Блоги

Однажды в Шмутгаарде: История города

Hemmy
6

Однажды в Шмутгаарде: История города

Описать политическое устройство Шмутгаарда в одном предложении очень сложно. Многие исследователи, даже академики бились над определением вида правления в известном городе, но мнения так и не сошлись воедино.  Так, исследователь Зоррил Ограниченный из Касселверхта предположил, что в Шмутгаарде установилась натуральнейшая демократия, где все важные законопроекты принимаются исключительно с одобрения широких масс и в тесном взаимодействии с действующей властью. С другой стороны, учёный из университета Тёмных Голов, что в королевстве Бердания, оспорил позицию Зоррила, в качестве аргумента предложив тот факт, что сам Зоррил никогда не бывал в Шмутгаарде и основывал свои догадки лишь на обрывочных сведениях тех выживших, что там бывали и, самое главное, сумели выбраться. А сведения таковых очевидцев зачастую были сумбурны и далеки от правды ввиду расшатанной нервной системы и других психологических и физических травм. В качестве альтернативного варианта, учёный из Бердании предположил, что наиболее близкий для Шмутгаарда строй – анархия. Сей вывод он сделал из личных наблюдений, кои, как видно из текста, он вспоминал с нежеланием: «…не помню как выбрался из этого проклятого города, но очнулся на следующее утро после прибытия, в грязи перед воротами. Из одежды на мне осталась лишь туника. Сандалии, шляпу, сумку и все деньги, что были при мне, видимо украли, после того, как ударили тупым предметом в тыльную часть головы. Я просто обязан предостеречь всех, кто прочитает мои записи – никогда не суйтесь в Шмутгаард! Ужаснее города нет на свете! Толпы всевозможной нечисти, разбойников и бандитов со всего света, наёмных убийц и доносчиков – вот и всё, что вас ждёт. В городе царит абсолютная анархия! Это, друзья мои, полнейший беспредел! Лучше просидеть в темнице десять лет, чем провести один день в Шмутгаарде…»

Но все, без исключения, мнения были неверны. Учёные, пытавшиеся анализировать положение, сложившееся в известном нам городе, допускали одну и ту же ошибку – они пытались втиснуть Шмутгаард в один из существующих порядков, известных им и не смогли догадаться, что в городе установилась совершенно новая, доселе невиданная никем на земле, система управления. Поскольку сами жители не задумывались над столь маловажными для них вопросами, названия у этой системы нет; можно дать лишь приблизительное определение, которое будет звучать как «монархия с элементами анархического и демократического строя». Казалось бы – как монархия может быть одновременно анархической и демократической?

Дело в том, что город был основан на поле битвы между несколькими кланами – орков, людей, нечисти и великанов. Дрались они за возможность построить город на месте сражения. Место для города и впрямь было выбрано грамотно: небольшая возвышенность, находящаяся на пересечении двух полноводных рек, ведущих в открытый океан. Торговые возможности были почти неограниченны, а хорошая погода и плодородная почва обеспечивали прекрасные возможности для сельского хозяйства.

Но исход сражения ошеломил всех – после того, как стихли крики и вопли воинов, когда дым от огня рассеялся, и вороны начали слетаться на горы трупов, обнаружилось, что живыми остались лишь предводители сражавшихся кланов. Четыре вождя после долгих и сложных переговоров решили, что строить город будут все вместе и поделят его поровну. Править будут посменно, по шесть лет каждый. Каждый из вождей при жизни должен выбрать себе наследника, который будет править шестилетние сроки после смерти предшественника.

Задумка была хороша, многие позавидовали бы мудрости вождей. Но на деле вышло всё совсем не так, как рассчитывали основатели города. Слишком сильно отличались менталитеты собравшихся вместе народов.

 Так уж получалось, что не слишком тактичные представители расы нечисти любили периодически поедать, раздираться на куски, выпивать кровь представителей других народов, с явным упором на людей.

 Орки и огры любили устраивать потасовки и мелкие баталии, которые частенько перерастали в крупные побоища, затрагивавшие интересы всех соседствующих субъектов.

