Блоги

Почему VP однозначно доминируют в СНГ уже второй сезон? Что делать остальным командам? Ответы на вопросы by sQreen

110

Недавно увидел вопрос: почему  Virtus.pro G2A однозначно доминируют в СНГ-регионе уже второй сезон? Что делать остальным командам? Ответ очень прост: у большинства других организаций банально нет желания составить им конкуренцию, либо же есть, но их составы абсолютно не конкурентоспособны по сравнению с VP и их подходы к формированию составов надо в корне менять. Большинство организаций устраивает их ниша, в которой они расположились, а именно — топ (припишите номер) СНГ. Куда удобней расположиться на втором месте по силе в регионе и бороться за него, нежели чем за первое, все равно большинство матчей ты будешь выигрывать, а игры против команды Х можно обозначить как «противник очень силен, это все и так прекрасно понимают, ничего постыдного в этом нет».

Но стыдно все-таки должно быть, в первую очередь, перед собой, потому что в большинстве случаев у современных СНГ-организаций есть довольно большое количество ресурсов, с помощью которых можно было бы создать состав, который составил бы конкуренцию составу Virtus.pro. Для этого даже не стоит применять каких-то особых усилий, т.к. организация Virtus.pro, а в частности  Антон «Sneg1» Черепенников, который занимался формированием состава, уже показали действенный метод создания состава, а также работы с ним. Таким образом, все, что требуется другим организациям — перенять этот метод, ничего постыдного в этом нет, главное что он действенный и работает. Можно даже считать, что Virtus.pro задали новый стандарт формирования составов, которому просто надо следовать. Как говорится — клин клином вышибают.

Немного напомню про этот самый способ формирования состава, к которому прибегли лидеры второго подряд дота сезона: Sneg1 связался с капитаном состава  Алексеем «Solo» Березиным, который имеет огромный опыт игры в «Доту» и на компетитив-сцене в целом, переиграл с огромным количеством игроков в СНГ и с точки зрения ИГРОКА знает, что точно ожидать от каждого. Я не просто так выделил «игрока» и хотел бы немного отклониться и акцентировать на этом внимание: большинство современных организаций имеют в своем штате так называемого СКАУТА, который занимается подбором игроков. Помимо этого скаута могут быть еще несколько людей, которые отвечают за функцию подбора игроков в состав или хоть как-то влияют на это. И основная ошибка, таких организаций, как по мне — наличие этих людей в принципе, или как минимум полное доверие к ним. Гораздо эффективней будет, если вы обратитесь к капитану, который в доте не первый год и является куда компетентней, чем любой другой человек со стороны. Sneg1 это прекрасно понимал и полностью доверил Solo собрать состав, который, в свою очередь, собрал сильнейший состав в СНГ, а организации всего лишь надо было прибегнуть к такому способу. Я недоумеваю, почему все еще никто из СНГ-организаций не скопировал такой способ и по-прежнему продолжает пользоваться услугами на стороне.

Кто-то скажет: «А где ты теперь найдешь такого второго Solo? Он же был идеальный кандидат, поэтому его и позвали». Таким людям стоит напомнить, через какие трудности он прошел и каков был его статус на тот момент, когда его взяли в Virtus.pro. Начнем с того, за что он был громко известен долгое время — скандал про 322. Помимо большого удара по его репутации игрока, на тот момент было непонятно вообще, что стоит ожидать, т.к. это был первый известный случай: Valve могли мгновенно среагировать и просто забанить этого игрока в их дисциплине и карьера могла бы быть окончена. Тем не менее все обошлось, но остался осадок, в первую очередь, со стороны многих организаций, которые боялись подписывать такого игрока из-за плохой репутации.

И репутация в «Доте» — полная чушь, все, что имеет значение — как ты играешь в эту игру, насколько хорошо ты умеешь взаимодействовать с командой, как хорошо понимаешь игру и все в этом роде, но репутация, как по мне — дело десятое и быстро поправимое. При первых громких результатах эта плохая репутация быстро сменится ликованием фанатов. Даже если посмотреть сейчас — все воспринимают скандал с 322 в шутку, а в свое время это использовалось для того, чтобы оскорбить игрока. При этом он также достаточно часто менял команды (10 команд за 2 года), что так же ничего хорошего ему не добавляло. И все это продлилось до тех пор, пока я его не позвал в организацию, где он смог начать стабильно играть и показать себя —  Vega Squadron.

