Блоги

Юрий Федин: 100 миллионов долларов Алишера Усманова стали поворотной точкой для киберспорта в СНГ

— Были времена, когда хороший киберспортивный клуб мог создать и содержать на свои деньги обычный бизнесмен из рыбной промышленности. Сейчас, в условиях конкуренции, это сделать труднее?

— Сейчас времена, конечно, другие. В 2017 году мы начинали с зарплаты в 20,000 рублей на игрока – этого было достаточно для того, чтобы собрать топ-5 состав региона в своей дисциплине. Не берусь судить, так как я не так давно в индустрии, но, наверно, в 2013 году за эти же деньги можно было бы собрать и топовый состав.

— Каких начальных вложений требует киберспортивная команда, если говорить о конкретных цифрах? Нужен ли фундамент, без которого начать невозможно?

— Базис – это команда плюс менеджер, помимо этого – тренировочная база и оборудование. Наверное, две этих вещи, при этом зачастую у игроков уже есть свои компьютеры, которые нужно просто иногда апгрейдить. Поэтому основные вложения – это зарплаты и буткемп, при этом необязательно круглогодичный, достаточно пары месяцев в году.  

Остальное – медиа-активности, группы в социальных сетях – скорее необходимо для дальнейшей монетизации команды. Очевидно, что если состав выстрелит, а у него нет даже группы ВКонтакте – это очень плохо; важно создать ресурс, где будет аккумулироваться информация о развитии организации.

Буткемп SK Gaming
Буткемп SK Gaming

— Примерная вилка, сколько сейчас может стоить буткемп?

— Я думаю, хороший буткемп «под ключ» стоит 300-350 тысяч рублей за две недели, плюс-минус. Если брать эконом-вариант, это обойдется в 200-250 тысяч. Конечно, если делать свой буткемп с нуля, это совсем другие суммы – техника, игровые кресла, все остальное. Некоторые знакомые мне команды берут просто дом и необходимым образом его оборудуют, но для этого надо знать все нюансы, поэтому начинают все, как правило, с уже готового к въезду дома/квартиры.

Вообще, цифры могут меняться в зависимости от различных факторов. Например, мы приглашали психолога на сдельную оплату; или у вас может быть профессиональный диетолог.

— Влияет ли на это игровая дисциплина?

— На самом деле да. Dota 2 и CS:GO сейчас очень сильно «перегреты», туда нужно идти только с большими деньгами при маленьких шансах что-то заработать. Я бы рекомендовал новые дисциплины с маленьким циклом — сейчас игра может стать полноценной киберспортивной дисциплиной достаточно быстро, в считанные месяцы после релиза, и можно успеть влиться в сферу.

Например, Fortnite – прошло определенное время с момента запуска игры, появилась конкуренция, но на рынке по-прежнему есть интересные составы, которые могут за что-то побороться и при этом стоят недорого. Идея в том, чтобы обращать внимание на новые игры с достаточно большим призовыми и их равномерным распределением среди участников, либо на очень популярные игры, разработчики которых открыто заявляют о своих киберспортивных амбициях.

— Каково отношение киберспортивного управленца к новым дисциплинам? Вот, допустим, вышла новая мультиплеер-игра, набирает популярность...

— Помимо сухой статистики обязательно нужно смотреть, что делает разработчик. Есть две вещи, которые развивают игру ее как киберспортивную дисциплину; это промоушн и контент.

Что касается продвижения, это либо история Fortnite, которые ставят безумные призовые, и команды сразу начинают набирать составы – либо история Apex Legends со стримерами; именно из-за Ninja, Shroud и других игра получила такое количество установок.

Apex Legends на стриме Ninja
Apex Legends на стриме Ninja

Второе – это контент. Киберспортивная дисциплина быстро набирает аудиторию до тех пор, пока в нее добавляется новый контент. Новые герои, патчи, карты – все что угодно. Можно посмотреть на PUBG, который «выстрелил» и быстро сдулся, потому что ничего кардинального в игре не появлялось. А теперь смотрите на Fortnite, в котором есть сюжет, сценарий, сезоны. Людям не просто интересно играть, им интересно играть постоянно.

