Очередной триумф OG и уход RAMZEs из Virtus.pro — итоги 2019 года в Dota 2
Статья

Очередной триумф OG и уход RAMZEs из Virtus.pro — итоги 2019 года в Dota 2

Йохан n0tail Сундштайн во второй раз выиграл The International, в Virtus.pro завершилась эра Романа RAMZES666 Кушнарёва, а Dota 2 перешла на новый патч и, похоже, уже никогда не станет прежней. Не будет преувеличением сказать, что 2019-й стал поворотным в истории дисциплины. За этот год Dota 2 заметно изменилась как в киберспортивном, так и в игровом плане. О том, как это произошло, — в нашем материале!

Аегис на TI9. Фото: Valve, flickr
Аегис на TI9. Фото: Valve, flickr

OG прошла «Доту» — снова

В 2018 году мы много раз писали, что OGсовершила невозможное. По ходу сезона команда провалила большинство турниров и потеряла мидера в лице Романа Resolut1on Фоминка, а затем лишилась капитана и звездного офлейнера перед самым стартом The International. Тогда казалось, что на этом история OG может завершиться. Но затем стало ясно, что на тот момент мы видели лишь драматичный сетап для истории — вскоре клуб выиграл TI8.

Сезон перед TI9 для OG выглядел немногим лучше. Теперь команда не проигрывала на турнирах — вместо этого она их вовсе пропускала. За первые восемь месяцев сезона DPC 2018/2019 коллектив выступил всего на двух майнорах, показав откровенно блеклую игру и будто бы подтвердив домыслы критиков, что победа на TI8 была случайной.

Определенный прогресс наметился лишь в мае, когда в команду вернулся керри ana. После этого OG стала играть заметно бодрее — с ходу прошла на MDL Disneyland Paris Major и даже заняла там 5-6 место, уступив только будущим финалистам, но вряд ли этот результат стоило считать показательным.

Команда получила слот и на следующем мейджоре, но там осталась без капитана и потому в каждом матче выступала с позиции андердога. В итоге вплоть до старта The International объективно судить о форме OG было трудно. Это подтверждают и прогнозы киберспортсменов других клубов, которые мы собрали на медиадне TI9. Чемпионство команды n0tail тогда предсказал только один игрок — Ninjaboogie. Но OG удалось во второй раз провернуть тот же трюк и победить на The International вопреки логике и здравому смыслу.

N0tail с Аегисом. Фото: Valve, flickr
N0tail с Аегисом. Фото: Valve, flickr

Пропустив целый сезон, OG не только не растеряла форму, но и смогла таким образом застать оппонентов врасплох. Безумная агрессия, керри Io и похождения Топиаса Topson Таавитсайнена по всей карте — к тому, что показала команда на старте турнира, оказались не готовы ни Virtus.pro, ни Evil Geniuses. Единственная карта, которую клуб отдал в финале, была проиграна чизи-стратегии с Meepo — но даже ту встречу OG почти сумела перевернуть.

Сразу после финала все обратили внимание на девушку, которая выбежала с командой на сцену — ею оказалась спортивный психолог Миа Стелберг, которая ранее работала с составом Astralis по CS:GO. Тогда все заговорили о том, как важен ментальный аспект при подготовке к большим ивентам. Якобы благодаря специалисту игроки OG обрели веру друг в друга и подошли к The International «на расслабоне» — заряженные на успех и уверенные в своих силах.

В сентябре n0tail опроверг эту информацию. Оказалось, что все произошло с точностью до наоборот: перед стартом TI атмосфера в команде достигла критически низкой отметки. Никто не верил в перспективы состава, все тренировки и скримы завершались обидными поражениями, и к матчу открытия OG подошла в плохой форме и без надежды на успех.

Как OG удалось оправиться от проблем и вновь стать лучшей командой мира, не очень понятно. Уже после финала n0tail признался: «Сейчас мы неудержимая стихия в "Доте". Мне кажется, что нас вообще невозможно победить». И кажется, что это действительно так. OG стала первой командой, которая выиграла два The International — подряд и в одном составе, оба раза при этом играя в совершенно разную «Доту».

OG на TI9. Фото: Valve, flickr
OG на TI9. Фото: Valve, flickr

Сегодня все пять участников ростера возглавляют рейтинг самых богатых киберспортсменов в истории и теперь, похоже, не настроены возвращаться на профессиональную сцену до конца сезона. N0tail и Себастьян Ceb Дебс нашли себе новое развлечение: открыли составы по Dota 2 и CS:GO и занимаются их развитием, а остальные игроки проводят время в заслуженных отпусках.

