i

Natus Vincere: в шаге от вершины

Лонгрид о том, какую работу стоит провести команде перед Starladder Berlin Major 2019.

 

Подобный обзор хотелось написать еще в конце прошлого года, когда Natus Vincere проиграли в финале BLAST Pro Series в Лиссабоне. Помнится, в матчах против Astralis не слишком удачно сыграл Edward, и в воздухе в очередной раз повисло чувство, что его вот-вот исключат из команды.

В той статье я хотел донести две главные мысли: Edward вовсе не является причиной неудач Na`Vi, а сам состав, вопреки мнению большинства сторонних наблюдателей (и даже, как ни странно, самих игроков), не далёк от уровня гегемонов-датчан. Руки до текста так и не дошли, но некоторые мысли я все же записал и сохранил.

кратко о себе: увлекаюсь CS:GO, тактикой, психологией и прочими подобными вещами. Мечтаю получить работу аналитика или тренера в про-команде, ха-ха ;)

С той поры прошло больше шести месяцев, на профессиональной сцене сменился лидер, а в Na`Vi произошла «долгожданная» замена. Однако некоторые вещи остаются неизменными. Все те заметки о проблемах «рожденных побеждать», которые я сделал ещё в декабре 2018, актуальны и сегодня. Команда, проигравшая Team Liquid в полуфинале ESL One: Cologne 2019, мало отличается от той, что отдавала матчи Astralis на BLAST Lisbon и ENCE на Katowice Major. Разве что одним именем в табе.

Замена Edward

«Сам по себе Boombl4 не был проблемой на турнире, нам нужно разобраться с более глубинными причинами. Мы пока не готовы быть чемпионами, нужно тратить больше времени на подготовку». (c) electronic

Подставьте «Edward» вместо «BoombI4», чтобы получить краткий обзор состояния Natus Vincere на протяжении последних полутора лет. Что сделала команда в попытке добиться прогресса и улучшить результаты? Пошла «ленивым» путём и заменила игрока. Обратите внимание, что говорят BoombI4 и s1mple в этом видео (с 6:50 по 7:50):


Смотреть

Команда не меняет стратегии и стиль игры, а ждёт, чтобы новичок просто-напросто добавил огневой мощи на позициях, где играл Edward. Очевидно, игроки рассчитывали, что BoombI4 «съест» их проблемы и позволит добиться серьезного прогресса только за счёт чуть более качественной стрельбы и безудержной мотивации.

Я не пытаюсь сказать, что в замене не было смысла и что она никак не поможет Na`Vi. Безусловно, BoombI4 может растормошить команду, зарядить тиммейтов энергией и привнести свежие идеи. Я лишь надеюсь донести до читателя мысль о том, что эта замена не способна напрямую решить хронические проблемы состава. Вместе с тем я полагаю, что команде буквально самой малости не хватает, чтобы стать доминирующей силой в Counter-Strike. Na`Vi требуется косметический ремонт стиля и психологии.

Согласно моему скромному мнению, главное, что нужно составу - это сделать свою игру более структурированной. Что входит в это понятие?

• целенаправленное использование скиллов s1mple;
• обеспечение экономической дисциплины;
• снижение процента невынужденных потерь.

Теперь более подробно по каждому пункту.

Использование скиллов s1mple

Гипотеза такова: Na`Vi не слишком эффективно используют таланты s1mple. Попробую объяснить, что я под этим подразумеваю.

Александр имеет невероятную статистику, даёт колоссальное количество фрагов почти в каждом матче и даже способен получить MVP на турнире, где его команда проиграла финал. Но чувство от этого... смазанное. Можно даже подумать, что все эти киллы s1mple бесполезны и совсем не помогают команде, либо, напротив, что все прочие игроки состава абсолютные бездари и не способны хоть сколько-нибудь помочь своему фраг-лидеру.

Часто можно увидеть мнения, дескать, s1mple набивает статистику на сейвах и эко. Это, в целом, не так, однако кое-какая доля правды в этих высказываниях всё же есть. Дело в том, что фраги игрока действительно часто оказываются для команды малорезультативными. И я уверен, что так происходит не потому, что s1mple эгоист и играет на статистику, а только потому, что у команды нет конкретного представления о том, как извлекать пользу из его фрагов.

На текущий момент s1mple ориентируется не на то, что необходимо команде против конкретного соперника, а на то, что ему самому видится удобным и эффективным. Он свободен как ветер, и в этом его разительное отличие от игроков-функций вроде device или многочисленных снайперов Team Liquid, чьи действия на карте подчинены логике командных стратегий и договоренностей.

