advertisement banner
i
C

Рю Хаябуса неожиданно возник из небытия спустя семь лет: серия пропала с радаров после релиза Yaiba: Ninja Gaiden в 2014 году. Тем не менее самый суровый ниндзя в истории видеоигр возвращается в одной из лучших ипостасей: Team Ninja решила перевыпустить трилогию трехмерных экшенов на всех актуальных платформах. Как себя чувствует Хаябуса в ремастерах игр, первой из которых исполнилось, по сути, семнадцать лет, поговорим ниже.

Первая кровь

1/2 Скриншот из Ninja Gaiden Sigma

Оригинальная Ninja Gaiden от Team Ninja вышла в 2004 году на Xbox и была перезапуском классической трилогии с NES, стартовавшей в далеком 1988-м. Студия позиционировала новую часть как приквел, но события при этом разворачивались в мире другой серии разработчиков, Dead or Alive. Все это знать, впрочем, было совершенно необязательно.

Игрок брал на себя роль «суперниндзя» Рю Хаябусы, который отправился мстить за убийство Курёхи, храмовой служительницы в родной деревне героя. Злодей Доку не только осквернил храм, но и похитил легендарный клинок Дракона и убил Хаябусу. На счастье, клановый сокол возродил ниндзя в виде «солдата мести», и Рю вынужденно отправлялся в длинное путешествие, полное насилия и жестокости.

К слову, новая версия — не первое переиздание тайтла. Через год после оригинала вышла Ninja Gaiden Black (вновь на Xbox), в которой появились несколько новых противников и костюмов, режим миссий, а также расширился выбор уровней сложности. Еще год спустя, в 2006-м, вышла Ninja Gaiden Sigma для PS3: в ней расширили сюжет, добавив нового играбельного персонажа, изменили несколько механик, ввели новое оружие и противников, а также подтянули графику. Правда, сложность несколько снизилась, что, впрочем, не так уж и плохо — Ninja Gaiden действительно сложная игра. Наконец, в 2012-м вышла Ninja Gaiden Sigma Plus для PS Vita, в которой впервые появился «режим героя» — для тех, кто хочет просто узнать сюжет, а не бороться со сложностью. Во многом именно последняя и стала основой для нового переиздания.

Оправданная жестокость

1/2 Скриншот из Ninja Gaiden Sigma

Говоря о сложности, стоит отметить, что Ninja Gaiden — до несправедливости тяжелая игра даже в версии Sigma. В современном мире мерилом сложности принято называть Dark Souls, но она меркнет на фоне приключений Рю Хаябусы — умирать вы будете очень и очень часто, причем в битвах как с боссами, так и с рядовыми противниками.

Во многом дело в том, что экшен предлагает крайне высокую скорость и почти не прощает ошибок. От пользователей требуется молниеносная реакция на происходящее и заучивание имеющихся комбо и механик вроде бега по стенам, «канселов» в прыжке, грамотного использования метательного оружия, а также понимание сильных и слабых сторон богатого арсенала. При том что в основе лежит привычная для жанра формула — управляется ниндзя стиком, сражается с помощью сильных и слабых ударов, умеет блокировать входящие атаки, прыгать и уворачиваться, — именно динамика делает Ninja Gaiden по-настоящему трудной.

В лучшие моменты игрок легко может почувствовать себя куда круче тех же Кратоса из God of War (классических, а не перезапуска) или Данте из Devil May Cry — и в следующий момент умереть от неудачного считывания входящей атаки. Ошибиться при этом легко: чаще всего местные сражения не только проходят быстро, но и включают множество врагов. И, в отличие от многих других тайтлов, местные противники не стесняются атаковать одновременно, причем как в ближнем, так и в дальнем бою, а то и вовсе использовать взрывчатку, урон которой невозможно заблокировать. Приходится полагаться на инстинкты и непрерывно двигаться — как по горизонтали, так и по вертикали, не забывая о прыжках и беге по стенам.

