advertisement banner
i
C

Киберспортивная Академия: Мои мысли

Прежде чем я изложу своё виденье киберспортивной академии, попрошу ознакомиться с оригинальным блогом Sneg1, в котором эта идея была высказана сегодня.
 

 

Для начала нам нужно разобраться в понятиях, что есть прогеймер, что есть российский (украинский, белорусский и т.д) прогеймер. Очевидно, что это человек, для которого игра на соревнованиях – это профессия, основное средство заработка. Почему-то многие забывают, что в мировом комьюнити всех игр не так уж много людей, которые на 100 процентов зарабатывают деньги игрой. Вероятно, по несколько десятков в каждой дисциплине. Итого, дай бог, если 2-3 сотни на весь мир.

Пул игроков, которых часто относят к прогеймерам из-за их игры на топовых турнирах, конечно, намного шире. Но для кого-то из них киберспорт приносит лишь периодические и довольно скромные деньги, а для кого-то вообще является лишь чистым хобби с возможностью раз в месяц выиграть пару сотен долларов в качестве призовых (их ещё надо потом получить). Возьмите бывшего участника команды Virtus.pro Cергея Ksi, который был вынужден уезжать со старладдера первым возможным поездом, чтобы успеть решить все дела по своей «обычной» работе. Или вот новоявленный топ-3 MLG немецкий дотер paS, который не может тренироваться раньше определённого времени из-за основной работы. В общем, кого ни назови, шансов наткнуться на полноценного профессионального игрока не так уж и много, как кажется.

Так как собственно планирует воспитать будущая академия? Отбросив лишний в этом деле оптимизм, надо понимать, что вряд ли прослойка настоящих прогеймеров станет существенно толще в ближайший год-два. А это значит, что люди, идущие в академию должны отдавать себе отчёт в том, что киберспорт, скорее всего, так и останется для них хобби, если они не войдут в число единиц, со временем пробившихся в основные составы топовых мировых проектов.

С годами ситуация может измениться, и академии, которые готовят топ-геймеров, реально могут поспособствовать тому, что в индустрии станет больше и тех, кто будет получать за игру хорошие деньги. Но это с годами... Вероятно…

На самом деле всё описанное мной не должно отбить желание участвовать в этом проекте у разумных молодых людей. Киберспорт – это нереально круто. Это уникальный опыт, непохожий ни на что. Даже если вы потратили 10-15 лет на киберспорт, не заработав ни копейки, а как раз наоборот «слив» на игры кучу времени и денег – это не значит, что вы лузер, и всё это было зря. Спросите любого олдскульного игрока маломальского регионального уровня. Мало кто вам скажет: «Чёрт, я был таким идиотом. Надо было заниматься чем-то другим». В основном люди с радостью и даже благодарностью вспоминают подвальные компьютерные клубы, тренировки и желание быть лучшим в своём районе, городе, регионе и мечты о том, чтобы сыграть когда-нибудь с настоящими профи.

Отдавая лучшие годы своей юности киберспорту, вы не должны делать из этого одолжения. Старательным игрокам киберспорт всегда платит по счетам. Волной адреналина, игрового азарта, путешествиями, интересными людьми, уникальным опытом. Топ-геймер, даже не ставший про-геймером, это всё равно здорово и ради того, чтобы стать им, можно отдать пару месяцев на тренировки в академии.

Теперь по поводу самой идеи.
 
Пул учащихся академии должен быть шире 10 человек, о которых пишет Антон. Талант зачастую сложно разглядеть на короткой дистанции, и чем больше потенциальных Денди, Лексов и Нанив получат возможность показать себя, развить свои навыки, тем больше вероятность, что кто-то из учащихся со временем станет звездой. Простой пример: сколько людей проходят сквозь секции и спорт-школы, а для скольких порт становится источником дохода? Это небо и земля.

На мой взгляд, академия крупной организации должна обучать пул в 40-50 человек, а мониторить ещё большее количество людей, которых можно было бы в случае расширения академии или выбывания кого-то из учеников добавить в пул. Такая цифра может испугать руководителей организаций, но на деле, когда основной ресурс, который академия будет расходовать, это трудо-часы тренеров, всё получается совсем не так страшно.

40 человек – это всего лишь восемь пятёрок, которые совсем не обязаны играть в стабильных своих составах. Каждый игрок обучается, прежде всего, ради себя, хотя и понимая, что одному победить в командой дисциплине попросту нельзя.

Ощущение, что ты не один из пяти, а один из сорока, тоже должно действовать отрезвляюще на неокрепшие умы. Не способен проявлять обязательность и чётко выполнять установки тренера – получай отчисление из академии! Никто даже не подумает оставлять конфликтного упрямого новичка, даже если он показывает какие-то неплохие результаты. Потому что цель не результаты, как у основных составов команд, а формирование личности и профессиональных навыков у игрока.

Я, конечно, подразумеваю именно академию дотеров или на худой конец лолеров по вполне понятным причинам популярности игр в СНГ и их перспектив в ближайшие годы.

