advertisement banner
i
C

Перестаньте стримить — нам нужны деньги! Ситуация вокруг трансляций Dota 2


Сегодня прямо-таки разгорелся скандал и переполох вокруг ситуации с освещением ESL One Genting 2018 — минора по дисциплине Dota 2, который официально транслируется на площадке социальной сети Facebook.

Всё началось с того, что турнир начали стримить такие известные за рубежом — да и не только — личности, как Хенрик AdmiralBulldog Анберг и Питер ppd Дагер, что отняло немалую часть аудитории с основной трансляции, ибо их трансляции шли на Twitch, а не на Facebook.

Всё это привело к большому переполоху в социальных сетях и на форумах, что разделило обсуждающих на два лагеря: поддерживающих стримеров и откровенно обвиняющих их в пиратстве. Я же решил немного разобраться в этом вопросе для себя и для своих читателей.

Реклама как двигатель прогресса

Сперва стоит понять, почему начался подобный переполох. Всё дело в деньгах — да вообще, практически во всех ситуациях дело в деньгах.

ESL решили провести эксперимент и заключили контракт с Facebook для проведения своих прямых трансляций чемпионата ESL One Genting по Dota 2 на их платформе. Разумеется, вопрос стоит в денежной выгоде. Ведь в новом сезоне Dota 2 всё сильно изменилось: Valve стали брать на себя меньшую ответственность, поручая крупным организациям типа ESL проводить миноры и мейджоры по Dota 2, при этом выделяя средства на призовые фонды — более ничем Valve, грубо говоря, не занимаются. Если мы вспомним прошлые чемпионаты, Valve занимались освещением турниров, частичной организацией работы с персоналом, игроками и другими важными организационными вопросами. Разумеется, так как подобные аспекты были убраны, ESL и подобные ей организации понесли убытки для покрытия расходов на эти самые аспекты.

Вряд ли кто-то сможет назвать сумму, на которую договорились ESL и Facebook, но наверняка сумма весьма внушительная — вспомним ситуацию с Overwatch и Twitch, которые выкупили освещение всего сезона Overwatch League за 90 миллионов долларов — число далеко не маленькое и в десятки раз превосходит сумму призовых чемпионата.

Вы скажете, что Valve имеют права на Dota 2 и не позволили бы продать права на трансляцию. Тут вы ошибетесь, ибо задача Valve — отдать звание мейджора или минора организации, которая сможет без особых накладок его провести: чтобы игроки получили призовые, таланты — зарплаты и так далее. На остальное им, мягко говоря, по барабану — главное, чтобы их продукт смотрели и он продвигался.

Почему в основном начался переполох. Если смотреть прямо: у AdmiralBulldog более 20 тысяч зрителей — у ESL на Facebook тысяча. Проблема у ESL заключается в том, что они пообещали себе и Facebook неплохие числа. Они прогнозировали потери в размере 10-15% аудитории, а оказалось абсолютно наоборот: потери в размере 85-90% аудитории. Проблема далеко не в том, что прогнозы не оправдали ожиданий, а в том, что Facebook могут оказаться недовольный подобной сделкой и она может пройти весьма негладко — в зависимости от условий контракта.

Виноваты ли стримеры

Сама концепция «пиратских» стримов, которые на самом деле как таковыми пиратскими не являются (транслируется игра, которую всегда было разрешено распространять без прав монетизации), упразднялись организациями на протяжении последних нескольких лет, будь то ESL или StarLadder, в виде блокировок Twitch-каналов и страйков на YouTube, но в один прекрасный момент, а именно в конце 2017 года это всё чудо закончилось.

Valve опубликовали свой «стейтмент» по этому поводу, в котором отчетливо выразились, что зритель вправе выбирать сам, что и в каком формате ему смотреть, поэтому если кто-то транслирует турнирную игру без рекламы и попыток монетизации данных трансляций, то это не запрещено. Разумеется, что все пути монетизации отследить и нивелировать невозможно — донатить могут и вскрытую, как и продвигать продукт в виде каких-либо мимолетных упоминаний: в 2018 году люди прекрасно научились вирусной и другой рекламе.

«Каждое изменение любого из наших продуктов мы начинаем с вопроса: «Что будет лучше для наших пользователей?» Он касается абсолютно всех — не только тех, кто наблюдает за профессиональными играми, но и пылких поклонников отдельных стримеров, организаций и их спонсоров. Обычно мы стараемся мягко ступать по территориям, в которых большинство усилий прикладывает сообщество, — в основном потому что не хотим подавить потрясающие задумки, до которых мы не дошли самостоятельно. Сообщество само создаёт для себя много полезного: сайты вроде Dotabuff, работы в мастерской Steam, независимые студии освещения, сайты вроде Datdota, стримеры с уникальными фанатскими сообществами — и поэтому мы считаем, что сообществу нужно давать как можно больше свободы.
Надеемся, эта философия поможет понять наш подход к проблеме транслирования матчей по Dota 2».