Первая часть при этом сложнее остальных двух — во многом из-за местной системы здоровья. В оригинале единственным способом восстановить потерянные очки HP, не считая изредка выпадающих из противников синих сфер, можно только с помощью зелий, которых не так уж много на уровнях. Конечно, их можно купить, но нередко местная валюта, выпадающая из противников, куда нужнее для улучшения оружия и приобретения свитков с новыми техниками боя. Найти баланс между нехваткой здоровья и желанием хоть немного облегчить свое существование за счет апгрейдов бывает очень непросто.

Живешь только дважды

1/2 Скриншот из Ninja Gaiden Sigma 2

Сиквел продолжает историю первой части: Рю сумел вернуть клинок Дракона, но враг не дремлет. На этот раз из родной деревни похищают статую демона, с помощью которой ниндзя клана Паука открывают порталы в другой мир и выпускают на Землю демонов. Легендарному ниндзя, само собой, ничего не остается, кроме как отправиться сражаться со злом и вернуть статую во владение клана Дракона.

Как и первая игра, вторая не отличается глубиной сюжета — все силы ушли на проработку геймплея. Он не то чтобы радикально изменился в сравнении с первой частью: боевая система осталась прежней, как и большинство комбо, но тайминги стали читаться куда проще, а и без того отличное управление приблизилось к идеальному. Ninja Gaiden 2 добавила систему расчленения противников: в бою они могут потерять конечность, что изрядно замедляет их и меняет поведение.

Главным же нововведением является обновленная система здоровья. Хаябуса в сиквеле получает постоянный и временный урон: первый отражается покраснением полоски HP, второй оставляет ее прозрачной. После окончания сражения уровень здоровья поднимается до границы красной зоны. К тому же теперь точки сохранения восстанавливают HP до максимума, а синие сферы лечат именно «красный» сегмент. После беспощадной первой части подобное решение кажется манной небесной.

Издание Sigma, которое легло в основу ремастера, известно по ряду изменений, не все из которых фанатами были приняты тепло. Если возможность играть за новых героев (коих здесь аж три), расширенный сюжет и новые боссы порадовали любителей оригинала, то снижение количества противников понравилось уже не всем.

Настоящим камнем преткновения стало снижение уровня насилия. Оригинал считается одной из самых кровавых игр в истории, а вот Ninja Gaiden Sigma 2 в этом плане стала куда более «беззубой»: отрубленные конечности моментально исчезали, кровавые брызги стали значительно меньше, и даже кат-сцены были перемонтированы, чтобы снизить градус насилия.

И все же сиквел был принят тепло неспроста: это по-прежнему зубодробительный экшен, проверяющий на прочность игрока снова и снова. Некоторые упрощения, конечно, делают жизнь легче, но не превращают ее в легкую прогулку.

Моли о смерти

1/3 Скриншот из Ninja Gaiden 3: Razor's Edge

Завершающая трилогию часть стала самой неоднозначной в серии из-за смещения тона повествования. Да, первые две не могли похвалиться глубиной, но хотя бы пытались играть в серьезность. Ninja Gaiden 3 же выбрасывает все наработки предшественниц в окно, не заботясь о том, что по этому поводу думают игроки.

После событий второй части к Хаябусе обращаются представители сил самообороны Японии. Они просят ниндзя встретиться с Регентом Маски — главой террористической организации. Тот заявил, что если встреча не состоится, страна может готовиться к худшему. Само собой, Рю такое стерпеть не мог и отправился поговорить с таинственным недоброжелателем. При встрече тот наложил на Хаябусу проклятие, соединив клинок Дракона с правой рукой ниндзя: Регент заявил, что таким образом хочет заставить героя почувствовать всю ту боль, которую Рю причинил в многочисленных схватках своим противникам. Постепенно «хватка убийства» должна прикончить Хаябусу, и теперь ему предстоит понять, как спастись из этой переделки.

Триквел показывает протагониста почти непобедимым ниндзя, который с полным осознанием собственной крутости разваливает всех и вся. Усугубляется это тем, что тон предыдущих игр попросту не выдерживается, а сложность значительно ниже, чем раньше — настолько, что предметы лечения убрали за ненадобностью, как и магазин со статуями сохранения. Прокачка теперь осуществляется просто из меню паузы, а сохраняться можно у специальных птиц, то и дело прилетающих на помощь Хаябусе.

