advertisement banner
i
C

Я — СНГ-организация и я не хочу развиваться.

Затрону проблему D2 & CS:GO организаций последних 3-х лет. Почему они открываются и закрываются одни за другими и, как следствие, почему так мало перспективных ребят из России, Украины, Казахстана, Беларуси и других стран постсоветского пространства не могут пробиться в мировые ТОП рейтинги.

P.S. Данный пост выражает мои мысли и моё мнение. Я не хочу никого оскорбить или обидеть. Постараюсь донести своё воззрение СНГ киберспорта до вас, но как к нему относится - решать уже только Вам самим. ПОЕХАЛИ!

Для начала давайте вспомним более-менее крупные организации прошедших 3-х лет (чтобы были примеры для разбора), а также нынешние проекты. Сейчас мы вместе постараемся предположить что с ныне существующими проектами будет дальше и, кроме того, разберёмся что произошло с ушедшими клубами!

То что мне удалось вспомнить (думаю о доброй половине я и вовсе позабыл):

  • Team Spirit D2 & CS
  • Vega Squadron D2 & CS
  • Gambit Esports CS
  • Hala Ares D2
  • Paragon eSports D2
  • Elements Pro Gaming
  • Comanche D2 & CS
  • Effect Dota 2
  • F.R.I.E.N.D.S D2
  • Fantastic Five (D2)
  • Fluffy Gangsters (CS)
  • Tengri (CS)
  • zARLANS CS
  • 5FRAGS.ORG CS
  • Shadows Gaming CS
  • VESUVIUS CS
  • Quantum Bellator CS
  • Overdrive CS
  • Digital Geniuses D2

PART ONE. Близорукость - наш конёк.

Основная и самая распространённая проблема СНГ клубов - близорукость. Сюда можно отнести Paragon Esports, Comanche, Effect, Fluffy Gangsters, возможно Tengri и zArlans, 5Frags, Shadows, Vesuvius, Quantum Bellator, Overdrive, Digital Geniuses (60% проектов из списка). Для начала о тех, кто уже закрылся, либо потерял былую славу (как Comanche, например). Каждый, АБСОЛЮТНО КАЖДЫЙ, ориентировался не на долгосрочные перспективы, а на краткосрочные. Если короче и понятнее - НИКТО не тратил на маркетинг и продвижение в соц. сетях на развитие своего клуба, а не игроков, столько, сколько требовалось, хотя бюджеты были практически у каждого из этих проектов приличные.

Самый яркий пример - Comanche Dota 2. Казалось бы, отличный состав, яркое будущее, перспективная организация, но во что всё это вылилось в итоге? Практически всех игроков прибрали себе Анжи, Comanche потеряло ТЫСЯЧИ ДОЛЛАРОВ, которые не окупились, начались проблемы внутри, в виде потери мотивации, потери персонала, инвестиций. Но тут виноваты вовсе НЕ ИГРОКИ, НЕ АНЖИ (они лишь воспользовались ошибкой) и даже НЕ МЕНЕДЖМЕНТ СОСТАВА Comanche, это вина ТОП-МЕНЕДЖМЕНТА, вина COO и CEO проекта, ибо когда они строили эту организацию - они использовали не те материалы для закладывания фундамента, вследствие и весь дом в лице Comanche, заложенный на том хлипком и нестабильном фундаменте развалился, а началось это задолго до появления Кибер Анжи.

Изначально Comanche вкладывало внушительные средства в игроков и состав, продвигая НЕ СВОЙ ПРОЕКТ, а ИГРОКОВ СВОЕГО СОСТАВА, но это совершенно разные вещи. Вы скажете: "Это правильно, чем лучше играет состав - тем лучше для СНГ киберспорта и самих Comanche", но опять же, если мы говорим о краткосрочных перспективах - ДА, это очень классно, огромные скачки прогресса у игроков ведут к высоким достижениям, но что если мы посмотрим дальше своего носа, разве это стабильность? А ведь именно в бизнесе стабильность решает всё, об этом говорят ВСЕ крупнейшие предприниматели и инвесторы, у которых есть чему поучиться. Игроки развивались, играли всё лучше и лучше, на глазах их игра значительно становилась сильнее, но САМ КЛУБ стоял на месте, стоял на месте весь тот год, пока состав набирал обороты. Comanche не росли в медийке из-за низкоуровневого SMM (возможно бюджет такой или уровень квалификации персонала, а может и то, и другое), но от SMM в киберспорте, от интернет-маркетинга, зависит ВСЁ!