Другие же команды отчаянно пытаются повторить путь OG: от игры на первом мейджоре сезона 2019/2020 отказались и Nigma, и Team Secret, и PSG.LGD. Возможно, это заставит Valve обдумать возможность как-то изменить систему Dota Pro Circuit — сейчас призовой фонд The International настолько велик, что все остальные турниры сезона для топ-клубов попросту теряют смысл.

В Virtus.pro завершилась эра Рамзеса

Если бы не победа OG, самой яркой историей с The International 2019 стала бы не битва за чемпионство, а драматичный распад Virtus.pro. Российская команда подошла к турниру в Шанхае во всеоружии — с продолжительными буткемпами сначала в Киеве, а затем и в Шанхае, с двумя тренерами и в статусе одного из фаворитов. Но на главном турнире года у VP всё вновь пошло не по плану.

RAMZEs на TI9. Фото: VP
RAMZEs на TI9. Фото: VP

Проблемы начались еще в групповом этапе: там коллектив проиграл три матча из первых пяти и до последнего тура рисковал не пройти в верхнюю сетку. В последний день предварительного этапа VP все же добрала нужные очки, но этого оказалось недостаточно, чтобы ростер проснулся и снова стал той командой, что трижды за сезон сыграла в финалах мейджоров. В первом же раунде плей-офф Virtus.pro проиграла PSG.LGD, а затем сенсационно отдала две карты одному из аутсайдеров чемпионата — Royal Never Give Up. Так прозаично завершилась история коллектива, который на три сезона вернул всем болельщикам веру в отечественный киберспорт.

После турнира в составе VP произошли изменения: сначала из команды ушел 9pasha, затем RAMZEs завершил трансфер в Evil Geniuses, а в сентябре стало известно, что и Владимир RodjER Никогосянтакже покинул ростер. К ним на смену пришли молодые паберы Егор Nightfall Григоренко и Виталий Save- Мельник, а место на офлейне неожиданно занял Resolut1on.

С чем же был связан распад коллектива, который почти три года выступал на высоком уровне? Когда стало известно, что прежнего состава VP мы больше не увидим, команда опубликовала фильм о выступлении на The International 2019. В нём болельщики могли видеть, как накалилась атмосфера в коллективе за эти сезоны.

VP на TI9. Фото: VP
VP на TI9. Фото: VP

Solo открыто признал: в Virtus.pro были конфликты, и решафл мог произойти уже на мейджоре в Куала-Лумпуре. Тогда ситуацию удалось сгладить, сделав капитаном команды RAMZEs. Но на The International это решение привело к новым проблемам, а старые вновь дали о себе знать.

Алексей Solo Березин
Алексей Solo Березин

«Путь, которым мы шли этот год, — мне кажется, так не должно было быть. Я думал, что Малой не полностью откажется от моей помощи. Я думал, что все-таки смогу...»

В октябре, уже остыв после событий в Шанхае, Solo отметил: другого пути для команды попросту не было. Ростер исчерпал весь ресурс, который у него был, и без изменений не смог бы двигаться дальше. Решафл оказался масштабным: в VP пришли сразу три новичка, и поначалу результаты команды заставили фанатов поволноваться.

Впрочем, пропустив первую пару рейтинговых турниров сезона, VP все же прошла на DreamLeague Leipzig Major, заняв первое место в отборочных для СНГ. Пожалуй, ждать от коллектива победы на мейджоре преждевременно — на данный момент ростер относится скорее к аутсайдерам чемпионата. Однако прогресс Virtus.pro очевиден, а значит, план Solo пока работает.

Dota 2 изменилась — и это понравилось не всем

По завершении MDL Chengdu Major разработчики выпустили патч 7.23. Его ждали все, поскольку он должен был добавить в игру сразу двух новых героев — Void Spirit и Snapfire. Персонажи действительно вышли, но это оказалось далеко не самым обсуждаемым пунктом в чейнджлоге апдейта — всю славу сначала забрали аванпосты и нейтральные предметы, а затем — сама мета, которая, по распространенному мнению, превратила «Доту» в прямолинейную игру о драках 5v5.

Void Spirit и Snapfire. Арт: Valve
Void Spirit и Snapfire. Арт: Valve

Сразу после выхода патча проблемы не казались настолько глубокими. Первые матчи выглядели сумбурно — киберспортсмены и паберы тестировали новых героев, привыкали к новой карте и осваивали механику работы с аванпостами. Все недостатки апдейта можно было списать на то, что он попросту не изучен. Впрочем, определенные выводы о новой версии «Доты» сделать всё же было возможно — красноречивее всего о недостатках говорил тот факт, что всего за полмесяца Valve пришлось выпустить еще четыре крупных «буквенных» патча, чтобы привести игру к некоему подобию баланса.

