Статья

Сильнейшие капитаны в Dota 2: Puppey и золотая эпоха Natus Vincere

В Dota 2 важны не только личные навыки игроков, но и грамотная координация действий всей команды. Поэтому сильные капитаны сразу выделяются на профессиональной сцене. Одним из лучших лидеров по праву считается Клемент Puppey Иванов. Cybersport.ru вспоминает, как эстонский капитан прославился в Dota 2 и объясняет, как он привел Natus Vincere к многочисленным победам.

Puppey выступает на профессиональной сцене с 2007 года. В оригинальной DotA он играл за KingSurf.int, Nirvana.int и GosuGamers.net. В этих коллективах его быстро признали как грамотного капитана и сильного саппорта, но наибольшую славу Иванов снискал в Natus Vincere.

Первые чемпионы The International

В июне 2011 года на замену Богдану Axypa Бойчуку и Артуру Goblak Костенко в украинскую организацию пришли Puppey и Дмитрий LighTofHeaveN Куприянов, и уже через несколько месяцев коллектив стал первым чемпионом The International. Тогда капитаном был Иван ArtStyle Антонов, а Иванов помогал в драфте. В «Доте» тогда было 47 героев, но на TI команда NaVi использовала лишь 17. И это не значит, что у коллектива не было идей: просто ему не нужно было удивлять противников, чтобы побеждать.

Natus Vincere за весь The International проиграли только одну карту — в гранд-финале против EHOME. Даже на чемпионате с призовым фондом в $1,6 млн команда могла себе позволить быть предсказуемой — противники не могли ее за это наказать. Весь турнир коллектив набирал мобильных персонажей с сильными нюками (Mirana, Ancient Apparition и Nature’s Prophet) и просто свои сигнатурки (Chen, Night Stalker и Viper).

Герои подходили и под стиль состава, и под мету. Нюки помогали быстро убивать противников на ранних стадиях. Жадные саппорты и офлейнер легко перемещались в лес, фармили артефакты и были готовы драться 5v5. Mirana не нужно было тратить по 25 минут, чтобы начать помогать команде. Сильных хард-керри, которые могли бы пережить такое давление, на тот момент в «Доте» было всего два: Anti-Mage и Spectre. Обоих NaVi предусмотрительно банили в первой же стадии.

Эта машина ехала по врагам до самого гранд-финала, где EHOME решила проверить, как Natus Vincere управляются с другими персонажами. В первой игре китайцы забанили не только Night Stalker, но и Apparition. ArtStyle и Puppey ответили на это Pudge, но не сработало. В следующей игре команда потратила больше времени на драфт и выбрала Spectre. Вдобавок к этому NaVi взяли Beastmaster и Enigma, а Данил Dendi Ишутин и LightOfHeaven поменялись позициями. Игроки EHOME к такому не были готовы и продолжили методично набирать персонажей для массовых сражений. В результате Aegis и чемпионские кольца достались Natus Vincere.

Новый капитан — прежняя доминация

В октябре 2011 года команду покинул ArtStyle, и Puppey стал ее капитаном. Но ни смена лидера, ни пришедший в состав Сергей Smile Ревин особенно не повлияли на стиль Natus Vincere. Разве что пул героев расширился — в Dota 2 каждый месяц добавляли новых, и игроки искали оригинальные варианты. Puppey стал брать Dark Seer, Sand King, Chaos Knight и фирменного Leshrac Сергея Ревина. При этом NaVi то и дело переставляли роли под определенных героев, не привязывая игроков к линиям. Команда по-прежнему выигрывала ранней агрессией и постоянным давлением в мидгейме — все так же бодро и весело. Пожалуй, смотреть игры Natus Vincere того времени лучше всего с комментариями молодого Виталия v1lat Волочая: его стиль подачи дословно передавал атмосферу в команде и на карте.

Хотя стиль команды был понятным, переиграть ее не удавалось. Игроки просто были на голову выше оппонентов по скиллу, а смены ролей сбивали тех с толку. Получалось, что NaVi все так же выфармливали основные предметы в лесу, ганкали коров и просто гнули свою линию, а противники старались под это подстроиться. И это при том, что Puppey редко отходил от привычного пула героев. Обычными методами победить коллектив не удавалось. Не помогали и популярные тогда хард-керри вроде Morphling и Lone Druid.

