Блоги

Всё о Natus Vincere в 2020 году — откровенный разговор с Хаосом

Swarovskiy
2

В феврале 2020 года украинский клуб Natus Vincere анонсировал подписание экс-киберспортсмена по CS 1.6 Алексея xaoc Кучерова на пост операционного директора. Сейчас он является вторым человеком в NAVI, а до этого успел поработать в HellRaisers и Heroic.

Телеграм-канал CYBERSLOVO взял у Хаоса большое откровенное интервью о первой половине 2020 года в Natus Vincere: результатах, трансферах, бизнесе, новых подразделениях и остальном.

Xaoc и Hooch
Xaoc и Hooch

— В первую очередь, Алексей хaoc Кучеров известен комьюнити как бывший профессиональный игрок в Counter-Strike 1.6, аналитик StarLadder и генеральный менеджер HellRaisers, затем должность в Heroic. А чем ты занимался вне киберспорта?

— Учился в университете на финансово-экономическом факультете. В магистратуре изучал финансовые рынки и торговля на них - это то, чем я занимался помимо того, как играл в Counter-Strike, который генерировал дополнительный доход, а потом и основной.

Тогда не было таких призовых и больших ЗП, как сейчас. Мы жили гораздо скромнее. Был момент, когда мы играли турнир в Москве и жили в номере, грубо говоря, на полу. Думали, как будем возвращаться домой, если выступим плохо и не выиграем денег, которые должны потратить на билеты назад.

Вспоминая свой последний турнир по 1.6, тогда мы играли в составе Virtus.pro с Кучером, Хучом, Лексом. Заняли третье место на Дримхаке - как раз началось то время, когда некоторые команды переходили на CS:GO. Тогда ещё игроки SK Gaming по 1.6 - Гетрайт и Форест объявили, что переходят в новый шутер и образовывают команду Ninjas in Pyjamas. После этого и стало понятно, что CS 1.6 - всё.

Второе место на турнире - ANGE1, Strike, Lmbt, Xaoc и weiss
Второе место на турнире - ANGE1, Strike, Lmbt, Xaoc и weiss

Когда соревновательный 1.6 заканчивался и все переходили на CS:GO, тогда было очень непонятно, как выступать и что будет дальше. Сложилась такая ситуация, что у меня не было мотивации продолжать играть в новую дисциплину. Тогда я решил завязать и начал больше заниматься финансовыми рынками: торговля на бирже, инвестиции в финансовые активы и другие активности.

— В какой-то момент ты завязал с киберспортом?

— На время из большого киберспорта фактически ушёл полностью, разве что старался активно следить за результатами - это было всегда интересно. Финансовый рынок в то время приносил доход побольше и был моей основной работой. Примерно с 2013-2014 года, когда появились стикеры команд, в то же время и стали появляться крупные турниры с приличными призовыми, появилась необходимость в людях, которые имеют какой-то опыт в киберспорте и понимающие, как это лучше развивать.

Были, конечно же, примеры в Европе и Америке, и вот тогда дошло дело и до СНГ, превратившись в массовую историю, когда клубы начали пытаться развивать это уже как бизнес. В CS:GO я вернулся уже не как игрок, в HR, где сначала занимался финансами, куда меня позвал Максим Бернадский, на тот момент CEO, Кирилл ANGE1 Карасёв, с которым мы играли вместе и постоянно общались...

— Грубо говоря, с возвращением в киберспорт ты работаешь по своей специальности?

— Сами по себе финансовые операции - это неразрывная часть любых процессов в любой жизнедеятельности или организации, киберспорт в этом плане далеко не исключение.

Так как я обучался на финансово-экономическом факультете и что-то слышал об этом, цифры всегда были близки по жизни, поэтому для меня это было логичным и понятным продолжением. Во всех клубах, где я успел поработать - это было всегда нужно. Мои знания пригодились и начали со временем дальше развиваться.

Я бы не назвал себя супер крутым финансовым аналитиком и менеджером, просто я с этим всем более менее знаком, многие вещи уже прошёл, побывал профессиональным игроком и имею большую контактную базу. Имею понимание самой структуры работы, где-то в процессе опыта улучшал свои личные скиллы и развивался в командах, в которых работал - HellRaisers, Heroic, теперь и Natus Vincere.

HellRaisers
HellRaisers

— Сейчас твоя должность звучит как операционный директор NAVI, но, по сути, ты ведь второй главный человек в клубе. Как проходит твой обычный день?