Деньги - это инструмент, это возможности, киберспорт не исключение, значимость денег тут не теряется. Откуда в киберспортивных клубах берутся доллары? (кроме инвестиций) Разумеется это СПОНСОРСКИЕ ВЛОЖЕНИЯ, которые приносят киберспортивному клубу 90% ДОХОДА (выигрыши с призовых, Мерч дают копейки). Вы задавались вопросом, зачем крупным компаниям вроде G2A, Kinguin, MSI и другим вкладываться в киберспортивные клубы? Какая у них конечная цель? Так вот, конечная цель - увеличить кол-во ПРОДАЖ их продуктов/услуг, иногда такие компании преследуют и другие цели, например PR (повысить доверие к бренду, за счёт лидеров мнений в лице игроков киберспортивного клуба). Из этого вытекает следующий вопрос: Что Comanche могло дать своим спонсорам? Следует ответ: Да по факту НИ-ЧЕ-ГО, вкладываться в клуб, у которого ежемесячные расходы составляли порядка 10 тысяч долларов, а то и больше (точной информации нет) АБСОЛЮТНО бессмысленно! 12 тысяч подписчиков в VK, 8 тысяч подписчиков в Инсте, 1200 читателей на Твиттере, 500 подписчиков YT канала и XaKoH, думаете это стоит хотя бы 1500 долларов? Нет, нет и нет, кому это надо? Тем более, я полагаю, 1500$ для Comanche это ~ только 1/8 их ежемесячных расходов. Какие проблемы потенциальных рекламодателей Comanche было способно решать? Практически никакие.

Ну так вот, нет у вас медийки - никто вам спонсорских вложений не даст, нет спонсорских вложений - проект не растёт в плане финансовом, нет финансов и медийки - не будет роста клубной инфраструктуры, но при этом если даже 50% бюджета нынешних средств вкладываются в игроков(все стартуют со стартовым капиталом, обычно это вложения инвесторов), они развиваются, всё казалось бы идёт хорошо, но смотря через какую призму на это всё смотреть. Через некоторое время проекты с лучшим финансовым состоянием у вас этих игроков попросту ЗАБЕРЁТ, а игроки колебаться не будут, когда им предложат лучшие условия.Сколько таких случаев уже было в СНГ? Давайте посчитаем сколько клубов пережили (или не пережили) подобные ситуации:

  • Team Empire (выживали за счёт отсутствия конкуренции среди ТИР-2 орг, несмотря на постоянные вторжения Навей)
  • Comanche (пережили, но понесли ГИГАНТСКИЕ потери ресурсов (времени и денег))
  • Fantastic Five (нет медийки - нет и денежек)
  • Fluffy Gangsters (те же самые Comanche, но из CS:GO)
  • 5FRAGS
  • Shadows Gaming
  • Vesuvius (правда там, насколько мне известно, была немного иная ситуация, но всё-же их тоже можно сюда отнести)
  • Paragon Esports (когда деньги с инвестиций закончились - проект остался без всего, хотя на маркетинг по сравнению с составом и персоналом тратились КОПЕЙКИ (~5% от бюджета). Формально месячный бюджет составлял 10 тысяч на рекламу, по факту так было только первый месяц существования, потом в рекламу перестали вкладывать ВООБЩЕ)

А теперь перечислю клубы, которые, как я считаю, собираются повторить историю ушедших:

  • Team Effect
  • Tengri
  • Quantum Bellator
  • Overdrive Gaming
  • Digital Geniuses

Как этим проектам не повторить ошибок их предшественников? Правильно распоряжаться финансами и начать РАСТИ КАК БИЗНЕС ПРОЕКТУ, пока есть такая возможность.

Elements Pro Gaming выражаю большой респект за их стратегию развития, за их позиционирование, ожидаю что со временем они будут наравне с Natus Vincere и другими грандами не только СНГ, но и Европы. Это тот проект на который стоит ориентироваться молодым организациям. За 2 года они добились больших результатов.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

Вкладываться в развитие игроков без развития должным образом клубной инфраструктуры - безусловно бессмысленное занятие в долгосрочной перспективе. Именно из-за этого многие, казалось бы, перспективные составы распадаются, многие игроки теряют мотивацию играть, большинство организаций закрываются и вследствие нет НИКАКОГО РОСТА в СНГ киберспорте, что со стороны игроков, что со стороны клубов.

ИМХО! GL & HF! Напишу PART TWO, если аудитории понравится!

Комментарии