Блоги

Как устроена профессиональная DotA 2 сцена в Африке

counsel
28


Недавно британский киберспортивный ведущий Пол Redeye Шалонер сказал, что хотел бы появления африканского региона в DPC системе Valve. Шалонер пояснил, что компании-разработчику Dota 2 следует помочь тамошним командам выйти на мировую сцену. По его мнению, в этом регионе уже достаточно хорошо налажена инфраструктура и хватает сильных игроков.

Рядовому представителю сообщества трудно оценить идею Шалонера, ведь об африканской DotA сцене мало что известно. Даже если кто-то захочет специально поинтересоваться, что же происходит в этом регионе с нашей любимой игрой, ему предстоит изрядно попотеть при поиске информации. Так, сведений об африканских турнирах, игроках, командах и любом другом атрибуте киберспорта нет на привычных сайтах вроде Liquidpedia или GosuGamers. Для африканских серверов отсутствует отдельная таблица рейтинга игроков, местные турниры не транслирует ни одна из широко известных студий. Короче говоря, случайно о состоянии DotA 2 в этом регионе рядовой любитель игры узнать никак не может.

Сразу стоит отметить, что как таковой именно африканской про-сцены нет и вовсе. Абсолютно все профессиональные киберспортивные организации этого региона, имеющие составы по DotA 2, находятся в одной стране – Южно-Африканской Республике. На все другие страны вместе взятые приходится лишь десяток с небольшим игроков, которые постоянно миксуются между собой в разные стаки, чтобы участвовать в различных онлайн-соревнованиях или WESG. Организаций же для них нет вовсе. Таким образом, говоря об африканской профессиональной Доте, имеется ввиду просцена одной единственной страны – ЮАР.

В ЮАР находится около десяти киберспортивных организаций различного уровня. Многие из них периодически то закрывают, то снова открывают свои составы по DotA 2. Например, на сайте команды eNergy eSports, которая меньше года назад занимала топовые места на местных турнирах, сейчас нет абсолютно никакого упоминания о Дота-подразделении. Вообще, в этой стране CS GO куда популярнее, присутствуют даже женские команды по этой дисциплине. Говоря больше, даже профессиональные составы по Call of Duty количественно преобладают над составами по Доте.

Нередко коллективы игроков выступают под названием компаний, магазинов, новостных порталов. Получается нечто среднее между стаком без какого-либо финансирования и привычной нам всем организацией.  Например, входящая в топ-4 местных турниров команда Aperture Gaming фактически не имела своей организации, а выступала под названием местной компании по продаже и настройке компьютеров, серверов и т.д. У команды нет даже своего отдельного сайта, его заменяет сайт указанной выше коммерческой фирмы.

Главная страница сайта команды LeetPro и вовсе имеет название «Майнинг криптовалюты & киберспорт». Причем 90% контента посвящено как раз криптовалютам и оборудованию для ее майнинга, а часть про киберспорт не имеет даже своего раздела. И несмотря на то, что команда LeetPro по Доте сейчас играет онлайн-турнир ASUS ROG DOTA 2 CUP, состав команды на сайте организации отсутствует, словно и нет никакой команды.

После того, как прекратилось существование дота-подразделений таких организаций как xTc Gaming, Energy eSports, в регионе остается всего ничего полноценных организаций. Самая успешная - White Rabbit Gaming. Еще можно выделить Bravado Gaming и eXDee Gaming.

В регионе очень редко проводятся LAN-турниры, соревновательная составляющая Доты в ЮАР проходит по большей части в онлайне. Причем это касается как и регулярно проводимых турниров, так и отдельных ивентов. В СНГ про-игроки уже забыли о том, как играть на лан-турнире по Доте в рамках какого-нибудь игрового или молодежного фестиваля. В Африке же это все еще частое явление.

При этом сами LAN-турниры могут проводиться на довольно неплохом уровне, с уже привычными для зрителя из СНГ кабинками для игроков, сценой и большим экраном. Так, например, проводился один из самых крупных южноафриканских турниров - VS gaming Dota2 Cup. Он был организован в рамках выставки электротехники и компьютерных игр.

Зрителей в зале, однако, довольно мало для самого крупного DotA 2 события в регионе. И здесь надо держать в голове, что любители «защиты древних» на этом континенте подобными ивентами не избалованы. Поэтому столь скудное количество народа на самом значимом турнире в регионе, который еще и совмещен с игровой выставкой, демонстрирует вялую заинтересованность DotA 2 в ЮАР.