— Какое-то время работали на удаленке из-за карантина, но, по многим причинам, решили всё-таки переходить к обычному режиму в офисе. Где-то скучно, где-то эффективность теряется. Гораздо интересней, когда с людьми вживую общаешься, обсуждаете проекты и планируете процессы.

Если брать текущий распорядок дня обычного режима, то когда я просыпаюсь, сразу чекаю телефон на предмет каких-то рабочих моментов, как на почте, так и обычные переписки, чаты. На срочные вопросы сразу стараюсь отвечать, а потом завтракаю и еду в офис.

Вообще, у меня много работы по разным вопросам и её сложность в том, что ты скорее не так должен быть крутым специалистом в каждом из направлений, как стараться их связывать в единое целое, потому что некоторые вещи по отдельности работают хорошо, но иногда на стыке отделов появляются проблемы в коммуникации и определении ответственных.

Моя задача как раз и состоит в том, чтобы быть тем самым связующим звеном, которое помогает абсолютно всем отделам, игрокам и менеджерам составов всей нашей компании, чтобы всё это целостно работало, быстрее и активнее развивалось, чем это было бы без меня.

— Давай разберём какой-нибудь последний пример? Условно, мерч или там шоу-матч NAVI?

— Возьмём шоу-матч NAVI 2010 против NAVI 2020: я не имел какого-то влияния на весь процесс, скорее, я был связующим звеном между Арсением ceh9 Триноженко, который коммуницирует со старым составом. Нам с ним проще, ведь мы раньше и играли вместе, и работали в аналитике.

Банально связались, пообщались и когда обговорили все основные моменты и уже нужно было согласовать какой-то более детальный план, я передал дело нашему маркетинговому отделу, который занимается организацией этого шоу-матча. В свою очередь, ребята уже обсуждают и разбирают остальные детали, которые будут учтены во время самого ивента.

Моя задача заключалась в том, чтобы связать людей для дальнейшего сотрудничества. И вспоминая момент о связях, когда Сеня связывается со мной, человеком которого он знает не первый день, он относится с доверием и знает, что всё так и будет, как я ему говорю. У нас не возникает лишних диалогов или какого-то недоверия. Это не только в киберспорте так работает, а абсолютно везде.

Когда всё обговорено и детали известны, маркетинг ко мне может подойти по вопросам организации освещения того же шоу-матча. Потому что я часто бываю в аналитике турниров по CS, где-то могу уточнить или подсказать как сделать лучше, всё-таки продолжительное время работал до этого в StarLadder, да и с Maincast мы несколько турниров прошли.

Если что-то касается наших игроков, тренеров и аналитиков, я веду с ними коммуникацию на предмет того, чтобы их где-то задействовать. Где-то это получается, где-то нет, потому что у каждого построен свой график. На словах звучит всё просто, но кому-то это нужно делать.

Получается, всего у меня три основных зоны ответственности: 1) связующее звено в компании в целом; 2) отдел Operations - это юридические и финансовые вопросы; 3) напрямую занимаюсь общением со всеми нашими киберспортивными составами.

Xaoc в NAVI
Xaoc в NAVI

— Твой переход в Natus Vincere и уход из Heroic. Правильно ли говорить, что тебя “захантили”?

— Смотря как посмотреть на всю ситуацию - “захантили” и “сам ушёл” - это можно считать равносильными вещами. Действительно, на предмет этого с Женей Золотарёвым мы общались ещё немного раньше, чтобы я присоединился к NAVI, но на прежнем месте работы оставались ещё дела, которые определённо хотелось закончить, чтобы можно было спокойно перейти дальше.

И сделать это можно было как раз в то время, когда появилась информация о переходе состава Heroic по CS:GO в китайскую организацию FunPlus Phoenix, я со своей стороны сделал всё возможное, что от меня зависело и перешёл в НАВИ.

Какое-то время поработал без официального анонса, иначе вкатываться пришлось бы дольше, а затем уже полноценно начал заниматься делами клуба. Компания NAVI имеет очень большую структуру, поэтому рабочих вопросов очень много в разных направлениях. Получилось очень плавно войти в рабочий ритм на новом месте без каких-либо анонсов, и только потом уже начать об этом говорить. Это позволило эффективно начать работу с первых официальных дней в клубе. Меня многие ребята уже ждали, поэтому сразу же сформировался список вопросов, которыми необходимо было начать заниматься.

