Статья

Тренер на драфте: как новое правило Valve повлияет на большую «Доту»

Craft
35

15 сентября компания Valve разрешила тренерам Dota 2 участвовать в драфтах на турнирных матчах. Cybersport.ru пытается разобраться, как новое правило повлияет на подготовку команд и что ещё нужно сделать разработчикам, чтобы увеличить роль тренера в киберспорте.

Тренерство в Dota 2 толком появилось всего пару лет назад. Лишь в Китае некоторые киберспортивные клубы начали использовать игровых аналитиков с первого The International. Чаще всего тренерами команд становятся игроки, которые не могут участвовать в соревнованиях. Например, если те, кто ушел в инактив, взял больничный или не смогли поехать на турнир со своей командой. Обычно такие тренеры работают не больше одного сезона и уходят после крупных турниров — а дальше снова играют сами. Временными тренерами были  Джеки «EternaLEnVy» Мао,  Канишка Сэм «BuLba» Сосэйл,  Бай «rOtK» Фан,  Кёртис «Aui_2000» Линг,  Авери «SVG» Сильверман,  Ван «Banana» Цзяо,  Артур «Goblak» Костенко и многие другие. А постоянно этим занимаются всего несколько человек, самые известные из которых —  Себастьян «7ckngMad» Дебс,  Тан «71» Вэньи,  Мюриэль «Kipspul» Хёйсман,  Тун «Mikasa» Цзюньцзе,  Сонг Го «Heen» Ли,  Иван «ArtStyle» Антонов и  Яо «357» Йи.

 

Из-за текучки командам каждый раз нужно с нуля учиться общаться с новым наставником, привыкать к его методикам работы и выстраивать доверительные отношения. Создавать в команде рабочую атмосферу, указывать игрокам их сильные и слабые стороны, строить мораль в команде — вот главные задачи тренера в Dota 2. Наставники могут помочь и в драфте, но чтобы делать это по-настоящему хорошо, они должны постоянно работать с одним и тем же коллективом. Именно этому и должно помочь новое правило. Оно официально признает институт тренерства в Dota 2 и фактически расширяет состав команды до шести человек.

Чтобы оценить пользу от нового правила Valve, нужно сравнить работу тренеров в Dota 2 и их коллег из других дисциплин. Ведь в Counter-Strike: Global Offensive и League of Legends они появились намного раньше.

В League of Legends полномочия наставников шире, чем в Dota 2, поэтому они несут больше ответственности за свои решения. Обычно состав не ограничивается пятью игроками и в команде есть несколько игроков замены для ключевых позиций. Это позволяет тренеру заменить одного или несколько игроков прямо во время серии — и из-за этого изменится и стратегия коллектива. У каждого в команде есть индивидуальный стиль и список наигранных чемпионов, которые могут подходить или не подходить под конкретную тактику. Наставники должны проанализировать игру соперников и выставить против неё оптимальную комбинацию игроков и чемпионов.

В League of Legends исторически сложилось, что игроки больше концентрируются на тренировке механических действий, а за пик и глобальную стратегию отвечают наставники, и их задача — перехитрить тренера соперников.

 

В Counter-Strike: Global Offensive все не так однозначно. На разных турнирах правила, касающиеся общения тренера с командой, работают по-разному. До августа 2016 года тренер был полноценным шестым участником. Он мог руководить ходом раунда, давать команды к смене позиций, указывать направление атаки и т.д. Но потом Valve ограничила функцию тренеров на своих турнирах. Им разрешили общаться с командой только во время 30-секундных тайм-аутов (не больше четырёх за карту). Из-за этого правила пострадали коллективы, в составе которых не было ярко выраженных внутриигровых лидеров. В их случае функции тренера и координатора легли на одного из игроков, что часто ухудшало результаты. Самый яркий пример — вынужденное капитанство  Дениса «seized» Костина в  Natus Vincere G2A.

Не все организаторы придерживаются ограничений Valve. В августе этого года руководство DreamHack разрешило тренерам давать командам наставления перед началом каждого раунда. Это правило будет действовать на всех турнирах серии Open в 2017-м, которые пройдут в Монреале, Денвере и Йёнчёпинге. На турнирах серии Starladder ограничений вообще нет: тренеры могут напрямую руководить игроками во время раунда.

В Dota 2 у тренеров нет и половины той власти, которой обладают их коллеги из других дисциплин. В ней нет тайм-аутов (кроме технических пауз), игроки не сменяют друг друга во время серий, а наставник не дает команду к сплит-пушу. Большая часть работы тренера в Dota 2 проходит на буткемпе и не попадает в поле зрения болельщиков. И после нововведения Valve ничего существенно не изменится.

Новое правило Valve лишь немного развязывает руки наставникам в «Доте». Обычно команды определяются с первой стадией банов и пиков ещё до того, как заходят в игровые кабинки. А тренеру остается только проконтролировать, чтобы игроки следовали плану, а не занимались самодеятельностью — как было с  Virtus.pro G2A во время финальной серии против  OG на The Kiev Major 2017. По словам  Ивана «ArtStyle» Антонова, тогда игроки отошли от пиков и проиграли именно из-за этого. Но даже тогда речь шла скорее о дисциплине коллектива, а не о помощи тренера во время драфта.

С другой стороны, молодым командам, которые еще не набрались опыта и умения оставаться хладнокровными в любой ситуации, присутствие тренера может очень помочь. Участие в драфте — это хорошая возможность дать последние наставления перед матчем и поднять боевой дух игроков.

Чем серьезнее Valve подойдут к статусу тренеров в Dota 2, тем серьезнее к ним отнесутся и сами команды. Тренер станет таким же ценным участником состава, как и хороший игрок. Клубы будут заключать с тренерами долгосрочные контракты, выкупать их или брать в аренду. Кое-что из этого происходит уже сейчас, но только на китайской сцене.

Расширить функции тренеров можно несколькими способами. Во-первых — ввести в игру лимитированное число тайм-аутов, чтобы тренер мог корректировать действия команды. Разумеется, в этом случае наставник должен оперировать только той информацией, которой владеют его игроки. Во-вторых, в силах Valve разработать специальный интерфейс для тренеров, чтобы они могли следить одновременно за всеми своими игроками или же видеть карту только с обзором от Radiant или Dire. Что-то похожее успешно реализовали на LAN-квалификации PGL Major Kraków 2017 по Counter-Strike: Global Offensive.


Специальный экран для тренера в игровой кабинке (на заднем плане)

Статус тренеров во многом зависит от организаторов турниров. Например, обычно наставники не участвуют в фотосетах, представлениях команд, автограф-сессиях и других активностях. И это несправедливо.

Если нажать на Aegis of the Immortal на базе Radiant и Dire, то откроется окно с именами игроков  Team Liquid, которые стали чемпионами The International 2017. Почему-то разработчики совсем забыли про тренера  Сонг Го «Heen» Ли, который работал с командой больше года. Но может быть, в следующем году организаторы исправят свою ошибку и в списке чемпионов будут шесть имен вместо пяти.

Комментарии