Интервью

633 о квалификациях к TI8: «В игре с нами FTM показала, как надо давить»

Офлейнер ESPADA Станислав 633 Глушан объяснил, за счет чего команда быстро стала одним из лидером сцены СНГ. В интервью Cybersport.ru он также оценил капитанские способности Михаила Misha Агатова, выбрал фаворита The International 2018, рассказал о смене позиции и назвал главную проблему Natus Vincere.

— Результат ESPADA на квалификациях оказался неожиданным. Вы выглядели как очень дисциплинированные игроки: хорошо двигались, казалось, что у вас был четкий план. Как вам это удалось? Особенно если учесть, что составу всего два месяца, да и фирменный стиль СНГ — просто драться?

— За эти два месяца мы проделали большую работу. Я думаю, больше, чем другие команды. Соответственно, показали лучший результат. По поводу того, что в СНГ любят драться — мы это знали и в первую очередь обсуждали, когда разбирали местные коллективы. И мы нашли ключик, как против них играть. Как показала практика, подобрали его правильно.

— Команды выступили хуже, чем могли, или играли как обычно, а вы просто были лучше?

— Я считаю, некоторые коллективы сыграли как могли, а некоторые могли бы лучше. А если говорить о NaVi [ESPADA сыграла с ними bo3 со счетом 2:0 — прим. ред.], то это же открытые квалификации, куча игр в день, всякое может быть. Они вполне могли выступить лучше. Если бы они прошли в закрытые, то были бы лучше, чем Vega или кто-то еще.

Мы ожидали, что все [остальные] выступят на таком уровне и были готовы к этому. И по драфтам, и по игре.

— Как известно, в СНГ проблема с капитанами, так что давай поговорим про Мишу. Он один руководит коллективом, или все участвуют в процессе?

— Мы все участвуем, но Миша немало сил прикладывает. Он выполняет большую роль в команде. Вообще, с Мишей я познакомился в «Спартаке», и уже тогда он показался хорошим капитаном. У него есть свои идеи, есть свое видение игры. Но в «Спартаке» у нас не получилось вообще ничего из этого реализовать, даже толком в «Доту» поиграть не удалось. Но я его запомнил как хорошего капитана, да и человека. Мне было приятно с ним играть. Поэтому когда он меня позвал перед квалами за два месяца, я с удовольствием пошел к нему.

— А он жесткий лидер? Есть капитаны, которые дают свободу игрокам, а есть такие, которые подходят с позиции «будет так, как я придумал».

— Я бы не сказал, что он жесткий и что все его боятся, нет. Мы все-таки больше как команда из шести человек [действуем]. Мы все общались, приходили к общему [мнению]. Если Миша подавал идеи, то мы прислушивались к ним. Но он не жесткий кэп.

— Чего не хватило против Winstrike Team?

— Мы очень много готовились к Team Spirit, но не к FTM. Если бы у нас был лишний день, мы бы на холодную голову все обдумали лучше — и по драфтам, и по тому, как играть. В финале мы отставали в первую очередь по драфтам. Там и по лейнингу были просадки, и по игре — по всем пунктам. Не знаю, связано это с тем, что мы много времени уделили Spirit или нет, но мне кажется, что связано.

— А какие у FTM перспективы на The International, как думаешь?

— Все зависит от того, что они будут делать эти два месяца. Если они продолжат тренироваться с tier-1 коллективами, приедут в такой же или чуть лучшей форме и у них поначалу пойдет, они могут показать нормальный результат. Какой — не знаю, ставлю на между 6-м и 10-м местом. Но если же у них поначалу не пойдет — по драфтам или по игре — то могут посыпаться. Поссориться или еще что-нибудь. Не знаю про атмосферу внутри команды, сложно сказать.

Как по мне, сейчас в «Доте» очень-очень решает атмосфера в коллективе, и если один игрок не понимает другого или они не могут прийти к общему [мнению], то провал гарантирован.

— В первом матче с FTM в финале верхней сетки вы на первой карте отдали Lycan. Проиграли и после этого либо банили, либо забирали героя каждый раз. Почему?

— Насколько я помню, мы были не готовы к Lycan на первый пик. Мы ожидали, что они возьмут его на дабл-пик, а они взяли его первым. Пришлось играть. Это было для нас неожиданностью.

Мы размышляли, что они могут взять. Я помню, на драфте это обсуждали: «А если они на фп возьмут? Ну ладно, будем играть». Они взяли, мы проиграли быстро, они нас задавили. И мы решили, что Lycan на первый пик имба, и нельзя этой тиме его отдавать. У нас потом была война за персонажа.

— Как ты думаешь, что не так с этим составом NaVi? Сейчас все снова начали говорить, что пора его распускать.