Великаны, хоть и имели явное физическое превосходство над всеми остальными расами, умом не отличались. Это также вызывало злость и раздражение кланов: договориться с великаном о переносе дома в другое место или о постройке нового моста было крайне затруднительно, зачастую на это уходили недели, с применением жестов, рисунков, оглушительных криков и даже танцев. В ответ высокорослые существа чаще всего почёсывали затылок или ковырялись у себя в ноздрях, будто именно там они хотели найти ответ на вопрос, который им задавали.

Людям приходилось хуже остальных – с течением времени в городе остались лишь самые стойкие и хитрые. Им приходилось идти на разные ухищрения, чтобы выживать. Чаще всего они работали на всех стальных жителей. Профессии разнились – от прачки до наёмного убийцы. Один и тот же человек мог работать наёмным убийцей в клане орков, кузнецом у великанов и стражником у нечисти. Это облегчало ему многие задачи: например, гораздо легче убить кого-либо по заказу орков, если человек не вызывает подозрения у всех остальных.

Если жизнь внутри города сформировывалась сама по себе, придерживаясь неписанных правил и законов, то с правителями всё было сложнее. Бывают сложные ситуации с одним монархом, а если их четыре -  проблемы обеспечены на долгие годы вперёд.

 После завершения правления первых четырёх вождей, в стане правящей элиты началась сущая неразбериха – полномочные представители каждой расы начали загадочно умирать, на их место тут же претендовали другие, которые, в свою очередь, так же загадочно умирали. Чехарда могла продолжаться вечно, если бы сам народ не пришел к зданию городской ратуши и не потребовал прояснить ситуацию. Когда выяснилось, что полномочных представителей нет, толпа просто указала на устраивавшего всех кандидата – младшего чиновника из городской канцелярии. Причина была очевидна – он был полуорк-полувеликан. Довольно живой ум орка и недюжинная физическая сила великана делали из него идеального правителя по мнению толпы. Толпа не ошиблась – новый правитель усидел на троне два года, а это на год и одиннадцать месяцев больше, чем любой другой до него. После скоропостижной кончины народного избранника, народу надоели политические распри и интриги, и они, как и следует народу, приняли мудрое решение – правители не лезут в дела населения, а население  - в дела правителей. Так и сложилось – правители сменяли друг друга, как в очереди за хлебом, а народ, сформировавшийся в свою, совершенно особенную, неоднородную массу, бурлил, будто в раскаленном котле. Каждый управляющий городом стремился доказать свою полезность обществу, издавая всевозможные законы и постановления – гонцы и ораторы не успевали провозгласить очередной закон, как уже выходил следующий. Правитель каждой новой расы стремился обеспечить представителям своего клана лучшую жизнь, в то время, как следующий в очереди управляющий, не отменяя решения предшественника, начинал придумывать законы по-новому. В итоге сложилась удивительная ситуация – в городе было более пятнадцати конституций, более полутора тысяч законов и около десяти тысяч различных указаний. Именно поэтому в Шмутгаарде не было ни одного юриста – никто даже не пытался разобраться во всех перипетиях законов, зачастую противоречивших друг другу. Кроме того, из-за частой смены правителей, сама должность управляющего городом обесценилась, и население перестало воспринимать каждого из них всерьёз. Трудолюбивые вожди могли часами ездить на колесницах по городу, возвещая о начале новой жизни, об утверждении нового закона и новых постановлений  - все кланы не уделяли даже малейшего внимания сказанным словам.

Вплоть до настоящего времени в Шмутгаарде царит такой же порядок – законы продолжают приниматься, управителя сменяют друг друга, а народ, в свою очередь, живёт так, как умеет, смирясь с тем, что правители им нужны только для того, чтобы здание городской ратуши оставалось таковым и не превратилось в отхожее место для великанов или таверну для орков.

Следующая история – «Однажды в Шмутгаарде: Аегис - волшебный щит»

Комментарии