Во второй половине сезона 2011/12 состав все же принял сложившуюся мету и начал готовиться к The International 2012. Там почти в каждом пике NaVi был классический керри-герой — Phantom Assassin, Anti-Mage или Juggernaut. Puppey добирал и дополнительного семи-керри вроде Lycan или Dragon Knight. Основной план на игру оставался прежним: фармить всю карту, ганкать противника на ранней стадии и дожимать в массовых драках за башни или Рошана. Сюда же отлично вписался Rubick, которого Natus Vincere от Dendi показали незадолго до TI2: персонаж с сильным нюком, который может восполнить пробелы в драках 5v5. Такая незамысловатая стратегия работала, потому что команда и ее капитан знали силу своих героев и понимали, когда лучше инициировать сражения или оставаться на хайграунде, а когда нужно отступить.

Puppey в интервью GoodGame.ru: 

Остановить коллектив удалось только Invictus Gaming в гранд-финале. По сути, китайцы победили NaVi в ее же игре образца первого TI: герои с сильными нюками, Templar Assassin, уничтожающая в мидгейме, и постоянное давление по всем фронтам. Во второй игре такая задумка не прошла — Puppey понял, что достаточно продавить офлейн с помощью контроля Leshrac и Naga Siren и дать Dendi плотного Dragon Knight против TA. Пока эти три героя держали линии, Chen и Dark Seer выфармили нужные артефакты. Китайцы не продержались и 20 минут.

На следующих двух картах дела шли хуже. Китайцы банили все сигнатурки Puppey и набирали агрессивных героев для массовых драк. Казалось, что в третьей встрече NaVi обставили IG на драфте: Rubick и Naga должны были переворачивать мощные массовые драки с Disruptor, Dark Seer и Enigma от китайцев, Shadow Shaman — останавливать мобильную Queen of Pain, а Nature’s Prophet и Dragon Knight могли бы просто выигрывать на линиях.

На практике все сломалось из-за медведя, который постоянно отводил крипов под башню к офлейнеру и мешал Smile фармить. Дабл-лейн в миде не оправдал себя, а LightOfHeaven на Furion ничего не смог противопоставить Lone Druid и Disruptor. Все линии проиграны, а драться нечем — после 15 минут безрезультатных вылазок Natus Vincere сдались. Третья карта прошла по похожему сценарию: проигранные линии, слабые драки и пуш от IG — метод Puppey не сработал.

Адаптация к мете хард-керри и решафл

Второй Aegis ускользнул от Natus Vincere, и Puppey ринулся догонять мету: пробовал популярную тогда связку Chaos Knight + Io, ставил Batrider в мид и брал персонажей с пуш-потенциалом вроде Luna, Gyrocopter и Keeper of the Light. Хотя NaVi успешно адаптировались и выиграли несколько турниров, они перестали быть безоговорочными лидерами. На сцене появились опасные коллективы — Alliance, Team Empire и Fnatic. Все они отлично играли в макро и избегали стычек с оппонентами без особой на то причины. Матчи стали более напряженными и изматывающими, и победы доставались NaVi только благодаря опыту игроков и грамотным решениям Puppey.

Одно из таких навсегда вошло в историю Dota и даже стало мемом. Речь о Puppey pause. В матче групповой стадии RaidCall D2L Season 2 против очередного стака syndereN + 4 капитан Natus Vincere поставил паузу, как только противник инициировал драку. Александр XBOCT Дашкевич, который на тот момент играл на саппорте Lion оказался в практически безвыходной ситуации и спасти его могло только чудо. Но Puppey решил, что куда надежнее будет холодный расчет: Андрей Mag Чипенко, который заменял Smile, использовал Force Staff на XBOCT, а тот моментально поставил Sentry Ward — чтобы увидеть Nyx Assassin. В результате проигранная драка превратилась в победу на первой карте. Все это подробно объяснил Бен Merlini Ву, но Иванов до последнего утверждал, что паузу он поставил из-за лагов.