Почему при всех вышеназванных факторах я его все-таки позвал? Да потому что он хороший и умный игрок, со всеми нужными личными качествами для игры на профессиональной сцене, и для меня это главное. Более того, на тот момент мои тиммейты восприняли предложение позвать Solo/, как шутку. Мол, «ты че, дурак, посмотри на его репутацию, как из него может быть серьезный игрок». Но как я уже и писал выше, репутация — дело десятое. Я был уверен в нем как в игроке и человеке, этого мне было достаточно для того, чтобы позвать его в команду и поручиться за него перед другими. Хоть в Vega Squadron результаты были довольно мимолетны — после выхода на Wild-сard TI6 и победы на ESL One команда не показала каких-либо высоких результатов, — но, тем не менее, при всех этих факторах, которые я назвал выше, ему доверили собрать состав в Virtus.pro, и с ними он добился однозначного успеха как минимум в СНГ.

Можно сказать, что я рассказал это все, чтобы указать на вторую распространенную ошибку у организаций — смотреть на репутацию игрока, прежде чем его звать в команду, а не на то, каков он в игре и на его личные качества.

Вернемся к вопросу о том, где взять второго Solo. Начнем с того, что игрок как минимум должен обладать капитанским потенциалом. Также этот игрок должен обладать огромным багажом знаний о «Доте» и большим опытом игры, чтобы иметь твердое основание, по которому он мог бы четко вести свою команду. Также он должен знать большинство СНГ-игроков, чтобы точно назвать пятерку, с кем бы он себя комфортно чувствовал и в ком видит потенциал. Таких игроков не так много в СНГ, потому что никто не хочет брать на себя ношу капитана — это очень сложно, куда проще реализовать себя просто как игрока. Многие СНГ-капитаны, которые на каком-то промежутке времени показывали результаты, такие как  Владимир «PGG» Аносов,  Артур «Goblak» Костенко,  Ярослав «NS» Кузнецов, уже довольно давно поняли, что быть капитаном — дело трудное и неблагодарное, поэтому занялись другими отраслями киберспорта. И по той же причине нет притока новых кадров на позицию капитана — куда проще заняться своим MMR и просто играть на первой игровой позиции, нежели забивать себе голову драфтами, передвижениями, коммуникацией и прочим.

Как итог, сейчас я насчитал в СНГ только три человека, кто мог бы подойти на такую роль:  Артема «Fng» Баршака,  Арсения «ArsZeeqq» Усова и себя самого.

У первых двух уже есть возможность показать себя: состав  Team Spirit, насколько мне известно, строили вокруг Fng, а состав  Effect — вокруг ArsZeeqq. Почему они не добились результатов уровня Virtus.pro, спросите вы? Ведь концепция формирования состава одна и та же. Это уже довольно глубокий вопрос, но если смотреть объективно, то, как по мне, тут могут быть две причины:

1. Капитаны ошиблись в каких-то игроках, т.е. позвали кого-то непроверенного, в ком были неуверены. Лично я сам уже сталкивался с подобным в  Elements Pro Gaming и знаю, насколько это решает, когда кто-то, даже если это один человек, начинает испытывать к тебе недоверие, конфликтовать с тобой и прочее. В такой ситуации команда как таковая перестает существовать вообще и страдают абсолютно все — как игроки, так и организация. Иногда организация пытается разобраться в проблемах и принимает решения, основываясь на том, кому она доверяет: обычно это капитан, которому они доверили собрать состав. Продолжая доверять ему, они пытаются создать ему подходящие условия для работы с командой, которые ОЧЕНЬ важны и от которых на 90% зависит прогресс и результаты команды.

А некоторые организации после подобных проблем принимают решения просто закрыть состав. Почему — я так и до сих пор не понял, потому что никто от этого не выигрывает и куда выгодней как для игроков, так и для организации дать время капитану, которому вы уже доверились, делать свою работу, поспособствовать всеми средствами для создания подходящих для этого условий, нежели прекращать сотрудничество и начинать все с нуля.

На данный момент Team Spirit и Effect, несмотря на изменения, которым они подверглись в прошлом сезоне, продолжают держаться курсами капитанов, которых они взяли и вокруг которых они формировали составы. Пока рано говорить, но если и в этом сезоне не будет высоких результатов от этих команд, тогда либо капитаны опять ошиблись в подборе игроков, либо же проблема в:

2. Некомпетентные капитаны. В том случае, если команда полностью слушает капитана, каждый раз выполняет его установку и то, что он просит, по крайней мере по большей части, а это все равно не приносит результата, то очевидно, что проблема в нем. Повторюсь — важно, чтобы команда выполняла точную установку и то, что просит капитан, без этого нельзя уверенно сказать, что капитан некомпетентен. Возможно, команда просто не в состоянии выполнить то, что он просит, и это не может характеризовать его как плохого. Обычно для этого нужно время, и когда команда полностью обучается выполнению различных установок, тогда и можно четко говорить о том, проблема в капитане или нет.