В игре Na`Vi почти не предусмотрено целенаправленного использования скиллов s1mple, нет багажа раундов и заготовок, которые бы отталкивались от его незаурядных возможностей. Снайпер сам ищет себе удобные позиции, сам выбирает, когда рискнуть и пикнуть. Он существует в отрыве от команды, а его действия мало синхронизированы с остальными игроками.

Эта проблема наиболее отчетливо проявляется в матчах с Team Liquid. Североамериканцы давно поняли, что s1mple представляет собой волка-одиночку, и строят свою игру против Na`Vi именно от этого факта. Можно сказать, что Team Liquid играют персонально против s1mple.

«Потому что, если мы сможем просто закрыть удобные вещи, которые есть у этих звездных игроков (s1mple и ZywOo, прим.), тогда им будет намного труднее выиграть. Я думаю, именно поэтому мы были так хороши против Na`Vi в течение прошлого года, и я думаю, что именно так мы будем бороться с ZywOo». (с) EliGE после финала ESL One: Cologne 2019.

«Мы встретились с Natus Vincere на LAN-финале ESL Pro League Season 7 и победили со счетом 2:0. Кажется, мы понимали, как играть против них. Знали, как помешать s1mple. Поэтому и здесь, в Атланте, мы уверены в себе. Что-то в нашей команде дает преимущество над NaVi.

<...> Я бы сказал, что нас можно назвать криптонитом Natus Vincere. Мы просто хорошо понимаем, как играть против них. Для меня s1mple совсем не звездный игрок. В том матче он не делал ничего выдающегося, совсем как на LAN-финале EPL. Хотя он все равно выступил неплохо. Мы старались помешать ему провернуть что-то крутое — в клатчах или на удобных для него позициях». (с) NAF об играх против Na`Vi в конце июля 2018 года (заметьте, вот уже год как открыт секрет успеха в матчах против Na`Vi!).

Team Liquid успешно закрывают s1mple, будучи готовыми к его фирменным мувам и любимым позициям. Они всегда наготове и не спешат открываться под опасные прострелы. Na`Vi привычно оставляют свою звезду в режиме свободного плавания, надеясь, по всей видимости, что гений сам что-нибудь придумает против «криптонита».

Пока у него это не получается. Более того, в последней игре против североамериканцев s1mple выглядел совсем уж неубедительно. На Dust 2 он допустил фантастическое для себя количество невынужденных ошибок, по сути своими руками отдав сопернику не меньше 2-3 раундов. Вероятно, в дело включилась психологическая неуверенность из-за череды неудачных дуэлей с Liquid.

Хуже всего то, что другие команды тоже могут перенять эту манеру игры и, подробно проанализировав действия s1mple, столь же успешно выключать его в очных играх с Na`Vi. Думаю, это то, чего определённо стоит опасаться команде на будущем мейджоре.

Дисциплинированная игра против s1mple - один из верных способов победить Na`Vi
Дисциплинированная игра против s1mple - один из верных способов победить Na`Vi

А теперь немного о том, почему Team Liquid могут ошибаться, рассчитывая, что закроют фактор магии ZywOo также легко, как это им удается с s1mple.

«Он очень хорош и может в одиночку вытягивать игры, так что есть доля правды в том, [что мы зависимы от его формы]. Но существует фактор, которого люди будто не понимают: ZywOo выполняет определенную роль в команде, он не просто выходит и убивает всех соперников. Он выполняет те задачи, которые мы с NBK говорим ему делать как игровые лидеры. Не бывает такого, что мы говорим: "ZywOo, делай что хочешь, а мы рядом постоим и попытаемся выиграть раунд"». (с) ALEX

Из игр с участием Vitality легко увидеть, что ZywOo не играет в отрыве от команды. Его действия регламентированы, а плоды работы поставлены на службу общему делу. Команда знает, где и когда игрок может сделать минус, и умеет работать с полученными результатами. Если французы продолжат в том же духе, то Team Liquid и другим командам будет трудно удержать их в узде, полагаясь лишь на тактику изоляции ZywOo. При такой манере игры Vitality соперникам придется выступать не против одного сильного игрока, а против заготовленных схем и раундов, в которых участвует вся команда.

Команде Na`Vi было бы полезно перенять эту модель, перейдя от системы «s1mple делает то, что ему удобно» к системе «s1mple делает то, что нужно команде», то есть сделать больше заготовок под Александра, включить его в командные действия по всей карте, работать над тем, чтобы дать возможность чаще играть в «горячих» точках, где делается результат раунда (увеличив тем самым количество сделанных им ключевых фрагов), а также проработать сценарии поведения тиммейтов в случае успеха или неудачи пиков.

