Статья

Сильнейшие капитаны в Dota 2. Fly у руля Fnatic и OG

За свою карьеру Таль Fly Айзик добивался успеха только с теми командами, где ему уступали место у руля. Он никогда не считался сильнейшей пятеркой, зато на протяжении нескольких лет был капитаном лучшей команды в мире. Рассказываем, как новый лидер Evil Geniuses от игрока в Heroes of Newerth дошел до звания «мастера мейджоров».

Лучший европейский состав Fnatic

Fly перешел в Dota 2 из HoN вместе тремя игроками Fnatic в этой дисциплине — Йоханом n0tail Сундштайном, Адрианом Era Крезиу и NoVa. Позже к коллективу присоединился и мидер Кай H4nn1 Ханбукерс. От предыдущего ростера по Dota 2 состав получил только слот в StarLadder Pro Series Season 2, и громкий тег, который провел игроков на The Premier League 2 и The Defense 2. Хотя Fnatic отобралась в StarSeries Season 3, она нигде не вышла в плей-офф.

Осенью 2012 года на место NoVa пришел Калле Trixi Сааринен. Коллектив тут же выиграл отборочный турнир DreamHack Valencia 2012 и получил слот на DreamHack Winter 2012. Fnatic заняла первое место в группе, где единственным серьезным оппонентом была Team Dignitas, обыграла микс Андреаса Франка Cr1t- Нильсена в четвертьфинале, но потом уступила Evil Geniuses. Через пару недель команда победила NoTidehunter в финале шведского фестиваля Thor Open, а еще через месяц заняла третье место на StarLadder StarSeries Season 4.

Тогда Fnatic представляла серьезную угрозу, во многом благодаря мете, в которой особенно важна была грамотная макро-игра и командное взаимодействие. Капитаны работали с ограниченным пулом героев: спорить с силой Nature's Prophet, Chen или Batrider было невозможно. Но Fly все же пытался изменить устоявшиеся правила.

В том составе не было игроков вроде Амера Miracle- аль-Баркави или даже мастеров конкретных метовых персонажей, как Хенрик AdmiralBulldog Анберг. Поэтому Fly мог положиться только на вариативность позиций тиммейтов и врожденную ненависть Era к крипам — не слабее, чем у Ильи Illidan Пивцаева. Первый вариант был более авантюрным, поэтому Visage и Meepo отдавали n0tail, который еще играл на саппорте, отдавали, но редко. Второй — работал, особенно в первые месяцы 2013 года.

В мете 2013 года команда находилась в списке лучших, но не дотягивала до грандов вроде Alliance и Natus Vincere. Она была похожа на Virtus.pro и Team Empire, которые уступали лучшим коллективам из-за ошибок игроков. Но Fnatic теряла победы еще и из-за макро-решений Fly. Наиболее красноречивый пример ошибок капитана — гранд-финал того самого The Defense 3.

На драфте Таль Айзик совершил две серьезные ошибки: не забанил Nature’s Prophet и взял Broodmother в офлейн, когда противник уже выбрал Batrider, Gyrocopter и Leshrac. В результате Phantom Lancer стоял на пустой линии, Keeper of the Light фармил лес, а в это время на миде и офлейне герои не могли подойти к крипам. Один Era не может победить сразу трех коров — даже ошибки Олега Crazy Колесниченко не помогли Fnatic. Fly нужно было спасать мидера и офлейнера: либо ганкать Batrider, либо стоять с Broodmother на офлейне. Но капитан решил сфокусироваться на одном PL, который сломал одну башню, когда VP уже дошла до хайграунда.

Хотя Fly часто загонял себя в ловушку еще на драфте, команда то и дело отнимала карту-другую у Alliance и Evil Geniuses. Благодаря этому она получила приглашение на The International 2013, где заняла 7-8 место, уступив Orange eSports — главному открытию того сезона.

В этом матче Fnatic подвела слишком дисциплинированная игра. Fly командовал как по учебнику: коллектив методично сносил башни и почти всегда перемещался пятеркой, даже если у него было преимущество. На 16-й минуте он обходил противника по золоту и по артефактам. Чай Mushi Ё Фун на Anti-Mage не был готов к дракам, а значит Dark Seer с Mechanism и Shadow Fiend с Black King Bar уже могли бы инициировать сражения. Но нет. У Era на Morphling была Linken Sphere — этого было бы достаточно, чтобы дожать малайзийскую пятерку, но такого варианта в книжке Fly не было. Капитан Fnatic подарил Mushi время, которого оказалось достаточно, чтобы вернуться в игру банальным сплит-пушем.

