очки.

Последнее скажется только на командах, которые вдруг разочаруются в своих результатах после нескольких побед в начале сезона. Остальным же терять будет нечего. В перспективе такое ограничение сделает профессиональную сцену только лучше: топовые коллективы станут реже меняться игроками, а цены на контракты звездных киберспортсменов еще больше приблизятся к показателям большого спорта.

Организация турниров

Как было?

В роли основного организатора Valve выступает только на The International. И хотя компания спонсировала мейджоры и определяла список приглашенных команд, за все остальное отвечали сторонние подрядчики: ESL, Perfect World и PGL.



Провал Perfect World на The Shanghai Major 2016 стал провалом Valve и всей соревновательной системы. На том турнире было все: отмена полноценной церемонии открытия, постоянные задержки игр, отсутствие мест для тренировок и закрытие арены до окончания матчей. Киберспортсменам становилось плохо в наскоро проклеенных и невентилируемых кабинках. Комментаторы жаловались на ужасные условия, отсутствие интернета и смены по 15-17 часов за день. Perfect World даже умудрилась потерять клавиатуру Романа RAMZES666 Кушнарёва.

Провальный мейджор — серьезная проблема, но куда страшнее, если подрядчики начинают действовать за спиной у Valve. 9 мая 2017 года анонимный сотрудник RuHub опубликовал на reddit открытое письмо к Valve, в котором подробно рассказал об отношении PGL к проведению чемпионатов. По его словам, компания как могла усложняла жизнь командам русскоязычных трансляций на The Boston Major 2016 и домашнем The Kiev Major 2017. Оба турнира прошли на должном уровне, так что у Valve не было поводов беспокоиться. Правда, в DPC подрядчику все же пока не доверили ни одного мейджора.

Что изменилось?

К сожалению, в 2017 году Valve практически ничего не изменила в подходе к организации чемпионатов. Компания снова доверила турниры сторонним подрядчикам. Теперь они к тому же сами определяют формат проведения и списки приглашенных команд. Из-за этого на первых чемпионатах сезона сыграло по восемь команд. Если для майноров такой формат еще приемлем, то статус мейджора, полтора миллиона призовых и полторы тысячи очков DPC нужно оправдывать не только бонусом для MVP чемпионата.

Фанатам Dota 2 такая экономия организаторов совсем не понравилась, хотя подрядчики первых двух мейджоров ESL и DreamHack и извинялись за формат. По их словам, турниры были запланированы до анонса DPC, и менять что-либо было уже поздно. Вполне возможно, что Valve все же придется прописать в регламенте мейджоров минимальное количество участников, чтобы чемпионаты отличались не только призовыми. Иначе скоро крупные турниры будут проходить совсем как PGL Open Bucharest 2017 — без живой аудитории.

Благо, Valve все же наблюдает за DPC и уже успела пресечь произвол организаторов. 23 ноября компания обязала Mars Media выдать приглашение на MDL Macau команде EHOME, которой запретили участвовать в отборочных. В этом случае Valve смогла вмешаться, потому что организаторы нарушили условия проведения турнира DPC, когда заключили стороннее соглашение с Китайской ассоциацией киберспорта ACE. По словам разработчиков Dota 2, подобные договоренности не должны влиять на профессиональную сцену.

Что уже пошло не так

Valve избавилась от проблем старых мейджоров и сделала профессиональную сцену Dota 2 более структурной. К сожалению, новая система тоже оказалась неидеальной, и не все сработало так, как было задумано.

Система подсчета очков почти безупречна, однако то, как она реализована, вызывает вопросы. На мейджорах очков DPC разыгрывают в пять раз больше, чем на майнорах. Судя по всему, таким образом Valve хотела отбить желание топовых коллективов участвовать на небольших турнирах и дать шанс молодым. Компания даже обязала подрядчиков проводить квалификации во всех шести регионах.

Но пока конкуренция в отборочных на майноры ничуть не ниже, чем на мейджоры. Team Secret не пустила OG на SL i-League Invitational Season 3 и PGL Open Bucharest в Европе, а Natus Vincere стали финальным боссом квалификаций для СНГ. Из не слишком именитых составов пока пробиться удалось только Keen GamingTeam Kinguin и коллективам из Южной Америки paiN Gaming и Sacred.

В сезоне 2017/18 Valve решила обратить внимание не только на структуру профессиональной сцены, но и на способы ее освещения. 14 октября разработчики Dota 2 разрешили неофициальные трансляции турниров Dota Pro Circuit. Да, AdmiralBuldog и Папич больше не будут получать баны за стримы чемпионатов, а фанаты смогут выбирать, чьи комментарии слушать. Если сообщество восприняло эту новость на ура, то организаторы турниров сильно расстроились. В конце концов, вместе со зрителями уйдут и спонсоры. И хотя на официальных трансляциях пользователей по-прежнему в разы больше, похоже, что стримеры могут отнять у них значительную долю аудитории.

Перспективы

В 2017 году Valve вновь решила сделать сцену более структурной. Компания создала отличную систему, которая на бумаге решает почти все старые проблемы соревновательной Dota 2. Но, как показало первое полугодие сезона, появились и новые сложности.

Возможно, в будущем дела наладятся сами собой, но пока все идет к тому, что Valve начнет корректировать систему. Учитывая халатность отдельных организаций, прецедент с MDL Macau может оказаться не последним, если компания не дополнит правила проведения турниров DPC более подробными предписаниями.

К тому же Valve стоит поработать и над соотношением турниров DPC. Если сильнейшие команды мира решат, что они готовы ездить на каждый второй майнор хотя бы за призовыми в $300 тыс., то эти чемпионаты потеряют всякий смысл. С таким же успехом можно было сделать 15 мейджоров с 16 участниками, открытыми отборочными и обязательными слотами для каждого региона.

Комментарии