Статья

Словно щелчок рубильника. Разбор фирменных атак VP на хайграунд

Победитель первой половины дебютного сезона Dota Pro Circuit очевиден. Об этом красноречиво говорит первенство Virtus.pro в таблице лидеров DPC после трех выигранных мейджоров и одного майнора. Для многих эта команда — воплощение сложившегося в СНГ стиля «Доты»: берете сильных в драках героев и просто снова и снова бросаетесь на противника. Если не удалось, попробуйте еще раз, а потом еще.

На самом деле это верно лишь отчасти. Главная причина доминирования Virtus.pro — ее стратегия осады издалека. Эта стратегия применяется не в каждой игре, но когда к ней прибегают, она срабатывает с убийственным постоянством. В этой статье мы сосредоточимся на том, как VP при своем драфте занимают хайграунд. Чтобы как следует оценить стратегию, мы будем рассматривать игры, в которых хайграунд можно было отстоять; в основном это ситуации 5x5 и 5x4. Вы увидите, как этот коллектив научился злостно обращать в свою пользу общепринятый метод обороны хайграунда. Игроки VP проявляют небывалое самообладание, но в нужный момент захлестывают противника яростью. Словно кто-то перекинул рубильник.

Публикуем полный перевод материала Cybersport.com.

Матчасть: зоны хайграунда

Чтобы понять, какими свойствами хайграунда пользуется VP, сперва нужно разобраться в общепринятом методе обороны от натиска на хайграунд. Сейчас для защиты вышек T3 и бараков команда располагается в одной из трех зон.

Первую из них, самую опасную, мы будем называть «красной зоной». Это участок от начала хайграунда до условной линии, пересекающей вышку посередине. Вторая зона очень узкая — от середины вышки до такой же линии, проходящей через бараки. Продолжая аналогию со светофором, будем называть ее «желтой зоной». И наконец, «зеленая зона» находится за бараками.

Эти цветовые обозначения дают понять, насколько легко защищать участок, пока вышка T3 еще стоит. Редко какая команда дайвит за T3, даже имея преимущество в игрока: нападающим, как правило, нужно занять красную и желтую зоны, чтобы стало безопасно атаковать вышку. В любой из трех зон драка несет большой риск для нападающих: добавочным уроном от вышки нельзя пренебрегать. Как же VP извлекает выгоду из этих знаний?

VP как она есть (против Natus Vincere)

Для начала рассмотрим «базовую комплектацию» пуша от VP — здесь от него пытается обороняться Dendi на Lina. RAMZES666 на Juggernaut поднялся на хайграунд с двоякой целью: раскрыть обзор вышки и отрезать левую часть игрового поля. В ответ на любую агрессию с левой или верхней части экрана Juggernaut тут же набросится и оформит фраг через Omnislash. Dendi, подлинный ветеран сцены, это понимает, а также разбирается в теории зон — и потому размещается либо в отдалении справа/снизу, либо за бараками.

Есть, однако, проблема: позиционирование Shadow Fiend. Hurricane Pike в инвентаре дает ему достаточный радиус атаки, чтобы во время осады расположиться внизу, вне досягаемости вышки и вне всех зон, обсуждавшихся выше. Вот первая часть стратегии VP: использование (если не сказать — абьюз) радиусов героев с Hurricane Pike для безопасного сноса вышки T3.

Рассматривая вторую часть осады VP, нужно обратить внимание на позиции ее героев, а конкретно — инициаторов: RodjER на Sand King и 9pasha на Clockwerk. Они понимают, что NaVi не может напасть на Juggernaut. Таким образом, левую часть хайграунда игроки оставили и надеются подловить кого-нибудь, слишком далеко зашедшего справа. А чуть-чуть за гранью досягаемости находится лакомая цель — Lina.

Здесь появилась небольшая возможность. Перемещения Lina стали предсказуемы. Она зачем-то дважды агрессивно выступает против Juggernaut, и оба раза по одной траектории — которая выглядит безопасно, ведь никто туда не способен дотянуться. Однако же SK способен. Когда Lina заходит во второй раз, RodjER видит свой шанс.