Адаптируйся или умри

На первых чемпионатах нового сезона Fly начал перестраивать игру под новую мету — с большим пулом героев и ускорившимся темпом. Команде, которая целый год сидела в обороне и нерешительно выходила в пуш не раньше, чем Era нафармит несколько слотов, нужно было время.

К концу ноября 2013 года Fnatic адаптировалась: она заняла вторые места на первом турнире DreamHack в сезоне, на RaidCall EMS One Fall Season и Fragbite Masters 2013.

Теперь коллектив играл агрессивнее: в пиках чаще стали появляться Batrider и популярный на The International 2013 Weaver, а также Venomancer и даже Night Stalker. Такой набор персонажей совсем не подходил для методичной медленной игры — Fnatic рвалась в бой.

По поводу драфтов к Fly вопросов не было — победа над Клементом Puppey Ивановым на XMG Captains Draft Invitational дорогого стоит. Персонажи новой меты были сильны на линиях, чем и пользовалась Fnatic. Получив преимущество, игроки вместе с капитаном брали Hand of Midas и уходили в оборону до первых серьезных артефактов. Этот момент был единственной лазейкой в стратегии Fly, которую оппоненты вроде Natus Vincere или Vici Gaming могли обойти.

Fnatic не выиграла ни одного крупного турнира, но и ниже четверки лучших опускалась редко. В июне 2014 года внезапно ухудшилось здоровье Era, из-за чего команде пришлось выступать с заменой — молодым керри Стивом Excalibur Йе. С ним коллектив трижды вошел в топ-3 на 5 турнирах. Возможно, дело было в том, что новичок даже больше вписывался в мету, где не осталось места жадным хард-керри.

На The International 2014 Fnatic поехала с Era, хотя и руководство, и игроки считали, что ему от этого могло стать хуже. Команда долго вела переговоры с Valve и самим игроком, но в итоге отправиться на чемпионат с заменой не смогла.

«Люди, знакомые с нашей ситуацией, понимают, что у нас было мало времени на подготовку. За полтора месяца нам пришлось дважды сменить стиль: перейти к новому, а потом вернуться к старым наработкам. В результате мы чувствовали, что совсем не готовы к турниру такого масштаба. Это не единственная причина нашего провала, но мы сделали все что могли», — N0tail в интервью после группового этапа TI4.

Хотя Fnatic начала групповой этап уверенно, даже в победных матчах она уже не выглядела сплоченной. Как и сказал n0tail, коллективу пришлось быстро адаптироваться к игре с Era, который больше месяца не тренировался. Ему приходилось выступать на метовых персонажах, далеких от классических хард-керри: Brewmaster, Wraith King и даже Tidehunter. Все ресурсы отдавали Trixi и H4nn1, а без фарма Era играть не привык — зачастую тимфайты разваливались из-за его ошибок. Fly приходилось балансировать на грани прошлой и новой меты. Fnatic завершила групповой этап со счетом 6:9 и покинула турнир. Этот чемпионат стал последним в истории состава.

«Бог создал человека, потому что разочаровался в обезьяне»

Следующий год Fly провел как обычный игрок. В начале сезона он вместе с n0tail присоединился к Team Secret, где занял позицию офлейнера. Через пару месяцев фарма древних крипов он ушел. В начале 2015-го Флай воссоединился с H4nn1 и Excalibur в миксе MeePwn'd, который не продержался и двух месяцев.

На The International 2015 Fly отобрался вместе с американской Complexity Gaming. Под командованием Кайла коллектив даже вышел в верхнюю сетку плей-офф, но потом уступил сначала EG, а потом и VP. После этого Fly и n0tail собрали микс Monkey Business, который превратился в полноценную команду OG.

К составу присоединились Дэвид MoonMeander Тан, Cr1t и покоритель матчмейкинга Miracle-. N0tail сменил варды на Battlefury и занял позицию керри. В начале сезона коллектив отобрался на три турнира, включая первый мейджор в истории Dota 2 — The Frankfurt Major 2015. За месяц до чемпионата Monkey Business вошла в топ-3 на MLG World Finals и Dota 2 Champions League Season 6.

Уже тогда коллектив показал, какой пул героев должен быть у профессионалов: всего за месяц Monkey Business использовала 62 героя. На мейджоре во Франкфурте OG начала плей-офф с нижней сетки: в группе коллектив дважды не справился с Vega Squadron, в которой выступали Алексей Solo Березин, Владимир No[o]ne Миненко и Павел 9pasha Хвастунов. Но в итоге состав дошел до гранд-финала, обыграв шесть команд.

