advertisement banner
i
C

Виртуальная реальность в домашних условиях. Обзор HTC Vive

Немного предыстории. HTC Vive — шлем виртуальной реальности от компаний Valve и HTC. Отличительной чертой этого шлема является возможность перемещаться в области виртуального пространства, а также взаимодействовать с объектами в области посредством специальных контроллеров.

Через некоторое время удалось заполучить комплект HTC Vive Pre (комплект разработчика), который максимально приближен к потребительской версии. Спешу поделиться первыми впечатлениями и подробностями использования в домашних условиях.

 

Комплектация и настройка

Комплект HTC Vive состоит из трех коробок. В одной из коробок находятся контроллеры, в другой — датчики отслеживания, а в третьей — сам шлем. К слову, весит все это почти 7 кг.

Вот так все это выглядит в распакованном виде:

Контроллеры

Датчики

 

Шлем, кабели, наушники, USB-хаб

 

Перед использованием, как и полагается, нужно все собрать и подключить.

Вооружившись специальной инструкцией, я приступил к монтажу датчиков. Valve рекомендует, чтобы датчики находились как можно выше на противоположных стенах друг напротив друга. Допускается и другое расположение, но тогда точность отслеживания не гарантируется. Монтаж занял добрых полчаса, отдельное спасибо HTC и Valve за специальные крепления для стен, которые идут в комплекте со шлемом. Каждый из датчиков подключается к розетке, работа устройств синхронизируется благодаря спец. кабелю. В потребительской версии, скорее всего, этот кабель будет уже не нужен, и синхронизация будет происходить благодаря беспроводным технологиям.

Подключение шлема не вызвало особых проблем: в инструкции наглядно показано, какой провод и куда воткнуть, хотя проводов, признаться, немало.

После включения шлема Windows автоматически установил все нужные драйвера. И, как рекомендуется в инструкции, осталось запустить только приложение SteamVR Beta из клиента Steam, что я и сделал.

Как и ожидалось, после запуска потребовалось обновить прошивку всех устройств.

После обновления и обнаружения всех устройств запускается программа настройки и калибровки игрового пространства. Тут пользователю предлагается выбрать вариант, как именно он будет играть в виртуальные игры: используя пространство всей комнаты, либо только стоя или сидя.

Мне подошел первый вариант, я решил использовать свободное пространство своей комнаты. К слову, программа настройки и калибровки довольно наглядная и интуитивно понятная, веселые анимации не дадут заскучать.

Следующий шаг. Тут нам надо очистить пространство от посторонних предметов.

 

Программа определяет доступность всех устройств.

 

Берем в руки контроллер, нажимаем на триггер, направляем контроллер в сторону монитора.

 

Калибровка пола: кладем контроллеры на пол и нажимаем кнопку в программе настройки.

 

Берем в руки контроллер и определяем границы свободного пространства.

 

Очерчиваем контур, а программа настройки подскажет, подходит ли наше место для удобной игры. Минимальный размер свободного пространства — 2 на 1.5 метра.

 

После успешной настройки и калибровки можем приступить к игре.

 

Демки и игры для HTC Vive

На данный момент (до официального релиза) доступно лишь несколько демо-версий различных игр, связанных с виртуальной реальностью. Я решил описать наиболее интересные из них.

theBlu

В этой демке игрок находится под водой на палубе затонувшего корабля. Взаимодействие с объектами тут не предусмотрено, предлагается лишь передвигаться по палубе и наблюдать за подводным миром. Демка очень красивая и  в первый раз производит довольно сильный эффект, который позволяет забыть о том, что на самом деле ты находишься в своей комнате.

Aperture Robot Repair

Демка от компании Valve. Окружающая комната выполнена в стиле игры Portal. Тут игрок может немного исследовать комнату, заглянуть в шкаф. Цель демки –—починить робота. Мне это не удалось, и GLaDOS, сочтя меня ни на что не годным человечишкой, отправили под пресс. Атмосфера демки наполнена фирменным юмором игры Portal, что не может не радовать.

Часть игрового процесса демонстрируется в тесте производительности системы в программе SteamVR Performance Test, доступной по этой ссылке.

Secret Shop

Тут игрок оказывается в лавке продавца из игры Dota 2. Цель — исследовать лавку. Спрятанные руны будут уменьшать и переносить игрока в отдельные уголки лавки, откуда можно взглянуть на окружение под другим углом. Те, кто играл в Dota 2, несомненно, встретят множество знакомых предметов из игры, включая Dragonclaw Hook в натуральную величину, молот Basher, курьеров Drodo и Smeevil и многое другое. Незабываемый опыт; приятно окунуться в атмосферу игры и встретить знакомое окружение.

Job Simulator

Игроку в демке предстоит стать офисным работником на небольшой промежуток времени. Отличительной особенностью является возможность взаимодействовать с большим числом окружающих объектов. Игрок сможет сделать и выпить кофе со сливками, съесть пончик, уволить одного из сотрудников, ответить на звонок по телефону, запустить бумажный самолетик, кинуть в робота любой предмет и многое другое. В общем, скучать не придется. В полной версии игры будет представлено несколько видов деятельности: продавец магазина, повар в ресторане, офисный работник.

Игра достпуна в Steam по этой ссылке.

Modbox

Modbox — полноценная игра, которая в данный момент находится на стадии альфа-тестирования. Жанр — песочница. Каждый игрок тут может сделать или построить все, что душе угодно, начиная от примитивных фигур и заканчивая сложными конструкциями. Например, можно сделать миниатюрный ринг с бойцовской грушей; стрельбище с мишенями, пистолетом и луком; боулинг; настольный теннис и многой другое. Интерфейс интуитивно понятный, перемещаться по виртуальному пространству — одно удовольствие. В игру лучше играть большой компанией друзей, веселое времяпрепровождение гарантировано.