— Как у вас сейчас распределяются обязанности в команде? Складывается такое ощущение, что CEO Евгений Золотарёв потихоньку отстраняется от клуба?

— Это далеко не так, наш генеральный менеджер активно вовлечен в дела компании и некоторыми вопросами занимается лично он, я к ним практически никакого отношения не имею. Когда я только пришёл, то уже не один раз говорил, что я не понимал, как Женя Золотарёв закрывает некоторые вопросы в одиночку, потому что даже сейчас у нас двоих колоссальное количество работы.

Условно говоря, приходя на работу, я прямо сейчас вижу 27 заданий, которые нужно сделать сегодня. И в каждом втором есть подпункты, в итоге получается 40-45 заданий и это все вещи, что нужно решить сегодня. Из всех приоритетных заданий приходится выбирать самые приоритетные и заниматься ими прямо сейчас. Поэтому некоторые моменты всё равно иногда затягиваются.

Я не знаю, как Женя справлялся сам, но думаю, что он доволен моим приходом, где-то его получилось разгрузить, дал возможность побольше подумать стратегически.

Евгений Золотарёв, CEO Natus Vincere
Евгений Золотарёв, CEO Natus Vincere

— Какие у тебя отношения с генеральным менеджером, вы часто общаетесь?

— Много общаемся, каждый день собираемся в нашем главном киевском офисе, пересекаемся по каким-то моментам, обсуждаем разные вопросы и будущие проекты. Сейчас у нас с Женей естественным образом сформировалось распределение ответственностей между собой.

Причём между собой мы особо не договаривались кто и чем будет заниматься, просто посмотрели, как это всё происходит, у кого к кому ближе лежит душа. Распределили это всё так, что Евгений занимается медиа, маркетингом, мерчом, а я больше занимаюсь киберспортивным отделом - составами и операционкой.

Нужно понимать, что это условное распределение, потому что иногда как я вовлечен в его вещи или отделы, так и он занимается какими-то моими вопросами. Когда у тебя 1-2 состава, то это гораздо проще, но когда мы представлены в стольких дисциплинах и нужно вести переговоры по важным вещам в разных локациях, иногда в одно время Женя не может быть одновременно в двух местах и тут как раз я и могу быть полезенУ других киберспортивных клубов намного больше штат топ-менеджеров, нежели был в NAVI, и это действительно часто помогает быть более эффективным.

— В этом году у NAVI должен открыться новый большой офис в Киеве, как обстоят с этим дела на данный момент?

— Да, это всё в планах, но точных дат я назвать не могу. Будем надеяться, что откроемся ближе к четвёртому кварталу этого года. Хочется успеть, но карантин внёс свои поправки, поэтому точной даты нет.

На мой взгляд, это очень полезное инфраструктурное решение, которое позволяет все держать вместе, снимать больше контента с теми же игроками, ещё качественнее их обслуживать, предоставлять им более удобные условия для тренировок и больше всё это контролировать.

— Это будет полноценный игровой дом и одновременно офис, но ещё у NAVI есть маленькое подразделение в Берлине?

— Там будут и гейминг зоны и апартаменты для ночёвки, офис для нашего стаффа, рассматриваем так же какие-то открытые моменты для болельщиков. Возможно, в виде фан-шопа c мерчем, но пока это всё обсуждается.

План по офису в Берлине есть, о чём говорил Женя в своём интервью Вилату, но из-за сложившейся ситуации с вирусом пока всё откладывается, карантин вносит свои коррективы во многие аспекты, даже в киберспорте.

Берлин хорош тем, что в Германии проводится много турниров и уже устроились многие партнёры, можно даже назвать европейской Меккой киберспорта. Однозначно, там нужно иметь своё представительство. На следующий год будем вновь возвращаться к этому моменту.

— В этом сезоне у NAVI произошла смена сразу двух спонсоров: ушли HyperX и GGbet, но на их местах появились 1X и Logitech.

— Это ещё было до меня и я бы не сказал, что это какие-то сверхъестественные изменения. Natus Vincere - один из клубов, который сотрудничает с компаниями на протяжении долгого времени, доходит до 5-6 лет и больше. Пэтому я бы назвал это просто случайным совпадением, что одновременно поменялось несколько партнёров.

