advertisement banner
i
C

13 июня в Yota Arena прошел финал Всероссийской киберспортивной студенческой лиги. На мероприятии Cybersport.ru побеседовал с кастером RuHub по CS:GO Андреем Anishared Керецманом. Он рассказал о перспективах участников студенческой лиги на профессиональной сцене, поделился мнением о скандале вокруг состава Akuma на RMR, а также порассуждал о темпах развития Valorant в СНГ.

— Мы с тобой находимся на финальном ивенте Всероссийской киберспортивной студенческой лиги. Давай начнем с довольно глобального вопроса: насколько вообще такие турниры полезны для молодых игроков?

— Для молодежи конкретно это шанс пробиться, потому что не у всех есть возможность уделять игре все свое время. Для некоторых важны и призовые, потому что на что-то же надо жить. Поэтому, если университет дает поддержку (например, у некоторых команд есть буткемп на основе университета), это реально круто. То есть парни уже со старта получают те условия, которые еще несколько лет назад были доступны даже не всем профессиональным игрокам.

— Ты сказал про шанс пробиться на более высокий уровень. Насколько реалистичен сценарий, что кто-то из участников студенческой лиги сможет попасть в тир-2 или тир-3 коллектив в обозримом будущем?

— Если говорить конкретно о студенческой лиге, то это все-таки маловероятный сценарий. Но если говорить в принципе о турнирах ФКС России, то у нас уже хватает примеров, когда игрокам удавалось пробиться дальше после выступления на таких ивентах. Главное для любого начинающего киберспортсмена — участвовать во всех турнирах, показывать себя. Глядя на них, я вижу, что они не так уж далеки от профессионального уровня по качеству игры, а ведь участники местного турнира пока обременены учебой и другими обстоятельствами. Может быть, в дальнейшем у них все получится. 

Представитель сборной Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, ставшей чемпионом турнира по CS:GO

— Как думаешь, для большинства поездка на подобный LAN-финал — это просто забавное приключение в рамках хобби или заявка на дальнейшее продолжение карьеры? 

— В первую очередь, как мне кажется, участники приезжают сюда, просто чтобы доказать себе, что они способны играть на таком уровне и могут заявить о себе. Я уверен, в рамках студенческой лиги тоже есть своя тусовка, из которой в итоге соберутся какие-то команды. А состав СПбПУ мне уже сейчас кажется многообещающим. Честно. 

— Уровень игры от турнира к турниру на подобных мероприятиях растет?

— Да, могу сказать наверняка, что уровень возрос. Конкретно этот финал по CS:GO задал очень высокую планку, и я буду ждать следующий сезон. Потому что правда интересно, к чему все это придет на длинной дистанции.

— Поговорим теперь о профессиональной сцене. Сейчас самая актуальная тема в CS:GO — это скандал вокруг Akuma. Ты сам просматривал, анализировал те моменты, которые называют спорными и подозрительными? 

— Я смотрел практически все эфиры, слушал обсуждения, впитывал, но по-прежнему считаю: не пойман — не вор. Пока игроков Akuma за руку не поймают с этим радаром или с чем-то ещё, ничего нельзя будет доказать. Пока их так и не поймали. Представители ESIC написали, что читов так и не нашли, но там были якобы взаимодействия с букмекерскими конторами. Опять же, мы не знаем, что это было за общение, были ли там какие-то махинации. Если судить по словам Шишкова, который говорит, что они давно разошлись с парнями и не общаются, может быть, ничего и не было криминального. 

— Я заметил, что после победы над NAVI и Virtus.pro комьюнити не спешило обвинять Akuma в нечестной игре. Чаще можно было встретить мнение, что парни просто хорошо играют и к ним плохо готовятся. А вот когда пошли их поражения, ситуация изменилась. Как бы ты это объяснил?

— Отчасти виноваты игроки Akuma, которые давали веселые интервью, в которых говорили, что особо не готовились к соперникам. Если бы они так не говорили, может, люди бы и не стали так за эти клипы цепляться. Один раз выиграли, смотря на радар в клатчах, — повезло, угадали. Второй день смотрели на радар в клатчах — ну окей. Но у Akuma это происходит на постоянной основе, поэтому ничего удивительного, что у лидеров мнений в нашей дисциплине появились подозрения.

Akuma

— Был конфликт: Akuma оправдывалась, игроки и медийные личности обвиняли и хейтили команду. Это довольно грубое обвинение в среде киберспорта. Чем это все теперь должно закончиться?

— Какие-то личные отношения у парней с комьюнити могли испортиться, но им это пока сильно не мешает — их все еще зовут на турниры, хотя многие шутили, что Akuma пора готовиться к Valorant. Расследование ESIC, по сути, дало лишь рекомендацию, что парней крайне нежелательно приглашать на турниры из-за какой-то очень странной активности с БК. В принципе, довольно забавный инцидент произошел недавно: комментировал матч Akuma, а его не было на сайте Parimatch — это уже заставляет задуматься. Но, опять же, официальный вердикт только Valve может вынести, больше никто. Турнирные операторы тоже могут на это как-то повлиять, но не все готовы ввязываться в эту историю. И в итоге Akuma получила инвайт на второй RMR.