LightOfHeaven на стриме (присутствует ненормативная лексика 18+):

На фоне усложнившейся меты и возможного разлада в коллективе состав покинули LightOfHeaven и Smile. На их место пришли старый друг Puppey 
Куро KuroKy Салехи Тахасоми и на тот момент сильнейший офлейнер СНГ — Глеб Funn1k Липатников. В команде начался вполне логичный для обновленных составов период спада. Puppey начал экспериментировать, полагаясь на сильные стороны коллектива: перестановку ролей и сигнатурных героев вроде Rubick и Clinkz.

В 2011-2012 годах персонажей было меньше; вся игра зависела от скилла игроков, их коммуникации и драфтов с минимальным количеством контрпиков на уровне отдельных персонажей. В 2013-м у капитанов появилось куда больше возможностей, которые ограничивали только правки баланса. Обычный для NaVi «сноуболл» с самых ранних стадий потерял актуальность: в уже устоявшейся мете 1+4 с мощными тимфайтами нужна была стабильность всей команды, а не отдельных игроков. Единственную значимую победу NaVi одержали на весеннем RaidCall EMS. Но коллектив не смог защитить титул на пятом и шестом сезонах StarLadder и подняться выше 5-6 места на DreamHack Summer 2013. NaVi не хватало слаженных действий из-за языкового барьера и редких тренировок. Не хватало и менее очевидных стратегий — но позже Puppey разобрался и с этим.

Puppey и Dendi в интервью Gamer.ru после группового этапа Alienware Cup 2013:

В июле коллектив отправился в Китай на Alienware Cup 2013. Natus Vincere получили еще одну пощечину: команда выиграла лишь одну карту в групповом этапе. Видимо, именно это и нужно было Puppey, чтобы перестроить стиль под мету. Всего через три дня состав показал в плей-офф настоящую командную игру. Драфт больше не основывался на сигнатурных персонажах, а игроки уже не менялись ролями в зависимости от выбранных героев. Даже Alchemist на четвертой позиции от Puppey был скорее не заготовкой, а грамотным решением на драфте. Капитан спас потенциально слабый матчап против Lifestealer, добрав Luna в последней стадии.

Как только у коллектива появилась конкретная структура, дела вновь пошли в гору. Вместе со спадом позади остались спонтанные смены позиций и нестандартные решения. Puppey удалось не просто подстроиться под мету, но и сохранить фирменный стиль NaVi. Команда по-прежнему использовала ганкающего Chen в паре с Rubick, Nyx или Lina, брала опасных уже на ранних стадиях керри вроде Gyrocopter и Lifestealer и как могла усложняла жизнь оппонентам частыми передвижениями по карте. В результате перед главным турниром года коллектив победил на The Defense 4 и ReidCall D2L Season 3.

The International 2013 и битва с Alliance

The International 2013 прошел примерно по тому же сценарию: первое место в группе, уверенное выступление в плей-офф и равный соперник в гранд-финале. Puppey отлично понимал, как нужно проводить драфты, но даже в стадии игры на вылет старался проверять заготовки: брал непривычных Mirana, Skywrath Mage и Jakiro. После поражения на первой карте команда возвращалась к проверенным персонажам.

В игре против TongFu одна из заготовок сработала. Natus Vincere взяли Pudge и Chen — вроде бы фирменные персонажи Dendi и Puppey, но дело было в одной очень сильной синергии. Pudge мог затянуть противника сразу на фонтан, если использовал Meat Hook прямо перед телепортацией Chen. Таким необычным способом коллектив выбил в нижнюю сетку одного из главных претендентов на победу. Впоследствии Valve признала эту комбинацию багом и запретила ее использовать, но о переигровке речи не шло.

Проблемы начались только в финале виннеров, когда против Natus Vincere вышла Alliance. В сезон они встречались редко, но The International 2013 стал началом серьезного противостояния. В первой встрече Natus Vincere уступили со счетом 0:2. Команда дважды оставила Alchemist наедине с золотом на пустой линии и дважды за это поплатилась. Хотя превосходство Alliance казалось очевидным, настоящая битва была еще впереди: гранд-финал, матч до трех побед.