В заключительном матче турнира OG столкнулась с Team Secret — главным претендентом на победу. Но коллектив не боялся ничего: принимал любые драки, дайвил под башни и делал все что хотел. Наказать игроков было невозможно: на той стороне реки стояли Miracle- на Invoker и Fly на Dazzle, а в тыл уже заходили MoonMeander и Cr1t. Казалось, все, что нужно было делать Fly — брать саппортов с подсейвом и вовремя говорить «атакуем» и «отступаем». Дальше дело было за Miracle-, а он проиграл лишь на одной карте из четырех.

Это справедливая шутка: если в пике нет Meepo, Miracle- — главный залог победы. В целом OG старалась побеждать постоянным прессингом в макро: Fly чаще всего набирал объективно сильных персонажей вроде Doom или Shadow Fiend, которые могли фармить в одиночку и захватывать большую часть карты.

После победы на мейджоре и последующем ASUS ROG DreamLeague Season 4 OG расслабилась. Fly не стал менять стиль команды, но к середине сезона коллективы стали использовать драфты, ориентированные на массовые сражения. OG достаточно было совершить несколько позиционных ошибок, чтобы классическая связка Dark Seer и Disruptor свела на нет преимущество. К тому же в тот период n0tail сильно сдал — даже для второстепенного керри. Поэтому противники могли победить, фокусируясь только на Miracle-. В результате на The Shanghai Major 2016 команда заняла 7-8 место. Это был единственный мейджор от Valve, трофей которого не достался OG.

Это заставило команду пересмотреть игру, и она наняла тренера — Себастьяна Ceb Дебса. Вместе с ним Fly разнообразил стратегии коллектива, а его тиммейты поработали, чтобы не слишком отставать от Miracle-. Спустя два месяца OG вернулась на трон мировой «Доты» с победой на The Manila Major 2016. В пиках стали чаще появляться Dark Seer, Batrider, Invoker и другие герои, которые сильно помогали в сражениях. Стиль OG стал агрессивнее: теперь команда начинала доминацию с ранних стадий и реже затягивала матчи.

Настоящими героями The Manila Major 2016 стали n0tail и Cr1t, а не Miracle-. Датские игроки уже не были довеском к мидеру, но, как того требовала мета, выполняли роли плеймейкеров. N0tail вместе с Fly испепеляли врагов связкой Faceless Void и Phoenix, а Cr1t будто старался превзойти Джесси JerAx Вайникку в исполнении на его коронном Earth Spirit. В финале Team Liquid удалось отнять у OG лишь одну карту — во многом благодаря тому, как n0tail играл на Alchemist. Финальный счет 3:1 по картам и 2:0 по трофеям мейджоров.

Перед началом The International 2016 коллектив успел выиграть ESL One Frankfurt 2016 и занять второе место на The Summit 5. На главный турнир года OG приехала в качестве фаворита. Но в четвертьфинале верхней сетки коллектив уступил корейской MVP Phoenix и ее Phantom Assassin от Ким QO Сон Йопа. Хотя Miracle- справился с этим персонажем на миде, в поздней игре OG просто не могла добраться до керри противника, перед которым стояли Faceless Void, Dark Seer и Spirit Breaker. На третьей карте MVP перевела PA на легкую линию, где она не оставила и шанса n0tail. А в нижней сетке TNC Predator готовила для «мастеров мейджоров» самое неожиданное поражение фаворита в истории Dota 2.

На первой карте Fly набрал жадный драфт с Medusa, Drow Ranger и Faceless Void. К 28-й минуте коллектив дошел до хайграунда противника. После этого капитан начал ошибаться: вместо того, чтобы продолжить давление по линиям команда стала инициировать сражения вдали от базы оппонента. В результате Phantom Lancer собрал необходимые артефакты и уничтожил Medusa. Следующий матч также начался с доминации OG, но за 50 минут команда так и не реализовала преимущество, сломав только одну сторону. Вскоре TNC было не остановить: от удачной Chronosphere и пулеметного обстрела Huskar и Drow Ranger спастись было невозможно.

Мастера мейджоров

OG остановилась на 9-12 месте TI6 и после этого ее покинули сразу три игрока — все, кроме Fly и n0tail. На их места пришли Густав s4 Магнуссон, который расположился на офлейне, молодой мидер Анатан ana Фам и бывший саппорт Team Liquid — JerAx. С уходом Miracle- OG лишилась основного игрока, а значит капитану и тренеру предстояло вновь переработать подход.