Кроме этого, разработчики обещают добавить мультиплеер.

Игра достпуна в Steam по этой ссылке.

 

На мой взгляд, это наиболее интересные из доступных на данный момент демок и игр. Но имеется и парочка других продуктов:

  • Tilt Brush. Игра-рисовалка от Google, где любой желающий сможет нарисовать настоящий шедевр в трехмерном пространстве. Присутствует широкая палитра инструментов и визуальных эффектов. Доступна в Steam по этой ссылке. 
  • Sisters. Демка-ужастик, где игроку нужно исследовать комнату с призраками. Если честно, то в первый раз довольно сильно испугался. Доступна в Steam по этой ссылке. 
  • Final Approach. Игра, где вы в роли диспетчера вручную управляете посадкой самолетов. Доступна в Steam по этой ссылке. 
  • Fantastic Contraption. Тут с помощью диковинных конструкций игроку надо доставить шарик в специальную зону. Игра отлично подходит для шумной и веселой компании. Доступна в Steam по этой ссылке.
  • Felt Tip Circus. Игроку предстоит оказаться на арене цирка, метать ножи, укрощать львов, ходить по канату и многое другое. Доступна в Steam по этой ссылке.
  • Ninja Trainer Vive Demo. Вы — ниндзя с мечом. Цель — разрезать с помощью меча как можно больше фруктов. Довольно забавная и интересная демка, затягивает. Контроллер очень точно передает все движения.

Это лишь стартовая линейка игр и демок. После выхода потребительской версии HTC Vive список должен будет существенно расшириться.

Кроме того, Valve впервые за долгие годы выпустит новую полноценную игру под названием The Lab, однако эксклюзивно для владельцев HTC Vive. На данный момент об игре известно мало — лишь то, что игроку предстоит пройти серию экспериментов и испытаний в комнатах и лабораториях вымышленной компании Aperture Science из серии игр Portal.

Помимо The Lab разработчики из Valve планируют выпустить специальное приложение под названием SteamVR Desktop Theater Mode для владельцев шлемов виртуальной реальности. Приложение позволит запускать игры, не предназначенные для шлемов, в режиме виртуальной реальности.

Более подробная информация о The Lab и SteamVR Desktop Theater Mode появится уже через пару дней.

 

Плюсы и минусы

Что касается использования самого шлема и контроллеров, то тут, конечно же, есть свои плюсы и минусы.

Движение контроллеров и перемещение игрока со шлемом отслеживаются точно и четко. Шлем закрепляется на голове с помощью небольших ремней, которые не вызывают дискомфорта, а с течением времени ты совершенно забываешь, что на тебе вообще что-то надето, и погружаешься в мир виртуальной реальности. Сам шлем довольно легкий и удобный. Качество картинки отличное.

Шлем подключается как отдельное устройство, а не как второй монитор (как в случае с Oculus), и это несомненный плюс: ярлыки и программы не будут заползать за границу вашего основного экрана.

Что касается контроллеров, то, как я писал выше, точность отслеживания перемещения контроллеров в пространстве не вызывает нареканий. Контролеры легкие, в руке лежат удобно. Контроллеры состоят из тачпада, тригера на обратной стороне, двух маленьких кнопок управления спереди и большой кнопки на боковой стороне. Все достаточно просто и интуитивно понятно. Дискомфорта в управлении лично я не испытал.

Что касается ложки дегтя, то в случае HTC Vive таковой является большое количество проводов и необходимость наличия свободного пространства.

Само собой, от проводов никуда не деться, это понятно. Но все же их наличие за спиной вызывает некоторый дискомфорт и неудобство при передвижении по комнате.

Важную роль также играет наличие свободного пространства в вашей квартире. HTC Vive хоть и позиционируется как уникальный шлем, благодаря которому вы сможете играть сидя, стоя или передвигаясь по комнате, но все же лишь последний вариант позволит окунуться в виртуальный мир целиком и полностью.

Минимальный размер свободного пространства при игре, где вам нужно будет передвигаться по комнате, составляет 2 на 1.5 метра. Казалось бы, это не так много. Однако для комфортной игры нужно куда больше места. При настройке и калибровке шлема вы определяете границы своего свободного пространства в комнате, и, как только в игре вы приближаетесь к этим границам, они начинают проявляться в виде голубой сетки, которая не может остаться незамеченной. Соответственно, при игре в малом пространстве эту сетку игрок будет видеть довольно часто, что не может не отвлекать и не влиять на погружение в виртуальный мир.

И последнее. Не совсем уверен, можно ли это отнести к минусам, но, как и в случае с любой новинкой, вам потребуется довольное мощное железо. Особые требования предъявляются к производительности видеокарты. Мой конфиг: Core i7 960, 8 GB RAM, GTX 770 4 GB, Windows 7 64 bit. Программа теста производительности от Valve сообщила, что моя система совместима, однако не является идеальной, т.к. слабовата видокарта. Признаться, особых лагов или провисаний в демках и опробованных играх я не заметил, были лишь проблемы с плавностью картинки в демках Job Simulator и theBlu.

Итого:

+ Удобство

+ Отличное качество картинки

+ Эффект полного погружения в виртуальный мир

+ Удобные контроллеры

+ Безупречная точность отслеживания в пространстве

- Наличие большого количества проводов

- Необходимость в большом свободном пространстве

+- Наличие мощного железа

 

В целом я остался доволен использованием шлема, даже несмотря на минусы. Возможно, еще рано судить и делать однозначный вывод до официального релиза потребительской версии шлема и выхода полноценных игр. Остается подождать совсем немного, чтобы по достоинству оценить возможности виртуальной реальности и шлема HTC Vive.

Комментарии