Его роль в таком случае станет менее свободной, более подчиненной интересам конкретного раунда. Скорее всего это приведёт к ухудшению личной статистики, но поможет команде выигрывать больше - s1mple откажется от сбора урожая из разменных монет, став тем, кто разрушает основополагающие задумки и структуру противника. Остальные игроки смогут контролировать этот процесс, чтобы вовремя помогать лидеру и грамотно работать с плодами запланированной агрессии.

Бонус

Одно интересное наблюдение с финала Vitality - Team Liquid на ESL One: Cologne 2019. На Dust 2 (единственная карта, которую выиграли французы) ZywOo впервые получил AWP в атаке только на восьмом раунде, до этого делая выбор в пользу SSG и AK-47 с полной раскидкой гранат. В защите ситуация повторилась - AWP в арсенале Vitality появилось лишь в седьмом раунде. В итоге за всю карту ZywOo сделал фрагов с AWP меньше, чем NAF (12 против 14), а с M4A4 и AK-47 настрелял по 9 и 5 фрагов соответственно.

ZywOo и Vitality успели достичь такого уровня игры, что у них уже впору учиться
ZywOo и Vitality успели достичь такого уровня игры, что у них уже впору учиться

В этой детали отражается не только готовность ZywOo поступиться собственным комфортом ради командных интересов, но и интересный трюк, который может пригодиться Na`Vi в борьбе с Team Liquid и прочими соперниками, исповедующими тактику изоляции главной звезды. Речь идёт об универсализме.

Сейчас s1mple в первую очередь концентрируется на игре с AWP, из-за чего все его действия и позиции читаются максимально легко. Как только соперники понимают, что у Na`Vi появились деньги на AWP, они сразу мыслят что-то вроде: «Ага, сейчас вот на этой, этой и той позиции может пикнуть s1mple. Будем к этому готовы».

Со стороны Na`Vi было бы весьма умным ходом ломать эту логику, переводя s1mple на обычные винтовки в некоторых раундах. У него уже есть опыт подобного совмещения со врёмен игры за Liquid и Flipsid3, и это тот старый-добрый s1mple, которого так хочется видеть вновь.

Эта фишка добавит непредсказуемости в игру Na`Vi и поможет легче разрушать ожидания и планы соперников. Если добавить к этому заготовленные под конкретного соперника выпады и активное участие других игроков команды, то на выходе может получиться нечто весьма интересное. Идею подкрепляют стабильная игра flamie на втором AWP и потрясающий уровень стрельбы, который способен демонстрировать s1mple в качестве рифлера.

Дисциплина в экономике

Одна из хронических проблем Na`Vi - относительная слабость в борьбе за пространство. Соперники разного уровня часто без труда отжимают у команды ключевые позиции, получая инициативу для реализации раскидов, фейков и прочих идей. Но дело не только в зажатости игрового стиля Na`Vi и отсутствии контр-заготовок.

Как ни странно, дело ещё и в деньгах. Для битвы за пространство и позиции нужен хороший раскид; флешки и коктейли Молотова позволяют отогнать противника с ключевых точек и получить преимущество. Так вот, проблемы Na`Vi с завоеванием инициативы в раунде обусловлены ещё и тем, что команда часто не может построить эффективную экономику.

Вот вам конкретный и, что немаловажно, свежий пример (хотя подобных ситуаций за последние полгода-год можно найти великое множество). Плохая экономика - одна из главных причин поражения на Overpass в последней игре с Team Liquid. Отследим, как это произошло.

1) При комфортном счете 12-7 команда делает крайне спорный бай-раунд с тремя полновесными девайсами (SG, AK-47) и двумя диглами. Тут нам пригодится наглядная визуализация бая, которую предлагают операторы ESL.

Информация по Utility Level обведена зелёной рамкой.

После каждого закупа над табуляцией с игроками можно видеть оценку по количеству гранат (так называемый Utility Level). Заметим, что у Na`Vi в этом случае Utility Level на уровне Poor (плохо). У их соперника Great (великолепно, то бишь полный набор гранат) плюс «тяжелые» девайсы без диглов, фармганов и фамасов, да еще и AWP.

Нет, конечно, такие раунды в истории CS:GO брались неоднократно. Но стоило ли рисковать при вполне комфортном счёте в полуфинальном матче с Team Liquid? Или лучше сделать эко с пистолетами, чтобы команда могла оформить качественный фулл-бай с AWP и раскидом для удобного раунда с контролем карты?

