Defense of the Legends — как изменения в системе DPC могут повлиять на клубы, турнирных операторов и нас с вами?
Статья

Defense of the Legends — как изменения в системе DPC могут повлиять на клубы, турнирных операторов и нас с вами?

Обычно Valve вспоминает о существовании профессиональной сцены Dota 2 только в преддверии The International. Тогда в клиенте игры появляется компендиум, а сама Valve выпускает свод правил предстоящего сезона. Теперь же IceFrog и Гейб Ньюэлл устроили встречу с руководствами клубов в Сиэтле прямо по ходу сезона, чтобы заранее обсудить перспективы игры. Если слухи правдивы, то «Дота» скоро может стать похожа на League of Legends, а значит, нам нужно многое обсудить. 

В чем суть изменений?

Официально Valve ничего не анонсировала, а потому важно держать в голове, что изменений в соревновательной системе может и не случиться. Однако «сливы» опубликовали уже несколько разных источников, а само обновление системы давно напрашивалось — у Dota Pro Circuit слишком много проблем. Поэтому давайте допустим, что разработчики действительно готовят грандиозный ревамп сцены, ведь выглядит он совершенно логичным. 

Когда-то на профессиональной сцене Dota 2 уже было всего три мейджора.
Фото: ESL / Helena Kristiansson
Когда-то на профессиональной сцене Dota 2 уже было всего три мейджора. Фото: ESL / Helena Kristiansson

Согласно информации инсайдеров, с сезона 2020/2021 Valve собирается сократить количество мейджоров — до трёх вместо пяти. Майноров в этой системе не будет совсем — их заменят региональными лигами, по итогам которых разработчики будут выдавать инвайты на основные турниры. 

Все остальные детали, похоже, пока в разработке: источники не смогли рассказать, сколько команд будет играть в регулярных лигах, поменяется ли призовой фонд мейджоров и что же будет дальше с системой очков DPC. Впрочем, уже сейчас можно констатировать факт, что спустя много лет Valve наконец заметила League of Legends и решила позаимствовать некоторые идеи конкурента. Хорошо ли это — давайте обсуждать. 

Возрождение тир-2 сцены

В новой модели Valve решила разделить профессиональную сцену на регионы. Турнирные слоты и сегодня распределяются между командами Европы, Китая, СНГ, Америки и Азии, однако теперь клубы фактически окажутся под домашним арестом. На смену краткосрочным региональным квалификациям придут местные лиги, в которых команды будут «вариться» на протяжении целого сезона, чтобы гарантировать себе участие в мейджорах. 

В League of Legends финалы региональных лиг не уступают привычным мейджорам в Dota 2.
Источник: Riot Games
В League of Legends финалы региональных лиг не уступают привычным мейджорам в Dota 2. Источник: Riot Games

Если разработчики действительно пойдут по пути League of Legends и сделают между мейджорами полноценные сплиты, то сцена Dota 2 кардинально изменится — намного сильнее, чем было в момент перехода на модель DPC. Похоже, что тир-2 команды от этого выиграют больше других, поскольку наконец получат возможность регулярно встречаться с топ-клубами, а не сидеть в болоте второстепенных турниров. 

О недостатке соревнований для более слабых команд говорят уже очень давно. Если вы не играете за Virtus.pro, Natus Vincere, AS Monaco Gambit или Team Spirit, то поучаствовать в крупных турнирах и получить необходимый для роста соревновательный опыт вам с тиммейтами будет непросто. 

Кроме того, необходимо помнить, что игрокам нужно на что-то жить. В отборочных на MDL Chengdu Major произошла показательная история — микс MY MYTANTY отказался от квалификации и сыграл на любительском турнире ROG Community CUP. Решение неоднозначное, однако на более мелком ивенте коллектив мог выиграть ноутбуки (спойлер: не выиграл), в отборочных на мейджор же у него вряд ли были шансы. Теперь же у таких клубов будет возможность вырваться из тени благодаря региональным лигам: там они смогут регулярно встречаться с Virtus.pro и NAVI, обретать болельщиков и что-то (наверняка) зарабатывать. Кажется, это явный апгрейд!

Источник: Virtus.pro
Источник: Virtus.pro

Другой вопрос, что для лучших команд ситуация уже не так однозначна. Теперь вместо того, чтобы играть против других топ-клубов на нерейтинговых турнирах, им придется сражаться с оппонентами, которые на данный момент сильно уступают им по уровню игры и понимания «Доты». Судить о том, как это отразится на местном киберспорте, вроде бы преждевременно — кто знает, вдруг у нас вырастут сразу шесть конкурентоспособных команд? 

Однако обратный вариант кажется более вероятным. У нас есть пример южноамериканской сцены, представители которой — что в Dota 2, что в CS:GO — долгое время были явными аутсайдерами на всех турнирах. Всё потому, что тренироваться им попросту было не с кем. Как только ксеру Габриэлю FalleN Толедо удалось вывезти своих бразильцев «в мир», ситуация начала исправляться, но даже теперь лучшие клубы из Южной Америки стараются проводить как можно больше времени за рубежом, чтобы сделать тренировки более эффективными. 

Будет ли такая возможность у дотеров после введения DPC 2.0 — большой вопрос. И если нет, то даже Virtus.pro образца прошлого сезона вполне могла бы потерять форму и деградировать, оказавшись запертой в СНГ, без международного опыта. 

Больше никаких «Саммитов»

Не меньше, чем команды, готовящимися нововведениями должны были озаботиться турнирные операторы. Если в первом сезоне Dota Pro Circuit места хватило даже таким компаниям, как GESC и Moonduck, то в 2020/2021, похоже, слава достанется только трём крупным организаторам — именно им и предстоит провести мейджоры нового формата. 

