Статья

«Необязательно поднимать тяжести, чтобы оставаться здоровым»: киберспортивные советы от физиотерапевта Кейтлин Макги

— Кейт, вы, можно сказать, киберспортивный физиотерапевт номер один.

— Ну, во-первых, тут никто ни с кем не соревнуется. Во-вторых, я не уверена, что мне стоит себя так позиционировать, потому что есть такое представление: «ничего не добился в реальном мире — назовись кем-то „киберспортивным“, и ты в порядке». Так что да, я понимаю трудности, с которыми сталкиваются киберспортсмены, но давайте просто скажем, что я киберспортивный физиотерапевт. Без номера. (смеется)

— Нетрудно догадаться, что больше всего внимания вам приходится уделять заботе о руках и спине, потому что, как вам подтвердят офисные работники, эти части тела через какое-то время начинают болеть. Но что еще, помимо рук и спины, важно, на ваш взгляд?

— С заботы о кистях рук я начинала — это первое, о чем вспоминают, когда речь заходит о гейминге. Кисти обычно болеть начинают первыми. Но к тому моменту, как болят руки, наверняка уже и что-нибудь другое не совсем функционирует или не в лучшем состоянии. Дело не только в руках, но и вообще в позе: подвижным конечностям нужна стабильная опора.

Имеет значение еще и способность тела восстанавливаться после нагрузок и приспосабливаться к ним, а для этого нужно здоровье в более широком плане. Питание, гидратация, сон, общий уровень активности — от всего этого зависит нагрузка на руки, и не только во время игры. Забота о руках не ограничивается тем, что вы делаете, когда играете.

Допустим, вы не профессиональный игрок, но находитесь на том или ином соревновательном уровне и любите играть много, при этом работая, скажем, на складе Amazon, где каждый день перетаскиваете коробки. Это большая нагрузка на кисти рук. Так что уделять внимание надо не только позе при игре, внутриигровой активности и эргономике, но и всему прочему, чем вы занимаетесь.

— Влияет ли эргономика положительно на уровень игрока, помимо самых очевидных способов?

— Я не «чиню» никого на ходу, не подскажу, как повысить MMR с 2 000 до 5 000, просто исправив осанку. Но известно, что если у вас ничего не болит, мозгу не нужно на это обращать внимания и задумываться. Не приходится игнорировать боль, чтобы продолжать играть, а стало быть, можно сильнее на игре сосредоточиться, когда болевая составляющая не отвлекает.

Вот почему правильная осанка и хорошая эргономика должны войти в привычку, чтобы о них уже не задумываться. К тому же известно, что при улучшенной осанке меньше сдавливаются легкие, отчего улучшается дыхание и насыщение кислородом; мозг, получая больше кислорода, лучше концентрирует внимание. Не доказано, что это влияет на скорость реакции, но на концентрацию и кратковременную память — однозначно.

И даже когда вы занимаетесь чем-то другим, определенно есть связь между уровнем активности и режимом сна. Известно, что у недосыпания есть и кратковременные, и долгосрочные отрицательные эффекты. Известно, что регулярная активность улучшает не только продолжительность, но и качество сна. Известно, что питание и гидратация имеют ключевое значение для уровня энергии в организме. И важно не только получать достаточное количество пищи и воды, важно еще и их качество. Организм нужно обеспечить и энергией для коротких рывков, когда они требуются, и тем топливом, на котором он работает в долгосрочном плане.

 

 

— В какой момент нужно всерьез задуматься об эргономике? Где эта точка на шкале от одной игры в «Доту» за вечер до 4–5 часов и более?

— По правде сказать, всем и каждому надо хоть немного иметь представление о том, как регулировать эргономику. Исследования говорят, что продолжительное сидение, даже не больше часа, имеет долговременные последствия. Например, если сидеть совсем прямо, создается тяжелая нагрузка на межпозвоночные диски. Важно каждые полчаса менять позу. Если откинуться назад, снимается нагрузка с пассивных связок, но появляется давление на определенные группы мышц. Не сидеть все время в одной позе очень ценно даже для тех, кто ограничивается одной игрой в «Доту» за день.

— Как вы считаете, тяжелая атлетика и регулярные физические упражнения способствуют безболезненному сидению?

— Безусловно. Такие занятия создают функциональные структуры. Приседания, становая тяга и занятия со штангой помогают укрепить основу организма, отчего проще становится долго сохранять правильную позу, хорошо распределяя вес. Разумеется, позу все равно надо менять, но да, способствуют однозначно.

— А если не можешь или не хочешь приседать со штангой — чем среднему человеку заняться в перерывах между играми в «Доту»? Какое упражнение рекомендуете делать «всякий раз, когда умер»?

— За пределами игры необязательно поднимать тяжести, чтобы оставаться здоровым. Это замечательный способ, но не единственный. Суть в том, чтобы быть постоянно активным. Из всего, от чего вам хочется двигаться, может получиться хорошее упражнение.

Что касается игры, то когда у вас возникают небольшие перерывы, можно по крайней мере встать. Если времени побольше, встаньте и приседайте. Сядьте прямо и сделайте дыхательные упражнения. Любая подвижность лучше, чем никакой.

Наше тело создано, чтобы двигаться. Тело, находящееся в покое, будет оставаться в покое, а движущееся — продолжать двигаться. Это не просто закон Ньютона, это относится и к нам, людям. Если долго сидеть на месте, становишься неусидчивым, или, наоборот, возникает инерция, и двигаться не хочется. Сперва о том, чтобы двигаться во время игры, придется себе напоминать. Можно поставить таймер или будильник, попросить друга напоминать, но обязательно себя заставьте, потому что затем это входит в привычку.

— Где можно почитать ваши статьи?

— Многое можно найти в моем твиттере @CaitMcGeePT. Также можно почитать руководства на нашем сайте 1-hp.org. Есть Twitch-канал — 1hp_gaming. Мы стримим не реже раза в месяц, каждый раз — на определенную тему исследований, касающихся гейминга и здоровья компьютерных игроков.

Ну а в остальном — я играю только в Overwatch. Играю плохо.

И еще немного самопиара: 22 октября в 12:30 у нас будет панельная дискуссия на TwitchCon.

 

Интервью брал Кори «Cart» Хоспес.

Комментарии