OG тогда помогала мета, в которой к мидеру то и дело приходил саппорт четвертой позиции, а роль керри постепенно стала более важной, чем в предыдущем сезоне. Fly, чтобы подстраховать мидера, брал крайне опасных на поздних стадия Terrorblade и Naga Siren для n0tail. Хотя в пару к Outworld Devourer по-прежнему пикали Faceless Void или Drow Ranger.

Сезон 2016/2017 стал одновременно и самым успешным, и самым скудным на турнирные игры в истории команды. До The Boston Major 2016 OG сыграла лишь на четырех турнирах и одной квалификации. Впервые новый состав выступил на Mars Dota 2 League 2016 Autumn и занял третье место. Через две недели он уступил Team Empire в первом же матче до первой победы на FACEIT Invitational, а чуть позже обновленный ростер Virtus.pro показал команде, что в Европе теперь не все так просто. Сначала VP не пустила OG на ESL One Genting 2017, а потом отобрала трофей The Summit 6.

Декабрьский турнир в Бостоне был первым чемпионатом от Valve, который прошел по олимпийской системе. Первое место в группе обеспечило OG спокойный старт в плей-офф. В полуфинале команда встретилась с Evil Geniuses, которые только что обыграли Virtus.pro. OG без проблем разделалась с новым составом бывшего тиммейта Cr1t и вышла в финал, где ее ждали греки из Ad Finem. Те с трудом выиграли одну карту, но на большее их не хватило. Так Fly и n0tail победили на очередном мейджоре, доказав, что дело было не только в Miracle-.

Новый стиль OG напоминал то, что делала Fnatic в 2013 году: коллектив мог долго играть в обороне, выфармливая нужные артефакты. При этом команда часто жертвовала ранней игрой на всех линиях, кроме мида, где JerAx делал максимум, чтобы Ana не отдал преимущество врагу. Лишь сравнявшись с оппонентом, OG выходила ломать здания или инициировать драки — только впятером и строго по откатам способностей. План работал только при условии, что все игроки действовали идеально. Суть была в использовании доступного пространства: на первых стадиях матча карту контролировал JerAx, а потом эта роль переходила n0tail и Ana. Коры не только фармили больше, чем противник, и постоянно пушили линии, но и давали больше информации капитану. Таким образом Fly полностью контролировал макро-игру.

«Знаешь, у нас есть цикл. Сначала побеждаем на мейджоре, потом проигрываем, потом опять выигрываем, а потом проигрываем на The International. Так что цикл продолжается! <…>

Я знал, что мы можем одержать победу. Но я также знал, что никто не видел в нас фаворитов. Думаю, так даже лучше. Я уже был в ситуациях, когда твоя команда была фаворитом турнира, и из-за этого на тебя оказывается огромное давление. А на этот раз нас никто особо и не замечал», — Fly в интервью Red Bull.

За следующие четыре месяца OG посетила четыре турнира, но ни разу не опустилась ниже первой тройки. Хуже всего она выступала против китайских коллективов, которые давили ранней агрессией, — в финале Dota 2 Asia Championships 2017 состав Fly уступил всухую, во многом из-за трижды проигранной средней линии.

В апреле 2017 года начался очередной мейджор. OG вновь прибыла на турнир в качестве фаворита, но трофей тогда прочили Virtus.pro. В групповом этапе по швейцарской системе VP выиграла три матча из трех, а «мастера мейджоров» закончили на один матч позже, уступив Invictus Gaming. Команды оказались в разных частях сетки и встретились только в финале.

Как OG завоевала трофей последнего мейджора в Dota 2, уже объяснили сами игроки Virtus.pro. Остается лишь добавить пояснение Fly:

Нет мейджоров — нет мастеров

На последних турнирах до The International 2017 OG успеха не добилась. Игроки сослались на усталость и недостаток тренировок в новом патче. К примеру, на EPICENTER: Moscow 2017 коллектив не вышел из группы: он победил лишь состав Natus Vincere с Пером Андерсом Pajkatt Олсеном Лиллем. Уже на драфтах было видно, что Fly и 7ckngMad будто вовсе не готовились — команда полностью игнорировала Troll Warlord, Ursa и Sand King.

Но OG заслуженно получила приглашение на TI7 и вновь стала фаворитом. Казалось, что Fly отыщет ключ к мете, но не сложилось. OG поделила драгоценные очки даже с аутсайдерами турнира — Digital Chaos и Execration. Из-за этого команда остановилась в шаге от верхней сетки и оказалась в матче на вылет до первой победы. К радости OG, Infamous не смогла реализовать Troll Warlord, которого Fly до сих пор не признавал.