Оба коллектива играли примерно в одном стиле и даже использовали одних и тех же героев: Chen от Йоакима Akke Актералла и Puppey, Rubick от Джерри EGM Лундквиста и KuroKy, Lifestealer от Джонатана Loda Берга и XBOCT. Уже на стадии драфта шла ожесточенная борьба. В первом раунде победа безоговорочно досталась 
Густаву s4 Магнуссону — ненадежный пик Puppey с Venomancer и Vengeful Spirit привел к поражению за 15 минут. На следующей карте все прошло в точности до наоборот. Venomancer был уже в пике Alliance, однако он снова уступил ганкающему саппорту. Последующие три карты лучше посмотреть, причем несколько раз. То, как команды реализовывали драфты, адаптировались к линиям противника и боролись за контроль на карте, — просто лучшее выступление того времени.

На финальной карте Puppey взял слабого в ранней игре Alchemist, но закрыл его недостатки мощными в мидгейме Templar Assassin и Enigma. Задумка удалась — XBOCT, которому долго не давали подходить к крипам, смог вернуться в игру, пока Dendi с саппортами и Batrider уничтожали противников. Но несмотря на имеющееся преимущество по золоту, Natus Vincere не совладали со сплит-пушем Chaos Knight + Io и Nature’s Prophet. Команда слишком замедлилась и не реализовала набранное преимущество: Puppey не сумел распределить силы на карте и повел всех ломать центральную линию.

Хотя по статистике в этом гранд-финале побеждала та команда, которая играла с Io, главным героем матча стал s4. Капитан шведского коллектива дважды прервал телепортацию NaVi во время пуша, из-за чего упали сначала две линии, а потом и трон первых чемпионов The International. Досадная ошибка стоила команде Aegis.

Конец прекрасной эпохи

Natus Vincere потребовалось два месяца, чтобы отойти от обидного поражения и вернуться к трофеям и кубкам. Как всегда, Puppey играл согласно прежней мете: в драфтах лишь изредка появлялись Troll Warlord, Timbersaw, Abbadon и свежий Ember Spirit. Но казалось, что никаких изменений коллективу и не требовалось: в копилку NaVi добавилось по два титула StarLadder и RaidCall D2L. К тому же после нерфа Chaos Knight + Io команде наконец-то удалось поквитаться с Alliance.

Puppey и его напарники шли по головам соперников до апреля 2014 года, когда начался целый стрик неудачных выступлений. SLTV StarSeries Season XI, ASUS ROG DreamLeague Season 1, Dota 2 Champions League Season 3 и ESL One Frankfurt 2014 — сплошные неудачи и поражения в первых раундах плей-офф. Команды уже знали стандартные заготовки Puppey, которые почти не изменились со времен TI3. Оппоненты были готовы и к экспериментам коллектива — внезапный Timbersaw или Tinker никого не удивляли. Одумались NaVi слишком поздно: когда команда стала постепенно выводить на поле боя метовых персонажей вроде Brewmaster, Mirana и Faceless Void, уже стартовал The International 2014.

В результате игра Natus Vincere стала слишком медленной и нерешительной — 8:7 в групповом этапе вместе с поражением от американского состава организации лишь доказали это. Наиболее показательным стал матч против Newbee за место в верхней сетке плей-офф. Китайский коллектив, который в итоге стал чемпионом The International, просто снес драфт Puppey и уничтожил Io и Razor. То же случилось и в матче на вылет против Cloud9.

Было видно, что капитан и его команда слишком заигрались в «Доту» Alliance и забыли о 2012 годе с ранней доминацией, сильными драками в мидгейме и «сноуболлом». Возможно, были и другие причины: после The International прошел слух, что Dendi набросился с кулаками на капитана. Как бы там ни было, с 7-8 местом на TI4 закончилась целая эпоха Natus Vincere. Началась новая эра — уже без Puppey, который вскоре возглавил суперкоманду Team Secret.

Комментарии