advertisement banner
i
C

[Блогосфера] Несколько мифов о работе в киберспорте

Я не работаю в сфере киберспорте уже почти год, что даёт некоторую временную дистанцию для того, чтобы иначе посмотреть на почти 10 лет своей профессиональной деятельности здесь.

Мне показалось интересным взглянуть на этот бизнес глазами простых обывателей и разобраться в том, что же из устоявшихся стереотипов является правдой, а что – нет.

Миф №1: В киберспорте можно зарабатывать на жизнь

На самом деле и да, и нет. Virtus.pro в своё время стал одним из первых проектов, которые реально платили стаффу зарплаты, на которые можно было жить. На заре своей карьеры я получал всего лишь 100-200 долларов, работая на Киберфайте, и эта работа была сдельной: как потопаешь – так и полопаешь.

В VP всё изменилось, и мы чувствовали, что вправе требовать с людей более или менее качественной работы за эти деньги. Хотя стоит отметить, что были времена, когда Снег был готов пустить скупую мужскую слезу, подписывая очередной бюджет редакции, который порой доходил до 300-400 тысяч рублей в месяц. Это не покрывалось никакими спонсорами полностью и было, в прямом смысле, больно.

У меня были сверстники, торгующие краской в магазине и зашибающие примерно в 2-3 больше, чем я, однако возможность поспать в понедельник до обеда была отличной компенсацией за такое неравенство.  Безусловно, не единственной.

Ребятам на более рядовых должностях, скорее всего, приходилось сложнее. Оклад обозревателя мог составлять немногим более 10 тысяч рублей, что делало возможным найм только начинающих (молодых) сотрудников, либо тех, кто жил в небольших городах, где такая зарплата была хоть сколько-нибудь конкурентной.

Однако главной проблемой рынка труда были даже не относительно скромные зарплаты, а просто катастрофическое отсутствие работодателей. На рынке просто не было достаточного количества вакансий. Во многом поэтому, уходя с насиженного места, ты уходил из киберспорта вообще. Сразу скажу, это не совсем (или совсем не) моя история.

Миф №2: Деньги главная мотивация для игроков и стаффа

Вот уж точно ерунда. Я знаю множество игроков, которые были талантливы настолько, что легко могли завязать с компьютерным спортом, а через полгода сколотить небольшое состояние или сделать карьеру. Многие из них так и поступили.

Чего стоит хотя бы тот же Снег, который сделал свои миллионы, не включая компьютер по полгода.

Забавно, но в киберспорте остаются люди двух совершенно противоположных типов. Первые – пробивные, которые реально в свои 30-40 лет верят в светлое будущее прогейминга (часть из них уже получила свои дивиденды), талантливые и невероятно креативные. Вторые – это гики, которым попросту некуда идти. В какие-то моменты я питал к последним презрение, в какие-то – жалость. Теперь я понимаю, что это тот гумус, который нужен киберспорту не меньшей людей, которых я отнёс к первому типу.

Ни тот, ни другой тип не ждёт напрямую, что киберспорт будет его непременно кормить и платить за квартиру, хотя кушать, безусловно, хотят все. Обе эти группы киберспортменов (не только игроков), в общем-то, альтруисты, и порой даже не знают, что делать с внезапно упавшими на голову «миллионами».

Миф №3: Мотивация в киберспорте не может иссякнуть

Ещё как может. У удалённой работы дома (за, в общем-то, хорошую зарплату) есть один большой минус: мир сужается до 17-19 дюймов монитора компьютера. Ни вечерние прогулки с девушкой, ни пьянки с друзьями этого факта не меняют. Канал коммуникаций сужается, и вот вы общаетесь с миром исключительно через почту и скайп. В какой-то момент люди перестают быть для вас людьми, а тут недалеко и до потери смысла вашей трудовой деятельности. Зачем мне что-то писать и делать, если люди стали каким-то абстрактным понятием, выраженным исключительно в цифрах аудитории? Не переставать видеть за цифрами и никами людей – большой дар. В этом смысле я восхищаюсь Вилатом.