— Самая очевидная проблема NaVi — капитан. Когда у них был Акбар SoNNeikO Бутаев, они проходили на все LAN-турниры и хорошо выступали на квалификациях. Даже если не проходили, то проигрывали в финале или полуфинале. Без SoNNeikO они отобрались на два LAN-турнира, но игра у них была хуже. Им нужен капитан.

Остальные игроки в принципе нормальные. Возможно, Данилу Dendi Ишутину надо либо больше усилий приложить, чтобы лучше играть, либо роль поменять. А так в принципе там все игроки скилловые. Состав с Лилом и кто у них там был…

— Velheor.

— Федор velheor Русихин. Там вроде пикали Dendi и Илья Lil Ильюк, а они не капитаны. Быть капитаном, пикать — очень сложно и очень важно. Этим нужно заниматься не месяц и не два. Допустим, дадим эту роль Dendi. Ему будет тяжело заниматься пиками, этому надо уделять очень много времени. А он мидер, должен играть пабы и смотреть реплеи. А капитан, который играет на «пятерке», может позволить себе пожертвовать пабами или просмотром реплеев, чтобы хорошо драфтить. Ну это еще, как правило, делается с тренером. Он помогает во время пика, два человека занимаются этим.

— А у вас тренер участвует в пиках? Или он больше как аналитик?

— В драфтах на «официалках» не участвует, но иногда подсказывает. Такое уже было, он нам говорил, и мы такие: «О, спасибо, Макс». И банили или брали героев. Но он больше как аналитик был. Перед играми много чего нам говорил. На драфтах пикали в основном мы все вместе. Иногда драфтил Миша один, но это было редко, на открытых квалах, когда неважные матчи были.

— В ESPADA ты играешь на сложной, а до этого столько лет выступал на миде, на керри. Почему решил сменить роль?

— До Team Spirit я был на миде, в «Спиритах» пошел на керри, из «Спиритов» кикнули с керри, и я решил, что нужно обратно на мид. Вначале получалось, как и до Spirit, в Fantastic Five. А потом, когда уже не смог найти команду и участвовал в миксах, стало не очень, особенно последние месяцы перед ESPADA.

И тут поступило предложение от Миши и Игоря iltw. Мол, вот, Стасян, ты точно на харде можешь, ты всех выиграешь. Я сначала скептически отнесся к этому, но потом подумал: почему бы и нет? Я очень люблю все роли в «Доте». В пабе часто, когда мне не давали мид или керри, с удовольствием брал «четверку», «пятерку» играл. А вот хард мне всегда казалась очень сложной ролью, когда она была именно хард.

И когда Игорян предложил, я согласился. Люблю новенькое. Начало получаться в пабе, за первые две недели у меня там зеленые странички были, когда я на трех героях играл. А потом, когда надо было расширять пул персонажей в харде, там, конечно, уже красненькие пошли, когда на шаре выкатывался.

— На ком больше всего нравится играть?

— Любимые герои сейчас — Pangolier, Sand King, Clockwerk.

— Обычно сейчас в хард отправляются агрессивные давящие даблы, а Pangolier в эту схему не вписывается.

— Да, ты прав. Pangolier не давит линию вообще, и сложно придумать даблу или найти игру такую, где он будет давить. Допустим, у FlyToMoon была одна игра за всю квалификацию, вроде бы они играли против Team Spirit. Они пришли, у них была Naga Siren и Pangolier против Lion и Sven. И они эту даблу выиграли, но только потому, что Lion очень слабый герой и Sven тоже не из сильных.

Pangolier не давит линию, у него другие функции. Если ты берешь его на сложную, ты ему можешь помочь с первыми двумя волнами крипов, и потом у «четверки» открываются руки. Саппорт может пойти на мид, пойти очень сильно выиграть легкую.

У некоторых команд другая страта. Допустим, у азиатских, где Дэрил Кох iceiceice Пэй Сян много играл на Pangolier. Они берут его не для того, чтобы развязать «четверке» руки, а для того, чтобы он вообще фармил. Они находят ему самую легкую линию, ставят двух героев, иногда его одного. Все для того, чтобы он получил как можно больше экспы. С золотом так не получится, потому что один на один Pangolier практически любой герой выигрывает по ластхиту, но экспу он может получить. Было много игр, где они шли триплой в харду, Pangolier оставляли в изи, и он там получал опыт, потом за счет уровня сплитил линии, получал ранний Blink Dagger и убивал всех противников.

Тут все зависит от стратегии, от желания. Если ты хочешь, допустим, выиграть больше легкую и мид, то ты можешь взять Pangolier или Clockwerk и оставить их одних в харде. Clockwerk и Pangolier — хорошие герои, чтобы стоять по одному. Хотя, допустим, FlyToMoon использует Clockwerk чуть по-другому, они в любом случае приходят вдвоем, просто хорошие комбинации подбирают ему. Допустим, Clockwerk и Leshrac — это одна из лучших вообще комбинаций на харде с Clockwerk. И они с Clockwerk давят линию очень даже сильно. В игре с нами они показали, как надо давить.