Сейчас мы общаемся со стриминговой платформой из Китая. Китайский рынок огромен и до него бывает сложно достучаться, но сейчас мы делаем первые шаги именно через стриминговые сервисы. Если всё получится, то довольно скоро будет анонс.

Logitech - новый спонсор NAVI
Logitech - новый спонсор NAVI

— За последние два года Китай стал настоящим трендом со своим киберспортивном рынком. Многие туда хотят попасть.

— Это отличное начало, чтобы закрепиться в этом регионе, создавать контент, охваты и пользу для потенциальных партнёров нового региона.

Некоторые рекламодатели и партнёры работают либо локально только для своего региона, либо для всего мира, поэтому состыковывать Китай с Европой и остальным миром бывает очень сложно, а иногда просто невозможно.

Поэтому, если что-то делать для развития контента в Китае, то можно двигаться к подписанию локальных спонсоров, что не будет вызывать конфликтов с нашими текущими партнёрами и завоёвывать свою фан-базу в этом регионе.

В целом это очень непростой процесс. Даже в Европе и СНГ дела ведутся по разному, это я могу сказать как человек, который почти год поработал в Heroic, а Китай - это вообще другой мир. Любые переговоры, которые там ведутся, могут затягиваться на длительное время.

— В этом году NAVI могли попасть в СНГ-лигу по League of Legends, но не захотели. Насколько известно, у клуба большие планы на европейскую лигу LEC, они в силе?

— Очевидно для любого, что европейская лига по LoL это большой лидер как дисциплина и она невероятна популярна в Европе и других регионах. Это интересно крутым компаниям и партнёрам, до которых иногда очень сложно достучаться, особенно, если ты находишься в СНГ.

Поэтому европейский LoL для нас был бы очень крутым финальным дополнениям ко всем нашим составам и их результатам. Если рассматривать дисциплину в других регионах - это отдельная пища для размышления. Но здесь очень важна информация, которой, иногда, может не хватать. Это в планах, но нет ограничения по срокам.

— В целом NAVI интересно войти как бренд в новый для себя регион?

— Войти в другой регион для Natus Vincere как для бренда - это безусловно круто. Вопрос в другом: в ресурсах, которые будут затрачены на это и в эффекте, который будет достигнут. Первое, мы можем отследить плюс-минус, но со вторым вопросов больше и отследить это не всегда получится.

— Мобильные дисциплины, а точнее PUBG Mobile, ещё один тренд последнего года. Какие планы у Natus Vincere?

— Однозначно это классное направление в котором хотелось бы развиваться. Здесь тоже очень важна работа с партнёрами, которым это интересно. Грубо говоря, если есть потенциальный компаньон, с ним ведутся переговоры, которому органично вписывается мобильный состав.

Сейчас же, если мы подписываем состав, мы начинаем с ним работать не под партнёра или франшизную лигу, а для себя, чтобы он просто показывал результаты, генерировал контент.

На сегодняшний день много разных дисциплин и возможностей, что хочется выделять приоритетные для себя варианты. Соответственно, таким будет тот партнёр и дисциплина, где есть дополнительные возможности для клуба, помимо обычных выступлений на турнирах и генерирования контента.

— Есть теория, что сейчас клубы стараются просто так стараются не открывать подразделения по новым дисциплинам, либо это делают на свой страх и риск?

— Для организации хочется, чтобы команда себя окупала, но в некоторых дисциплинах это просто невозможно. Там ничего не происходит, там нет никаких ингейм-айтемов, нет дополнительных доходов с лиг или от игрового издателя. То есть там просто соревнования, где твоя команда участвует, её кто-то смотрит и ты её пытаешься продать спонсорам.

В свою очередь, спонсоры и рекламодатели хотят получить пользу для себя взамен. Для некоторых основная польза - взаимодействие с игроками. Получается, что ты все обязанности перекладываешь на игроков, потому что они получают зарплату. Киберспортсмены отвлекаются на это и уходят от основной цели - выигрывать чемпионаты, получается не самая взаимовыгодная история для всех. Это всё очевидные вещи, которые вот так в итоге работают.

Тем не менее, они не может иначе существовать, потому что и партнёр хочет получить для себя выгоду и игроки хотят выигрывать. А для клуба важно не только получить доход от партнёра, но и победа команды, за счёт чего увеличивалась бы фан-база.

Xaoc
Xaoc

— В итоге у организаций появилась другая модель развития составов по новым дисциплинам?