В процессе этих изменений разработчики удалили несколько новых предметов, поправили десятки героев и убрали по одной святыне с каждой из сторон карты. Но и этого оказалось мало, чтобы вернуть в «Доту» вариативность: если раньше мы видели в игре противостояние различных стратегий, то сейчас наблюдаем скорее соревнование «кто лучше проведет драку».

Теперь командам выгоднее держаться впятером и раз в пять минут бороться за ключевые точки на карте — аванпосты и речные руны, которые дают своим обладателям серьезные бонусы. Стратегии со сплитпушем, растягиванием оппонентов по карте и попыткой дотянуть до лейта исчезли — теперь на это всегда могут ответить обычным «сноуболлом» по центральной линии. Из-за этого NS даже сравнил Dota 2 с Heroes of the Storm — неоднозначной MOBA от Blizzard, киберспортивную сцену которой официально закрыли в 2018 году.

Публикуется с сохранением орфографии и пунктуации источника

Ярослав NS Кузнецов
Ярослав NS Кузнецов

«Игра загоняет нас в рамки, игра заставляет играть по её правилам, нельзя навязать свою волю, нельзя поломать шаблоны, потому что иначе шаблоны поломают тебя. Неважно насколько имбовые или не имбовые новые герои, предметы в лесу или еще что-то, основная проблема не в этом, основная проблема, на мой взгляд, что из Моба-песочницы, где можно было делать что угодно и добиваться результата разными способами, Дота частично превратилась в HotS, игру, где ты постоянно ОБЯЗАН бегать по объектам, иначе никакого результата не будет».

Все можно было бы списать на то, что коллективы просто еще не освоились в новой мете — опыт 2018 года показал нам, что иногда командам нужно много месяцев, чтобы обнаружить по-настоящему «сломанных» героев. Но в этот раз дело не только в профессиональной сцене, что подтверждает сухая статистика. Выход патча не смог привлечь новых игроков в Dota 2. Более того, он даже сократил её аудиторию: за последние 30 дней среднее количество пользователей в игре составило 392 тыс. человек — настолько низким этот показатель был только в 2013 году.

Изображение увеличивается по клику

Динамика аудитории Dota 2 с 2016 года
Динамика аудитории Dota 2 с 2016 года

Тезис о том, что Dota 2 умирает, существует в комьюнити примерно с 2014 года — по крайней мере, уже тогда об этом задумался Клинтон Fear Лумиз. Но с тех пор у нас впервые появился объективный аргумент, чтобы доказать — это действительно происходит. Valve постепенно превращает свой продукт из доступной для всех игры в киберспортивную дисциплину: при всем многообразии механик в ней по-прежнему нет режима обучения, а узнать о том, что происходит в мире «Доты», можно только при просмотре турниров — у Valve нет тематического сайта с интересными материалами, а про специальное приложение DPC компания, похоже, просто забыла.

The International по-прежнему удерживает Dota 2 на плаву и с каждым годом привлекает все больше зрителей, часть из которых остается посмотреть и другие турниры сезона Dota Pro Circuit. Но сможет ли так продолжаться и дальше, если новички так и останутся всего лишь зрителями дисциплины? Ответ на это Valve нужно дать в ближайшее время и соответствующим образом изменить стратегию, иначе в 2020 году Dota 2 завершит полный цикл и вернется к аудиторным показателям, которые были на запуске игры.

Могли попасть в наш список, но не выдержали конкуренции

  • Карло Kuku Палад пропустил MDL Chongqing Major и WESG из-за расистского скандала, а Ceb оскорбил русскоязычных игроков, но все равно приехал на EPICENTER.
  • Куро KuroKy Салехи Тахасоми ушел из Team Liquid после четырех лет в клубе и основал свою организацию, название которой вызвало много споров.
  • В игру добавили ролевой матчмейкинг, но затем убрали его из высокоуровневых пабов. Между этими событиями Джеки EternaLEnVy Мао успел устроить акцию протеста против системы.
  • Чемпионат мира по Fortnite ненадолго опередил The International по размеру призового фонда, но затем TI9 вернул «Доте» лидерство.
  • Теперь самый большой приз в истории киберспорта — $34 330 068.
  • Dendi ушел из NAVI и поиграл сначала в Юго-Восточной Азии, а затем в СНГ. Пока без крупных побед!
  • Киберспорт появился на ТВ — Solo сыграл в Dota 2 c Ургантом на Первом канале.
  • The International впервые прошел за пределами Северной Америки и, судя по всему, впредь будет путешествовать по миру.

Другие итоги 2019 года в киберспорте и играх:

Комментарии