— А как тебе вообще «Дота» сейчас? Даже не мета по героям, а скорее темп, общие идеи того, как играть?

— Мне нравится, что не нужно фармить много, нет дефолтных героев как раньше, когда брали Lina, Alchemist, OD в мид, и кто их забирал, тот и выигрывал. Нет каких-то имб — ну ладно, Chen и Io. На квалификациях их считали имбой, никто не хотел отдавать этих персонажей, но я уверен, что и против них можно играть, если уметь. Так вот в принципе этот темп, который задается с линии, мне нравится.

— Не было проблем с пулом героев на квалификациях? Ведь ты недавно сменил роль.

— Я считаю, что не было, потому что на всех основных я играл. Когда мне брали на кланваре не основных, я отыгрывал и на них хорошо. Мне там брали и Brewmaster, я жал кнопки, туда-сюда, поднял того, кинул камень в другого. Получалось, хотя практики — ноль.

Были проблемы с теми героями, с которыми у меня или у команды не получалось играть — это, допустим, Beastmaster. На самих квалах его мало брали. А перед квалами была такая мета, что его брали много. Когда мы его пикали, у нас не всегда получалось. Возможно, я что-то не понимал, либо мы просто командой неправильно играли. А так по основным героям мне все нравились, всех любил. Вот Abaddon не любил, но каждый раз, когда нам его брали, и на КВ, и на официалках, у нас винрейт был вроде 90%. Я его ненавидел, но винрейт был большой.

— Ты упомянул кланвары. Вы с кем тренировались, с СНГ или европейцами?

— Перед квалами — только с европейцами. Мы с OG, Alliance, Team Kinguin, The Final Tribe играли. Вот эти все стаки, все эти европейские команды, которые были на закрытых, с ними и тренировались.

— Как тебе новая OG?

— OG — это команда, которая очень сильно стоит все линии. Настолько сильно, что… Была пара или одна игра у нас, уже после квал. В общем, мы там на 10-й минуте вышли, невозможно было продолжать. По драфту у нас плохо получилось, они очень хорошо стоят линии на своих героях. Особенно Топиас Topson Таавитсайнен на своей WR, на Monkey King, или там Pugna.

— Как ты вообще оцениваешь результат ваш в итоге? Это хорошо? Лучше чем ожидал? Или хуже?

— Честно скажу, я ожидал, что мы победим, поэтому неудовлетворительный результат для меня. Я прямо верил, что мы победим. До сих пор думаю, что если бы у нас было лишних денька два, и мы бы кое-что [подробно] обсудили, то выиграли бы у FTM. Мы это обсуждали, но уже после поражения.

Нам чуток не хватило. По играм это не так видно, потому что мы проиграли все-таки 3:1. Последнюю после Pudge мы вообще не играли.

— Мораль упала?

— Ну да, когда у них драфт явно слабее, и ты этому драфту проигрываешь…

— Вы на ошибках проиграли, на твой взгляд?

— Да. Но и FlyToMoon молодцы. Пять раз Luna уходила на 100 HP — если бы три раза из пяти она умерла, мы бы выиграли. Но Naga такой герой, она каждый раз спасала керри. Если пересматривать, [то увидишь, что] мы могли в некоторых ситуациях добить Луну. Тогда бы мы точно выиграли. И последняя карта была бы другая, не в одну калитку.

— Какие перспективы у вашей команды? Вы остаетесь вместе, как я понимаю. И что дальше, будете бороться за топ-1 СНГ?

— Да, мы остаемся вместе. Перспективы такие — играем Summit, не так важно, выиграем или проиграем. Но будем стараться выиграть, конечно. После The Summit отдохнем чуток и будем готовиться к следующему сезону. И в следующем сезоне мы хотим не играть квалификации на TI, а попасть туда по очкам.

— Пару месяцев назад брал интервью у yol. Он половину сезона провел в Азии, и он не первый такой в СНГ. Ты сам хотел бы поиграть в другом регионе?

— Вованчик даже мне говорил, что если в теории им кто-то не подойдет, то можно меня потестить будет. Ну, предложений не было. Я бы поехал и с удовольствием поиграл бы, набрался опыта. Но уехать в Азию сейчас, когда есть команда — нет, сам понимаешь.

— Кто выиграет The International?

— Ставлю на Team Liquid.

— Ага, значит, традиция нарушится? И Китай не выиграет, и команда второй раз подряд победит?

— Да, ставлю на Liquid, но предполагаю, что и PSG.LGD могут победить. Ну и третья — Virtus.pro. Одна из трех, но ставлю на Team Liquid.

Комментарии