— История с внутриигровыми вещами стала популярна именно поэтому. Она реально помогает клубу развивать команды, как-то существовать, отбивать часть расходов. Модель понятна, потому что игроки получают бонусы и сфокусированы показывать результаты ещё лучше, и клуб получает какой-то доход, которым может покрыть хотя бы часть зарплат.

И всё будут довольны, а если такой модели нет в дисциплине, где клуб ещё не представлен, то принимать решение о входе в эту дисциплину довольно сложно. Плюс могут возникнуть проблемы с игроками, которых нужно будет чем-то обременять, а далеко не все киберспортсмены любят участвовать в медиа-историях и спонсорских обязательствах.

— Но ведь есть PUBG и Apex Legends, где всё не радужно, особенно последние год-два. У NAVI есть команды по обеим “королевским битвам”.

— Очень важно общаться с издателем. С теми же PUBG Corp. и ЕА у нас довольно хорошая коммуникация и мы понимаем, что они знают о наших проблемах и движутся в направлении, чтобы попытаться их решить.

Если же это происходит где-то, где издатель не коммуницирует с тобой и непонятно, думает ли он что-то делать, то очень сложно принимать решение заходить в эту дисциплину, ты просто не знаешь что будет дальше.

— Нельзя не спросить про Valorant. Самая хайповая игра 2020 года для киберспорта.

— Мы активно следим за дисциплиной, но пока есть какие-то турниры где просто выступают миксы, составы, заинтересованные игроки. Но нет понятной монетизации для организаций. Мы готовы инвестировать в комьюнити в нашем регионе - в СНГ, помогать нашими ресурсами, возможной сильной командой с поддержкой привлекать фан-базу к новой дисциплине.

Но в Валорант перешли игроки из других игр, зачастую из CS:GO. Они мыслят другими мерками, как и в плане зп, так и всего остального. Сейчас это так не сработает: ведь в других похожих шутерах совсем другие просмотры и понятная монетизация, которые позволяют отбивать зп игрокам.

Мы сами понимаем, что нам нужно развивать фан-базу и в целом дисциплину в СНГ, оказывать поддержку именно нашему комьюнити по новой игре, но если к нам приходят с запросами, которые не целесообразны, нам это будет слишком убыточно.

ANGE1 - бывший капитан HellRaisers по CS:GO. Ушёл в Valorant
ANGE1 - бывший капитан HellRaisers по CS:GO. Ушёл в Valorant

— Natus Vincere точно общались с лучшей командой из нашего региона PartyParrots, где выступают Ангел и Артист.

— Не буду скрывать, действительно разговаривали, могло что-то получиться, но мы не пришли ни к чему общему. Повторюсь, мы реально хотим взять состав из СНГ, развивать нашу, СНГ-сцену, но так же нужно смотреть цифры, интересно ли вообще это кому-то в нашем регионе?

— Но ведь это Riot Games, есть понятная и более чем успешная модель с League of Legends, шутер может пройти по такому же сценарию?

— Если дисциплина будет абсолютно непопулярна в нашем регионе, тогда мы просто не сможем двигаться в этом направлении, как бы нам этого не хотелось. Это будет просто максимально в убыток для нас.

Я думал, чтобы реализовать турнир от Natus Vincere, как сейчас проходят турниры от многих клубов: G2, Vitality, T1, FaZe Clan и другие, но пока особой целесообразности в этом нет. Даже есть посмотреть на цифры чемпионата от Виплей, классный продакшен и топовые команды, но это не так круто, чтобы влезать нам, учитывая тот факт, что это будет нашей непрофильной деятельностью.

— Как ты уже отметил, многие КСеры пробуют или перешли в Валорант. У вас поигрывают Бумыч и Симпл, оговаривается ли с игроком запрет на другие игры, когда они слишком увлечены?

— Такие вещи можно обговаривать, но у нас такого не было. Саша играл в своё свободное время от тренировок, захотел и поиграл У нас у каждого свои дела, свои хобби и увлечения, позволяющие отвлечься от игр и тренировок, которые занимают очень много времени и внимания. Иногда даже нужно отвлекаться, особенно когда был карантин, и мы сидели постоянно по домам.

— В апреле киберспортивное агентство Forevr объявило о подписании контракта с Симплом. Это как-то влияет на сотрудничество с NAVI?

