Статья

Не время для паники. Что делать владельцам нескольких команд в новом сезоне

4 июня 2018 года Valve опубликовала изменения в системе Dota Pro Circuit. Среди прочего, разработчики запретили нескольким командам, которые принадлежат одному владельцу, выступать на одном турнире DPC. Правило начнет действовать к старту квалификаций на The International 2019. Cybersport.ru размышляет, как коллективы будут реагировать на изменения.

Сильнее всего этим запретом затронуты китайские команды. Организации в регионе известны тем, что постоянно поддерживают несколько составов. Одни владеют молодёжными коллективами, из которых забирают перспективных игроков — Сун Sccc Чунь, например, перед тем, как попасть в основную команду, полтора года выступал за Newbee Young. Другие поддерживают боеспособные составы. Самым заметным примером тут является Vici Gaming, у которой в этом сезоне было три состава — основной, VGJ.Storm и VGJ.Thunder. Последние два созданы в сотрудничестве с баскетболистом Джереми Лином, они выступали в разных регионах — в Северной Америке и Китае. Все они поучаствовали в The International 2018, и два китайских состава даже встретились в первом раунде лузеров. На эту тему много шутили, мол, это было сражение за то, какая команда останется с организацией.

Менеджер VGJ.Storm Джек Чен сообщил Cybersport.ru, что некоторые китайские организации даже хотели пойти дальше и последовать примеру Vici Gaming. Они планировали подписать составы с западными игроками. Но это правило, скорее всего, остановит их.

Сейчас в СНГ крупные организации имеют по одному составу. Конечно, в этом сезоне ходили слухи о том, что ESPADA, новая команда, которая заняла второе место на квалификациях СНГ на TI8, была связана с Team Spirit. Скорее всего, слухи возникли из-за того, что оба состава тренировались в одном доме. Но представитель ESPADA на запрос Cybersport.ru ответил так: «И официально, и по факту "Спирит" и "Эспада" принадлежат разным людям и выступают на рынке на полноценной конкурентной основе».

Но такая ситуация была не всегда. Natus Vincere в 2014 году подписали американский состав North American Rejects, который прошел на TI4, но быстро от него отказались. У Virtus.pro был основной состав и ASUS.Polar. Позднее в регионе возник холдинг ESforce, которому раньше принадлежали права на медиа NaVi, а также состав Virtus.pro. Интересно, возникли бы претензии к холдингу у разработчиков, если бы правило вышло раньше? Ответ на вопрос «можно ли считать обладание правами обладанием частью команды» могла бы дать только Valve.

Что будут делать команды. Самый простой вариант — продать или прекратить сотрудничество с «лишними» составами и оставить только основной. Например, бывший состав VGJ.Storm уже покинул команду. Менеджер команды заявил, что новое правило было не главной причиной ухода, хотя и сыграло роль — по его мнению, рано или поздно эта ситуация должна была разрешиться, и правило просто ускорило этот процесс. Тем не менее они всё ещё могут вернуться в VGJ.

В мире много организаций, которые по той или иной причине не выступают в «Доте», и кто-то из них может заинтересоваться. Недавно, например, к дисциплине проявил интерес владелец Team EnVyUs Майк Руфайл. Он заявил, что всерьёз задумался о подписании команды. Возможно, как раз к нему VGJ.Storm и пойдёт.

Команды также могут попытаться собрать самый сильный коллектив из всех имеющихся игроков. Тут стандартные подводные камни — звездные составы не так часто взлетают в «Доте», да и между игроками могут быть какие-то старые личные конфликты. А в той же PSG.LGD сложно придумать, кого тут заменить.

Можно никого не распускать, оставить фарм-клуб. Этот вариант не касается Vici Gaming или LGD Gaming. С помощью такой команды всегда можно искать и тренировать молодые таланты. И запрет участвовать на турнирах DPC не влияет на это так сильно — многие из молодёжных коллективов всё равно не проходили даже открытые квалификации, и в этом сезоне на DPC завязано гораздо меньше. Некоторые организаторы уже объявили о том, что те или иные турниры не будут частью системы, квалификаций тоже будет меньше. Так что варианты, где себя проявить и куда квалифицироваться, будут. Было бы желание.

