advertisement banner
i
C

О создании правильной студии

В этом блоге не будет ни слова о войне студий или ошибках каких-либо комментаторов. Тут я хочу предоставить своё видение как можно создать профессиональную студию. Все моменты вряд ли затрону, но постараюсь ничего не забыть.



****

В первую очередь необходимо исправлять терминологию, приводить её к одному стандарту. Это понятно всем. Каким образом это делать? Какие стандарты использовать? Это так же очевидно. Русский перевод Dota 2. Открываем игру и начинаем читать и записывать.
Баш/стан оглушение
Слип сон
Дизарм (о)безаружен
Сплит-пуш — давление по разным линиям и другие синонимичные фразы
Drow Ranger — Т̶р̶а̶к̶с̶а̶ Дроу Ренджер
Все слова, которые не переведены, должны звучать в транскрипции и без искажений или сокращений.
Для комментаторов все слова должны быть записаны в словарь, который будет постоянно пополнятся.

****

Следующий момент, который затронул на Саммите 9Pasha, представление команд. В таком виде как сейчас, оно действительно мало кому нужно, формат представления нужно менять. Я считаю, что самым оптимальным будет отображать никнеймы над иконками героев как часть игрового интефейса на стриме. Соотвественно человеку, который будет управлять трансляцией нужно будет сразу после пика вносить эту информацию, понадобится нарабатывать навык, чтобы делать это максимально быстро. Как промежуточный вариант, можно использовать два интерфейса, которые будут отличаться только наличием этих данных. Отсюда возникнет другая проблема, при сохранении пропорций изображения по бокам(либо с одного бока) возникнут полосы. Я бы оставил одну полосу справа и заполнил её какой-либо информацией, например, название турнира, студии, имена комментаторов, только никаких анимаций!

8oc_1jl5wzk_1_.jpg

****

Поведение камеры так же должно быть стандартизировано. К этому претензий меньше всего, так что понадобится только руководство для комментаторов, в котором будут прописаны правила управления камерой, прописаны все настройки, которые должны быть на трансляции, необходиме и запретные консольные команды и прочие нюансы.


kdzz0qmaklc_1_.jpg

****

Состав комментаторов. Недалекие люди предлагают "Гнать ссаными тряпками Вилата и его шоблу". Тут важно понимать, что перед тем как кого-то гнать, ему нужно найти замену. Сейчас никакой замены нет, но её можно воспитать. Насильно переучивать "маэстро" нашего времени нерационально, как мне кажется. Слишком велика сила привычки. А значит альтернативу нужно создавать. Для альтернативной и конкуретной студии я предлагаю следующее. Берем умного человека(куратора), например, Гриндера или Спектру, хорошо с ними знаком, потому их называю, но исключительно для создания образа, берем кучу людей с улицы, которые хотят комментировать. Людям с улицы даем задание комментировать под запись, но без трансляций, любые случайные игры каких-то команд, согласно нормам, которые будут установлены. Названия только из русского клиента доты, определенные игровые настройки и так далее. Начинающие комментаторы записывают свои потуги и отправляют умному человеку, человек смотрит эти записил и фиксирует все ошибки комментатора, затем дает обратную связь. Таким образом новички будут нарабатывать навык, а кураторы на основании просмотренных работ пополнять и исправлять начальные стандарты. Я уже несколько лет работаю в контактных центрах и эту идею полностью слизнул с работы. Формируем стандарты, оцениваем работу согласно стандартам.
Так же на основании материала «Дешевле заплатить за плохое тестовое задание, чем работать с неподходящим человеком» по статье от технического директора и сооснователя рекрутингового сервиса June Амира Ясина, я считаю необходимым оплачивать записанные начинающими комментаторам игры, все плюсы и минусы этого подхода можно увидеть в статье. Ссылкок на сторонние ресурсы не привожу.
Нельзя забывать и о лучшем друге комментатора, а именно об аналитике. Их так же можно набрать с улицы, составить стандарты, установить старшим действующего аналитика, который так же будет просматривать игры и давать оценку.
Задачи при этом должны быть четко разграничены, комментатор не лезет в аналитику, не дает оценки ситуации, только описание происходящих событий, а аналитик не лезет описывать происходящее в сражениях, не пытается перебить тираду комментатора, если тот описывает игровые события, но вот сразу после драки наступает его время. Так же считаю обязанностью аналитика подготавливать статистику/информацию по играющим командам, чтобы ей заполнять возможные в игре моменты вялотекущего заработка или пассивной начальной игры. На это аналитику стоит выделять несколько дополнительных часов на каждую игру, которые так же должны оплачиваться.

****

Самый главный на студии. Этим человеком должен быть кто-то со стороны, один из тех, на кого нам нужно равняться. Смотрим на телевидение? Значит человек с телевидения. Смотрим на зарубежные трансляции? Значит кто-то с иностранных студий. Главное условие в том, что он не должен иметь отношения к действующим в СНГ студиям, потому что цель создать для них конкурена, а в идеале полностью заменить их. Условному рухабовцу это не нужно, он скорее похоронит всю затею.


****

Как я всё это вижу в итоге.
Необходимо найти кураторов для аналитиков и комментаторов, затем кураторам и самому главному составить стандарты комментирования, которые мы желаем увидеть на трансляциях. После идет набор в тестовую группу людей с улицы, распределение по кураторам аналитиков и комментаторов.
Работу стоит начинать раздельно, чтобы у людей появилась база именно по своему направлению, так же нужно отсеять тех, кто не справится с требованиями, а ещё чтобы подающий надежды талант не пытался на своём горбу протащить напарника, который не справляется.
Как только сольная работа будет более-менее налажена, терминология отработана, начальные навыки получены, начинаем работу в парах. Опять же, никаких публичных трансляций, только видео для кураторов. Одним из важнейших условий вижу регулярную смену напарников, дабы найти лучших, кто не будет испытывать проблем, при смене напарника, быстро адаптироваться к ситуации.
В качестве образца заполнения пауз или обсуждения игровых моментов, я хочу выделить манеру Lex'a задавать вопросы. Не высказывать своё "комментаторское" мнение, а спросить у аналитика, не считает ли он какое-либо действие игрока ошибкой, так же это поможет обратить внимание аналитика на моменты, которые он сразу не заметил.
По результатам кучи записанных игр выделить по несколько талантов каждой категории и отправить их в бой, а если точнее, запустить реальную трансляцию одной и той же игры, но от нескольких связок одновременно. Тут важно понимать, что у наших бойцов не должно быть конкурентов в виде купных и популярных студий, чтобы соревнование шло только между ними. Затем собирать мнение от сообщества. Способы тут самые различные, можно использовать все сразу, разве что, кроме комментариев в пабликах/на сайтах. Опросы, платные смс, отзывы самих игроков, всё к чему лежит душа.
На этом этапе уже можно будет анализировать полученные данные и пробовать делать предварительные выводы.

****

Почти наверняка я пропустил какие-то моменты, но надеюсь что смог донести ключевые идеи.

P.S. Старался всячески избавить текст от игровой терминологии, использовать только общеупотребительные слова, в общем, следовать своим вымышленным стандартам. Если все же допустил такие выражения в тесте, прошу меня простить.

Комментарии