— К этому факту было привлечено немножко больше внимания, чем нужно. В целом это агентство просто занимается поиском личных контрактов как для Симпла, так и для NAVI, которые можем потом согласовать. Задача агентства просто искать партнёров, глобально ничего в наших отношениях не изменилось. Если у них есть предложения, мы без проблем ведём переговоры.

— С подачи Virtus.pro и OG вернулась мода на вторые составы, каким образом их развивать, есть Valve фактически запрещают такие вещи?

— Клубы, несмотря на все запреты и ограничения по участиям в турнирах, пытаются как-то крутиться, чтобы развивать молодых игроков в своём регионе, хотят создавать предложения игроков на сцене, чтобы потом было куда развиваться самим вместе с ними.

Иногда хочется большего вовлечения от тех же Valve, других разработчиков или турнирных организаторов, чтобы они думали как развивать молодежь, создали какие-то разные дивизионы лиг, где бы могли развиваться новые игроки, попадать в высший дивизион, но такого нет и клубы вынуждены выкручиваться так как могут. Иногда это выглядит крайне неэффективно как, например, у ВП, где команды играют по очереди на чемпионатах, а OG вообще закрыли вторую команду.

Первое фото Xaoc (справа) с командой NAVI
Первое фото Xaoc (справа) с командой NAVI

— У NAVI тоже есть “молодёжка” по CS:GO, а по другим дисциплинам не планировали?

— Мы думали над тем, чтобы создать второй состав по Доте, но в CS это хотя бы более-менее прозрачно. Игроки стоят очень больших денег, если за ними приходят NAVI, таких денег, которые даже не должны всплывать в СНГ. Поэтому для нас выгоднее взращивать своих игроков, отыскать талантов, поддержать их - это две такие цели. Третья - развить небольшую методологию по воспитанию талантов. Система уже есть, но её необходимо масштабировать и проверить не один раз. Это всё относится к КС, потому что в КС очень много мелких ивентов, в которых можно участвовать. В Доте такого практически нет.

— Сделать официальный фарм-клуб, довольно распространённая модель в традиционных видах спортах: футбол и хоккей.

— Да, это хорошая идея, но чтобы он был, клубам нужно где-то участвовать. Не смогут, условно, VP.Prodigy вырасти в крутую команду и больших игроков, если им просто запретят играть на больших турнирах и поставить туда основу. Так гораздо сложней показать хороший результат.

— Главная сага NAVI и Gpk, которого многие “сватали” к вам. Были ли переговоры и почему не получилось?

— Мы общались со многими игроками и вообще, когда идёт разговор о замене, то задача заключается в том, чтобы посмотреть как можно больше вариантов, а не зацикливаться на одном.

Как говорится, результат познаётся в сравнении, всё очень ситуативно и многие зависит не только от твоего желания, но и от желания состава и самого игрока. Так же есть клуб, у которого хотят купить игрока. Мы изучали много вариантов, в том числе и ГПК, но мы ни к чему не пришли.

Gpk - игрок Gambit Esports по Dota 2
Gpk - игрок Gambit Esports по Dota 2

— Но вы ведь общались по поводу перехода. Это тот случай, когда NAVI приходит за игроком и получает огромный чек за его трансфер?

— С игроком не связывались, пока не связались с Gambit Esports - деловая этика, в нашем случае. В целом, да, потом мы общались и с Гамбит, и с Гпк, но не продвинулись куда-то далеко в этих переговорах. Финансы даже не обсуждались, мы не перешли к какой-то финальной стадии, а просто узнавали детали.

— У вас в запасе ещё числится GuardiaN, а также Edward, который на странице Liquipedia все ещё указан игроком NAVI.

— Да, GuardiaN действительно все ещё запасной в составе по CS:GO. Сейчас он стримит, играет, тренируется, набирает форму. Иногда есть запросы, но, наверное, не те, что ему нравятся, но пока это ни к чему не пришло и он на контракте у нас. Эдвард уже давно свободный агент, поэтому на сайте ошибка.

— В футболе у многих клубов есть амбассадоры, бывшие игроки, легенды, которые остаются в организации, помогают в разных направлениях. Когда такое появится в NAVI?

— В принципе, интересная тема. Но случалось и получалось так, что все “старички” уходили из команд сами. У всех из них какие-то свои задачи, амбиции и цели. Но со многими мы до сих пор на связи и кто знает, возможно, в дальнейшем будущем с кем-то из них что-то реализуем. Я не говорю об амбассадорстве конкретно, но может быть какие-то совместные проекты по отдельности.

