Прощание с WESG
Давайте будем честны друг с другом — почти всегда, когда речь в репортаже заходит об «уютной атмосфере, в которой игроки легко общались с посетителями», авторы материала лукавят. Конечно, зрители The Chongqing Major могли покричать, когда киберспортсмены направлялись к кабинкам, но вот подойти и хлопнуть Арсения ArsZeeqq Усова по плечу со словами «и все же ты перепикал Пуппея» — вряд ли. А вот на WESG такое провернуть можно без проблем!
Относиться к этому можно по-разному. Конечно, кто-то скажет, что это архаика, которой нет места в современном киберспорте. Однако факт остается фактом — если бы вы полетели в Чунцин, то могли бы послушать анализ драфтов Team Ukraine Yellow от Романа RAMZES666 Кушнарёва или сказать Богдану Iceberg Василенко, что вам нравится его кальянная. В этом, безусловно, есть своя прелесть.
Зато вот матч за третье место вы бы пропустили — его сыграли в практис-зоне перед слегка напуганными игроками в CS:GO, которых посадили тренироваться между российской и украинской сборными. Выглядела ситуация очень странно — столы участников матча стояли там, где киберспортсмены обычно отдыхали и играли паблики. Немного подробнее о том, что происходило во время этой встречи, расскажет Настя в своем блоге. Я же могу отметить, что в зале действительно царила пресловутая «уютная атмосфера» — и в этот раз я не лукавлю!
Поход в «неткафе»
Культура компьютерных клубов в Китае — штука сложная. В 2005 году по всей стране их было более 350 тыс., но всего через десять лет количество «неткафе» сократилось в три раза. Виной всему распространение домашних ПК, а также агрессивная позиция государства, которое называло интернет «острой социальной проблемой, угрожающей будущему нации», а сами клубы — «рассадниками преступности и разврата». Звучит интригующе, верно? Поэтому мы не могли не зайти в один из таких клубов!
Сотрудникам «неткафе» сразу не понравилась моя манера общения — после безуспешных попыток изъясняться на языке жестов и очень, очень медленном английском я стал озвучивать свои пожелания через Google Translate (который, кстати, заблокирован в Китае, тс-с-с). Роботизированный голос вызвал недоумение у моих собеседников, а сразу после — открытую неприязнь. В результате мне запретили делать какие-либо снимки в клубе, но они и подумать не могли, что я всё равно запечатлел всё в своей памяти!
Когда мы думаем о китайских компьютерных клубах, то, скорее всего, представляем себе что-то такое.
Спорить не буду — таких в Китае тоже хватает. Однако тот, что удалось посетить мне, кардинально отличается от стереотипных «рассадников преступности». Снаружи клуб очень старался походить на космический корабль — круглые иллюминаторы и отделка «под сталь». Внутри стиль сохранили, но дополнили синим неоном. В общем, визуально клуб оставляет очень приятные впечатления. Несколько перебивают их только тарелки с высохшим рисом, которые стоят на входе. Что они там делают — загадка. Администратор что-то пытался сказать мне о них по-китайски — а может, просто просил меня поскорее уйти.
Другое наблюдение — в чунцинских интернет-кафе крайне тихо: ни тебе громогласных 拉什B不要停止, ни раздраженных 我们需要病房. Периодически случаются некие всплески активности (очевидно — тимфайты), но и они звучат крайне мирно. И это при том, что обычное общение китаянок на улице порой звучит так, будто они вот-вот начнут драку. Стоит такое удовольствие семь «мао цзэдунов» (юаней) за час игры — всего около доллара.
Очень контрастный Чунцин
Напоследок хочу немного рассказать про сам город, в котором состоялся WESG. «Город контрастов» — клише, которое наверняка хоть раз использовали в описании всех населенных пунктов мира. Про Чунцин мне хочется сказать то же самое — но я могу объяснить почему.
Чтобы добраться до турнира, мне пришлось провести в пути больше суток: сначала перелет из Москвы в Хельсинки (полтора часа), затем — в Шанхай (девять часов), и лишь оттуда — в Чунцин (еще почти четыре часа). Добавьте сюда невеселые посиделки в аэропортах для пересадок, и вы поймете, почему во время трансфера до отеля я надеялся поспать. Но мои планы нарушил пейзаж за окном.
Красиво? Не то слово! Но по пути из аэропорта меня ожидала немного иная картина. А именно — бесконечные холмы, между которыми петляла дорога в город. Вот за окном ровная земля, но уже через мгновение она сменяется резким обрывом, на дне которого лежит едва различимый мусор. Но дальше на горизонте — буквально в 100 метрах — уже высится склон, вся вершина которого застроена многоэтажными зданиями. В самом же склоне при этом вырыта землянка, в которой живет бездомный.
Первая ассоциация, что пришла мне в голову во время поездки в отель, — Deus Ex: Mankind Divided. Ведь посмотрите вдаль на фото выше — добавить сюда неон, и выйдет настоящий киберпанк, разве нет? К слову, неона по ночам в Чунцине хватает, — там есть даже комплекс высоток, который выглядит как огромный экран. Дымка делает картину суперэффектной, вот только в полночь всю эту красоту выключают.
Нам удалось выбраться в город лишь в последние часы нашего пребывания в нем — более ответственные люди в это время уже собирали чемоданы. Если посмотреть еще ближе, контраст только усилится: у подножия ярко освещенных высоток сидят уличные торговцы фруктами. По улицам они перемещаются стройными рядами, разнося товар с помощью коромысла.
Но запаха фруктов не слышно, вместо него — амбре китайских специй. Все из-за сотен уличных закусочных. В них на глазах у всех торговцы готовят мясо, которое у местных пользуется большим спросом — за столиками сидят люди самого разного облика, в том числе в деловых костюмах. Прямо за ними стоят женщины в фартуках и моют в тазах использованные тарелки — такая вот пищевая индустрия.
***
На этом наша поездка в Чунцин завершилась. Уже через несколько часов после вылазки в город нас посадили на шаттл до аэропорта. Там мы обсудили редакционную политику сайта с ArsZeeqq и отправились в Москву. Впрочем, это не значит, что контент из Чунцина закончился. А ведь еще совсем скоро в Швеции начнется мейджор...