Отобрать 40 игроков – задача нелёгкая. Система отбора должна быть создана таким образом, что объективно оценить не только текущий игровой уровень, но и перспективы игрока. Это, возможно, самое сложное. Набрать несколько десятков парней, которые вовремя прожимают бкб, грамотно ориентируется в командных драках и имеют стопроцентный уровень по фарму, можно, но сколько из них смогут находить общий язык с тиммейтами, быть гибкими и обучаемыми?

Даже самая лучшая академия на земле не выпустит сто процентов звёзд, но выстроенная продуманная система отбора и обучения сможет регулярно поставлять на трансферный рынок киберспорта добротных игроков, которые и будут заполнять ростеры топовых команд. Среди них, конечно, будут и звёзды.

Если идея академий приживётся и крупные проекты подхватить инициативу, мы можем получить пул учащихся геймеров в 200+ человек только в СНГ. Даже учитывая отсев, этого хватит на несколько старсерий сразу. Вряд ли тогда менеджеры организаций будут ломать голову, кем заменить какого-нибудь ушедшего двадцатисемилетнего ветерана: у офиса команды выстроится целая очередь молодых, но обученных игроков, желающих получать настоящую прогеймерскую зарплату и чувствующих реальную конкуренцию. В конкуренции рождается и ответственность.

Кроме комплексной взвешенной системы отбора в академию нужны и методики того, как и чему нужно обучать людей. Могу заявить, что таких методик попросту нет. Те потуги сделать нечто подобное, что я видел, были каким-то примитивными программками от Капитана Очевидности. Я, впрочем, отдаю себе отчёт в том, что такие методики с нуля не рождаются, и самые эффективные программы обучения буду созданы через какое-то время после запуска академий, ибо практика – это лучший опыт.

С логистикой для академий я проблем не вижу. Дистанционное обучение по интернету – это вполне реально. Бюджет на периодические тренировочные лагеря и иные очные мероприятия, конечно, нужен, к этому стоит идти постепенно, по мере потребности. Вбухивать сразу десятки тысяч долларов в тренировочные базы для всех и каждого – идея столь же амбициозная, сколь и глупая.

Идея с тренерами-психологами, высказанная Антоном, хорошая. Это будет и полезно для молодёжи, и позволит идее собрать много очков на ниве пиара. Обучение доте – это одно, а развитие личностных качеств под руководством настоящего психолога – совсем другая история для родителей и общества.

Брать или не брать деньги с учащихся - вопрос. С одной стороны, то, что человек платит за работу тренера, говорит и о серьёзности его планов, и создаёт пространство для вывода академии на самоокупаемость. С другой стороны, у будущих Смайлов и Хвостов в их юном возрасте может не оказаться нужной суммы, а целью академии является всё-таки отбор лучших в игровом плане без имущественного или иного ценза. То, что оплата, если она будет, должна быть прозрачной, а учащиеся буду чётко понимать, за что они платят, не обсуждается – это очевидно.

Что бы я предложил конкретно в нашей ситуации:

1) Выбрать администратора-директора академии, который будет заниматься всеми организационными вопросами с игроками.
2) Выбрать двух-трёх тренеров (один из них главный), которые будут непосредственно работать с учащимися. В идеале это трио должно выглядеть так: главный тренер (не обязательно про-игрок), игровой тренер (бывший про-игрок) и тренер-психолог.
3) Подготовка системы отборов в академию и написание процедуры пополнения академии по ходу образовательного цикла.
4) Подготовка глобального учебно-методического плана, охватывающего все нюансы учебного процесса.
5) Формирование инфраструктуры для дальнейшей «социализации» учащихся: возможность получения профессионального контракта в команде, участие в специальных лигах.

Если провести форсированную работу по реализации этих пунктов, то академию можно будет запустить уже январе 2014.

Как я уже писал, третий и четвёртый пункты самые сложные, так как это является основой всей системы обучения, а предшественников на этом пути нет.

С кандидатами в тренерский штаб, я думаю, проблем не будет. Очевидно, что для тренеров это будет вполне серьёзная настоящая работа, за которую они должны получать приемлемую оплату. Совсем не факт, что главным тренером должен быть бывший про-игрок. В спорте и уж в киберспорте, поверьте, тоже «хороший игрок» совсем не значит «хороший тренер», но игровые фишки и продвинутую механику, конечно, должен объяснять тот, кто на этом собаку съел.

Пятый пункт также кажется проблемным, однако, я уверен, что создание инфраструктуры – вопрос решаемый. На примере китайских дота-команд мы видим, что проекты готовы финансировать несколько составов, как бы пытаясь усидеть на двух стульях одновременно. На самом деле для организаций при увеличении расходов в этом есть и свой профит: один состав не выстрелит, так другой выиграет чего-нибудь.

Идея академий – это реально то, что нужно киберспорту. Может быть, всё будет не так пафосно и ярко, как многие представляют, но рано или поздно идея форсирования подготовки новых поколений геймеров найдёт своё достойное воплощение. Естественно, хотелось бы увидеть это раньше, нежели позже, но сейчас Антону, да и другим большим людям в мире киберспорта, реально нужно услышать все возможные мнения по этому вопросу и обдумать всю концепцию более конкретно, ибо они потащат всё это на своих плечах. Им, поверьте, есть чем ещё занимать и без академий…

Комментарии