Источник: Epic Esports Events
Источник: Epic Esports Events

Так, ESL, DreamHack, Epic Esports Event и MDL выглядят очевидными претендентами на организацию одного из ивентов. В текущем формате каждый из этих операторов уже застолбил за собой комфортный временной слот в сезоне, однако сокращение количества мейджоров приведет к тому, что всем им снова придется бороться за признание аудитории, а значит, фанаты точно получат яркое шоу. 

Но что же делать другим операторам? До введения рейтинговой модели сцена Dota 2 была открыта для новичков: найти место для своего турнира могла любая студия, но с DPC всё изменилось. В первом сезоне для сторонних ивентов места не было вообще, во втором и третьем появились пробелы в расписании, которые оперативно заняли ESL, DreamHack и другие гиганты сцены. Теперь же большую часть сезона займут региональные лиги. Если они, как и в League of Legends, будут проходить еженедельно, ТО будет трудно найти время для собственных, нерейтинговых чемпионатов. 

В таком случае пострадают такие операторы, как WePlay!, который в текущем сезоне громко заявил о себе с помощью WePlay! Bukovel Minor 2020. Поклонники Dota 2 со всего мира хвалили необычное оформление турнира и общий дух, который выгодно отличал майнор от других чемпионатов профессиональной сцены. На reddit зрители даже просили Valve допустить WePlay! к организации The International, но теперь студия может остаться без шансов даже на проведение мейджора. 

Nigma с трофеем WePlay! Bukovel Minor 2020
Источник: WePlay!
Nigma с трофеем WePlay! Bukovel Minor 2020 Источник: WePlay!

Впрочем, Valve вполне может устроить дебютный сезон новой системы в онлайне. Чтобы запустить региональные лиги в формате LAN, разработчикам нужно успеть решить слишком много инфраструктурных вопросов: построить студии, подготовить команды и кастеров, разобраться с продажей билетов. Если же матчи состоятся в онлайне, коллективы смогут свободно путешествовать и играть на турнирах, если организаторы смогут адаптировать расписания. В таком случае сцена снова получит множество мелких, но ярких турниров. Но будет ли это интересно аудитории, которая привыкла следить за чередой рейтинговых ивентов?

Праздник для любителей дерби

Зрительский вопрос в этой ситуации самый важный, поскольку именно аудитория позволяет турнирам и командам существовать. Запустив The International с призовым в миллион долларов, Valve дала хороший толчок всей индустрии, но затем ушла в тень и пустила соревновательную сцену на самотек. В 2015 году студия вспомнила о Dota 2 и запустила мейджоры, в 2017-м всё переросло в систему DPC, теперь же Valve готовится сделать новый шаг — и всё для того, чтобы поднять просмотры своей MOBA, которые не только отстают от показателей League of Legends, но уступают даже Fortnite — значительно более молодой дисциплине. 

Решение скопировать наработки более успешного конкурента в таком контексте кажется абсолютно логичным. Когда Epic Games запустила свой магазин, она не стала изобретать что-то новое и попросту сделала второй Steam, но все равно смогла собрать огромную базу клиентов. Но сможет ли Dota 2 нарастить показатели, воспользовавшись проверенной схемой? Сомневаюсь. 

Источник: Epic Esports Events
Источник: Epic Esports Events

Мне кажется, проблема здесь в том, что турнирная система в «Доте» исторически развивалась совсем по иному пути. Аудитория Valve давно привыкла к международным ивентам, собирающим лучшие клубы со всего мира. Переход на лолерскую систему с региональными лигами для зрителя будет даунгрейдом, а потому рискует только отпугнуть его, еще сильнее сократив просмотры дисциплины. 

Кроме того, сцена «Доты» скорее клубная, чем национальная. Все привыкли болеть за любимые команды, поддерживать конкретных киберспортсменов вне зависимости от их региональной привязки. Я знаю людей, которые искренне болели за Wings Gaming на The International 2016 или за PSG.LGD на The International 2018, — и они совсем не китайцы! 

Отсюда сомнение в том, что аудитория лояльно примет нововведения. Dota 2 очень вариативна на короткой дистанции, и зрители привыкли следить за тем, как после каждого патча на мейджорах сталкиваются тактические наработки Китая, Азии, Европы и СНГ. Теперь же аудитория рискует лишиться этого на большей части сезона — клубы будут вариться в своих регионах, пересекаясь лишь на мейджорах и TI. 

Team Secret с трофеем DreamLeague Leipzig Major
Источник: DreamLeague
Team Secret с трофеем DreamLeague Leipzig Major Источник: DreamLeague

И если европейский зритель пострадает не так уж сильно (Team Secret, Nigma Galaxy, Team Liquid, Alliance и OG смогут устроить хорошие матчи), то аудитория Юго-Восточной Азии или СНГ будет обречена смотреть тир-2 «Доту» в большинстве игр. Такая же система существует и сегодня в отборочных, однако они длятся всего неделю. Региональные лиги от Valve явно займут больше времени — и я сомневаюсь, что клубам удастся удержать внимание зрителя на длинной дистанции. В конце концов, даже майноры порой проваливаются по просмотрам, хотя там выступают сильные команды. Ждать лучших показателей от матчей тир-2 клубов внутри одного региона вряд ли стоит. 

Весь хайп вокруг поддержки «своих» в «Доте» тоже заведомо мёртв — если он и появится, то лишь после пары сезонов и плотной работы от Valve. Надеяться на это у меня не выходит, хотя я очень пытаюсь — пример Artifact (да и любых других игр студии) показал, что эта компания не очень любит бороться с трудностями и вообще действовать. Остается лишь верить, что в этот раз Valve сможет проанализировать все возможные риски. 

Комментарии