На следующей встрече против OG выступила TNC, которая годом ранее выбила коллектив с TI. Но в этом матче команда была собрана и провела свой лучший матч за весь турнир. Fly вел все ту же медленную оборонительную игру, единственным агрессивным элементом которой был JerAx. TNC допускала много ошибок: лезла в драки, отдавала пространство — этим и пользовались ее противники.

В третьем раунде нижней сетки OG встретилась с PSG.LGD, которая не собиралась подстраиваться под оппонента. На первой карте китайцы собрали максимально агрессивный лайнап с Night Stalker, Earthshaker и Leshrac, которые разрушили все планы Fly. JerAx не смог спасти Ana, а Phantom Lancer от n0tail не справился с Bristleback в поздней стадии игры. Несмотря на несколько переворотов от OG, LGD вышла победителем на вторую карту. В следующем драфте китайцев было много контроля, из-за чего команда Fly к середине матча начала проигрывать все драки. 0:2 — OG снова даже близко не подошли к Аегису.

Первый сезон Dota Pro Circuit команда начала с того, что место Ana на миде занял Роман Resolut1on Фоминок. После The International 2017 такая замена казалась лучшим вариантом для состава, но в итоге OG проиграла три первых квалификации, включая отборочные на новый мейджор ESL One Hamburg 2017.

OG проиграла все квалификации начала сезона. Что не так с мастерами «мейджоров»?

Если раньше команда славилась отличным пониманием ситуации на карте, то теперь игроки не только не наказывали противников за ошибки, но и сами их совершали. Они говорили, что еще нужно сыграться с Resolut1on, но им так и не удалось это сделать. Как ни менялись мидер с керри позициями, результат оставался прежним: Фоминок фармит, Сундштайн — нет, а противники сносят базу. OG в сезоне заработала по 210 очков на игрока, и все — за три майнора вместе с Resolut1on.

Зимой коллектив выиграл все отборочные, в которых участвовал, но в первую очередь — благодаря низкому уровню конкуренции в регионе. Как результат, 7-8 место на ESL One Katowice 2018 и 9-11 на The Bucharest Major. Fly так и не придумал, как в очередной раз заставить состав работать. Но OG покинул не n0tail или сам капитан, а Resolut1on. Вместо него начал выступать тренер 7ckngMad, но лучше от этого не стало.

В июне OG сообщила, что коллектив покинули Fly и s4, которые заменили Клинтона Fear Лумиза и Расмуса MISERY Филипсена в Evil Geniuses. Обновленный состав EG отобрался на The International 2018 — во многом благодаря тому, что SumaiL вернулся на мид. О вкладе Айзика как капитана говорить пока рано.

«Есть много разных подходов к роли капитана в "Доте". Я думаю, мне было дано стать капитаном. Я чувствую, что команда уважает меня и мои решения. Не только в игре, но и за ее пределами. В том числе в вещах, которые касаются тренировочного процесса или поведения. Я думаю, это все зависит от личности человека. В ком-то это заложено природой, а в ком-то — нет. Хотя, конечно, можно и научиться быть лидером.

Думаю, со временем я стал лучше. У меня всегда были склонности к этому, но поначалу я не был лидером. Скорее я был игроком, которому выпало проводить драфт. Думаю, с годами я многое узнал о себе. Я понял, что именно на этой роли я могу себя реализовать в полной мере», — Fly в интервью Cybersport.com.

Несмотря на провал OG в сезоне 2017/18, Fly остается одним из сильнейших капитанов в Dota 2. На примере Fnatic образца 2013/14 годов он показал, что команда из не самых сильных игроков может выступать на высоком уровне, если грамотно вести матч. Во время болезни Era Айзик перестроил стиль коллектива под особенности меты и стендина в кратчайшие сроки, благодаря чему состав достойно выступал даже с заменой. В конце концов, именно Fly был капитаном команды, которая на протяжении двух с половиной лет показывала остальным, как нужно играть в «Доту» — и это при двух разных ростерах.

Возможно, сезон 2017/18 стал чем-то вроде периода Fly в Team Secret и compLexity, когда капитану нужна была перезагрузка. Впереди у Evil Geniuses есть целый месяц на подготовку к TI8, а с новым коллективом Айзик может провернуть то, в чем он был хорош в прошлом — адаптироваться к мете и выиграть еще несколько мейджоров.

Комментарии