— Ты вообще веришь в эту историю с командой с низов, которая вот так выстреливает? 

— Да, конечно, у нас уже было множество подобных примеров, не только в CS:GO. Вопрос лишь в том, что конкретно в этом случае слишком много странных совпадений: вот этот момент с радаром, как парни реагируют, как парни смотрят... Я тоже на радар нередко смотрю, но некоторые клипы с Akuma были настолько странными, что их никак не объяснить. Это не поддается логике, так делают только игроки Akuma. 

— Akuma, похоже, в Valorant не торопится, но мы с тобой все равно можем поговорить об этой игре. Ты ещё кастишь Valorant?

— Да, и параллельно занимаюсь тренерством, но конкретно сейчас, в межсезонье, я остался без команды. Потому что во время второго сплита парни из TYEASY, наверное, не поняли, что ради них я готов забить на работу комментатором, — получилось недопонимание. Я им не сказал, а они не спросили. В итоге они решили потестить нового тренера, который вскоре от них ушел. У нас с командой остались хорошие отношения. Возможно, в третьем сезоне мы с парнями воссоединимся. 

— Сейчас прошел большой турнир по Valorant — Champions Tour в Рейкьявике. Зрелищный, с хорошим продакшеном, всё здорово, но вот просмотры у русскоязычной трансляции были очень низкими. Почему дисциплина не так популярна в СНГ?

— Часто говорят, что проблема якобы в мультяшной графике — у нас люди привыкли играть в CS:GO, в PUBG. Однако рано или поздно, учитывая путь, по которому идет Riot, игра будет постепенно наращивать аудиторию. Просто все ждут врыва топовых организаций. 

Sentinels — чемпионы Champions Tour в Рейкьявике. Источник: твиттер @ValorantEsports
Sentinels — чемпионы Champions Tour в Рейкьявике. Источник: твиттер @ValorantEsports

Клубы из СНГ пока не готовы врываться. Почему? Одни говорят, мол, нет просмотров, поэтому мы не придем. А нет просмотров, потому что клубы не приходят. Вот этот замкнутый круг не дает дисциплине раскачаться в СНГ. Я работал со многими командами, общался с игроками, которые говорили: «Нам не нужны бешеные зарплаты, не нужно супервнимание, как в CS:GO, просто дайте нам буткемп и шанс полностью отдаться игре и реализоваться». 

У нас сейчас крутых составов очень много, но парни не имеют возможности приехать на буткемп, не могут в принципе выстроить тренировочный и рабочий процесс. Кто-то работает, кто-то учится… Но будь у них какая-то зарплата, медийка — парни были бы супермотивированы и полностью сфокусировались на игре. 

— По уровню личного скилла игроки из СНГ не уступают представителям других регионов?

— Не уступают. Вроде уже было анонсировано, что распределение слотов на следующем ЕМЕА будет по системе 6-3-3: Европа получит шесть мест, а Турция и СНГ — по три. А раньше у нас только Gambit играла в EMEA Finals. Она, кстати, до полуфинала тогда дошла. У нас есть интересные составы, но посмотрим, как ляжет карта конкретно в третьем сплите.

— За Fnatic при этом выступает русскоязычный игрок, поэтому такие низкие просмотры на наших трансляциях удивляют еще сильнее...

— Большинство наших зрителей, скорее всего, сидят на английской трансляции. Сложно сказать, что может помочь русскоязычным стримам Valorant прямо сейчас. 

Состав Fnatic по Valorant. Источник: твиттер @ValorantEsports
Состав Fnatic по Valorant. Источник: твиттер @ValorantEsports

На других стримах мы очень часто видим систему Drops, людей зазывают на трансляцию скинами или чем-то ещё, но это не совсем «живая» аудитория. Люди будут просто эту штуку абьюзить, а Riot Games стремится к тому, чтобы получить реальную аудиторию. Я искренне хочу верить, что хоть одна топовая медийная организация возьмется за состав какой-нибудь, сделает контент и покажет людям, что такое Valorant, как игра устроена, и тогда уже люди подтянутся. Цифры онлайна в самой игре не ниже, чем у CS:GO, — это 100%. Вопрос только в том, на какую аудиторию игра рассчитана. На самом деле отношение Riot Games конкретно к Valorant гораздо лучше, чем у Valve к CS:GO. 

— В Valorant спустя столько времени появился голосовой чат для русскоязычной аудитории — это даст игре какой-то заметный буст?

— Если ты говоришь про онлайн именно игры, то, скорее всего, да. С другой стороны, уже очень много негатива было и от европейских игроков, и от русских, что голосовой чат иногда только портит ситуацию. Я за последние недели сыграл порядка 200 матчей и могу сказать, что этот голосовой чат даже просаживает FPS немножко.

А если говорить про онлайн на трансляциях, то вряд ли голосовой чат что-то изменит. На мой взгляд, люди, которые хотели играть или смотреть Valorant, уже и так пришли. Новых игроков нужно было заманивать голосовым чатом изначально. Теперь вопрос лишь в том, как разработчики будут в дальнейшем развивать игру, какие они акции будут вводить. По тем инсайдам, что я видел, в 2022 году будет очень весело именно в плане турниров.