Не очень хорошо обстоят дела и со зрителями в интернете. Некоторые онлайн-турниры, на которых играют ведущие команды региона, не стримятся вовсе. Запись на YouTube гранд-финала вышеупомянутого самого крупного LAN-турнира в истории региона на текущий момент имеет менее 200 просмотров, а самое популярное видео с турнира 6,5к. Но несмотря на подобные цифры, на мероприятии даже была организована своеобразная студия аналитики, состоящая из двух комментаторов и одного приглашенного эксперта.

Призовой фонд этого турнира составил 42 тысячи долларов США. По меркам региона это беспрецедентные деньги, ведущие команды региона активно играют и турниры, где призовой фонд составляет всего 3 тысячи долларов. Например, сейчас в ЮАР проходит лига с призовым фондом 4,2 тысячи долларов. Данное событие, если считать квалификации к нему, началось 11 июня, а закончится только 12 августа. Получается, что за столь скромные даже для СНГ Доты деньги профессионалы играют целых два месяца.


И на этой лиге играют все профессиональные команды. То есть, нетрудно сделать вывод, что с Дота-турнирами, особенно с существенным призовым фондом, в ЮАР очень туго. Ведущая команда региона White Rabbit Gaming была основана в 2010 году и за это время выиграла всего 28,6 тысячи долларов.

Африканские команды, за редким исключением, никогда не играли соревновательные игры с командами из других регионов, поэтому оценить уровень игроков из ЮАР довольно трудно. На последнем WESG лучшая команда из ЮАР White Rabbit Gaming смогла выиграть только одно бо1 – у румынского микса w33. Микс из другого конца Африки – Египта - тоже победил всего в одном бо1 в своей группе.

Судить об уровне игры африканских игроков можно исходя из их положения в таблице лидеров соло-ммр. Но здесь важно учитывать, что лучшие африканские дотеры редко играют на собственных серверах, предпочитая искать игры в европейском или азиатском регионе, где их пинг варьируется от 130 до 180 мс.

Как мне в личной беседе рассказал бывший южноафриканский игрок Anthony Scantzor Hodgson, на серверах DotA 2 этого регион невозможно найти игру на аккаунте с более-менее высоким ММР. Другой проблемой является то, что общий уровень игры на южно-африканских серверах не столь высок. И люди, пусть даже и обладающие высоким рейтингом, не дотягивают до профессионалов.

Так, если изучить Дотабаффы африканских проигроков, то можно заметить, что почти у всех из них винрейт на южно-африканских серверах составляет 75% и более. В то время как на европейских или азиатских он уже опускается до обычных цифр 50%. При этом, никаких существенных успехов африканские игроки на серверах более сильных регионов не добились. Даже с поправкой на высокий пинг, их результаты кажутся довольно скромными. Я не смог найти ни одного профессионала, который входит в топ-500 Европы. Зато в Юго-Восточной Азии есть сразу два представителя ЮАР в топ-300 рейтинга.

Но даже такие результаты – это больше исключение, чем правило. Все-таки основная часть африканских высокоуровневых игроков, выступающих за те или иные организации, занимает позиции от топ-1500 до топ-3000, а некоторые даже не имеют ранга Immortal.

Показательным моментом является и то, что почти никто из данного региона не смог добиться существенных успехов в киберспорте, покинув его, хотя попытки были. Бывший игрок White Rabbit Gaming Travis John Трэвис Castaway УотерсWaters переехал в Юго-Восточную Азию, чтобы там играть профессионально, однако ни в какой местной команде так и не закрепился.

Бывший игрок Bravado Gaming Anthony Scantzor Hodgson в 2016 году ушел из своей команды и уехал в ЮВА. Там он работал на позиции тренера сначала в Mineski, а потом и в HappyFeet. В настоящее время он является тренером индийской организации Entity, за которую выступал Доминик Black^ Рейтмайер на открытых квалификациях к TI8.

На фоне всего вышеизложенного видится, что включение Африки в DPC систему крайне преждевременно. Для начала, как минимум, хорошо бы посмотреть на лучшие команды Африки в противостоянии с представителями других регионов на каком-нибудь отдельном турнире. Ведь сейчас от каждого региона на мажор будет ездить по две команды, при этом еще минимум одна команда будет ездить на минор. При таких правилах, добавив в DPC систему Африку, можно получить на миноре команду, которая не просто не выиграет ни одной карты, а которая не сделает ни одного убийства.

Комментарии