Как бы то ни было, ни AdmiralBulldog, ни ppd никаких правил не нарушали, собственно как и 4liver, которого не так давно также рьяно обсуждали русскоязычные таланты (комментаторы и аналитики).

Кто же тут виноват? Частично виноваты сами организаторы — невозможность красиво и правильно подавать рекламируемый продукт и бренд ввиду «креативного скудоумия» сказывается и прекрасно видна в подобных случаях. Проблема скорее не в том, что они не могут сделать хорошую рекламу, а в том, что этим просто пренебрегают и не уделяют должного внимания.

В 2018 году зрители весьма негативно реагируют на привычный нам формат рекламных прероллов, интеграций и прочего — людям подавай зрелищ. Поэтому, зачастую, в подобных случаях прекрасно заходит вирусная или какого-то рода креативная реклама. Вспомним великолепную интеграцию от StarLadder, которые рекламировали бренд ASUS:


Смотреть

Быть может, после такой рекламы тебе не придет в голову идея приобрести продукцию ASUS — но ролик начнут форсить, что и случилось, а это увеличивает узнаваемость бренда. Со временем, когда перед вами будет выбор между ASUS и условными HP, вы возьмете продукцию ASUS, лишь потому что раз 100 слышали и видели название их бренда и вспомнили смешного Бафика.

Поэтому все просьбы по типу «отключите AdBlock» или «перейдите на Facebook, помогите продвинуть киберспорт», как горох об стену — это может лишь ухудшить ситуацию. Достаточно вспомнить ситуацию с отключением монетизации роликов YouTube и «ВКонтакте», что привело к тому, что многие стали отключать интегрирование роликов на сайтах. К чему это привело? Верно: никто этим больше не занимается, ибо аудитория осталась этим недовольна. Если вы хотите зарабатывать и продавать рекламу, ваша задача — придумать, как это сделать, чтобы зритель остался доволен и конверсия осталась приемлемой. Разумеется, можно и «говно» всунуть, но этим также не следует злоупотреблять: ситуация с партнерами в виде сайтов-кейсов и рулеток тому подтверждение.

А что с Valve?

Поняв, что стримеры не виноваты, а сами организаторы могут быть виновны лишь в том, что не умеют правильно рекламировать, стоит обратить свой взор в сторону Valve — быть может, это их вина во всем происходящем?

На самом деле, так и есть. Только не в том, что они разрешили «пиратить» турниры, а в том, что они откровенно плевали на то, что происходит на профессиональной сцене. И это выражается не только в том, что они просто отдают деньги на призовые и больше ни за чем не следят.

Они из года в год отдают права на организацию компаниям, которые имеют множество средств, но не опыта; кормят свое сообщество сундуками и закрывают глаза на многие огрехи своих партнёров, при этом весьма резко реагируют на членов сообщества, которые допускают оплошности, пусть и небольшие. Отсутствие реакции и желания заниматься актуальными вопросами и продуктами, которые они выпускают (по типу Steam Broadcasting, Custom Games, Steam Music и другими) просто-напросто удручает.

Valve с тем же успехом могли бы выделять на призовой фонд в два раза меньше средств, а другую часть отдать на помощь в организации и покрытии тех самых расходов, из-за которых страдают многие компании. Я уверен на 99,9%, что при этом количество зрителей бы не уменьшилось, а игроки бы продолжили играть с тем же интересом, ведь в конце их ждёт все одно и то же — The International. Вы думаете, кто-нибудь заметил бы разницу, если бы призовые составляли не миллион, а 750 тысяч долларов? Думаю, нет, а для организаторов это весьма внушительный кусок пирога. Я уже не говорю о том, что Valve могли бы и больше выделить средств из своего кармана.

Несколько лет назад все было великолепно — сундуки, увеличивающие призовые в три, а то и в пять раз, и 25%, которые шли организаторам — создали идеальную экосистему для проведения турниров. Вы думаете, StarLadder сильно задумывался о проблемах с рекламой в 2014 году, когда основной призовой фонд 10-го сезона составлял 40 тысяч долларов, а сундук принёс 195 тысяч сверху, где примерно такая же сумма ушла организаторам? Я думаю, нет. Вся проблема в том, что Valve просто-напросто уничтожили экономику внутриигровых вещей, о которой многие даже и не задумываются. Ну а что, это ведь просто пиксели — но далеко не для тех, кто увеличивал эти призовые. На секундочку, уже в 2015 году, буквально через год, призовые были увеличены лишь на 46 тысяч, что чуть ли не в пять раз меньше.

Всё это удручает. Падение онлайна игры, перепалки с трансляциями и многое другое — нужно перестать винить друг друга, а обратить свой взор на реальную проблему. Вопрос лишь в смелости и адекватности. Всем добра.

Комментарии