Лично у меня в большинстве команд была проблема, что кто-то отказывался выполнять установку капитана. Причем в большинстве случаев не потому что игрок не мог ее выполнить в силу отсутствия скилла или чего-то еще, а просто потому что он имел другие взгляды и не хотел даже пробовать. Также были случаи того, когда установка оказывалась эффективной и рабочей, но игрок после пары игр отказывался ее выполнять, т.к. она ему приносила дискомфорт, мол, «не его стиль игры» или что-то типа того. Все это я считаю полной бредятиной: если вы хотите выиграть The International, вы должны уметь играть разными стилями и героями, а также отлично взаимодействовать в команде.

Все, что я видел в последние годы на последних The International, это как команды, которые приходили на него с максимальной вариативностью, такие как  Wings Gaming и  Team Liquid, помимо того, что просто доставляли дискомфорт оппонентам обилием своих стратегий и стилей игры, они так же могли всегда подстроиться под противника и сыграть наиболее эффективной стратегией против конкретной команды. И я считаю, что надо ориентироваться именно по этому курсу, поэтому отговорки типа «а это не мой стиль игры, я так играть не буду» я никогда не воспринимал.

Командой, где я в полной мере мог реализовать свои стратегии и мне никто не мешал, была только  Moscow Five International. Там люди просто доверяли мне и делали то, что я просил, практически любыми драфтами, которые я хотел сделать. И результаты были подобающие: были победы как над  Team Empire, которые заняли топ 6-8 на Инте, так и над Virtus.pro и другими сильными и известными командами региона, при том что мы были практически нонеймами (2014-2015 год).

После этого в каждой команде находился минимум один человек, с которым я не мог комфортно работать из-за тех глупых отговорок, пример которых я привел выше. Самое печальное, что в большинстве случаев организация просто не разбиралась в том, кто прав, а кто нет, и либо делала выбор не в мою пользу, либо же просто распускала состав. Я считаю, что если будучи организацией вы подписались под концепцию капитан + четыре игрока, особенно если вы построили состав вокруг этого капитана — продолжайте доверять ему и двигаться его курсом, даже если возникают проблемы.

Как я уже и сказал выше, нельзя однозначно сказать, виноват капитан или нет, если команда не выполняет его установку на игру или же вообще если кто-то не слушает его или спорит из-за разных взглядов. Просто потому что таким способом вы даже не можете проверить, насколько был хорош ваш драфт и план, если вы его не исполнили. Нужно время, чтобы тщательно проверить эти вещи и делать какие-либо выводы. Team Spirit и Effect дают время свои капитанам, поэтому я уважаю эти организации за их подход. Возможно, что кто-то из них придет к выводу, что виноваты их капитаны, но концепция их работы с ними абсолютно правильная, и даже если не окупилась в этот раз, то откупится в другой.

А вообще — единственный раз собрать такой состав, который я хочу, мне дала организация Elements Pro Gaming. Она поверила в меня и дала мне все карты в руки — были готовы подписывать всех, кого я скажу. Но там было несколько нюансов:

  • 1. Связались со мной они в конце ростер лока, поэтому некоторые игроки уже были заявлены на официальном сайте Valve, и возможности взять у меня их не было.
  • 2. Я допустил ошибки в формировании состава, хотя у меня и не было много опций из-за первого пункта. Оглядываясь назад, я вижу, что мог собрать другой состав, который бы точно хорошо взаимодействовал в концепции капитан + 4 игрока и со временем достиг бы высоких результатов.
  • 3. После того как мы столкнулись с проблемами в команде, как я уже и сказал выше, организация решила не продолжать доверять мне и сделала дизбанд состава. Выиграли они от этого или нет — можете порассуждать сами.

Как ни крути, с тем составом мы заняли топ-2 квалификации на Mars Dota 2 League, а также получили инвайт в закрытые квалы на мажор. Мало, но за месяц игры — хоть что-то.

Что касается меня — на данный момент я остаюсь свободным агентом, потому что не нашел свою организацию, которая бы поверила в меня. Воевать с организациями за игроков как в 2015 году и формировать состав, будучи без поддержки, уже не представляется возможным, т.к. их появилось очень много, и у всех хорошие контракты с крутыми условиями.

Я уверен, что весь тот опыт и знания о «Доте», которые я приобрел за годы работы как капитан, а именно с 2013 года по сей день, можно очень эффективно реализовать в подходящей команде, и я не успокоюсь, пока не сделаю это. Также, если оглянуться в прошлое, помимо нескольких очень сильных стратегий, которые я придумал и которые отлично работали, я первый, кто стал использовать милишных четверок в каждой игре, собирать Aghanim's Scepter на Night Stalker, брать Tuskar на четвертую позицию, брать Sand King в хард (через генерала на StarLadder i-League, который был на Summit), а также все три героя после этого довольно быстро вошли в мету.

Надеюсь, что в ближайшем будущем у меня все-таки появится организация, с которой я смогу сформировать состав, в котором я был бы уверен, а также который сможет создать конкуренцию лидеру региона — Virtus.pro.

Комментарии