Когда я начал ходить на привычную для большинства работу, первые недели я просто наслаждался атмосферой офиса и той креативной мотивирующей средой, которая в нём царит.

Внезапно я обнаружил, что мне ещё многому нужно научиться, и обнаружил я это с огромным возбуждением и удовольствием, а не с сожалением, как вы могли бы подумать.

То, что сейчас всё больше организаций отказывается от «облачной редакции» в пользу реальных офисов, – это огромный плюс для наёмного стаффа. Ведь внутренние коммуникации – это не только путь к построению успешного проекта, но один из факторов, делающих жизнь сотрудника (во всяком случае, одну её треть) по-настоящему комфортной и полезной.

Но, конечно, это далеко не единственный фактор, влияющий на мотивацию.

Миф №4: Все киберспортсмены - дебилы

Безусловно, нет. И дело тут даже не в том, что, скажи я обратное, меня бы закидали помидорами как злостного треш-токера. Просто к странностями некоторых геймеров нужно относиться спокойно, за пределами киберспорта странных людей едва ли меньше.

Однако мне всегда немного жаль, когда я читаю самые позитивные новости индустрии о всяческих контрактах, новых турнирах и финансовых интересах и понимаю, что значительная часть игроков взрослеет куда медленнее, чем сам киберспорт.

Наглядным был для меня The International 2014, на котором я лично увидел все необходимые для меня пруфы величия гейминга как вида интертеймента и полную незрелость и неготовность к этому величию самих игроков. Возможно, это всё очень субъективно, но игроки напоминают мне этаких «золотых мальчиков», которым добрые дяди купили дорогой лимузин. Растление? Да, возможно. Поэтому я всегда писал о том, что эти ваши миллионы долларов нужны киберспортивной инфраструктуре, а не игрокам. Многим игрокам же будет достаточно раздать леденцы.

Мельком поглядывая на новости последних месяцев, я всё-таки не могу не отметить, что ситуация понемногу меняется. Множество вчерашних лоботрясов начинают реально работать на киберспорт, доказывая, что потенциал каждого человека огромен, даже если со стороны этого не скажешь.

Миф №5: В киберспорте всё серьёзно

Опять-таки, и да, и нет. Если мы говорим про бизнес, то да, киберспорт – поле серьёзных баталий, однако 99% аудитории этого могут даже не заметить. В это же время на авансцене периодически происходит какая-то забавная возня, в которую погружается куча доморощенных «селебрити» и разных троллей. 

Так вот, для меня в какой-то момент стало открытием, что эта возня с реальными отношениями людей не имеет ничего общего. Киберспорт – это место, где ты можешь недобрым словом помянуть весь семейный фотоальбом своего оппонента, обещав убить его при личной встрече, а после этого вполне нормально работать в одной структуре и играть в одной команде.

В качестве иллюстрации мог бы привести ситуацию с Virtus.pro DOTA в 2014 году, когда в центре внимания была перепалка между «медведями» и Empire. Благословенное время той самой «шаурмичной». Люди всерьёз обсуждали ситуацию, которая не стоила и выеденного яйца, а тот же Снег, рофлящий Стрейнджера (кстати, как оказалось, довольно выдержанного и позитивного мужика), не думал про Empire вообще, а обсуждал вместе с Зеро планы по противостоянию могущественному Алексу Гарфилду из EG. О чём вообще никто даже не думал и не судачил нигде. Вот вам витрина, и вот то, что внутри.

На этом всё. Пожалуй, лучше оставить что-нибудь на следующий раз.

PS Кстати, вдруг внезапно захотелось реанимировать свой твиттер, подписывайтесь, если сочтёте это интересным для себя: https://twitter.com/kirillkott

Комментарии