— Недавно была годовщина Valorant. Если обзорно посмотреть на прошедший год, что удалось и не удалось Riot Games?

— На самом деле Riot просто сделала хорошую игру, которая реально развивается. Riot Games следит за мнением комьюнити. Если игроки жалуются на какие-то баги, то они тут же фиксятся. Это суперкруто. Здорово, что Riot в принципе лояльна к аудитории. Riot Games сейчас ведет себя более тактично по отношению к аудитории, чем Valve, потому что у Valve обновления — это либо кейсы, либо какие-то мини-фиксы на картах, а в принципе игра не меняется. А в Valorant же постоянно скилл-патчи героев, потому что игра это позволяет, и за счет таких патчей меняется мета. Добавляются новые карты, герои, игра постоянно развивается. 

Astra из Valorant. Источник: Riot Games

— У тебя в группе во «ВКонтакте» написано, что ты хочешь стать лучшим кастером...

— Да, но сейчас добавилась вторая мечта. Как игроку мне не судьба попасть на тир-1 сцену. Я участвовал в турнирах по CS:GO, в PUBG пытался пробиваться, но у меня одно ухо слышит немного хуже, чем другое, что может дезориентировать в матчах. Кроме того, у меня почему-то не работает критическое мышление, когда я играю. За другими смотреть вполне могу и поэтому поставил себе цель — пробиться на тир-1 сцену в качестве тренера с командой и уже параллельно с этим работать над тем, чтобы стать хорошим талантом. Не только комментатором, потому что я уже и аналитик, и хост иногда. 

Еще я хотел бы побыть интервьюером, но, к сожалению, не вышло. У нас в студии были пробы: сел с человеком, взял микрофон, настроился, но... включается камера, и всё — весь английский тут же оказывается забыт. Я даже на русском не мог ничего толком сказать. Это какая-то психологическая история. 

— Раз есть условная цель стать лучшим кастером в СНГ, опиши, каким он должен быть. Потому что у нас много споров о том, какими должны быть комментаторы и аналитики.

— Я, к сожалению, не эксперт и не могу назвать лучшего комментатора в СНГ. У нас есть любимые комментаторы нашего сообщества — v1lat, например, которого все абсолютно любят, или CaspeRRR в Dota 2. В CS:GO это SL4M вместе со Strike, но в принципе я бы не назвал их лучшими кастерами, потому что у меня нет объективных критериев для оценивания их работы. 

V1lat и CaspeRRR

Сейчас такой момент наступил, когда соотношение зумеров и бумеров в киберспортивной аудитории примерно на одном уровне, поэтому выбрать, в какую сторону работать — на более старую или на более новую аудиторию, — я не могу, к сожалению. Я пока просто экспериментирую, пробую разные вещи и не могу найти себя. Вот в Valorant я себя суперкомфортно чувствую. Во многом потому, что отдаюсь ей полностью, а на CS:GO я уже давненько забил.

— Когда состоялся релиз Valorant и стали появляться первые команды, было очень много споров о том, как должен действовать тренер в дисциплине, которая существует только несколько месяцев. В Dota 2 или CS:GO на эту позицию берут людей с опытом, трофеями и прочим. А как быть тренером в Valorant, тем более в таком молодом возрасте, как в твоем случае?

— Когда я приходил в команду, то спрашивал: «Чего вы хотите в целом от меня как от тренера?». Называли разные вещи, и зачастую я даже больше выполнял роль менеджера: составлял расписания, режим тренировок и прочее. Тут конкретно от команды зависит, но зачастую все это сводится к тому, что ты должен смотреть демки, разбирать их с игроками, выделять какие-то моменты. Однако очень часто люди неправильно позиционируют тренера: «Ну как человек может быть тренером, если он играет плохо, стреляет плохо?». Так вот задача тренера — не научить игрока стрелять, он должен учить команду играть правильно, а также следить за дисциплиной в коллективе. 

— В такой ситуации вопрос авторитета — это проблема?

— Смотря в какой состав попадешь. Вот у меня сейчас небольшой перерыв, я работал с женским составом, который только собрался, и меня попросили помочь. Там были некоторые прецеденты. Пришла девушка из CS:GO, которая довольно неплохо играла, и во время обсуждений у нас были с ней не то чтобы споры, но некоторые недопонимания. Мне приходилось реально жестко подтверждать свои слова, чем-то аргументировать. Но это даже хорошо, я ничего плохого в этом не вижу, потому у нее свое мнение, а у меня — свое. И я бы сказал, что я и в CS:GO по-своему игру вижу. Поэтому бывают конфликты, но идеального тренера не существует, и отчасти из-за этого я и поменял несколько команд. Везде были свои сложности, нужно уметь сходиться с людьми.

Ссылки по теме

«У HR мертвый состав по той же причине, что и у NAVI, — у тебя на третьей позиции отсутствует игрок» — интервью с Inmate
«У HR мертвый состав по той же причине, что и у NAVI, — у тебя на третьей позиции отсутствует игрок» — интервью с Inmate
0

Комментарии