Рубильник перекинут.

VP мгновенно заводится. SK делает Blink наверх, оглушает Lina и создает ту брешь, в которой нуждался Juggernaut. У Lina нет байбека, и NaVi вынуждена бросить все свои силы на то, чтобы ее отбить. Потерять Lina означает проиграть. Lifestealer через Infest прыгает в Slardar, тот делает Blink, надеясь застать врасплох Juggernaut прежде, чем тот доберется до Lina, что будет для нее верной смертью. Благодаря быстрому BKB план срывается, и внезапно для NaVi все становится очень мрачно. VP дайвит и зачищает. Герои NaVi гибнут один за другим, и становится ясно, что игра проиграна. За 15 секунд яростного боя VP громит NaVi и побеждает.

VP демонстрирует здесь глубинное понимание того, как извлечь пользу даже из крошечного преимущества. Регион СНГ всегда был известен своей отчаянной агрессивностью, которая часто приводила к поражению, и мне всегда казалось, что для топового уровня такая стратегия слишком ненадежна. VP же сделала эту агрессивность более изощренной: короткие всплески полного неистовства. Противника провоцируют на слегка рискованные действия, а дальше «коготок увяз — всей птичке пропасть». При такой манере игры коллектив много раз обращал с виду невыгодное положение во впечатляющую победу. Особенно заметно это было в матче против Liquid.

Счастливая случайность (против Team Liquid)

Ситуация такова: VP только что забрали T3 на миде с двумя убийствами, и рука уже на пресловутом рубильнике. RAMZES666 на Terrorblade с низким HP используется как приманка — в расчете на то, что игроки Liquid первыми не выдержат напряжения, а затем последует контринициация от RodjER на SK. Однако Liquid, в отличие от NaVi, сохраняет спокойствие и остается в зеленой зоне, понимая, что драться с VP без Miracle на Invoker — дело безнадежное. SK инициирует, в какой-то мере отчаявшись, и терпит неудачу; кажется, что пуш отбит. VP забрала вышку, не понеся, в общем-то, никаких потерь, и готова отступить.

Тогда-то No[o]ne и замечает возможность. Его Tiny прыгает через Blink на разбегающегося MATUMBAMAN, у которого Lycan. Едва приземлившись, No[o]ne понимает свою ошибку: у него не хватает маны для комбо. Внезапно у VP дела выглядят плохо: Miracle- на Invoker запрыгивает и удачно дает Ice Wall, а затем EMP. SK через Force Staff перемещает Tiny поближе к безопасной области, и тут VP вдруг понимает, что добилась именно того, на что пыталась спровоцировать. Герои Liquid позиционированы неудачно.

Рубильник перекинут.

Скрытая мощь пиков VP вырывается наружу. Команда врывается на хайграунд и делает Lycan целью номер один. RAMZES666 с помощью BKB подбирается к Lycan поближе и дает Sunder, а Solo на Ancient Apparition чуть-чуть промахивается ультимейтом, но затем становится живым снарядом — Tiny подбрасывает его, чтобы не упустить фраг.

Тем временем MinD_ContRoL на DK пытается добить Tiny, но это не удается, а самого его отрезают от тиммейтов, которые могли бы его защитить. VP агрессивно выдвигается против него, и KuroKy ничего не остается, как попытаться войти в радиус и подготовить свой ультимейт, пусть даже он будет стоить герою жизни. VP, не теряя собранности, понимает, что теперь основная цель — он, быстро приканчивает и только затем добивает DK. Плохо позиционированных героев больше не остается. Поле боя залито кровью Liquid. Малейшая ошибка в позиционировании карается смертью, и VP выступила в роли палача.

Здесь игроки VP не проявили свойственной им терпеливости. Им мало было одной только вышки, но за то короткое время, что оставалось до возвращения Invoker, снести барак было невозможно. Зато коллектив в очередной раз показал свое владение агрессивной игрой и при этом — понимание предпосылок, необходимых для начала агрессии. Изначальная провокация не удалась, и я не уверен, что No[o]ne, прыгая назад во время отступления тиммейтов, опять провоцировал. VP, задействовав свой опыт и интуицию, сумела обернуть потенциально неудачный плей в мастер-класс по дракам. Может, это и не классический метод, но быстро нанести большой урон и положить Liquid на лопатки все равно удалось.