NAVI 2010
NAVI 2010

— У Astralis семь игроков в основном составе по CS:GO, Гамбиты подписали Хоббита в качестве шестого. Обсуждалось ли это у вас?

— Пусть пробуют, история с расширением состава уже ходит как легенда. Обсуждали и с Блэйдом и с игроками, но мы не особо видим как это будет работать. Посмотрим на похожие кейсы Gambit или Astralis, если сработает, то, возможно, возьмём в качестве примера. Тем более, у нас уже есть готовая команда NAVI Junior, но сейчас нет в этом необходимости.

— Ты профи в CS, а как ты справляешься с Дотой и другими дисциплинами в плане работы с менеджерами?

— В Доту я тоже играл, было под 5к MMR, но очень давно. Уточню, что не я все решения принимаю. Да, я где-то могу влиять, где-то организовываю, где-то Женя Золотарёв принимает решения. Это коллективное всё. Если я не разбираюсь в дисциплине, у нас есть крутые менеджеры составов, которые в этих дисциплинах годами, тем более они находятся в команде, они видят намного больше. Мнение игроков и тренерского состава - чуть ли не самое приоритетное. К моему единогласному решению ещё очень далеко, такого никогда не будет. Если где-то происходит замена, то это длительное принятие решений и взвешенное с разных сторон.

— Как оценишь результаты команд Natus Vincere по CS:GO и Dota 2 за первую половину 2020 года?

— Клуб всегда хочет больше. Как и игроки всегда хотят выигрывать. Это отличное желание, но не всегда всё получается как мы того хотим. По объективным моментам: в CS парни вышли на топ-1 мирового рейтинга и пробыли там достаточно длительное время. Конечно, нам хотелось бы больше побед, но топ-1 тоже отличный результат. Для команды, которая до этого годами не участвовала в официальных онлайн-матчах, это довольно хорошо.

После прихода в состав по Доте Сёмы, было крайне важно набраться уверенности на первых грядущих чемпионатах. Выиграв квалификации в Los Angeles, это могло стать трамплином для команды. Случился COVID-19, трамплин сломался и мы ищем выход из этой ситуации. Со стороны, возможно, видно простые и понятные решения, но не всё так однозначно по разным причинам. В любом случае, мы финализировали состав на этот момент и сейчас работаем над развитием команды.

B1ad3 и Perfecto
B1ad3 и Perfecto

— В последние года очень много спортивных брендов зашло в киберспорт, разные коллекции, мерч и другие активности. Почему до сих пор у NAVI ничего нет подобного?

— Насчет этого сезона, прошу учесть рамки карантина. Сложно в такой ситуации было что-либо вообще делать, запускать, планировать, а продакшн мерча это сложная физическая история, поэтому с новыми анонсами нужно подождать.

То, что мы делаем коллаборации с известными дизайнерами не означает, что мы не открыты к каким-то крупным спортивным брендам. Возможно, это интересно для нас и так же интересно для них, но мы находимся в СНГ, а здесь гораздо всё сложнее, чем в Европе, поэтому партнёрства ещё не получилось. Но я уверен, что всё впереди.

Пока мы фокусируемся на своём производстве, мы хотим делать то, что люди будут носить. Киберспортивный мерч совсем новое явление, мы вместе с NAVI хотим его развивать и делать крутые вещи.

— ZeroGravity с партнёрами выкупили гостиницу “Днепр”. Александр Кохановский уже анонсировал, что Natus Vincere тоже будут принимать участие в грандиозном проекте?

— В целом, NAVI не совсем вовлечены в этот проект. Если мы говорим о развитии киберспорта в Украине, то мы безусловно там будем, а если об отеле “Днепр”, то мы к нему отношения никакого не имеем.

HarisPilton и ZeroGravity
HarisPilton и ZeroGravity

— Сейчас ZeroGravity каким образом связан с NAVI? Многие СМИ всё ещё называют его владельцем клуба.

— Ну он навсегда останется сооснователем NAVI, а как такового отношения к делам компании он не имеет.

Но, понятное дело, что Саша мега-опытный человек с огромной базой связей, какие-то вещи с ним без проблем можно обсудить, услышать его экспертное мнение.

Подписывайтесь на телеграм-канал CYBERSLOVO.

Фото: vk.com; starladder.com; twitter.com; hltv.org; hellraisers.pro; youtube.com; navi.gg; instagram.com.

Комментарии