Статья

Тренеры в «Доте» стали важнее — но какая от этого польза?

В сентябре 2017 года Valve разрешила тренерам находиться с командами во время пиков. Cybersport.ru подводит итоги — насколько сильно нововведение повлияло на игру, и повлияло ли вообще.

Наставники в «Доте» не так важны во время матчей, как их коллеги в других популярных киберспортивных дисциплинах. В League of Legends на их плечах внушительная часть работы со стратегиями. Они занимаются пиками, аналитикой, а перед игрой они могут менять игроков на запасных — которые, в отличие от большинства других дисциплин, там есть. Таким образом можно готовиться к разным соперникам и подбирать наиболее подходящий состав. В CS:GO на разных турнирах правила отличаются, но в целом наставники могут активно влиять на ход матча — просить тайм-ауты и давать информацию либо перед началом каждого раунда, либо во время пауз.

Наставники по-разному отреагировали на новое правило. Александр «XBOCT» Дашкевич посчитал, что для многих коллективов оно ничего существенно не изменит, так как их тренеры прежде всего работают над настроем и боевым духом. А вот Сонг Го «Heen» Ли, тренер Team Liquid, заявил, что это правило усложнило его задачу. Раньше Куро «KuroKy» Салехи Тахасоми сам разбирался с пиком, теперь же он постоянно спрашивал мнения наставника и был не так уверен в собственных идеях. И Го Ли понял, что может легко навредить команде, если не будет аккуратен. Позднее он также пришёл к выводу, что нужно внимательно балансировать собственный вклад и идеи капитана. Похожее мнение, но уже в конце года, после всех турниров, высказал тренер Mineski Чан «WinteR» Литт-Бин: «Иногда шесть человек в кабинке могут нанести больше вреда, чем принести пользы».

Сложно однозначно сказать, стали ли команды меньше проигрывать на турнирах из-за пиков. После появления этого правила ещё три чемпионата команды играли на старом патче. Один из возможных признаков проигранного драфта — быстрое поражение. На этих трёх турнирах матчей до 25 минут было меньше, чем на ивентах до The International. Но не настолько меньше, чтобы точно сказать, что всё из-за тренеров. Поражения на стадии пика ещё имеют место в матчах между топовыми командами. Как показал финал The Summit 8 между Fnatic и VP, наставник не всегда может спасти команду от банальной Broodmother — даже дважды за best-of-5. А этот герой особенно хорошо пользуется слабыми местами в пике оппонента.

Фанаты предполагали, что наиболее полезным нововведение будет для OG, ведь игроки очень высоко отзывались о работе Себастьяна «7ckngMad» Дебса. Но пока сезон у чемпионов мейджоров не задался. Причем похоже на то, что больше всего проблем у команды было именно в драфте и подходам к игре. На квалификациях у OG почти не было серьёзных оппонентов, но она проигрывала отборы за отборами и заработала первые очки только в декабре после победы на MDL Macau. Возможно, роль тут сыграло то, что обычно 7ckngMad старается поддерживать идеи игроков, а не продвигать свои.

В СНГ больше всего внимания к теме тренеров привлекла Vega Squadron. Незадолго до введения правила команда наняла первого зарубежного наставника в регионе — Мюриэль «Kipspul» Хёйсман, которая раньше работала с Fnatic и TNC Pro Team. Несмотря на то что по-русски она не говорит, похоже, что повлиять на коллектив ей удалось. Пики Vega стали сильнее, в них появились новые идеи, команда стала лучше реагировать на поражения в начале серии. Можно сказать, что на это повлиял новый капитан коллектива Бакыт «Zayac» Эмилжанов, которого организация подписала в конце сентября. Но раньше он никогда не занимался драфтом на таком уровне — помогала ему как раз Хёйсман. Побеждать, правда, команда чаще не стала.

Новое правило повысило ценность и расширило возможный пул тренеров — как результат, на сцене их стало больше. Раньше многие команды перед турнирами Valve в качестве наставников предпочитали брать действующих игроков, которые не попали на ивент. После того как чемпионат завершался, киберспортсмен уходил из организации. В новой турнирной системе с огромным количеством чемпионатов и квалификаций так делать не получается — свободных игроков практически нет, все при деле. Поэтому команды начали чаще нанимать людей, которые не имеют такого личного скилла или обширного опыта. Зато они проявили себя как аналитики — либо на трансляциях, либо в статьях и работе со статистикой. Теперь они могут зарабатывать на «Доте», а не относиться к ней как к хобби.

Последним примером тренера-теоретика был Кори Хоспес, который работал с Team Kinguin на The Summit 8. До того как попасть в команду, он писал аналитические статьи и брал интервью — в том числе и для Cybersport.com. По словам одного из таких тренеров, Энтони «scantzor» Хогсона, особенно активно за эту возможность ухватились организации из Юго-Восточной Азии. Скорее всего, произошло это из-за Kipspul и её успехов с Fnatic и TNC. Кроме самого Хогсона, другими такими наставниками были Solace и Winter, с которыми работала Mineski, а также Ахмад «ADTR» Сязван бин Ануар, заменивший Хёйсман во Fnatic. Сюда же можно отнести и Канишку Сэма «BuLba» Сосэйла — о его идеях отлично отзывались многие киберспортсмены, а вот личный скилл у него не так высок.

Хотя теперь игроки могут меньше задумываться о пике и доверять ее тренерам, это не привело к кардинальным изменениям в профессиональной «Доте». Несколько наставников прямо заявили, что основная работа должна быть проделана до начала матча, так что существенной разницы нет. Да и немалая часть работы всё ещё лежит на капитане — без хорошего руководства по ходу игры любой пик может провалиться. Неизвестно, собирается ли Valve дальше повышать значимость наставников, но думается, что настаивать она не будет. В свое время в CS:GO Valve ограничила влияние тренеров на матчи в дисциплине: она объяснила это тем, что хотела бы ограничить зону ответственности пятью игроками, а не шестью. И маловероятно, что в «Доте» вся работа руководителя когда-нибудь ляжет на шестого члена команды.

С новой системой турниров эксперименты с тренерами все менее вероятны. Было бы интересно посмотреть на ивент, где тренеры смогли бы постоянно взаимодействовать с игроками. Может, это уменьшило бы количество ошибок в принятии решений и стратегиях, а также повысило бы общий уровень. А возможно, и увеличило бы — в такой игре, как «Дота», где у игроков нет полной информации о происходящем, ошибки могли бы появляться чаще. Ведь больше участников — больше вероятность того, что кто-то примет неверное решение.

Комментарии