Все фишки на красное

Несмотря на то что игроки VP видят себя далеко впереди почти всех соперников в DPC, они ни разу не сказали дурного слова о Team Liquid. «Медведи» с огромным уважением относятся к действующим чемпионам TI, и нижеприведенный клип объясняет почему. Liquid не боится нарушать сложившиеся нормы, когда нужно защищать хайграунд. Здесь Liquid, наплевав на цветовую дифференциацию зон, агрессивно расположилась в красной — зоне смерти.

Четыре героя Liquid постоянно находятся в красной и желтой зонах. Miracle- пританцовывает вверх-вниз по ступенькам; его страхуют MinD_ContRoL на Tidehunter и MATUMBAMAN на Venomancer. Из-за этого TB и DP — герои, способные за десять секунд снести вышку — вынуждены не приближаться к ней на расстояние выстрела. Изолированных героев нет ни на той, ни на другой стороне, а стало быть, VP не приходится рассчитывать на быстрое убийство от SK. Liquid, отставая к тому моменту на 15k, сумела отвадить русского медведя одним лишь позиционированием.

Вот за что VP уважает Liquid: последняя с жутковатой точностью «читает» противника, и каждый из ее игроков, как и в VP, способен при необходимости делать великолепные плеи. К сожалению фанатов Liquid, продолжение у клипа не столь впечатляющее. Ультимейт DP почти закончился, Liquid понимает, что может драться, и начинает преследовать VP. Здесь на подступах к хайграунду вся позиционная смекалка словно испаряется. Из-за этого Silence от DP накрывает трех ключевых героев, и вот...

…рубильник перекинут.

VP разворачивается на 180 градусов и за время немоты Tidehunter успевает снести Miracle почти все здоровье. С этого момента тимфайт становится для VP стандартным, и через несколько минут команда выигрывает карту и серию целиком.

Тайный ингредиент

Коронным приемом VP стал абьюз дальнобойности таких героев, как Terrorblade и Death Prophet. Подкрепляется это обычно героем, который довольно вынослив и при этом способен быстро наносить крупный урон — например, Juggernaut. Достаточно мельком взглянуть на DatDota, чтобы стала ясна ключевая роль этих двух персонажей в успехе VP.

Но хотя эти двое приносят VP самую большую пользу со времени патча 7.07, есть и другие — например, Shadow Fiend или Pugna. Играя по большому счету ту же роль — огромный урон по вышкам в сочетании с хорошим потенциалом в тимфайтах — эта тяжелая артиллерия, порой усиленная с помощью Hurricane Pike, может занять безопасные позиции и все равно вести шквальный огонь по вышке T3. С добавлением сильного инициатора — например, Sand King у RodjER — складывается драфт, идеально соответствующий игровому стилю команды.

Поэтому, если у противника VP нет Pudge, Batrider или Vengeful Spirit — т.е. кого-то способного перемещать других героев — остаются лишь два варианта:

  1. Контратаковать внизу, несмотря на продуманные позиции VP и отсутствие огневой поддержки от T3;
  2. Стоять и смотреть, как VP забирает вышку даром.

Ни то, ни другое не идеально. Как показывает предыдущий пример с Liquid, противостоять этой стратегии можно, однако VP довела ее до такого совершенства, что игроки крайне уверены в своих силах и почти что непобедимы. Собственно, я не нашел примеров того, чтобы такой натиск успешно останавливал кто-либо, кроме Liquid. Чтобы появился шанс, нужны пики, очень сильные в драках, а дальше одна надежда — переиграть Virtus.pro по исполнению. Однако никто не может сказать о себе, что стабильно побеждает VP в равном тимфайте.

Оригинальный материал: Еспер Julmust Бергесканс

Комментарии