Ладно, это ещё терпимое решение, ведь на этой стадии команда, вероятно, надеялась как можно быстрее сломать экономику Liquid и не дать им подняться по деньгам. Не получилось, и ладно. Разбираемся дальше.

2) Команда проигрывает и при 12-8 все-таки вынуждена сделать эко. Некоторые игроки команды решают приобрести пистолеты в славных традициях ММ/Faceit. 700$ тратит s1mple на дигл, по 300$ на P250 выкидывают Zeus (на счету остается 2000) и BoombI4 (остается лишь 1750) При этом flamie и elecronic остаются на глоках с банком 1950$ и 2050$ соответственно.

Система подсчёта трат явно не работает должным образом, показывая -0$ у игроков Natus Vincere. На самом деле, тремя игроками были приобретены пистолеты.

Казалось бы, небольшие, несерьезные траты, но каковы итоги. Команда предсказуемо умирает в полном составе, не нанеся сопернику урона. А уже в следующем раунде, когда игроки делают бай «в ноль», Utility Level приобретает значение Low. У Na`Vi всего лишь 2 флешки, 1 коктейль и 2 HE. И это на карте Overpass, в атаке, против Team Liquid, имеющей в распоряжении идеальный бай с AWP и Utility Level на отметке Great.

Новый раунд - старые проблемы.

Такой экономики слишком мало для полноценного раскида, мало для того, чтобы создать пространство против такой «душной» команды, как Liquid. Можно говорить, что с пистолетов была вероятность сделать фраг и тем самым нанести ущерб экономике соперника, но это слишком призрачная надежда в контексте игры с топовым коллективом.

Тем более, в аналогичной ситуации на Overpass были и сами Liquid. При схожих значениях экономики они сделали полное эко с глоками, что позволило получить достаточный раскид на следующий раунд (и выиграть его).

Ситуация могла выглядеть лучше, если бы Natus Vincere имели некоторые заготовки специально под «бедные» раунды без раскидов. Но, к сожалению, каких-то интересных задумок показано не было, и команда просто ждала ошибок от Liquid, надеясь подловить кого-нибудь на чистой стрельбе.

3) Не дождалась. Na`Vi с плохим баем при 12-9 терпят две потери без разменов и не понимают, что делать дальше. После отдачи третьего тиммейта (в этот раз все-таки с разменом) два оставшихся игрока принимают решение сейвить девайсы в атаке.

Команда, на протяжении долгого времени испытывающая экономический голод, обрекает себя на ещё один «пустой» раунд, уже пятый подряд. У двух засейвивших игроков по нулям в банке, остальные покупают диглы, при этом electronic остается без брони (видимо сохраняет деньги на AWP в следующем раунде), а s1mple - без каких-либо гранат. На команду 2 флешки, 1 смок и 1 ХЕ. Не густо, но Na`Vi сумели в этой ситуации поставить бомбу и наконец-то получить качественный бай на следующий раунд.

Счет тем временем 12-11. Команда провела 5 раундов без единого хорошего бая, растеряла преимущество над противником и нашла кратчайший путь к дизморали и неуверенности в своих силах. При 12-11 Na`Vi вновь сейвят два девайса, вынуждая себя провести еще один бай с Utility Level на отметке Low. Отработанная схема.

На таймере 0-00, Team Liquid забирает раунд, Na`Vi сохраняют девайсы. В следующем раунде сразу два игрока команды остаются без раскида.

Рассмотренная ситуация не внове для Na`Vi. На прошлом мейджоре в матче с ENCE команда уже практиковала нечто подобное. Невынужденные потери в атаке, отсутствие конкретного плана, беспомощность оставшихся на карте игроков и финальный аккорд этой агонии - сейв парочки девайсов. Все для того, чтобы провести следующий раунд в «голодном теле», лишаясь возможности восстановить экономику и спокойно обсудить положение дел.

Невынужденные потери

Под невынужденными потерями я подразумеваю ситуации, когда игрок отдается «легко». Например, смерть от снайпера из-за того, что выбежал на открытое пространство перед тем как раскрылся смок. Или безумные rage-выходы на стрельбу без флешек и возможности размена. Либо моменты misscommunication, когда сведения о местоположении противника есть, но игрок не реагирует должным образом (или ему не дают четкой информации).


Смотреть
Точная информация о местоположении Twistzz близ CT была у s1mple, тоннель занят electronic, однако Zeus по какой-то причине не чекает дверь и окно.