То же самое на примере Доты. Да, игра стагнирует, но Valve постоянно создает новый контент или меняет баланс, постоянно что-то в игре появляется. Есть пользовательские моды – сейчас появился Auto Chess, который тоже дисциплину прокачивает. Это тоже контент, который появился внутри игры и позволяет ей развиваться.

— Недавний материал про киберспорт и команду Double Dimension в печатном журнале «Популярная механика» начинается с фразы «с большими деньгами в киберспорт пришла стабильность». Вы с этим согласны?

— К сожалению, рынок всё ещё нестабилен. Но, естественно, чем сильнее он развивается, тем стабильнее он становится – как это бывает с любым новым рынком. Сейчас киберспорт в стадии развития, и туда приходят инвестиции, порой даже неоправданные. Мы, на самом деле, уже начали наблюдать, как этот пузырь постепенно сдувается. Но я думаю, что основной спад ещё впереди.

Рынок сейчас «колбасит» и будет колбасить, пока он не станет зрелым – пока не появится что-то еще кроме команд, какие-то интересные около-инфраструктурные проекты. А таких проектов сейчас можно пересчитать по пальцам одной руки. До тех пор, пока на рынке не будет нескольких крупных компаний, приносящих реальную прибыль, стабильности не наступит.

Даже борьба студий освещения Maincast и RuHub – это раздувание пузыря. Они борются за права, перекупают их друг у друга, и тем самым ещё сильнее греют рынок.

EPICENTER 2016
EPICENTER 2016

 

— Раньше люди из бизнеса не всегда понимали, что такое киберспорт и зачем им предлагают сидящих за компами мальчишек как полноценный проект. Было ли у вас, когда потенциальные партнеры не понимали, о чем идет речь?

— Да, наверное, несколько лет назад людей было сложно убедить инвестировать в киберспорт. Поворотной точкой стали 100 миллионов долларов Алишера Усманова; это была определяющая новость, которая разлетелась не только по профильным СМИ, но и по бизнес-сфере. Об этом узнали все - даже те, кто ничего не знал о киберспорте, подумали: «Хмм, Алишер Усманов не глупый человек, давай-ка и я послушаю, что эти ребята мне предлагают».

— Расскажите о самых легких и самых трудных переговорах, связанных с Double Dimension.

— Перед квалификациями DAC 2018 мы вели состав Planet Dog, который принимал участие в TI7 и мейджорах. В последний день подтверждения составов на сайте Valve мы ударили по рукам с капитаном Лешей «j4» Липаем – и буквально через 30 минут, за два часа до ростерлока, мне написал мой хороший знакомый, Саша NoFear: «Слушай, мы тут собрали состав, я в нем уверен, давай подписываться».

Мы их тогда не подписали, потому что мы уже договорились с Лешей, и это было бы некрасиво. Я сказал об этом NoFear, а через три месяца FlyToMoon заняли третье место на EPICENTER, мы же проиграли им в квалификации. Скажу честно, сначала я кусал локти, но потом отпустил ситуацию и начал переживать за команду, потому что это они реально классные ребята и мои хорошие знакомые.

Состав DD по Fortnite
Состав DD по Fortnite

— В заключении немного о команде. Как на дистанции можно оценить опыт с Fortnite и его перспективы в дальнейшем?

— Мы подписали шведов, которые достаточно неплохое количество призовых выиграли для Fortnite, и наши ребята тоже молодцы, топ-50 Европы – очевидно, хороший показатель. Сейчас у нас топ-3 состав в России, на мой взгляд. Более того, когда мы подписывали шведов, они сказали, что Prestige и BNq сильные игроки, с которыми им бы хотелось потренироваться. Перспективы радужные, и я не исключаю, что мы еще расширим свое присутствие в этой дисциплине.

Полный текст интервью https://prostoprosport.ru/posts/other/cybersport/100-mln-dollarov-ot-usmanova-stali-povorotnoi-tochkoi-dlya-kibersporta-sng

Иван МИКУ, Артем НАГОРНЫЙ

Комментарии