Но многие ли молодые и перспективные захотят играть в команде, которая не может играть даже на отборочных на майнор? Пример Team Serenity и Keen Gaming показывает, что даже малоизвестные китайские коллективы иногда могут выстрелить в квалификации. С другой стороны, поддержка крупной организации и перспектива перейти в основной состав может оказаться ценнее, чем шанс выступить на майноре.

Пока непонятно одно — как строго Valve будет следить за исполнением правила. В 2013 году на европейской киберспортивной сцене появилась организация Alliance. У неё были мощные связи с Evil Geniuses — например, один CEO, Алекс Гарфилд. Целью организации было «продвижение и поддержка скандинавского и европейского киберспорта». Первыми она подписала состав по «Доте» и игрока в StarCraft II Юхана NaNiwa Люкьеси.

А в декабре Alliance собрала состав по League of Legends. Было похоже, что таким образом Гарфилду удалось обойти ограничение на владение несколькими командами, которое ставила Riot Games. Его компании Good Game Agency принадлежали бренды, а не коллективы. И так у GGA получилось создать два состава по League of Legends — один в Европе, другой в Северной Америке. EG раньше выступали в Европе, но в декабре 2013 года переехали в NA LCS, а Alliance купила слот в EU LCS.

Год командам удалось провести в таком виде, а потом Riot Games решила что-то сделать с этой ситуацией. В 2014 году разработчики ввели новые ограничения, которые ещё и запрещали владеть сразу несколькими брендами. Good Game Agency продала бренды в LoL, и EG превратились в Winterfox, а Alliance — в Elements.

Подобный подход могут попробовать применить владельцы команд в «Доте». Использовать другую организацию, другое юридическое лицо, спрятаться от разработчиков. И непонятно, насколько жёстко Valve будет следить за исполнением правила и как много она будет требовать от команд, чтобы доказать отсутствие конфликта интересов. Особенно сложно предсказать, как ситуация будет развиваться в Китае. Пожалуй, это самая непонятная сейчас часть этого правила. Но по мнению менеджера VGJ.Storm, это того не стоит — если Valve узнает, то последствия могут быть слишком суровы.

Идея таких правил далеко не новая. С помощью этих запретов разработчики и организаторы стремятся сократить вероятность ситуаций, когда одна из команд может поддаться другой, потому что это выгодно её владельцу. Например, на The International 2014 в последний день групповой стадии встретились EG и Alliance, которыми тогда руководил Алекс Гарфилд. Американский коллектив уже прошёл в верхнюю сетку, а европейский был на грани вылета. Последняя игра решала его судьбу. Evil Geniuses тогда обыграли оппонента и не выпустили его из группы, но сама вероятность таких ситуаций напрягает многих.

Riot Games запретила владение несколькими командами еще в 2013 году. С тех пор разработчики не раз наказывали владельцев за его нарушение, заставляли продавать слоты в лигах и команды. Самым известным и скандальным был случай с Renegades и комментатором Кристофером MonteСristo Майклзом. В 2016 году разработчики обвинили организацию в том, что кроме прочего она не рассказала о финансовых связях с другой командой. Не предоставив никому доказательств, Riot заставила Майклза продать слот. MonteСristo пытался изменить решение, опубликовал множество документов, но разработчики его проигнорировали.

Но сейчас организациям решать проблему не обязательно. Valve дала командам много времени: правило не будет действовать до квалификаций на The International 2019. Это значит, что последний вариант у организаций — пока ничего не продавать и не прятать. Они могут спокойно провести сезон до самого конца. А когда дело дойдёт до попадания на TI9, посмотреть, какой состав хорошо выступил, у кого самые лучшие перспективы на то, чтобы попасть в Шанхай, и тогда уже принять решение.

Главное — иметь запасной план на случай, если сразу несколько коллективов хорошо проведут сезон и будут иметь перспективы на то, чтобы пройти на The International 2019. Например, можно просто продать команду другой крупной организации, которая на турнир попасть не смогла.

Комментарии