Это ситуации, когда есть отчетливое понимание, что игрок не должен был отдаваться столь бесцельно и позволять сопернику получить преимущество. Если что, к этим ситуациям не относятся случаи из разряда «не перестрелял», это совсем другой разговор.

Чаще всего подобные казусы возникают из-за отсутствия у команды четкого плана действий. Свободные гуляния по карте без какой-либо поддержки и конкретной цели очень часто приводят к невынужденным потерям. Отсутствие должной концентрации, расслабленность, недооценка, повышенная нервозность - все это также приводит к легким фрагам для противника.

К сожалению, в игре Na`Vi процент таких потерь остается довольно высоким относительно других топовых коллективов. Самое обидное, когда игроки не договариваются между собой и действуют кто во что горазд. Стоит признать, что во времена лидерства seized подобное встречалось гораздо чаще. Сильная рука Zeus скрепляет команду и заставляет её придерживаться единой линии поведения в матче, однако ситуаций с потерей контроля все еще предостаточно.

Иметь четкий план на каждый раунд, бороться до конца и играть на победу. Будучи сторонником структуры и тщательной подготовки, я не могу ожидать от классной команды иного подхода. Однако в случае с Natus Vincere всё не так просто. Чего только стоят уже ставшие традицией rage-раунды, которые команда проводит, когда предчувствует скорое поражение. Безумный раш с диглом, выходы по одному, узнаваемый стиль «отдаться, выйти с сервера и забыть».

Подобное наблюдалось не раз, среди ярких примеров последние проигранные матчи с Astralis, ENCE и Team Liquid. Сразу чувствуешь, когда у игроков опустились руки, а «поезд начал сходить с рельс». К сожалению, Na`Vi склонны поддаваться эмоциям, бросать борьбу и паниковать.

Паника и пораженческие настроения - ещё одна важная проблема Na`Vi
Паника и пораженческие настроения - ещё одна важная проблема Na`Vi

Если игроки хотят стать чемпионами, им придется начать думать о себе как о сильнейших в мире. Лучшие команды CS:GO, такие как fnatic, SK и Astralis, умели возвращаться в игру в сложных ситуациях. Игроки этих составов знали, что всегда могут взяться и перевернуть матч - при любом счете, на любой карте, с любым соперником.

Будучи одними из наиболее талантливых в мире, игроки Na`Vi почему-то совершенно не верят в свои силы, если дело оборачивается не в их пользу. Крепкая мораль и убежденность в своей силе - последнее, но одно из наиболее важных слагаемых, над которым составу необходимо поработать, чтобы добиться больших побед.

Итоги

Есть еще немало идей относительно игры Na`Vi. Одна из них касается, например, традиционной зажатости команды в матчах против сильных соперников. Из чрезмерной осторожности растят корни относительно высокий процент отданных анти-эко, проходной двор на ключевых участках карты, не слишком удачное противодействие фейк-раундам, частые пропуски в спину и крупные разрывы между точками на стороне защиты.

Коллективу зачастую не хватает агрессии и контроля на карте, из-за чего даже не самые мощные и опытные противники получают немало возможностей для реализации своих идей. Na`Vi привыкли ждать, а не действовать самим, и это кажется не самой удачной тактической концепцией для топ-команды, обладающей стрелками уровня s1mple и electronic.

Если говорить языком футбола, то под такие возможности подошло бы что-то вроде стратегии неустанного контрпрессинга, которую практикуют те же «Ливерпуль» и «Манчестер Сити». Между прочим, подобная идея набирает обороты и в Counter-Strike. Речь об остроатакующих FURIA, удачно прессингующих соперника Astralis и всё тех же Team Liquid, демонстрирующих гибкий, быстрый и довольно агрессивный стиль игры, который не даёт соперникам ни секунды покоя в течение раунда.

Однако эта тема весьма обширна и достойна отдельного разбора, так что пока я вынужден её опустить (и так уже получился учебник, а мы только по верхам прошлись!). Тем более, я склонен думать, что текущий уровень на про-сцене таков, что игроки Na`Vi и без перехода на «гегенпрессинг» способны стать сильнейшими на ближайшем мейджоре.

Достаточно сделать действия s1mple более сфокусированными и вовлеченными в планы команды на раунд, наладить экономическую дисциплину, а также поработать с пораженческими настроениями и снизить процент «легких смертей». Как бонус, добавить оружейной вариативности в игру всё того же s1mple, чтобы стать менее читабельными для соперников.

Easy Major ;)

Комментарии