История местами напоминает подростковый фанфик по мотивам приключений легендарного ниндзя. Что, впрочем, не особо удивительно: создатель современного облика Хаябусы Томонобу Итагаки покинул студию, и его место заняли новые люди, Фумихико Ясуда и Ёске Хаяси. На смену разветвленным уровням пришли «кишки», чарующая сложность оригинальных игр сошла на нет, и геймплей из увлекательного превратился в почти что репетативный. Ninja Gaiden 3 до сих пор считается самой слабой игрой в серии, даже несмотря на нововведения, призванные разнообразить геймплей.

К последним относятся, например, новые механики добиваний, возможность забираться по определенным поверхностям с помощью кунаев и, что наиболее неожиданно, стелс-секции. Теперь Хаябуса, как и положено ниндзя, может подкрадываться к противникам и устранять их одним точным ударом — не совсем то, чего ждешь от серии крайне быстрых экшенов.

Вслед за недовольством игроков Team Ninja приняла решение выпустить расширенную версию тайтла, Ninja Gaiden 3: Razor’s Edge. В ней добавили систему расчленения и несколько других механик из сиквела, новое старое оружие (трудно поверить, но классического для предыдущих частей посоха в триквеле не было) и еще одну играбельную героиню. Плюс к этому улучшили интеллект противников, несколько переработали уровни и убрали спорные решения оригинала вроде QTE в добиваниях. Расширенная версия (которая и попала в переиздание) была принята теплее — но если геймплей и стал лучше, смену тона, увы, исправить не удалось, и Razor’s Edge по-прежнему остается «черной овцой» в семье.

Апгрейд

1/2 Скриншот из Ninja Gaiden 3: Razor's Edge

Но поговорим о самих портах. Версии для всех платформ стремятся к стабильным 60 FPS, что в целом удается без особых проблем. На консолях к игре придраться трудно: все работает стабильно, качество картинки подтянуто в сравнении с версиями более чем десятилетней давности, а геймплей и сегодня ощущается небанально. Игрокам на ПК же повезло меньше: как часто бывает с японскими играми, все внимание явно ушло именно консолям.

На ПК игра не имеет каких-либо графических настроек и всегда запускается исключительно в окне. Чтобы изменить разрешение (коих здесь всего три: 720p, 1080p и 4K), пользователи должны вручную прописать это в свойствах ярлыка или в Steam — других вариантов попросту не предусмотрено. После запуска игру можно развернуть на весь экран, но это по-прежнему оконный режим без рамки, что может устроить далеко не всех. Словно этого мало, ни одна из трех игр не поддерживает управление с клавиатуры и мыши — даже в меню. Да и заветная комбинация Alt + F4 отказывается что-либо делать, поэтому играть здесь можно только с геймпадом. Единственная клавиша, которая хоть что-то делает, — это Escape, вновь возвращающая тайтлы в оконный режим.

Если же закрыть глаза на отсутствие, казалось бы, привычных функций, порт показывает себя не так уж плохо: игра работает в честных 60 FPS и запускается на не самых мощных машинах. Картинку, конечно, не назвать выдающейся, но графика остается достаточно стильной, чтобы не хотелось плеваться при ее виде. Что важнее, у игроков на ПК наконец-то есть возможность прикоснуться к одному из главных слэшеров, который до этого всеми силами игнорировал платформу — так, глядишь, и другие представители жанра заглянут на огонек. Тут их все же не хватает.


Смотреть
Достоинства
  • высокая, но честная сложность;
  • отточенный геймплей;
  • невероятно отзывчивое управление;
  • возможность прикоснуться к легендарной серии на ПК.
Недостатки
  • слабый сюжет;
  • не лучшая третья часть в целом;
  • ленивое портирование на ПК.
7
Смерть — это только начало
Ninja Gaiden: Master Collection, пожалуй, лучший способ прикоснуться к культовой серии на сегодняшний день, даже несмотря на огрехи ПК-версии. Да, старые фанаты могут долго возмущаться качеством версий Sigma, которые стали проще, но игры все же не растеряли своего шарма и в таком виде. А динамичный геймплей и высокая сложность бросят вызов всем любителям Devil May Cry или Bayonetta.

Комментарии